Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 17:10, реферат
Перед тем, как мы начнём рассматривать собственно тему курсовой работы, нужно выяснить, что есть такое монополия. Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова моно - один, полио- продаю. В реальности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма производитель товаров, не имеющих субститов. Отсюда следует, что использование термина монополия носит немного условный характер.
Глава 1. Понятие и экономическая сущность монополий.
Перед тем, как мы начнём рассматривать собственно тему курсовой работы, нужно выяснить, что есть такое монополия. Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова моно - один, полио- продаю. В реальности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма производитель товаров, не имеющих субститов. Отсюда следует, что использование термина монополия носит немного условный характер. Но если не брать в расчёт этот небольшой нюанс то, Монополии — это наиболее могущественные предприятия или объединения нескольких предприятий, которые изготавливают большую часть определенной продукции, благодаря чему влияют на процесс ценообразования и присваивают высокие прибыли. Однако не следует отождествлять с монополиями все крупные предприятия, поскольку далеко
не любое крупное предприятие производит подавляющее количество продукции определенного вида. Монополии проникают во все сферы общественного воспроизводства — непосредственное производство, обмен, распределение и потребление. Сначала монополизируется сфера обращения. На этой основе возникают простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.
Картель — это объединение нескольких предприятий одной отрасли производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и изготовленный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, но договариваются о доле каждого в общем объеме производства, цене, рынках сбыта.
Синдикат —
это объединение некоторого количества
предприятий одной отрасли
участники которого сохраняют собственность на средства производства, но
утрачивают коммерческую
самостоятельность.
1
В настоящее время синдикаты по большей степени существуют в сфере торговли, но некоторый — и в сфере производства. Более сложные формы монополистических объединений возникают, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства.
Возникает необходимость объединения в пределах одной корпорации
последовательных,
взаимосвязанных производств
промышленности. Так образуются тресты.
Трест — это объединения ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого объединяют производство, сбыт, финансы, управление.
На сумму вложенного
капитала владельцы отдельных
Может случиться так, что капитал той или иной монополии проникает в отрасли, которые непосредственно не связаны с основной сферой ее деятельности. Такое явление называется диверсификацией. На основе диверсификации возникает такая наиболее распространенная в современных
условиях форма монополистических объединений, как многоотраслевой концерн — объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и изготовленный продукт, а главная фирма осуществляет контроль за другими участниками объединения.
Экономическая
мощь концернов, как и других форм
монополистических объединений, растет
вследствие мультипликативного эффекта.
2
Глава 2. Регулирование деятельности монополий.
Антимонопольная деятельность — это комплекс мер направленных на ограничение деятельности монополий, а также создание соответствующего законодательства. Первые антимонопольные законы были приняты в конце XIX — начале XX в. в США, Канаде, Австралии, поскольку монополизация в этих странах происходила наиболее интенсивно. Они формально запрещали тресты и некоторые иные формы монополий и основывались на понимании монополии как абсолютного господства одной компании (или объединения компаний). Такое толкование сущности монополий почти не касалось олигополии, как правило, не подпадающих под действие антимонопольного законодательства, к которому принадлежат также законы, запрещающие или регулирующие соглашения предприятий, направленные на ограничение конкуренции путем разделения рынков, договоренностей о ценах, ограничения торговли. Существуют две разные системы антимонопольного права: европейская и американская. Американская берет свое начало от закона Шермана 1890 г. и с дополнениями 1914, 1936, 1950 гг. остается единственным антитрестовским законом Америки. Он запрещает не только различные формы монополий, но даже попытку монополизировать торговлю. Тем же законом запрещались тресты и картели.
Чтобы обойти этот
закон, монополии создавали холдинг-
3
законов является ограничение власти монополий, создание конкурентной среды, поддержка и содействие развитию малого бизнеса.
Наиболее жестко
антимонопольный закон
предприятий, которые производят однотипные товары и услуги, поскольку
это приводит к монополизации отрасли. Существует много методов осуществления антимонопольной политики, такие как: ликвидация фирмы, высокое налогообложение монопольных прибылей, контроль за ценами монополистов, разукрупнение монополий и различные другие методы.
Сейчас давайте рассмотрим основные положения антитрестовских законов США и пути их реализации.
§1. Любое соглашение,
объединение в форме треста или
другого юридического лица, или сговор,
приводящие к ограничению торговли
между несколькими штатами или
с иностранными государствами, объявляется
незаконным.
§2. Каждый человек, монополизирующий или
пытающийся монополизировать, или тайно
или явно сговаривающийся с другим человеком
или людьми для того, чтобы монополизировать
любую часть торговли между несколькими
штатами или с иностранными государствами,
будет обвинен в совершении уголовного
преступления.
§3. Считается
незаконной ценовая дискриминация
между различными товарами одного класса
и качества, если подобная дискриминация
значительно ослабляет
§4. Для любого человека является незаконным
сдавать в аренду, продавать или заключать
контракт при условии, или соглашении
или понимании того, что арендатор или
покупатель не будет использовать или
вести дела в
4
области действия конкурента, если в результате может возникнуть монополия или уменьшится конкуренция в любом звене торговли.
