Платежный и торговый баланс страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:43, контрольная работа

Описание работы

Все страны являются участницами современного мирового хозяйства. Активность этого участия, степень интеграции отдельных стран в мировое хозяйство различны.

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

        Государственное регулирование  платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Cуществует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирования экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.

        Cтранами, c дефицитным платежным балансом, обычно  предпринимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов.

  1. Дефляционная политика. Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы. В условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры.
  2. Девальвация. Понижение курса национальной валюты направлено на стимулирование экспорта и содержание импорта товаров. Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке.

        Удорожая импорт, девальвация может привести к  росту издержек производства импортных  товаров, повышению цен в стране и последующей утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ  на внешних рынках. Поэтому хотя она может дать стране временные преимущества, но во многих случаях не устраняет причины дефицита платежного баланса.

  1. Валютные ограничения. Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.
  2. Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика.
  3. Специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей - торгового баланса, «невидимых» операций, движения капитала.

       Важным  объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу.

      В целях регулирования платежей  и поступлений по «невидимым»  операциям платежного баланса  принимаются следующие меры:

  • ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;
  • прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;
  • расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.
  • pегулирование миграции рабочей силы. В частности, ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.

      Регулирование движения капиталов направлено, с одной стороны, на поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой - на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока иностранных и репатриации национальных капиталов. Этой цели подчинена деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии по инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска.

     При активном платежном балансе государственное регулирование направленно на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы - финансовые, кредитные, валютные и другие, а также ревальвация валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том числе кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов. Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий: ре-стрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров и др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса.

        В поисках источников погашения  дефицита платежного баланса  промышленно развитые страны  мобилизуют средства на мировом  рынке капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. В этой связи активно участвуют коммерческие банки (особенно евробанки) в покрытии дефицита платежного баланса. Преимуществом банковских кредитов по сравнению с кредитами международных валютно-кредитных и финансовых организаций являются их большая доступность и не обусловленность стабилизационными программами. Однако банковские кредиты относительно дорогие и труднодоступны для стран, имеющих крупную внешнюю задолженность.

       К временным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной помощи.

       В связи с активным привлечением иностранных  кредитов для балансирования платежного баланса внешняя задолженность  стала глобальной проблемой. Окончательным методом балансирования платежного баланса служит использование официальных валютных резервов.

       В условиях частичной демонетизации  золото как всеобщее платежное средство используется: во-первых, в ограниченных размерах и лишь в последнюю очередь, когда исчерпаны все другие возможности; во-вторых, в опосредствованной форме путем его предварительной реализации на мировых рынках золота в обмен на национальные кредитные деньги, в которых принято заключать торговые и кредитные соглашения и осуществлять международные расчеты.

    Главным средством окончательного балансирования платежного баланса служат резервы  конвертируемой иностранной валюты. (После второй мировой войны США  и Великобритания погашали дефициты своих платежных балансов национальной валютой, так как Бреттонвудское соглашение придало доллару и фунту стерлингов статус резервной валюты. Благодаря Этой привилегии США смогли сохранить половину своего огромного золотого запаса, накопленного в годы войны и после нее).

       Окончательным средством погашения дефицита платежного баланса служит также иностранная помощь в форме субсидий и даров.

       Активное  сальдо платежного баланса используется государством для погашения (в том  числе досрочного) внешней задолженности  страны, предоставления кредитов иностранным государствам, увеличения официальных золотовалютных резервов, вывоза капитала в целях создания второй экономики за рубежом.

       Новым явлением стало межгосударственное регулирование платежного баланса. Оно возникло как следствие интернационализации хозяйственных связей и недостаточной эффективности национального регулирования. С возрастанием роли внешних факторов воспроизводства длительное не равновесие платежного баланса усиливает диспропорции в экономике отдельных стран и в мировом хозяйстве. Поэтому ведущие страны разрабатывают методы коллективного регулирования платежного баланса. К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся: согласование условий государственного кредитования экспорта; двухсторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашениям «своп»; кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ.

