Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:24, реферат
Как один из основных объектов государственного регулирования, платежный баланс характеризует отношение страны с мировым хозяйством. Состояние платежного и торгового балансов – индикатор состояния всей экономики, а динамика изменения состояния отдельных его статей отражает главные тенденции экономического развития общества и, как следствие, может служить основным источником информации для принятия решений государственной политики.
Платежный баланс является ключевым понятием международной экономики, поскольку он систематизирует и поэтому позволяет анализировать взаимоотношения страны с внешним миром. Практически лишь на основе изучения платежного баланса правительство в состоянии понять стоящие перед ним макроэкономические проблемы не только с точки зрения своих чисто национальных интересов, но и с точки зрения многочисленных связей страны с международной экономикой в целом.
Введение ................................................................................................................. 3
1. Платежный баланс - отражение внешнеэкономических связей страны........5
1.1 Структура платежного баланса.............................................................. 5
2. Факторы, влияющие на платежный баланс................................................... 14
3. Платежный баланс как объект государственного регулирования.............. 17
Заключение.......................................................................................................... 23
Список используемой литературы
Во-вторых, после отмены золотого
стандарта в 30-х годах ХХ в. стихийный
механизм выравнивания платежного баланса
путем ценового регулирования действует
слабо. Поэтому выравнивание платежного
баланса требует
В-третьих, в условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.
Материальной основой регулирования платежного баланса служат:
1)государственная
2)возрастание доли (до 40-50%) национального дохода ,перераспределяемого через государственный бюджет ;
3)непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов кредитора, гаранта , заемщика;
4)регламентация
Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Cуществует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирования экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.
Странами c дефицитным платежным балансом, обычно предпринимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов.
Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек производства импортных товаров, повышению цен в стране и последующей утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому хотя она может дать стране временные преимущества, но во многих случаях не устраняет причины дефицита платежного баланса.
Важным объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу.
В целях регулирования платежей и поступлений по “невидимым” операциям платежного баланса принимаются следующие меры:
При активном платежном балансе государственное регулирование направленно на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы - финансовые, кредитные, валютные и другие, а также ревальвация валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том числе кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов. Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий: ре-стрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров и др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса.
В поисках источников погашения
дефицита платежного баланса промышленно
развитые страны мобилизуют средства
на мировом рынке капиталов в
виде кредитов банковских консорциумов,
облигационных займов. В этой связи
активно участвуют коммерческие
банки (особенно евробанки) в покрытии
дефицита платежного баланса. Преимуществом
банковских кредитов по сравнению с
кредитами международных
Активное сальдо платежного баланса используется государством для погашения (в том числе досрочного) внешней задолженности страны, предоставления кредитов иностранным государствам, увеличения официальных золотовалютных резервов, вывоза капитала в целях создания второй экономики за рубежом.
