Планирование организационных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

На протяжении тысячелетий люди создавали организационные системы , пользуясь интуицией , здравым смыслом и опытом прошлого .

С возникновением письменности практический опыт построения систем стал переноситься на бумагу в виде проектов и передаваться будущему поколению таким образом , для построения новых операционных систем конструктор получил возможность пользоваться готовыми проектами аналогичных систем , хорошо зарекомендовавших себя в прошлом . Такая практика широко используется и в настоящее время .

Для создания системы , имеющей аналоги в прошлом , разработчик подыскивает подходящий аналогичный проект и принимает его за основу будущей системы . Если же такого аналога найти не удаётся , на помощь приходят здравый смысл и интуиция , частично дополняемые известными методами планирования организационных структур управления , среди которых наибольшее распространение получили системный подход , нормативный метод , метод параметрического моделирования , метод функционального моделирования и программно-целевой метод .

Содержание

1.Введение 3

2.Методы планирования организационных систем

а) системный подход ; 4

б) нормативный метод ; 6

в) метод параметрического ( организационного ) моделирования ; 7

г) метод функционального моделирования

( метод аналогий ) ; 7

д) Программно-целевой метод ; 8

3.Закономерности планирования и построения ОС 10

4.Организация планирования ОС 15

5.Заключение 21

6.Список использованной литературы 22

Работа содержит 1 файл

Планирование организационных систем.doc

— 95.50 Кб (Скачать)
 
МИНИСТЕРСТВО  ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ 
УНИВЕРСИТЕТ
 

                                               Факультет менеджмента

                                               Кафедра ОП и ВЭД 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

по дисциплине: «Теория организации»

на тему :

«Планирование организационных систем» 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнил: стдент

                    группы  ВЭД-95-1

                    Иванов  Олег

                    Руководитель: доц.

                    Хасанов М. Х. 
                     
                     
                     

Тюмень 1999

 

СОДЕРЖАНИЕ : 

1.Введение         3

2.Методы планирования организационных систем

      а) системный  подход ;      4

      б) нормативный  метод ;      6

      в) метод параметрического ( организационного ) моделирования ;      7

      г) метод функционального  моделирования

        ( метод аналогий ) ;      7

      д) Программно-целевой  метод ;    8

3.Закономерности планирования и построения ОС  10

4.Организация планирования ОС     15

5.Заключение         21

6.Список использованной литературы     22

 

    ВВЕДЕНИЕ 

      На  протяжении тысячелетий люди создавали  организационные системы , пользуясь  интуицией , здравым смыслом и  опытом прошлого .

      С возникновением письменности практический опыт построения систем стал переноситься на бумагу в виде проектов и передаваться будущему поколению таким образом , для построения новых операционных систем конструктор получил возможность пользоваться готовыми проектами аналогичных систем , хорошо зарекомендовавших себя в прошлом . Такая практика широко используется и в настоящее время .

      Для создания системы , имеющей аналоги  в прошлом , разработчик подыскивает  подходящий аналогичный проект и  принимает его за основу будущей  системы . Если же такого аналога найти не удаётся , на помощь приходят здравый смысл и интуиция , частично дополняемые известными методами планирования организационных структур управления , среди которых наибольшее распространение получили системный подход , нормативный метод , метод параметрического моделирования , метод функционального моделирования и программно-целевой метод . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

МЕТОДЫ  ПЛАНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ  СИСТЕМ 

Системный подход . 

      Он  основан на представлении о системе  как о чём-то целостном , обладающем новыми свойствами ( качествами ) по сравнению со свойствами составляющих её элементов . Новые свойства при этом понимаются очень широко . Они могут выражаться , в частности , в способности решать новые проблемы или достигать новых целей .

      Для этого требуется определить границы системы , выделив её из окружающего мира , и затем соответствующим образом изменить ( преобразовать ) , или , говоря математическим языком , перевести систему в желаемое состояние .

      В. М. Глушков1 выделил в системном подходе следующие этапы :

      1. Постановка задачи ( проблемы ) : определение  объекта исследования , постановка  целей , задание критериев для  изучения объекта и управления  им .

