Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:03, курсовая работа
С древнейших времен людей интересовал вопрос, что такое государство и право, каким образом произошло из возникновение. Интересовал, прежде всего, потому, что государство и право и в древнем и в современном мире, так или иначе, касаются каждого человека.
Что же такое государство? Есть два значения этого слова, во-первых, страны, т.е. политико-географического образования, во-вторых, организации политической власти, системы институтов власти.
Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Первобытное общество: экономические отношения, власть,
социальные нормы…………………………………………………………… 5
1.1. Характеристика первобытного строя……………………………………. 5
1.2. «Неолитическая революция» как основной рубеж развития
первобытного общества……………………………………………………….. 7
2. Исторические предпосылки возникновения государства……………. 10
2.1. Древнейшие государственные образования……………………………... 12
2.2. Сущность основных теорий происхождения государства……………… 16
3. Возникновение права……………………………………………………… 25
3.1. Социальная природа права и отличия права от социальных норм первобытного общества……………………………………………………….. 25
3.2. Основные пути развития………………………………………………….. 30Заключение……………………………………………………………………. 33
Список литературы…………………………………………………………... 34
первобытная община (социально экономические отношение)
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Первобытное общество:
экономические отношения,
социальные нормы……………………………………
1.1. Характеристика
первобытного строя………………………………
1.2. «Неолитическая
революция» как основной рубеж
развития
первобытного общества………………………
2. Исторические предпосылки
возникновения государства……………
2.1. Древнейшие государственные
образования……………………………... 12
2.2. Сущность основных
теорий происхождения
3. Возникновение права……………………………………………………… 25
3.1. Социальная природа
права и отличия права от
социальных норм первобытного
общества……………………………………………………….
3.2. Основные пути
развития…………………………………………………..
30Заключение………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
С древнейших времен
людей интересовал вопрос, что
такое государство и право, каким
образом произошло из возникновение.
Интересовал, прежде всего, потому, что
государство и право и в древнем и в современном
мире, так или иначе, касаются каждого
человека.
Что же такое государство?
Есть два значения этого слова, во-первых,
страны, т.е. политико-географического
образования, во-вторых, организации политической
власти, системы институтов власти.
Понятие "государство"
связанно с двумя более широкими
понятиями - "общество и власть".
Общество - это общность людей на
определенной территории, характеризующаяся
экономическим и духовным единством
и целостностью организации жизни.
Главная черта общества
заключается в том, что оно
представляет собой систему разумных
существ, т.е. "особый самостоятельный
социальный организм, охватывающий все
население на той или иной территории.
Власть - это отношение
господства и подчинения, при которых
воля и действия одних лиц (властвующих)
доминируют над волей и действием
других лиц (подвластных). Определяющей
чертой власти является возможность
одних людей, организаций господствовать
над другими организациями и
людьми, над их воле и действиями.
Государство -- общественное
явление, и предпосылки его возникновения
имеют социально-историческую природу.
Поскольку оно возникает повсеместно
в период смены родоплеменных связей людей
в обществе вещными, обменными отношениями,
можно предположить, что факторы, разлагавшие
первобытнообщинный строй, были одновременно
и предпосылками формирования государства.
Познание государства и права следует
начинать с вопроса о происхождении государства
- всегда ли в истории человеческого общества
существовал этот социальный институт
или же он появился на определенном этапе
развития общества. Только такой методологический
подход, реализующий принцип историзма,
позволяет уяснить причины и формы появления
государства, его характерные, сущностные
черты, отличие от предыдущих организационных
форм жизни общество.
Вот почему
начинать приходится с
1. Первобытное общество:
экономические отношения,
В настоящее время благодаря успехам археологии и этнографии знание о первобытном обществе, этапах и тенденциях его развития существенно обогатилось. «Если в 19-начале 20 века историческое знание об общественном развитии охватывало период примерно в 3 тысячи лет, а все, что было до этого определялось как предыстория, то теперь, к концу 20 века, история многих регионов насчитывает 10-12 тысяч лет, существует вполне достоверное знание об этом историческом диапазоне в жизни человечества.
Кроме того, если для
19 - начала 20 века был характерен в
основном евро-центристский взгляд на
историю, т.е. использовались знания истории
Европы и некоторых, прилегающих к ней
регионов, а затем эти знания искусственно
распространялись на весь остальной мир,
то в 20 веке в орбиту научного осмысления
оказалась вовлеченной история всех регионов
земного шара» Лазарев В. В. Общая теория
государства и права. М., 1996 г.с.35.
. Теория государства
и права становится, таким образом,
действительно логическим
1.1. Характеристика
первобытнообщинного строя.
Характерные черты
первобытнообщинного строя:
· кровнородственная
природа коллектива;
· поглощенность
индивида родом;
· общественная собственность
на условия хозяйствования;
· естественный (половозрастной)
характер разделения труда, не нарушающий
изначального равенства сородичей;
· коллективные ("демократические")
формы решения общих дел (собрание
сородичей как высший орган управления,
выборность вождей и т.д.);
· неинституционализированность социальных норм, являющихся частью коллективного опыта, который передается в процессе включения индивида в жизнь первобытного коллектива, и т.д.
Первый удар по роду как социальный единице первобытнообщинного строя нанесло табу на кровосмешение. Инцест многократно увеличивал вероятность неполноценного потомства, и запрет половых связей между родичами -- естественная реакция человечества, стремящегося к самосохранению. При таких условиях брачная пара должна была формироваться из индивидов противоположного пола, принадлежащих к двум разным родам. Но тогда этот прообраз парной семьи потенциально уже не принадлежал ни одному из них. Следовательно, семья -- первый фактор, разрушавший род, а, следовательно, покушавшийся на весь родовой строй.