Мировой опыт регулирования платежного баланса свидетельствует о трудностях одновременного достижения внешнего и внутреннего равновесия национальной экономики. Это усиливает две тенденции - партнерство и разногласия - во взаимоотношениях стран с активным и пассивным платежным балансом.
Заключение
На основании изложенного
материала можно сделать
Оценка платежного
баланса Российской Федерации за
I квартал 2012 года |
I квартал 2012 г. |
Справочно: | |||
I квартал 2011 г. |
2011 г. |
2010 г. | ||
Счет текущих операций |
42,3 |
30,8 |
98,8 |
71,1 |
Торговый баланс |
61,4 |
48,2 |
198,2 |
152,0 |
Экспорт |
134,7 |
113,2 |
522,0 |
400,6 |
сырая нефть |
46,6 |
39,9 |
181,8 |
135,8 |
нефтепродукты |
25,6 |
20,4 |
95,7 |
70,5 |
природный газ |
18,7 |
16,6 |
64,3 |
47,7 |
прочие |
43,8 |
36,4 |
180,2 |
146,6 |
Импорт |
-73,3 |
-65,1 |
-323,8 |
-248,6 |
Баланс услуг |
-7,9 |
-6,4 |
-35,9 |
-28,7 |
Экспорт |
11,7 |
10,6 |
54,0 |
45,0 |
Импорт |
-19,6 |
-17,0 |
-90,0 |
-73,7 |
Баланс оплаты труда |
-2,0 |
-1,9 |
-9,5 |
-8,5 |
Баланс инвестиционных доходов |
-8,2 |
-8,1 |
-50,7 |
-40,1 |
Доходы к получению |
11,8 |
11,7 |
38,4 |
33,7 |
Доходы к выплате |
-20,0 |
-19,8 |
-89,2 |
-73,8 |
Федеральные органы управления |
0,2 |
0,2 |
-0,8 |
-0,9 |
Доходы к получению |
0,7 |
0,7 |
1,1 |
1,0 |
Доходы к выплате |
-0,5 |
-0,5 |
-1,9 |
-1,9 |
Субъекты Российской Федерации (доходы к выплате) |
-0,0 |
-0,0 |
-0,2 |
-0,2 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
0,8 |
1,0 |
4,2 |
4,6 |
Доходы к получению |
0,8 |
1,0 |
4,2 |
4,7 |
Доходы к выплате |
-0,0 |
-0,0 |
-0,0 |
-0,0 |
Банки |
-0,6 |
-0,9 |
-2,3 |
-2,8 |
Доходы к получению |
2,5 |
1,9 |
9,5 |
7,3 |
Доходы к выплате |
-3,1 |
-2,8 |
-11,7 |
-10,1 |
Прочие секторы |
-8,5 |
-8,4 |
-51,7 |
-40,9 |
Доходы к получению |
7,9 |
8,1 |
23,7 |
20,8 |
Доходы к выплате |
-16,4 |
-16,5 |
-75,4 |
-61,7 |
Баланс текущих трансфертов |
-0,9 |
-1,0 |
-3,2 |
-3,6 |
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами |
-31,7 |
-16,0 |
-76,2 |
-26,0 |
Счет операций с капиталом (капитальные трансферты) |
0,0 |
0,0 |
-0,1 |
0,1 |
Финансовый счет (кроме резервных активов) |
-31,7 |
-16,0 |
-76,1 |
-26,1 |
Обязательства ('+' - рост, '-' - снижение) |
7,4 |
17,9 |
68,7 |
44,4 |
Федеральные органы управления |
1,1 |
0,3 |
0,4 |
3,8 |
Портфельные инвестиции |
1,5 |
0,7 |
1,6 |
4,9 |
выпуск |
0,0 |
1,3 |
1,3 |
5,1 |
погашение |
-1,3 |
-1,3 |
-3,8 |
-2,9 |
корпусов |
-0,6 |
-0,6 |
-1,9 |
-1,1 |
купонов |
-0,8 |
-0,7 |
-1,9 |
-1,8 |
реинвестирование доходов |
0,5 |
0,4 |
1,8 |
1,8 |
вторичный рынок |
2,3 |
0,2 |
2,2 |
1,0 |
Ссуды и займы |
-0,3 |
-0,4 |
-1,6 |
-1,1 |
Просроченная задолженность |
0,0 |
0,0 |
0,4 |
-0,0 |
Прочие обязательства |
-0,0 |
-0,0 |
0,0 |
-0,0 |
Субъекты Российской Федерации |
0,0 |
0,0 |
-1,1 |
0,5 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
-0,1 |
-0,1 |
-0,7 |
-2,4 |
Банки |
-7,1 |
2,8 |
7,9 |
17,7 |
Прочие секторы |
13,5 |
14,9 |
62,2 |
24,9 |
Прямые инвестиции |
11,7 |
15,3 |
47,3 |
37,8 |
Портфельные инвестиции |
-1,2 |
1,5 |
-6,4 |
-5,1 |
Ссуды и займы |
2,8 |
-2,5 |
21,4 |
-6,3 |
Прочие обязательства |
0,2 |
0,5 |
-0,2 |
-1,6 |
Активы, кроме резервных ('+' - снижение, '-' - рост) |
-39,1 |
-33,9 |
-144,7 |
-70,5 |
Органы государственного управления |
-3,0 |
-0,5 |
-2,5 |
-0,9 |
Ссуды и займы |
-2,3 |
0,1 |
-0,2 |
0,5 |
Просроченная задолженность |
-0,6 |
-0,6 |
-0,6 |
-0,5 |
Прочие активы |
-0,0 |
-0,0 |
-1,8 |
-1,0 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
-0,0 |
-0,0 |
-0,0 |
-0,0 |
Банки |
-8,9 |
-10,0 |
-32,0 |
-1,8 |
Прочие секторы |
-27,3 |
-23,3 |
-110,2 |
-67,8 |
Прямые и портфельные инвестиции |
-15,3 |
-15,6 |
-71,4 |
-50,8 |
Наличная иностранная валюта |
-2,3 |
0,3 |
4,0 |
14,2 |
Торговые кредиты и авансы |
0,0 |
-0,1 |
-3,7 |
-0,1 |
Задолженность по поставкам на основании межправительственных соглашений |
-0,7 |
-0,7 |
-1,7 |
-0,9 |
Сомнительные операции |
-7,2 |
-6,8 |
-32,3 |
-30,6 |
Прочие активы |
-1,8 |
-0,5 |
-5,1 |
0,4 |
Чистые ошибки и пропуски |
-6,0 |
-4,7 |
-10,0 |
-8,3 |
Изменение валютных резервов ('+' -снижение, '-' -рост) |
-4,6 |
-10,1 |
-12,6 |
-36,8 |
Список использованной литературы
Информация о работе Платежный баланс России и его особенности