Первобытная община (социально экономические отношение)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

С древнейших времен людей интересовал вопрос, что такое государство и право, каким образом произошло из возникновение. Интересовал, прежде всего, потому, что государство и право и в древнем и в современном мире, так или иначе, касаются каждого человека.

Что же такое государство? Есть два значения этого слова, во-первых, страны, т.е. политико-географического образования, во-вторых, организации политической власти, системы институтов власти.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3

1. Первобытное общество: экономические отношения, власть,

социальные нормы…………………………………………………………… 5

1.1. Характеристика первобытного строя……………………………………. 5

1.2. «Неолитическая революция» как основной рубеж развития

первобытного общества……………………………………………………….. 7

2. Исторические предпосылки возникновения государства……………. 10

2.1. Древнейшие государственные образования……………………………... 12

2.2. Сущность основных теорий происхождения государства……………… 16

3. Возникновение права……………………………………………………… 25

3.1. Социальная природа права и отличия права от социальных норм первобытного общества……………………………………………………….. 25

3.2. Основные пути развития………………………………………………….. 30Заключение……………………………………………………………………. 33

Список литературы…………………………………………………………... 34

Работа содержит 1 файл

первобытная община.docx

— 22.16 Кб (Скачать)

Исторический процесс  идет от несовершенного, неразвитого  государства, выступающего обычно как  диктаторская государственная власть, к развитому государству, где  регулируются народовластие, экономическая  свобода, свобода личности. 

Исторические предпосылки  государства, как отмечает Л. И.Спиридонов, «не есть явления, действующие только в период возникновения государственной  формы. Они -- постоянно "работающие" факторы, служащие предпосылками существования государства как такового. Истории известны следующие основные пути (механизмы) институционализации власти:  

· военный (например, при формировании восточных деспотий в странах с так называемым азиатским способом производства); 

· аристократический (например, в Риме с его делением общества на патрициев и плебеев);  

· плутократический (например, при становлении буржуазных государственных форм)» Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. - М., 2001. С.21. 

Эти механизмы институционализации  власти (так же как предпосылки  возникновения государства) имеют  не только историческое значение; они  действуют постоянно, поскольку  государственная власть сохраняет  способность к развитию. При этом нельзя упускать из виду, что в чистой форме ни один из названных механизмов не работает. В реальной истории  каждый из них включал в себя элементы двух других. На заре цивилизации в  масштабах ойкумены количественно преобладал военный путь формирования власти или политогенеза. Причина тому -- та роль, которую постоянно играла в те времена война как способ изъятия и перераспределения общественного продукта -- материальной базы любого общества. На этом пути решающая роль принадлежала военно-демократическим, а затем -- военно-иерархическим формам организации власти.  

Специфика аристократического политогенеза заключена в становлении отделенной от народа надобщинной власти на основе перерождения традиционной родоплеменной аристократии, которая оттесняла от участия в управлении общими делами рядовых общинников. Постепенно аристократия объединяла в своих руках управление общественным хозяйством, включая распределение его продукта, и военной деятельностью.  

Для того чтобы более  ясно раскрыть сущность исторических предпосылок развития государства, необходимо обратиться к истории  древнейших государственных образования.  

2.1. Древнейшие государственные  образования. 

Древнейшие государственные  образования закономерно возникают  на социально-экономической основе раннеземледельческого общества и характеризуется как раннеклассовые государства. 

Первоначально они  возникают как города-государства. Поселок, в котором живут свободные  общинники-земледельцы, представляет теперь не родовую, а соседскую общину. Он выделяется из группы первоначальных селений в хозяйственный и  религиозный центр, перерастает  в административно-хозяйственный  и религиозный центр-город. Город-государство  знает уже четкую социальную дифференциацию, имущественное расслоение, разделение труда здесь закрепляется территориально - появляются кварталы горшечников, медников, других ремесленников, выделяется знать, формируется первоначальный аппарат  управления: лица, занимающиеся организацией производства, учета, организацией общественных работ, выдачами из общественных фондов и т.п. 

В городе-государстве  организуются три центра управления, административного и идеологического  лидерства: городская община, дворец и храм. 

Город начинает выполнять  по отношению к другим прилегающим  селениям функции государственного управления. Эти функции весьма многообразны: управление общинным земледелием и  землевладением; выполнение общественных ритуальных обрядов.  

Таким образом, государства  как новая организация форма  жизни общества возникает объективно, в итоги неолитической революции, переход человечество к производящей экономике, т.е. в процессе изменения  материальных условий жизни общества, становления новых организационно-трудовых форм этой жизни.  

Оно не навязывается обществу извне, а возникает в  силу внутренних факторов: материальных, организационных, идеологических. Первоначальная форма - город-государство - также обусловлена  финальным, в основном земледельческим  развитием «неолитической революции». 

Таким образом, первичное  государство возникает, чтобы организационно обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовой деятельности, которая становится отныне условием выживания и воспроизводства  человечества в новых условиях. 

Словом, возникающее  первичное государство, как социальный институт, обслуживает и организационно обеспечивает именно производящую экономику  раннеземледельческих, раннеклассовых обществ. 

Изложенная выше концепция происхождения государства  существенно отличается то доминировавших ранее в отечественной теории государства и права взглядов на эту проблему. Вместе с тем  она сохраняет материалистический, классовый подход. В этой концепции  используются новые знания, основной упор делается на организационные функции  первичных городов-государств, на взаимосвязь  происхождения государства и  становления производящей экономики.

Информация о работе Первобытная община (социально экономические отношение)