Первобытная община (социально экономические отношение)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

С древнейших времен людей интересовал вопрос, что такое государство и право, каким образом произошло из возникновение. Интересовал, прежде всего, потому, что государство и право и в древнем и в современном мире, так или иначе, касаются каждого человека.

Что же такое государство? Есть два значения этого слова, во-первых, страны, т.е. политико-географического образования, во-вторых, организации политической власти, системы институтов власти.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3

1. Первобытное общество: экономические отношения, власть,

социальные нормы…………………………………………………………… 5

1.1. Характеристика первобытного строя……………………………………. 5

1.2. «Неолитическая революция» как основной рубеж развития

первобытного общества……………………………………………………….. 7

2. Исторические предпосылки возникновения государства……………. 10

2.1. Древнейшие государственные образования……………………………... 12

2.2. Сущность основных теорий происхождения государства……………… 16

3. Возникновение права……………………………………………………… 25

3.1. Социальная природа права и отличия права от социальных норм первобытного общества……………………………………………………….. 25

3.2. Основные пути развития………………………………………………….. 30Заключение……………………………………………………………………. 33

Список литературы…………………………………………………………... 34

Работа содержит 1 файл

первобытная община.docx

— 22.16 Кб (Скачать)
 

первобытная община  (социально  экономические отношение)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………….. 3 

1. Первобытное общество: экономические отношения, власть,  

социальные нормы…………………………………………………………… 5 

1.1. Характеристика  первобытного строя……………………………………. 5 

1.2. «Неолитическая  революция» как основной рубеж  развития  

первобытного общества……………………………………………………….. 7 

2. Исторические предпосылки  возникновения государства……………. 10 

2.1. Древнейшие государственные  образования……………………………... 12 

2.2. Сущность основных  теорий происхождения государства………………  16 

3. Возникновение  права……………………………………………………… 25

3.1. Социальная природа  права и отличия права от  социальных норм первобытного  общества……………………………………………………….. 25

3.2. Основные пути  развития………………………………………………….. 30Заключение……………………………………………………………………. 33

Список литературы…………………………………………………………... 34 

Введение 

С древнейших времен людей интересовал вопрос, что  такое государство и право, каким  образом произошло из возникновение. Интересовал, прежде всего, потому, что государство и право и в древнем и в современном мире, так или иначе, касаются каждого человека. 

Что же такое государство? Есть два значения этого слова, во-первых, страны, т.е. политико-географического образования, во-вторых, организации политической власти, системы институтов власти. 

Понятие "государство" связанно с двумя более широкими понятиями - "общество и власть". Общество - это общность людей на определенной территории, характеризующаяся  экономическим и духовным единством  и целостностью организации жизни.  

Главная черта общества заключается в том, что оно  представляет собой систему разумных существ, т.е. "особый самостоятельный  социальный организм, охватывающий все  население на той или иной территории.  

Власть - это отношение  господства и подчинения, при которых  воля и действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием  других лиц (подвластных). Определяющей чертой власти является возможность  одних людей, организаций господствовать над другими организациями и  людьми, над их воле и действиями. 

 Государство -- общественное явление, и предпосылки его возникновения имеют социально-историческую природу. Поскольку оно возникает повсеместно в период смены родоплеменных связей людей в обществе вещными, обменными отношениями, можно предположить, что факторы, разлагавшие первобытнообщинный строй, были одновременно и предпосылками формирования государства. Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства - всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт или же он появился на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общество.  

 Вот почему  начинать приходится с характеристики  сторон первобытного общества, использовать  данные археологии и этнографии, непосредственно изучающих это  общество. 

1. Первобытное общество: экономические отношения, власть, социальные нормы 

В настоящее время  благодаря успехам археологии и  этнографии знание о первобытном  обществе, этапах и тенденциях его  развития существенно обогатилось. «Если в 19-начале 20 века историческое знание об общественном развитии охватывало период примерно в 3 тысячи лет, а все, что было до этого определялось как предыстория, то теперь, к концу 20 века, история многих регионов насчитывает 10-12 тысяч лет, существует вполне достоверное знание об этом историческом диапазоне в жизни человечества.

