Показатели развития отрасли и ее влияние на формирование ВВП

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 00:48, контрольная работа

Описание работы

Публикации последних лет о туризме сводят мнения к тому, что туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия.

Содержание

Введение
1. Современное состояние международной туристской деятельности
2. Перспективы развития мирового туристского рынка
3. Индустрия туризма
4. Воздействие туризма на сферу экономики
5. Безопасность туризма
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Экон.тур. Задание 4.docx

— 61.71 Кб (Скачать)

4. Культурно-познавательный  туризм. Наибольшие потоки туристов, путешествующих с познавательными  целями, наблюдаются в Европу, Азию  и на Ближний Восток. Для небольших  групп туристов можно организовывать  познавательные туры в виде  однодневных экскурсий с посещением  памятников культуры.

В связи  с повышением интереса к познавательному  туризму возрастает значение охраны памятников культуры. Требуется применение эффективных мер по сохранению памятников культуры и управлению туристскими  потоками.

5. Тематический  туризм. Этот вид туризма предусматривает  повышенный интерес к конкретному  явлению, например, к климату местности,  превалирующему над остальными  туристскими мотивами. Популярность тематических парков как мест отдыха (в мире строится несколько таких парков) будет возрастать с каждым годом.

По прогнозу ВТО, в XXI веке ожидается туристский бум: число путешествующих в мире к 2020 г. приблизится к 1,6 млрд. (в 1997 г. путешествовало 612 млн. человек)3.

Крупнейшее  британское туристское издательство «Travel & Tourism Intelligence» (ТТI), входившее в  «Economist Intelligence Unit», опубликовало исследования, содержащие долгосрочные, вплоть до 2010 г., прогнозы развития международного туризма. Был проведен анализ данных 30 крупнейших выездных рынков, представляющих 90% объема мирового туризма, и сделан прогноз относительно числа поездок  туристов за границу, количества ночевок  и денежных средств на зарубежные поездки. Согласно прогнозу темпы роста  международного туризма будут снижаться.

Согласно  прогнозам, темпы роста международного туризма в мире составят 4,4% к 2005 г. и 4,3% – к 2010 г. Для оценки перспектив роста туристских потоков принято  использовать следующие показатели: низкий, ниже среднего, средний, высокий  и выше среднего.

Европа  как источник и потребитель туристских потоков имеет в перспективе  средний показатель, что выявляет возможные варианты развития регионального  туризма. Например, перспективы выездного  туризма из Европы в Америку, Восточную  и Южную Азию, страны Тихоокеанского бассейна оцениваются показателем  выше среднего, а в Ближневосточный  регион – показателем ниже среднего, что связано с экономическими трудностями и малопривлекательностью расположенных в нем стран.

Согласно  прогнозу «Travel & Tourism Intelligence» (TТI) Европа как регион выездного туризма  имеет хорошую базу роста по всем направлениям, за исключением Южной  Азии. Однако рост выездного туризма  из Европы и Средиземноморья заметно  замедлится, тогда как темпы увеличения числа поездок за границу в  странах Юго-Восточной Азии останутся  довольно высокими, несмотря на недавние экономические трудности в регионе. В 1989 г. туризм из Европы составлял 69% всего рынка выездного туризма, к 1995 г. его объем упал до 58%, а прогноз на 2010 г. дает цифру 49%. На состояние европейского рынка туризма оказывает влияние тенденция к предпочтению европейцами путешествий по Европе.4

Америка имеет показатель ниже среднего, как  по перспективам роста внутрирегионального  туризма, так и по туристским потокам  в Южную Азию и страны Ближнего Востока. Доминирующая роль Северной Америки  на континенте и высокая доля учтенных туристских потоков в рамках приграничного  обмена между США и Канадой  дают низкую оценку перспективам развития внутрирегионального туризма.

Южная Азия испытывала политическую нестабильность в 90-е годы, что вызвало спад выездного  и въездного туризма. Новая индустриальная политика Индии, снижение практики лицензирования и контроля над валютным обменом  создают благоприятные условия  для инвестиций и экономического развития, что, в свою очередь, обеспечивает финансовые возможности не только для  деловых поездок, но и с целями отдыха. Перспективы выездного туризма  из Индии можно оценивать средним  показателем. Основными регионами  по приему выездного туризма из Южной  Азии станут Восточная Азия и страны Тихоокеанского бассейна. Перспективы  въездного туризма в Южную  Азию оцениваются показателем выше среднего, несмотря на небезопасную для  туристов политическую нестабильность в регионе, сбои в авиадоставках  из основных стран-поставщиков туристских потоков, а также недостаток средств  для развития туристского продукта и продажи его за рубеж.