Однако семья не могла существовать вне рода, поскольку условия труда находились в коллективной собственности последнего. Возникновение частной собственности -- второй удар по родовому обществу. Частная собственность создает экономическую основу индивидуального существования человека, относительной автономии его семьи и тем самым делает родовые связи потенциально излишними.
Формирование семьи и частной собственности -- двуединый процесс. Семья создала субъекта частной собственности. Частная собственность превратила поглощенного родом индивида в субъекта. Полной зрелости этот процесс достиг лишь в Новое время -- после победы буржуазных революций.
Выделившиеся из рода семьи (а затем и индивиды), первоначально связанные только соседскими, территориальными узами, по мере развития обмена оказывались объединенными в общество, основанное на вещных, рыночных связях. Рынок преодолел ограниченность кровнородственных отношений и включил региональные процессы развития в мировую историю,
Территориальная общность
(население, связанное совместным проживанием)
породила коллективные потребности, а,
следовательно, общие интересы и
проблемы. Это и защита от внешнего
врага; и установление правил коллективного
общежития; и решение таких коллективных
задач, которые отдельная семья
или индивид в одиночку решить
не в состоянии. К числу последних относятся
не только хозяйственные проблемы (например,
создание ирригационной системы в древнем
Египте), но и охрана одной части территориально
организованной общности от другой ее
части, регулирование отношений между
ними: племенная организация, распавшись,
оказалась разделенной на различные социально
неоднородные, часто антагонистические
группы (сословия, классы), отношения между
которыми нередко обострялись до уровня
социальных потрясений, катаклизмов (бунты,
революции, войны и т.д.).
1.2. «Неолитическая
революция» как основной рубеж
развития первобытного
В этом понимании первобытного общества, как считает Корельский В. М., «прежде всего, следует выделить знания, характеризующие развитие этого общества, периодизацию первобытной истории. Иными словами, речь идет о том, что само это общество никогда не было статичным, оно развивалось, проходило различные этапы. Выделяют несколько видов такой периодизации - общеисторическую, археологическую, антропологическую. Особую методологическую ценность представляет для теории государства и права периодизация, базирующаяся на новых данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества «неолитическую революцию» Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. М., 1997 г. С.20
Это понятие в историческую науку ввел английский археолог Г. Чайлд в середине 20 века, характеризуя тот принципиальный качественный переворот, который произошел во всех сферах жизни человечества при переходе в неолите от присваивающего к производящему хозяйству.
Поскольку этот переход изменил всю материальную основу жизни первобытного общества, ее социальную и духовную организацию, постольку он справедливо обозначается как революция, хотя и растянувшаяся на несколько тысячелетий.
Эта периодизация позволяет
четко обозначить, о каком первобытном
обществе идет речь, в каких временных
рамках оно существовало, какова была
социальная и духовная организация
общества, какие формы воспроизводства
и существования использовало человечество.
Для теории государства и права
появляется, наконец, возможность также
четко определять, какие формы
организации власти и социально-регулятивные
системы функционировали в
Социально-экономическая
и экологическая сущность «неолитической
революции» заключалась в том, что
с целью удовлетворения своих
потребностей человек от орудийной
деятельности, связанной с присвоением
готовых животных и растительных
форм, перешел к подлинно трудовой
деятельности, направленной на преобразование
природы и производство пищи: созданию
новых растительных и животных форм
и замещению ими природных, естественных
форм. Этот переход сопровождался не только
селекционной деятельностью, которая
легла в основу земледелия и скотоводства,
но и иной производственной деятельностью
- прежде всего изготовлением керамических
изделий, а также металлургией и металлообработкой.
Производящая экономика к 4-3 тыс. до н.э. стала вторым и основным способом существования и воспроизводства человечества. В основе перехода к производящей экономике лежат кризисные явления, которые поставили под угрозу само существование человечества. Ответив перестройкой всей своей социальной и хозяйственной организации, человечество смогло из глобального экологического кризиса. В эту перестройку входит и новая организация властных отношений - появление государственных образований, раннеклассовых городов-государств. Итогом "неолитической революции" "явилось возникновение в некоторых регионах земного шара ранних земледельческих обществ. На следующем этапе социального экономического развития происходит расцвет раннеземледельческих обществ. На их основе возникают первые цивилизации - происходит становление раннеклассовых обществ".
Таким образом, "неолитическая революция" - переход человечества к производящий экономике - приводит первобытное общество объективно в силу своего внутреннего развития к финальному рубежу - социальному расслоению общества, появлению классов, зарождению государства.
2. Исторические предпосылки возникновения государства
Л.И. Спиридонов, рассматривая
вопросы возникновения
Само по себе возникновение государства выражает вхождение человеческого общества в цивилизацию, т.е. обретение им качеств саморегулирующейся системы, развивающейся на своей собственной основе. Важнейшей особенностью, характеризующей государство в условиях цивилизации, движение к свободе - постепенно утверждающаяся автономия личности, экономическая свобода, основанная на частной собственности, участие личности в управлении обществом (народовластие в тех или иных формах).
По мере совершенствования
цивилизации, роста и упрочения
демократии государство превращается
из простого, из "просто" организации
политической власти, из примитивного,
"варварского" принудительно-репрессивного
образования в политическое общество,
организованное, где власть функционирует
в комплексе со всеми институтами
власти, государства в соответствии
с принципом разделения властей.
Информация о работе Первобытная община (социально экономические отношение)