Кроме того, если для 19 - начала 20 века был характерен в  основном евро-центристский взгляд на историю, т.е. использовались знания истории Европы и некоторых, прилегающих к ней регионов, а затем эти знания искусственно распространялись на весь остальной мир, то в 20 веке в орбиту научного осмысления оказалась вовлеченной история всех регионов земного шара» Лазарев В. В. Общая теория государства и права. М., 1996 г.с.35. 

. Теория государства  и права становится, таким образом,  действительно логическим обобщением  истории всепланетного государственно-правового  развития общества.  

1.1. Характеристика  первобытнообщинного строя. 
 

Характерные черты  первобытнообщинного строя: 

· кровнородственная  природа коллектива;  

· поглощенность  индивида родом;  

· общественная собственность  на условия хозяйствования;  

· естественный (половозрастной) характер разделения труда, не нарушающий изначального равенства сородичей;  

· коллективные ("демократические") формы решения общих дел (собрание сородичей как высший орган управления, выборность вождей и т.д.);  

· неинституционализированность социальных норм, являющихся частью коллективного опыта, который передается в процессе включения индивида в жизнь первобытного коллектива, и т.д.

Первый удар по роду как социальный единице первобытнообщинного  строя нанесло табу на кровосмешение. Инцест многократно увеличивал вероятность  неполноценного потомства, и запрет половых связей между родичами -- естественная реакция человечества, стремящегося к самосохранению. При таких условиях брачная пара должна была формироваться из индивидов противоположного пола, принадлежащих к двум разным родам. Но тогда этот прообраз парной семьи потенциально уже не принадлежал ни одному из них. Следовательно, семья -- первый фактор, разрушавший род, а, следовательно, покушавшийся на весь родовой строй.

Однако семья не могла существовать вне рода, поскольку  условия труда находились в коллективной собственности последнего. Возникновение  частной собственности -- второй удар по родовому обществу. Частная собственность создает экономическую основу индивидуального существования человека, относительной автономии его семьи и тем самым делает родовые связи потенциально излишними.

Формирование семьи  и частной собственности -- двуединый процесс. Семья создала субъекта частной собственности. Частная собственность превратила поглощенного родом индивида в субъекта. Полной зрелости этот процесс достиг лишь в Новое время -- после победы буржуазных революций.

Выделившиеся из рода семьи (а затем и индивиды), первоначально связанные только соседскими, территориальными узами, по мере развития обмена оказывались объединенными  в общество, основанное на вещных, рыночных связях. Рынок преодолел ограниченность кровнородственных отношений и  включил региональные процессы развития в мировую историю,

Территориальная общность (население, связанное совместным проживанием) породила коллективные потребности, а, следовательно, общие интересы и  проблемы. Это и защита от внешнего врага; и установление правил коллективного  общежития; и решение таких коллективных задач, которые отдельная семья  или индивид в одиночку решить не в состоянии. К числу последних относятся не только хозяйственные проблемы (например, создание ирригационной системы в древнем Египте), но и охрана одной части территориально организованной общности от другой ее части, регулирование отношений между ними: племенная организация, распавшись, оказалась разделенной на различные социально неоднородные, часто антагонистические группы (сословия, классы), отношения между которыми нередко обострялись до уровня социальных потрясений, катаклизмов (бунты, революции, войны и т.д.). 

1.2. «Неолитическая  революция» как основной рубеж  развития первобытного общества.

