Понятие и экономическая сущность монополий

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 17:10, реферат

Описание работы

Перед тем, как мы начнём рассматривать собственно тему курсовой работы, нужно выяснить, что есть такое монополия. Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова моно - один, полио- продаю. В реальности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма производитель товаров, не имеющих субститов. Отсюда следует, что использование термина монополия носит немного условный характер.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 65.50 Кб (Скачать)

Может осуществляться также общественный контроль за соблюдением прав потребителей в сфере торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей со стороны общественных объединений потребителей.

Для улучшения  информационного обеспечения и организации более действенного контроля за ценообразованием правительство республики в 2000 г. приняло специальное постановление. Согласно этому постановлению, предприятия и предприниматели обязаны не менее трех лет хранить у себя решения об установлении цен на производимую ими продукцию, а также на товары, ввозимые на территорию Беларуси в режиме «выпуск товаров для свободного обращения». Информация о ценах должна представляться в Министерство экономики в течение пяти дней с даты принятия решения об установлении цен.

Повышению эффективности проводимой ценовой  политики в стране способствует также проведение ценового мониторинга, который осуществляется как органами

8 

ценообразования, так и службами государственной статистики. Современный

ценовой мониторинг включает отслеживание цен, ценообразующих факторов на основных сегментах рынка -внутреннем, внешнем, на рынке потребительских товаров, промышленной продукции, услуг, рынке труда и оперативное их прогнозирование. Основная задача мониторинга - быстрое выявление ценовых дисбалансов и проблем в целях оперативного принятия упреждающих решений и создания ценовых информационных ресурсов для субъектов хозяйствования и населения.

Однако  несмотря на все вышеупомянутые меры, монополии в Республике Беларусь всё-таки существуют.

В монопольном  ведении находится телефонная связь. Негласный монополизм держится и в сфере Интернета. Иностранных провайдеров на рынок просто напросто не пускают.

Монополистами выступают государственная компания «Белтелеком» и ее структурное подразделение, занимающееся непосредственно предоставлением доступа в Интернет, - провайдер «Белпак». На самом деле, «Белтелеком» является заложником заключенного в 1992 году между Белоруссией и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) Кредитного соглашения. Часть полученного кредита была вложена в 1995 году в создание этого самого крупного в Беларуси предприятия электросвязи.

По некоторым  данным, сумма инвестиций составила 5 миллионов долларов. «Белтелеком» работает в соответствии с государственной «Программой развития средств связи до 2000 года», проводит постоянные консультации с ЕБРР и имеет перед ЕБРР определенные обязательства. Деньги-то возвращать нужно. Этот аргумент часто используется чиновниками белорусского министерства связи, когда им в очередной раз приходится

9

отказывать в  чем-то представителям коммерческих телекоммуникационных компаний. Монополия позволяет «Белтелекому» давить конкурентов и компаний. Пользователям и коммерческим провайдерам приходится жить с тем, что есть.

Однако в целом  мы не можем сказать, что в белорусском  Интернете происходит что-то уж очень  страшное, что подтвердило бы оценку «Репортеров без границ». Сохраняющаяся  государственная монополия отражается на пользователях в основном тем, что доступ дороговат. Коммерческие провайдеры хоть и жалуются, что чиновники Минсвязи строят преграды и стоят на пути технического прогресса, но негласно монополию одобряют. Их аргументы следующие: в условиях отсутствия монополии в Беларусь сразу придут крупные игроки и сметут на своем пути всех тех, кто вот уже несколько лет выживает на этом сложнейшем рынке. Белорусские провайдеры надеются еще окрепнуть и подготовиться к экспансии со стороны российских и западных компаний. Сомнений в том, что все равно в итоге местные компании будут куплены кем-то со стороны, нет ни у кого. Но хочется подготовиться, чтобы было что продавать. Так что государственная монополия в некотором смысле является для коммерческих провайдеров гарантией выживаемости.  
 
 
 
 
 
 
 

10 
 
 
 

Информация о работе Понятие и экономическая сущность монополий