Платежный баланс России и его особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:24, реферат

Описание работы

Как один из основных объектов государственного регулирования, платежный баланс характеризует отношение страны с мировым хозяйством. Состояние платежного и торгового балансов – индикатор состояния всей экономики, а динамика изменения состояния отдельных его статей отражает главные тенденции экономического развития общества и, как следствие, может служить основным источником информации для принятия решений государственной политики.
Платежный баланс является ключевым понятием международной экономики, поскольку он систематизирует и поэтому позволяет анализировать взаимоотношения страны с внешним миром. Практически лишь на основе изучения платежного баланса правительство в состоянии понять стоящие перед ним макроэкономические проблемы не только с точки зрения своих чисто национальных интересов, но и с точки зрения многочисленных связей страны с международной экономикой в целом.

Содержание

Введение ................................................................................................................. 3
1. Платежный баланс - отражение внешнеэкономических связей страны........5
1.1 Структура платежного баланса.............................................................. 5
2. Факторы, влияющие на платежный баланс................................................... 14
3. Платежный баланс как объект государственного регулирования.............. 17
Заключение.......................................................................................................... 23
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 59.22 Кб (Скачать)

Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 30-х годах ХХ в. стихийный  механизм выравнивания платежного баланса  путем ценового регулирования действует  слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий.

В-третьих, в условиях интернационализации  хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе  государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической  политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.

Материальной основой  регулирования платежного баланса служат:

1)государственная собственность,  в том числе официальные золото - валютные резервы; 

2)возрастание доли (до 40-50%) национального дохода ,перераспределяемого  через государственный бюджет ;

3)непосредственное участие  государства в международных  экономических отношениях как  экспортера капиталов кредитора, гаранта , заемщика;

4)регламентация внешнеэкономических  операций с помощью нормативных  актов и органов государственного  контроля.

Государственное регулирование  платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Cуществует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирования экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.

Странами c дефицитным платежным балансом, обычно предпринимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов.

  1. Дефляционная политика. Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы. В условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры.
  2. Девальвация. Понижение курса национальной валюты направлено на стимулирование экспорта и содержание импорта товаров. Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке.

Удорожая импорт, девальвация  может привести к росту издержек производства импортных товаров, повышению  цен в стране и последующей  утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому  хотя она может дать стране временные  преимущества, но во многих случаях  не устраняет причины дефицита платежного баланса.

  1. Валютные ограничения. Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.
  2. Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика.
  3. Специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей - торгового баланса, “невидимых” операций, движения капитала.

Важным объектом регулирования  является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу.

В целях регулирования  платежей и поступлений по “невидимым”  операциям платежного баланса принимаются  следующие меры:

  • ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;
  • прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;
  • содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье “Транспорт”;
  • расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.
  • pегулирование миграции рабочей силы. В частности, ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.
  • pегулирование движения капиталов направлено, с одной стороны, на поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой - на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока иностранных и репатриации национальных капиталов. Этой цели подчинена деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии по инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска.

При активном платежном балансе  государственное регулирование  направленно на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С  этой целью рассмотренные выше методы - финансовые, кредитные, валютные и  другие, а также ревальвация валют  используются для расширения импорта  и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том  числе кредитов и помощи развивающимся  странам) и ограничения импорта  капиталов. Обычно применяется компенсационное  регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных  комплексов мероприятий: ре-стрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров и др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса.

В поисках источников погашения  дефицита платежного баланса промышленно  развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке капиталов в  виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. В этой связи  активно участвуют коммерческие банки (особенно евробанки) в покрытии дефицита платежного баланса. Преимуществом  банковских кредитов по сравнению с  кредитами международных валютно-кредитных  и финансовых организаций являются их большая доступность и не обусловленность  стабилизационными программами. Однако банковские кредиты относительно дорогие  и труднодоступны для стран, имеющих  крупную внешнюю задолженность.

Активное сальдо платежного баланса используется государством для погашения (в том числе  досрочного) внешней задолженности  страны, предоставления кредитов иностранным  государствам, увеличения официальных  золотовалютных резервов, вывоза капитала в целях создания второй экономики  за рубежом.

Мировой опыт регулирования  платежного баланса свидетельствует  о трудностях одновременного достижения внешнего и внутреннего равновесия национальной экономики. Это усиливает  две тенденции - партнерство и  разногласия - во взаимоотношениях стран  с активным и пассивным платежным  балансом.

 

 

 

 

 

Заключение

 

На основании изложенного  материала можно сделать следующие  выводы: платежный баланс есть отражение внешнеэкономических связей страны, степени ее интеграции в мировое хозяйство. Платежный баланс имеет индивидуальные особенности для каждой страны, что является следствием ее экономической политики, экономического развития и национальной самобытности. На платежный баланс оказывает сильное влияние международная обстановка. Разрядка международной напряженности оказывает позитивное влияние на платежные балансы. Платежный баланс - является объектом государственного регулирования. Платежный баланс России характерен для стран, переживающих социально-экономические и политические трудности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка платежного баланса Российской Федерации за I квартал 2012 года 
(млрд. долл. США) 


 

I квартал 2012 г. 
(оценка)

Справочно:

I квартал 2011 г.

2011 г.

2010 г.