В этом понимании  первобытного общества, как считает  Корельский В. М., «прежде всего, следует выделить знания, характеризующие развитие этого общества, периодизацию первобытной истории. Иными словами, речь идет о том, что само это общество никогда не было статичным, оно развивалось, проходило различные этапы. Выделяют несколько видов такой периодизации - общеисторическую, археологическую, антропологическую. Особую методологическую ценность представляет для теории государства и права периодизация, базирующаяся на новых данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества «неолитическую революцию» Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. М., 1997 г. С.20

Это понятие в  историческую науку ввел английский археолог Г. Чайлд в середине 20 века, характеризуя тот принципиальный качественный переворот, который произошел во всех сферах жизни человечества при переходе в неолите от присваивающего к производящему хозяйству.

Поскольку этот переход  изменил всю материальную основу жизни первобытного общества, ее социальную и духовную организацию, постольку  он справедливо обозначается как  революция, хотя и растянувшаяся  на несколько тысячелетий.

Эта периодизация позволяет  четко обозначить, о каком первобытном  обществе идет речь, в каких временных  рамках оно существовало, какова была социальная и духовная организация  общества, какие формы воспроизводства  и существования использовало человечество. Для теории государства и права  появляется, наконец, возможность также  четко определять, какие формы  организации власти и социально-регулятивные системы функционировали в обществах  присваивающей экономики, а какие  в обществах производящей экономики.

Социально-экономическая  и экологическая сущность «неолитической революции» заключалась в том, что  с целью удовлетворения своих  потребностей человек от орудийной  деятельности, связанной с присвоением  готовых животных и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи: созданию новых растительных и животных форм и замещению ими природных, естественных форм. Этот переход сопровождался не только селекционной деятельностью, которая легла в основу земледелия и скотоводства, но и иной производственной деятельностью - прежде всего изготовлением керамических изделий, а также металлургией и металлообработкой.  

Производящая экономика  к 4-3 тыс. до н.э. стала вторым и основным способом существования и воспроизводства человечества. В основе перехода к производящей экономике лежат кризисные явления, которые поставили под угрозу само существование человечества. Ответив перестройкой всей своей социальной и хозяйственной организации, человечество смогло из глобального экологического кризиса. В эту перестройку входит и новая организация властных отношений - появление государственных образований, раннеклассовых городов-государств. Итогом "неолитической революции" "явилось возникновение в некоторых регионах земного шара ранних земледельческих обществ. На следующем этапе социального экономического развития происходит расцвет раннеземледельческих обществ. На их основе возникают первые цивилизации - происходит становление раннеклассовых обществ".

Таким образом, "неолитическая  революция" - переход человечества к производящий экономике - приводит первобытное общество объективно в  силу своего внутреннего развития к  финальному рубежу - социальному расслоению общества, появлению классов, зарождению государства.

2. Исторические предпосылки  возникновения государства

Л.И. Спиридонов, рассматривая вопросы возникновения государства  и права, отмечает, что «возникающее государство не может не быть властью, поскольку после распада родового строя потребность в решении  общих дел не имела иных механизмов самообеспечения. Государство не могло не сталь силой, стоящей над населением. Общество перестало быть однородным, и потому совпадение государства с ним исключило бы возможность решать общие для всех дела. Публичная власть превратилась бы в орудие групповых интересов, извращая изначальный смысл государства» Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. - М., 2001. С.19..

Само по себе возникновение  государства выражает вхождение  человеческого общества в цивилизацию, т.е. обретение им качеств саморегулирующейся системы, развивающейся на своей  собственной основе. Важнейшей особенностью, характеризующей государство в  условиях цивилизации, движение к свободе - постепенно утверждающаяся автономия  личности, экономическая свобода, основанная на частной собственности, участие  личности в управлении обществом (народовластие  в тех или иных формах).

По мере совершенствования  цивилизации, роста и упрочения  демократии государство превращается из простого, из "просто" организации  политической власти, из примитивного, "варварского" принудительно-репрессивного  образования в политическое общество, организованное, где власть функционирует  в комплексе со всеми институтами  власти, государства в соответствии с принципом разделения властей. 

Информация о работе Первобытная община (социально экономические отношение)