Перспективы экономического роста в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы заключаются в:
1) Исследование явления «экономический рост» как условия экономического и социального прогресса
2) Исследование тенденций и перспектив экономического роста в России
3) Исследование проводимой политики экономического роста в России

Работа содержит 1 файл

Перспетивы экономического роста в России.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

ГЛАВА II. ЭКОНОМИКА ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ г. СОЧИ

Туризм в экономике  России традиционно не играл значительной роли. Это обстоятельство обусловило отставание российской статистики туризма от большинства развитых стран. Сложившаяся система показателей статистики туризма имеет довольно фрагментарный характер. Затруднена сопоставимость с показателями системы национальных счетов, не обеспечиваются комплексность и полнота отображения туристской деятельности. Среди публикуемых показателей преобладают те, которые характеризуют отдельные элементы предложения туристских товаров и услуг.

Существующие  недостатки российской туристской статистики не позволяют получить целостную картину туристской деятельности и оценить роль туризма в национальной и региональной экономике.

В то время как  влияние туризма на национальную экономику России остается незначительным, в отдельных регионах его экономическая  роль достаточно велика и продолжает возрастать. Наиболее отчетливо туристская специализация проявляется в России на субрегиональном уровне. В качестве объекта исследования мною был выбран город-курорт Сочи - наиболее крупный центр летнего отдыха в России.

Сочи - крупнейший курорт России на Черноморском побережье Кавказа. Рекреационно-туристская деятельность в городе является отраслью специализации. Прочие виды деятельности обслуживают данную отрасль и потребности местного населения.

Природно-ресурсный  потенциал Сочинского субрегиона послужил начальным фактором и катализатором развития санаторно-курортной деятельности. Его основу составляет совокупность рекреационных и лечебных факторов: климатических условий, запасов минеральных вод, морской акватории, рельефа и других.

Оценка  конкурентоспособной позиции услуг размещения г. Сочи

Величина туристского  потока в Сочи определяется как общими для России социально-экономическими факторами, так и непосредственно  конкурентоспособностью курорта на российском и международном рынках. Основными факторами конкурентоспособности региона Сочи в целом на туристском рынке являются:

1. Факторы аттрактивности: наличие рекреационно-туристских ресурсов, сопоставимых с аналогичными за рубежом, и уникальных рекреационно-туристских ресурсов сложившаяся материальная база рекреации.

2. Экономические факторы: валютный курс, соотношение цены и качества рекреационно-туристского продукта (более низкие цены при аналогичном качестве, более высокое качество при сопоставимых ценах, значительно более низкие цены при невысоком качестве).

З. Фактор безопасности (региональные конфликты, теракты, природные катаклизмы, преступность).

4. Экологические  факторы. 

5. Технологические  факторы: наличие современных видов транспорта, связи и т.п.

6. Политические  факторы (международный политический имидж страны, въездные и таможенные формальности).

Увеличение турпотока  в Сочи при современных экономических  условиях возможно в первую очередь  за счет переориентации части турпотока  с зарубежных курортов, а также  концентрация турпотока россиян, отдыхающих на Черноморском побережье Кавказа. При росте благосостояния россиян проблема конкурентоспособности Сочи будет не менее острой.

Прогнозирование емкости рынка  туристских услуг  г. Сочи

Считается, что  планирование развития туризма на продолжительный период времени (10 лет и более) зависит от предсказуемости будущего развития страны или региона. Вместе с тем для специализированных регионов центральным звеном прогнозирования их развития является прогнозирование собственно туристской деятельности, поскольку оно связано с принятием решений о капитальных вложениях в сферу туризма и рекреации.

Спрос на туристские услуги обусловлен преимущественно уровнем доходов, цен и занятости населения. Важным фактором является количество свободного времени и его распределение по группам населения.

Можно выделить фактор социально-экономического развития страны. Известно, что бурный рост туризма явился результатом индустриализации, и туристский спрос в первую очередь развился в странах, прошедших индустриальную фазу.