    Превышение  допустимой в мировом сообществе нормы задолженности страны ставит проблемы экономического, а затем политического характера. Поскольку рынки ограничивают кредиты таким странам, покрытие дефицита ее платежного баланса возможно лишь за счет условных кредитов, в частности МВФ, предусматривающих стабилизационные программы, а также вмешательство кредиторов и международных организаций в экономику и политику стран-заемщиц. Поэтому в целях уменьшения риска подобной зависимости страны-должники, в том числе промышленно развитые, переориентируют экономическую политику в целях уменьшения внешнего государственного долга. Эффективным средством оздоровления платежного баланса является сокращение военных расходов, в том числе зарубежных.

     Мировой опыт регулирования платежного баланса  свидетельствует о трудностях одновременного достижения внешнего и внутреннего равновесия национальной экономики. Это усиливает  две тенденции - партнерство и разногласия - во взаимоотношениях стран с активным и пассивным платежным балансом.

     Платежный баланс России достаточно часто оставался  пассивным: активному сальдо по внешней торговле, зависящему в первую очередь от конъюнктуры мирового рынка энергоносителей, противостояли гораздо более значительные по величине платежи и обязательства по международным услугам, погашению валютного долга, завозу наличных долларовых банкнот, к которым добавлялся легальный и в особенности нелегальный отток капиталов за рубеж. Разницу приходилось покрывать новыми внешними заимствованиями, из-за чего Россия попала в число крупнейших мировых должников. 

 

Заключение

     Делая выводы по данной работе можно выделить следующие основные моменты.

  • Платежный баланс страны - это учет торговых и финансовых операций страны с другими странами мира за определенный период (год, квартал, месяц)
  • Платежный баланс состоит из двух разделов - поступлений и платежей. Если поступления превышают платежи, то платежный баланс активен (имеет место положительное сальдо), в противном случае он пассивен.
  • Платежный баланс отражает истинную картину, характеризующую реальный эффект или потери внешней торговли. Информация, содержащаяся в платежном балансе, дает возможность оценивать объем и качество участия страны в международном обмене товарами, услугами и капиталом. Поэтому проблемы платежного баланса, активного или пассивного сальдо вызывают большой общественный интерес и сказываются на принятии политических решений.
  • Основу платежного баланса составляет торговый баланс. Торговый (внешнеторговый) баланс характеризует экспорт и импорт товара. Торговый баланс положителен, если страна вывозит товаров и услуг больше, чем ввозит из-за рубежа. В этом случае торговый баланс имеет активное сальдо. Если импорт больше экспорта, тогда торговый баланс отрицателен или имеет дефицит. Следовательно, изменения в балансе текущих операций связаны с изменениями в объеме внутреннего производства и занятостью.
  • Торговый баланс строится на основе данных таможенной статистики, учитывающей объемы реально пересекающих границу товаров, тогда как платежный баланс учитывает платежи и поступления в ходе внешнеторгового оборота, которые по времени могут не совпадать с движением товаров.
  • Платежный баланс, кроме торгового, включает в себя иностранные займы, проценты по ним, доходы от инвестиций, трансфертные платежи и обмен финансовыми активами. Такой баланс называется баланс по счету капитала. Сделки по каждой из этих статей представляют собой платежи, поступающие либо в страну, либо из нее. Покупка активов (приток стоимостей) требует затрат иностранной валюты (так же, как и обычный импорт товаров), поэтому в счете движения капитала она принимает отрицательный знак. Продажа активов (отток стоимостей) схожа с экспортом в торговом балансе, поэтому в счете движения капитала проходит со знаком плюс.

     Каждая  международная сделка указывается  в платежном балансе два раза: как кредит и как дебет. Это  объясняется тем, что каждая сделка имеет две стороны: если страна что-то покупает у иностранных государств, то она за это платит. Следовательно, в платежном балансе страны отражается как поток товаров, так и поток платежей за них.

Информация о работе Платежный и торговый баланс страны