Ближний Восток имеет в перспективе впечатляющий экономический рост, что создает  условия для роста выездного  туризма и позволяет оценивать  его показателем выше среднего. Оценка перспектив въездного туризма проблематична: с одной стороны, стабильность в  регионе могла бы усилить рост въездного туризма, с другой стороны, привлекательность региона выражена неясно, идет процесс изучения и исследования этой ситуации. Рост показателей въездного туризма на Ближний Восток будет осуществляться в основном в рамках развития внутрирегионального туризма, но не за счет Европы и Америки.

Африка  как регион состоит из множества  субрегионов со сложившимися для  каждого из них тенденциями развития туризма. Проблемы, присущие этому континенту, ограничивают потенциальный рост регионального  туризма, поэтому оценки касаются возможностей средних темпов роста перспектив как выездного, так и въездного  туризма. Средний показатель роста  въездного туризма в Африку будет  характерен для поездок из Европы, Америки и Ближнего Востока.

Страны Восточной  Азии и Тихоокеанского бассейна могут  быть оценены в перспективе показателем  выше среднего, как по выездному, так  и по въездному туризму. Наиболее принимаемыми регионами выездного  туризма из стран Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна будут  субрегионы Латиноамериканского континента, а также страны – партнеры Восточной  Азии, Тихоокеанского бассейна (внутрирегиональный туризм) и Южной Азии. Эта тенденция  сохранится в связи с высоким  ростом населения в таких странах, как Южная Корея, Тайвань, Индонезия, Малайзия, Таиланд, а также за счет того, что Китай расширит поездки  в соседние страны. Согласно прогнозу ВТО Китай к 2020 г. станет ведущим  туристским направлением в мире, обогнав  лидирующую пятерку – Францию, США, Испанию, Италию и Великобританию. Пока Китай занимает шестое место (22 млн. прибытий). Предполагается, что при  ежегодном приросте 8% число туристских прибытий в Китай достигнет к 2020 г. 137,1 млн. (табл. 1.1)5.

 

 
 
Таблица 1 – Прогноз самых популярных туристских направлений к 2020 г.

Страна

Количество туристских прибытий, млн.

Доля на мировом туристском рынке, %

Динамика роста 1995-2020 гг., %

Китай

137,1

8,6

8,0

США

102,4

6,4

3,5

Франция

93,3

5,8

1,8

Испания

71,0

4,4

2,4

Гонконг

59,3

3,7

7,3

Италия

52,9

3,3

2,2

Великобритания

52,8

3,3

3,0

Мексика

48,9

3,1

3,6

Россия

47,1

2,9

6,7

Чешская Республика

44,0

2,7

4,0

Всего

708,8

44,2

 

 

Вторым  по популярности туристским направлением станут США (102,4 млн. прибытий), затем  – Франция (93,3 млн.), Испания (71,0 млн.) и Гонконг (59,3 млн.). Великобритания окажется на седьмом месте (52,8 млн. прибытий).

Всего к 2020 г. количество международных прибытий составит 1,6 млрд., что в 3 раза превысит показатели 1995 г.

Ежедневные  расходы туристов, за исключением  средств на авиаперевозки, увеличатся до 5 млрд. долл. в день.

По прогнозу ВТО, ожидается бурное развитие выездного  туризма. Крупнейшими странами-поставщиками туристских потоков станут Германия, Япония, США, Китай, Великобритания. Россия, население которой получило возможность  массовых выездов за рубеж только в 1990 г., поставит на международный рынок 30 млн. туристов к 2020 г.

Большие изменения на крупнейших рынках ожидаются  в структуре выездного туризма. Доля межрегиональных поездок на дальние расстояния увеличится с 15% в 1995 г. до 25% в 2010 г. Тенденция роста  объясняется тем, что люди будут  больше путешествовать, их перестанут устраивать традиционные направления, они будут отдавать предпочтение «новому». Кроме того, намечается тенденция  к дальнейшему и довольно быстрому снижению стоимости поездок на дальние  расстояния, особенно с появлением нового скоростного транспорта.

Согласно  прогнозу ВТО число зарубежных туристских поездок к 2010 г. достигнет 964 млн. (в 1995 г. – 535 млн.), но будет расти значительно  меньшими темпами. Ожидаются крупные  изменения в спросе на многих ведущих  рынках – поставщиках туристов6.