Среди демографических  факторов на туристский спрос влияет уровень урбанизации, темп роста  населения, его географическое размещение, половозрастная структура. Политические факторы сводятся не только к регламентирующей роли государства, например, ограничениям свободы передвижения или операций с иностранной валютой. Недавний опыт России показал, что периоды политической нестабильности или даже военного противостояния, как на Кавказе, снизили спрос на поездки в эти места и существенно повлияли на туристский спрос в целом.

Возможны следующие  варианты развития туризма в г. Сочи:

Первый вариант  можно назвать консервативным. В  соответствии с этим вариантом туриндустрии города путем постоянной модернизации капитальных вложений в новые  предприятия удастся стабилизировать и удерживать величину туристского потока на весьма высоком уровне, достигнутом 1999-2000 годах.

Данный вариант, несмотря на его название, представляется весьма благоприятным и наиболее возможным для города-курорта  Сочи. Он не исключает колебаний турпотока в ту или иную сторону в пределах 10-15 %.

Как показал  опыт развития туризма в России в  целом и в Сочи в частности в 1998-12000 годах, увеличение доходов населения вовсе не означает соответствующего роста туристского потока, также как и снижение доходов - его уменьшению. Туристский поток очень чутко реагирует на любые изменения относительно цен на всех наиболее крупных курортах-аналогах.

В настоящее  время, по оценкам Департамента туризма  Министерства экономического развития и торговли РФ7, доходы российских граждан настолько малы, что только 15 % из них являются активными потребителями туристских услуг. При этом 5 % путешествуют самостоятельно (без путевок), 7% - по путевкам и только 3 % выезжают за рубеж. Для сравнения: в Великобритании рынок туристских услуг составляет 70 %, в Германии и Японии – 80 %.

Таким образом, Россия располагает значительными  ресурсами для повышения внутреннего  туристского спроса.  Вместе с  тем увеличение спроса обычно ведет  к возрастанию цен как на туристские услуги вообще, так и на услуги размещения в частности, что приводит к росту валовой выручки при сохранении или незначительном изменении интенсивности физического потока.

Второй вариант  можно назвать интенсивным. В соответствии с ним в результате реализации некоторой стратегии развития в исключительно благоприятных условиях туристской индустрии города удается последовательно увеличить свою долю на внутреннем туристском рынке, при этом также происходит заметное возрастание числа иностранных туристов.

Третий –  пессимистический вариант развития индустрии города при котором  происходит существенное снижение туристского  потока и доходов от туризма. Такое  развитие событие представляется мне маловероятным, поскольку предстоящая Олимпиада в 2014 г. существенным образом повлияет на развитие всей туриндустрии г. Сочи. Игры будут способствовать экономическому росту региона, превращению Сочи в курорт мирового уровня и центр деловой активности. При поддержке Правительства РФ в течение ближайших семи лет в уникальном городе-курорте Сочи будет построена новая транспортная инфраструктура, расширена сеть гостиниц, модернизированы инженерные коммуникации, а также возведен ряд современных спортивных сооружений.

Правительство России поместило заявку «Сочи-2014»  в центр существующей Федеральной  целевой программы по развитию города Сочи, которая гарантирует в рамках федерального законодательства завершение всех работ до 2014 года.8 

Город-курорт Сочи обладает уникальными рекреационными ресурсами, развитой базой размещения. Главные факторы конкурентоспособности Сочи - уникальное сочетание рекреационных и лечебных природных факторов, развитая туристская инфраструктура и профессионально подготовленные человеческие ресурсы.

За последние  годы произошли существенные изменения как социально-экономических и политических условий функционирования курорта, так и его позиции на рынке туристских и санаторно-курортных услуг. В результате после длительного периода спада сложилась достаточно устойчивая тенденция к подъему рекреационно-туристской сферы города. Начинает укрепляться конкурентная позиция Сочи на российском рынке рекреационно-туристских услуг, да и сам город испытывает довольно быстрый подъем.  
 