      2. Очерчивание границ изучаемой  системы и её структуризация . На этом этапе вся совокупность  объектов и процессов , имеющих отношение к поставленной цели , разбивается на 2 класса - собственно изучаемая система и внешняя среда .

      3. Составление математической модели  изучаемой системы : параметризация  системы , задание области определения  параметров , установление зависимостей между введёнными параметрами .

      4. Исследование построенной модели : прогноз развития изучаемой  системы на основе её модели , анализ результатов моделирования  .

      5. Выбор оптимального управления . 

      Выбор оптимального управления как раз  и позволяет перевести систему в желаемое ( целевое ) состояние и тем самым решить поставленную проблему .

      Несмотря  на чёткую математическую трактовку  системного подхода , он не получил , однако , однозначной практической интерпретации . В связи с этим развиваются несколько направлений его практической реализации .

      Наибольшее  распространение получили АСУПовские и системотехнические направления , суть которых заключается в совершенствовании  существующих систем управления . Для  этого проводится их обследование ( диагностический анализ ) , выявляются недостатки и пути устранения последних , формируются мероприятия по совершенствованию систем , разрабатываются проекты АСУ , внедрение которых рассматривается как способ преобразования существующих систем управления . АСУПовское направление официально признано и закреплено в соответствующих руководящих методических материалах2 .

      Системотехническое  направление является более наукоёмким и находится в настоящее время  в стадии развития .

      Планирование  сложной системы разбивается на два этапа : внешнее ( или макро- ) и внутреннее ( или микро- ) планирование . Внешнее планирование отвечает за вопрос : с какой целью создаётся система ? Внутреннее - на вопрос : какими средствами реализуется система ? Другими словами : " При внешнем планировании формируется цель и критерий эффективности будущей системы , а затем корректируется её модель . Локализуется сама система , определяются её границы , фиксируются факторы внешней среды , влияющие на систему или находящиеся под её влиянием ; определяются входы , на которые система должна реагировать , и виды реакций , критерии эффективности её функционирования . Внутреннее планирование определяет содержание самой системы ."3

      Этап  внешнего планирования складывается из подэтапов анализа и синтеза . На первом подэтапе формируется цель разрабатываемой системы , проводится изучение существующей системы , составляется генеральная схема будущей системы . На втором - последовательно выполняется эскизное , техническое , рабочее планирование системы .

      Данный  подход активно разрабатывается , однако не решён пока принципиальный вопрос : как на основе анализа существующей системы перейти к модели будущей  системы ? 

Нормативный метод . 

      Второе  название этого метода - экспортно-аналитический . Он основан на выявлении статистических зависимостей между параметрами характеристик структуры ОС и факторами , влияющими на эти характеристики . Статистические зависимости устанавливаются в результате исследования однородной группы лучших ( в определённом смысле ) ОС : собираются данные о численных значениях структурных параметров и факторов ; с помощью корреляционного анализа определяется степень влияния каждого фактора на структурные параметры и отбираются наиболее существенные факторы ; выводятся нормативные формулы для расчёта параметров структуры . Разработанные нормативы определяют состав и содержание функций , перечень решаемых основных задач , тип организационной структуры и т. д. Полученные нормативы используют при планировании определённого класса ОС . Например , планирование организационной структуры управления машиностроительными предприятиями осуществляется на основе типовой схемы структуры управления , утверждённой для определённой группы предприятий , и схемы должностных окладов инжинерно-технических работников , служащих и младшего обслуживающего персонала .4 

Метод параметрического ( организационного ) моделирования . 

      Этот  метод заключается в установлении функциональных зависимостей между  характеристиками ОУ ( объекта управления ) и СУ ( субъекта управления ) для выявления степени их соответствия . Для этого применяется аппарат математической статистики и логического анализа . В частности , с помощью корреляционного анализа изучаются зависимости между количеством работников аппарата управления и объёмом производства , на основе чего рассчитываются нормативы численности управленческого звена .