§5. Ни одна корпорация не должна приобретать полностью или частично другую корпорацию, если в результате этого приобретения может значительно снизиться конкуренция или возникнуть монополия.
§6. Нечестные методы конкуренции, а также несправедливые или вводящие в заблуждение поступки или действия объявляются незаконными.
Существует два пути реализации антитрестовского законодательства — судебно-законодательный и административный. Законодательное регулирование возложено на Министерство юстиции и суды, оно предусматривает судебное преследование и наказание за нарушение антитрестовского закона. Административное регулирование осуществляют специальные органы, прежде всего Федеральная Торговая Комиссия («ФТК»), созданная в 1914г. как особый орган административного контроля за соблюдением «правил конкурентной борьбы».
Антитрестовское законодательство довольно сурово относится к кооперации и слияниям, будучи в то же время более лояльным по отношению к существующей концентрации. Таким образом, фирме, владеющей 60% рынка, разрешается существовать в прежнем виде, устанавливая цены более чем на 60% рынка во многом как ей заблагорассудится. Между тем другие фирмы не могут сливаться, чтобы приобрести хотя бы 15% рынка. Не могут и объединяться для того, чтобы устанавливать цены на какой-нибудь другой части рынка.
Особенность же антитрестовского законодательства заключается в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма. Под олигополией понимается такая организация отрасли, при которой ограниченное число крупных производителей выпускает значительную или преобладающую часть отраслевой продукции и благодаря
5
этому они либо способны осуществлять самостоятельную монопольную
политику, либо вступать в монопольный сговор относительно единой рыночной политики.
К настоящему времени олигополия сложилась в преобладающем большинстве отраслей капиталистической экономики. Вне сферы антимонопольного законодательства остаются лишь три группы отраслей. Во-первых, отрасли, где не сложилась олигополия, то есть сосуществует большое число относительно мелких производителей. Во-вторых, отрасли, которые связаны с так называемой естественной монополией, то есть требуют для своего функционирования единой организационно-правовой системы. И, в-третьих, некоммерческие виды деятельности.
Европейская система антимонопольного права запрещает не монополию как таковую, а лишь ее злоупотребление властью. Основная форма государственного контроля — система регистрации картельных соглашений в специальных органах, поскольку картели считаются полезными для развития экономики. В большинстве антимонопольных законов европейских стран запрещаются такие виды монопольных соглашений, как соглашения о разделе рынков, фиксированных ценах и др. Например, в Германии монополией считается компания, которая сосредоточила в своих руках
треть обращения. В ЕС регистрации подлежат только те соглашения, которые
ограничивают
конкуренцию между членами-
6
Глава 3. Практика Республики Беларусь.
Главной целью антимонопольного законодательства является обеспечение доступности для потребителей товаров (услуг) монопольных предприятий за счет определения экономически обоснованных цен, позволяющих осуществлять развитие субъектов естественных монополий. В нашей стране используется специфическая система регулирования цен на продукцию предприятий, злоупотребляющих своим доминирующим (монопольным) положением. При этом доминирующее положение означает исключительное положение предприятия на рынке, которое позволяет ему диктовать свои условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ на рынок другим предприятиям или иными способами ограничивать конкуренцию. Факт доминирования устанавливается по доле рынка, которым обладает предприятие. Если, например, одно предприятие владеет более чем 30%, а два - более чем 54% рынка, то эти предприятия признаются монополистами и включаются в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики (независимо от формы собственности).
Составной частью общей системы регулирования цен является контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании. Определяя общие правила и принципы ценообразования, вводя ограничения цен, специальные государственные органы призваны контролировать их соблюдение всеми субъектами хозяйствования.
1 февраля 1993 г. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 51 было утверждено Положение о государственном контроле за соблюдением дисциплины цен, в котором определены основы государственного контроля за установлением и применением цен всеми субъектами хозяйствования независимо от форм собственности. В дополнение к нему было принято Постановление Кабинета Министров «О повышении эффективности контроля за ценами» № 221 от 2 декабря 1994 г. Определена ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о ценообразовании статьей 6 Закона
7
Республики Беларусь «О ценообразовании», вступившего в действие в мае 1999
г. Органы контроля за ценами действуют как на высшем республиканском, так и на местном уровнях управления. Высшим исполнительным органом, который определяет политику цен и осуществляет контроль за ее соблюдением, является Департамент антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики. На местном уровне в пределах своей территории те же функции выполняют управления антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома, а также инспекции по контролю за ценами в районах, городах и их районах. В своей работе органы контроля за ценами взаимодействуют с министерствами и ведомствами, на которые возложена ответственность за правильность установления и применения цен на подведомственных предприятиях. Проверкой правильности установления и применения цен занимаются также Комитет государственного контроля, Прокуратура Республики Беларусь, Государственный налоговый комитет, Министерство финансов, органы статистики.
Информация о работе Понятие и экономическая сущность монополий