Счет  текущих операций

42,3

30,8

98,8

71,1

Торговый баланс

61,4

48,2

198,2

152,0

Экспорт

134,7

113,2

522,0

400,6

сырая нефть

46,6

39,9

181,8

135,8

нефтепродукты

25,6

20,4

95,7

70,5

природный газ

18,7

16,6

64,3

47,7

прочие

43,8

36,4

180,2

146,6

Импорт

-73,3

-65,1

-323,8

-248,6

Баланс услуг

-7,9

-6,4

-35,9

-28,7

Экспорт

11,7

10,6

54,0

45,0

Импорт

-19,6

-17,0

-90,0

-73,7

Баланс оплаты труда

-2,0

-1,9

-9,5

-8,5

Баланс инвестиционных доходов

-8,2

-8,1

-50,7

-40,1

Доходы к получению

11,8

11,7

38,4

33,7

Доходы к выплате

-20,0

-19,8

-89,2

-73,8

Федеральные органы управления

0,2

0,2

-0,8

-0,9

Доходы к получению

0,7

0,7

1,1

1,0

Доходы к выплате

-0,5

-0,5

-1,9

-1,9

Субъекты  Российской Федерации (доходы к выплате)

-0,0

-0,0

-0,2

-0,2

Органы  денежно-кредитного регулирования

0,8

1,0

4,2

4,6

Доходы к получению

0,8

1,0

4,2

4,7

Доходы к выплате

-0,0

-0,0

-0,0

-0,0

Банки

-0,6

-0,9

-2,3

-2,8

Доходы к получению

2,5

1,9

9,5

7,3

Доходы к выплате

-3,1

-2,8

-11,7

-10,1

Прочие  секторы

-8,5

-8,4

-51,7

-40,9

Доходы к получению

7,9

8,1

23,7

20,8

Доходы к выплате

-16,4

-16,5

-75,4

-61,7

Баланс текущих  трансфертов

-0,9

-1,0

-3,2

-3,6

Счет  операций с капиталом и финансовыми  инструментами

-31,7

-16,0

-76,2

-26,0

Счет  операций с капиталом (капитальные  трансферты)

0,0

0,0

-0,1

0,1

Финансовый  счет (кроме резервных активов)

-31,7

-16,0

-76,1

-26,1

Обязательства ('+' - рост, '-' - снижение)

7,4

17,9

68,7

44,4

Федеральные органы управления

1,1

0,3

0,4

3,8

Портфельные инвестиции

1,5

0,7

1,6

4,9

выпуск

0,0

1,3

1,3

5,1

погашение

-1,3

-1,3

-3,8

-2,9

корпусов

-0,6

-0,6

-1,9

-1,1

купонов

-0,8

-0,7

-1,9

-1,8

реинвестирование  доходов

0,5

0,4

1,8

1,8

вторичный рынок

2,3

0,2

2,2

1,0

Ссуды и займы

-0,3

-0,4

-1,6

-1,1

Просроченная задолженность

0,0

0,0

0,4

-0,0

Прочие обязательства

-0,0

-0,0

0,0

-0,0

Субъекты  Российской Федерации

0,0

0,0

-1,1

0,5

Органы  денежно-кредитного регулирования

-0,1

-0,1

-0,7

-2,4

Банки

-7,1

2,8

7,9

17,7

Прочие  секторы

13,5

14,9

62,2

24,9

Прямые инвестиции

11,7

15,3

47,3

37,8

Портфельные инвестиции

-1,2

1,5

-6,4

-5,1

Ссуды и займы

2,8

-2,5

21,4

-6,3

Прочие обязательства

0,2

0,5

-0,2

-1,6

Активы, кроме резервных  ('+' - снижение, '-' - рост)

-39,1

-33,9

-144,7

-70,5

Органы  государственного управления

-3,0

-0,5

-2,5

-0,9

Ссуды и займы

-2,3

0,1

-0,2

0,5

Просроченная задолженность

-0,6

-0,6

-0,6

-0,5

Прочие активы

-0,0

-0,0

-1,8

-1,0

Органы  денежно-кредитного регулирования

-0,0

-0,0

-0,0

-0,0

Банки

-8,9

-10,0

-32,0

-1,8

Прочие  секторы

-27,3

-23,3

-110,2

-67,8

Прямые и портфельные  инвестиции

-15,3

-15,6

-71,4

-50,8

Наличная иностранная  валюта

-2,3

0,3

4,0

14,2

Торговые кредиты  и авансы

0,0

-0,1

-3,7

-0,1

Задолженность по поставкам  на основании межправительственных соглашений

-0,7

-0,7

-1,7

-0,9

Сомнительные операции

-7,2

-6,8

-32,3

-30,6

Прочие активы

-1,8

-0,5

-5,1

0,4

Чистые  ошибки и пропуски

-6,0

-4,7

-10,0

-8,3

Изменение валютных резервов ('+' -снижение, '-' -рост)

-4,6

-10,1

-12,6

-36,8


Список использованной литературы

 

  1. Красавина Л.Н. «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения» /М.: Изд. «Финансы и статистика», 2008 г.
  2. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник / Под ред. Круглова В.В. – М.: ИНФРА-М, 2008 г.
  3. Носкова И. Я. , Максимова Л. Н. «Международные экономические отношения» / М., 2008 г.
  4. http://ru.wikipedia.org
  5. http://www.aup.ru/books/m175/3_4.htm
  6. http://referats.allbest.ru/economy/100108142.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Платежный баланс России и его особенности