      " Логика и механизм зависимости системы управления от объекта управления состоят в следующем . Во-первых , эта зависимость является объективной и реальной . Во-вторых , характер этой зависимости и теснота связи между элементами управляющей системы , с одной стороны , и объекта управления , с другой - неоднородные . Так , если система функций , а система информации преимущественно зависят непосредственно от особенностей объекта управления , то аппарат и техника управления зависят от объекта управления не непосредственно , а через функции управления и систему информации "5. Метод помогает производить синтез ОС на основе изучения сложившихся соотношений ( пропорций ) между характеристиками ОУ и СУ . 

Метод функционального  моделирования

( метод аналогий ) . 

      Он  заключается в том , что в основу формирования аппарата управления кладётся стандартный набор функций , осуществление  которых необходимо на каждом объекте  для его нормальной работы . К ним относятся такие функции , как оперативное управление производством , материально-техническое снабжение , расчёт труда и заработной платы , технико-экономическое планирование и др. Основной характеристикой организационной структуры управления считается численность административно-управленческого персонала , которая рассчитывается по функциям управления с учётом масштабов производства , отраслевой принадлежности предприятия и других факторов . Исходя из численности для каждого уровня управления принимается определённое организационное решение : формирование отдела , управления или бюро для выполнения работ по каждой функции , установление определённых должностей и т. п. 

Программно-целевой  метод . 

      Этот  метод основан на формировании " древа целей " , в соответствии с которым определяется система мероприятий по реализации целей , называемая целевой комплексной программой ( ЦКП ) . Для выполнения ЦКП строится специальная система управления ( СУ ЦКП ) , которая доводит задания ЦКП до конкретных исполнителей и контролирует выполнение программы . Организационная структура СУ ЦКП определяется , таким образом , " древом целей " , составом исполнителей и содержанием ЦКП .

      Множество исполнителей программы и СУ ЦКП  образуют в совокупности программно-целевую ОС , действующую в течение всего периода решения проблемы .

      Такие системы предлагается планировать  в три стадии :

      1. Формирование общей структурной  схемы системы и её главных  характеристик ( стадия композиции ) .

      2. Разработка состава подразделений и основных связей между ними ( стадия структуризации ) .

      3. Разработка количественных характеристик  аппарата управления , установление  порядка его деятельности ( стадия  регламентации ) .

      При этом первая стадия имеет принципиальное значение , поскольку она определяет структуру организации . На ней определяются система целей и задач организации , её тип и правовой статус , степень самостоятельности , границы деятельности , состав функций .

      К недостаткам программно-целевого подхода  следует отнести методическую незавершённость . Достаточно сказать , что в настоящее время " нет чётких , устоявшихся определений по широкому кругу концептуальных положений разработки и реализации комплексных программ , отсутствует единая точка зрения исследователей на основополагающие понятия программно-целевого планирования и управления , соотношение плана ( в его традиционной форме ) и целевой комплексной программы ".6

      В результате происходит адаптация ( приспособление ) программных методов к существующим методам планирования и управления . Всё это существенно ограничивает рамки применения программно-целевого подхода , который наиболее эффективен для решения хорошо структуризованных ( изученных ) проблем , для которых сравнительно нетрудно провести исследование по схеме " цель - система мероприятий - ОУ - СУ " .

      В целом указанные выше подходы  и методы применяются главным  образом для совершенствования  существующих ( действующих ) ОС . Что  же касается создания новых ОС , то здесь  пока ещё царят стихийность и  субъективный подход . В самом деле , вопрос о том , быть или не быть той или иной организации , предприятию , объединению часто решается волевым путём сверху вниз без научного обоснования . Такой путь формирования ОС , к сожалению , прочно укоренившийся в нашей практике , даёт большой процент " брака " - нежизнеспособных и неэффективных систем .

      Отсутствием научной основы разработки ОС объясняется  во многом и " забывчивость " создаваемых систем . Не потому ли на каком-то этапе своего развития они начинают утрачивать связь с проблемами , для решения которых создавались , что эта связь не была учтена в полной мере при самом создании системы , определении её границ , структуры , функций и т. д. ?

Информация о работе Планирование организационных систем