Экономическая слабость новых политических структур в Восточной Европе является реальным препятствием для вовлечения населения  этих стран в зарубежный туризм. Объем туризма между странами Западной и Восточной Европы будет  расти в основном в направлении  с Востока на Запад. Расширению международного рынка туризма будут способствовать усилия стран ЕС, направленные на развитие такого еще недостаточно освоенного его сектора, как авиаперевозки. Предстоит преодолеть барьеры сопротивления со стороны национальных перевозчиков ряда стран ЕС. Проводимая ЕС политика «открытого неба» направлена на незначительную корректировку возможностей сектора авиаперевозок с целью предоставления пассажирам существенного снижения цен и большего выбора надежных авиакомпаний.

Для развивающихся  стран международный туризм станет источником не только поступления иностранной  валюты, но и организации новых  рабочих мест. В то же время он привносит изменения в традиционные системы и природную среду. Проходившие  в 90-е годы дебаты о целесообразности поддержки международного туризма  завершились тем, что международный  туризм признан инструментом экономики, применение которого не только приносит стране доходы, но и проблемы. Почти  все развивающиеся страны понимают целесообразность развития международного туризма. Правительства этих стран  при планировании мер по развитию туризма должны принимать во внимание экономические, социальные и культурные потребности населения. Особое внимание должно уделяться сохранению окружающей среды, которая является базой туризма  и требует индустриального развития.

Таким образом, тенденции развития международного туризма носят позитивный характер. Возрастающий интерес туристов к  другой культуре, обилие рекламы, доступность  информации способствуют увеличению возможностей общения между народами, что позволяет  людям лучше понимать друг друга.

 

 

Индустрия туризма

 

В наши дни  невозможно представить себе крупный  город без иностранных туристов. Их сегодня можно встретить повсюду  – в Париже, Лондоне, Риме, Нью-Йорке, Москве и других городах мира.

Сегодня туристская индустрия охватила не только Европу, которая является традиционным туристским центром, но и страны Америки, Африки, Азии и Австралии.

Туристская  индустрия – это совокупность средств размещения; транспортных средств; объектов питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного  и иного назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и  турагентскую деятельность, а также  организаций, предоставляющих экскурсионные  услуги и услуги гидов-переводчиков.

Туристская  индустрия располагает солидной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей  и взаимодействует со всеми отраслями  экономического комплекса.

В более  широком плане туристскую индустрию  можно определить как межотраслевой  комплекс, включающий:

а) пассажирский транспорт (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный) с его разветвленной  сетью технических служб;

б) различные  специализированные туристские предприятия  и предприятия отраслей, не имеющих  ярко выраженного туристского характера (в частности, транспортного машиностроения и автомобилестроения, топливной  промышленности, капитального и дорожного  строительства, местной промышленности по изготовлению сувениров, пищевой  промышленности, многих отраслей сельского  хозяйства и т.д.);

в) широкую  сферу услуг, которыми пользуется турист.

Туристская  индустрия опирается на материально-техническую  базу (МТБ), которая является основой  развития организованного туризма.

К материально-технической  базе туризма относятся: туристские фирмы (туроператоры и турагенты), гостиницы, туристские базы, предприятия питания  и торговли, автотранспортные предприятия, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря, бюро реализации туристских путевок, контрольно-спасательные службы (посты), туристские клубы, станции и  т. п.

В основу классификации объектов МТБ туризма  положены три основных признака: виды предоставляемых услуг, экономические  элементы, виды собственности хозяйствующих  субъектов.

В целом  туристская индустрия опирается  на базу природных ресурсов. Такая  база должна быть привлекательной для  отдыхающих, предпочтительно обладающей нетронутой природой. Природные территории должны быть:

а) соответствующих  размеров для избежания перенаполнения туристами;

б) защищены от различных рисков, таких, как загрязнение, отравление растениями, наличие опасных  животных, насекомых. Развитие туризма  должно проходить в местностях, свободных  от стихийных бедствий (наводнения, засуха, оползни, землетрясения).

Туризм  – это индустрия, включающая в  себя множество видов деятельности. Все сегменты индустрии туризма  взаимосвязаны и зависят друг от друга. Например, успех горнолыжного курорта зависит от доставки лыжников на склоны, уровня размещения, питания  и других услуг, предлагаемых туристам во время отдыха на курорте. Небольшие  предприятия, соединенные с горнолыжными курортами, действуют как независимые  предприятия, но на самом деле они  зависят друг от друга. Эта зависимость  требует совместных усилий, однако, их бизнес конкурирует и борется  за потребительский рынок, что затрудняет взаимодействие.

Информация о работе Показатели развития отрасли и ее влияние на формирование ВВП