Заключение

В данный момент Россия находится в состоянии  фазового периода. В результате фазового перехода система переходит в  новое состояние, непохожее на то, в котором она находилась. Можно  не сомневаться, что Россия после  кризиса будет совершенно другой. Но для этого нужен четкий план выхода из коллапса и понимания того, чем страна после фазового периода должна стать.

Сегодняшнее правительство верно говорит: надо диверсифицировать экономику, поставив ее на высокотехнологические рельсы. Но чтобы Россия взлетела, как экономический феникс, необходимо создать не просто хорошие, а беспрецедентно замечательные условия для развития технологий. Потому что соревноваться-то надо со всем миром, в котором такие условия уже созданы. Для того, чтобы мы стали соревновабельны на технологическом рынке как минимум необходимо сделать следующее:

- Уничтожить  взяточничество и откаты, которые  даже самому лучшему в мире  продукту не позволят назначить  конкурентную на мировом рынке  цену.

- Сделать предел  собственности невозможным. В стране, в которой собственность может сменить владельца насильственно, нет права собственности, без которого создание технологии производства какого-либо продукта лишено смысла.

- Обеспечить  примат явного над тайным. Засекреченность  процедуры принятия решений порождает сговоры и коррупцию.

- Создать реальную  политическую конъюнктуру, без  которой о том, что происходит  в стране, узнать не от кого.

- Возродить уважение  – и соответственно из значимости  для общества оплату труда  – к ученым и инженерам.  А также врачам, учителям и интеллигенции в целом. Без чего научно-технологическое возрождение нации невозможно.

Переход к рынку - очень сложный и длительный процесс, неподвластный воле человека, ибо последний не в состоянии точно предвидеть все его противоречия, поэтому пройдет еще немало лет, прежде чем перед нами предстанут результаты реформ Российской экономики. Но в отличие от прошлого времени, сейчас мы можем повлиять на дальнейший ход событий - я имею ввиду возможность каждого гражданина РФ принять участие в формировании законодательной власти. Именно от ее работы будет зависеть закрепление перехода к рыночной экономике на уровне закона.

Становление гражданского общества в России связано со значительными  изменениями в социальной структуре. Новая социальная иерархия во многом отличается от той, которая существовали советское время и характеризуется крайней неустойчивостью. Перестраиваются механизмы управления, усиливается социальная мобильность, возникает множество маргинальных групп с неопределенным статусом. Начинают складываться объективные возможности для формирования среднего класса. Для существенной трансформации структуры российского общества необходимо преобразование институтов собственности и власти, сопровождающееся размыванием границ между группами, изменением групповых интересов и социальных взаимодействий. 
 
 
 
 

                                                                                           
 

Список  использованной литературы

1. Экономика: учебник для вузов / под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: изд. Проспект, 2008. - Разд.1. – с. 364-368.

2. Мэнкью Грегори Н. Макроэкономика. М.: 2008. - 527с. 

3. Татаринов А.А., Трехлеб П.С., Цацулина И.А. Экономическая оценка развития туристской индустрии на муниципальном уровне (на примере г.Сочи) / под ред. А.А. Татаринова. – М.: “Альфа-Полиград”, 2002. – с. 111-115. 

4. Войнова Я.А. Стратегическое планирование и прогнозирование развития туризма в России // Проблемы, инновационные подходы и перспективы развития индустрии туризма. – Материалы 7-ой Международной научно-практической конференции г. Сочи 16-18 мая. – 2007. – с. 28-31. 

5. Волконский В.А. Стратегические задачи России в контексте мировых тенденций. / В.А. Волконский, А.И. Кузовкин // Экономическая наука современной России -2008 - №4 – с. 7-28.  

6. Четвертакова В. Экономический рост и развитие / И. Четвертаков, В Четвертакова  // Экономист - 2008 - №11 - с. 35-38. 

Информация о работе Перспективы экономического роста в России