Перспективы экономического роста в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы заключаются в:
1) Исследование явления «экономический рост» как условия экономического и социального прогресса
2) Исследование тенденций и перспектив экономического роста в России
3) Исследование проводимой политики экономического роста в России

Работа содержит 1 файл

Перспетивы экономического роста в России.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

Естественно, что  оба типа роста существуют одновременно, доминируя друг над другом на различных  временных этапах. Преобладание того или иного типа обуславливается  существованием различных комбинаций факторов производства.

Темпы экономического роста

Темпы экономического роста напрямую зависят от типа экономического роста. При переходе на интенсивный  тип темпы могут даже несколько  снижаться по сравнению с экстенсивным типом роста. Однако это не означает спада экономического развития или его замедления. При экстенсивном типе роста экономика сохраняла пропорции, свою структурную характеристику и развивалась вширь. В условиях интенсивного типа роста экономика приобретает динамизм не только за счет расширения производства, но и за счет прогрессивных структурных перестроек. Решение такой двойственной задачи приводит к тому, что наращивать темпы становится гораздо труднее. Кроме того, в условиях насыщенного рынка наращивание темпов не всегда целесообразно.

Развитие в  этом случае осуществляется за счет совершенствования технологии. Это становится неизбежным в связи с тем, что производство морально устаревает за более короткий срок, и новые ресурсы направляются в него уже с новым уровнем эффективности и качества.

В России темпы  экономического роста в 90-е гг. – отрицательные, и только в конце 90-х гг. после глубокого спада наступила некоторая стабилизация, а затем подъем. В 2003г. рост ВВП (в процентах к предыдущему году) составил 7.3 %.2

В 2007г. рост ВВП  России, в соответствии с оценкой Росстата, составил 8,1%. По сообщениям Росстата в соответствии с Регламентом разработки и представления данных по ВВП дана первая оценка ВВП за 2008 год. Объем ВВП России за 2008 год, по предварительной оценке, составил в текущих ценах 41 трлн 540,4 млрд руб. Реальный объем ВВП по сравнению с 2007г. вырос на 5,6%. В 2007г. рост ВВП России, в соответствии с оценкой Росстата, составил 8,1%. В номинальном выражении ВВП по итогам предыдущего года составлял 33 трлн 113,5 млрд руб. Этот показатель на 0,3% ниже усредненного плана - рост ВВП за второе полугодие 2008 года ожидался на уровне 6%.

В 2009 г. также  наблюдается спад ВВП, снижение его на 4 % по сравнению с прошлым годом.3 По словам директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева4, "отрицательная динамика российской экономики в 2009 г фактически предопределена целым рядом устойчивых факторов". Среди них значительное падение российского фондового рынка, которое оказало влияние на реальный сектор экономики, снижение мировых цен на основные сырьевые товары российского экспорта, ускоренная индексация тарифов естественных монополий. (т.е. монополисты “диктуют” свои цены). По прогнозам в 2009 г. в большей степени пострадает продукция обрабатывающих производств: ее выпуск снизится на 6 проц. В меньшей степени – производство и распределение электроэнергии, газа и воды (на 2,5 %). Добыча полезных ископаемых упадет не более чем на 3 %. В целом объем промышленного производства России по итогам 2009 г может снизиться на 4-5 %, считают в ФБК. Эксперты полагают, что экономика России не выйдет на траекторию роста и в 2010г.

Инновационный план развития России5

Согласно инновационному сценарию, ВВП через 11 лет будет  ежегодно прирастать на 6,6 %, а промышленное производство – в пределах 5–5,2 %. Инфляцию же к этому периоду удастся снизить лишь до 3 проц. Стране, которая претендует на динамический рост и на интенсивные структурные изменения плюс сталкивается с проблемой сближения внутренних цен на энергоносители и на многие сырьевые товары с мировым уровнем, обеспечить крайне низкие темпы инфляции очень сложно. В случае успешной реализации программы России удастся преодолеть и неблагоприятную демографическую тенденцию. Уже с 2015 г сокращение населения России сменится его ростом. К 2020 г население будет составлять 140-142 млн. человек. Реализовывать инновационный вариант развития экономики государство рассчитывает в основном на деньги бизнеса. Инновации должны в большей степени развиваться за счет частных средств, а государство будет создавать бизнесу благоприятные условия.

Исходя из анализа  новостей, последнее утверждение  находит свое подтверждение в  активной поддержке малого и среднего бизнеса со стороны государства.

Факторы экономического роста

 

Реальный объем произведенных товаров и услуг – это результат применения факторов производства, к которым относятся: труд, земля и природные ресурсы, капитал, предпринимательская способность, научно-технический прогресс.

По способу  воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные  факторы.

Прямыми считаются факторы, которые делают рост физически возможным. Это группа факторов предложения, в нее входят:

- количество и качество трудовых ресурсов;

- количество и качество природных ресурсов;

- объем основного капитала;

- технология и организация производства;

- уровень развития предпринимательских способностей в обществе.

Косвенные факторы  – это условия, позволяющие реализовать, имеющиеся у общества возможности к экономическому росту. Такие условия создаются факторами спроса и распределения:

- снижением степени монополизации рынка;

- налоговым климатом  в экономике;

- эффективностью  кредитно-банковской системы;

- ростом потребительских,  инвестиционных и государственных  расходов;

- расширением  экспортных поставок; (т.е. расширение вывоза, произведенных в России, товаров)

- возможностями  перераспределения производственных  ресурсов в экономике; (таким образом, чтобы ресурсы были основой для производства. И явления “неадекватного обмена” не происходило.)

- действующей  системой распределения доходов.

Факторы спроса ограничивают факторы предложения, т.е. его размером и структурой. Если спрос небольшой, то расширять объем производства экономически нецелесообразно.

Сочетание между  факторами предложения и спроса зависит от факторов распределения. Каждый из факторов постоянно изменяется в зависимости от других факторов, а также от социально-экономического развития общества. Между факторами существуют сложные взаимосвязи и взаимозависимости. Часть их является взаимозаменяемой в определенных размерах: трудовые факторы - материальными (т. е. машинами, автоматами, роботами), природные - денежными ресурсами (т. е. при отсутствии минералов, нефти, газа их можно закупить). От производственных и мотивационных факторов зависит эффективность использования ресурсных факторов, а структурные и институциональные влияют на проявление ресурсных, производственных и мотивационных. Использование различных групп факторов для повышения темпов экономического роста зависит от разных субъектов. Так, степень влияния производственных факторов зависит от руководителей, специалистов и всего состава трудовых коллективов предприятий, тогда как значимость мотивационных и институциональных определяется экономической политикой государства.

Государственное регулирование экономического роста

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть, какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.

Современная рыночная экономика функционирует в условиях чередующихся спадов и подъемов. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер. Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема - на его сдерживание. Так, с целью ослабления «перегрева» экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги, повышает старые, отменяет и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов.

Таким образом, современный механизм рыночной экономики изменяется под влиянием государственного воздействия. Происходит переплетение стихийно-рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов (кризисов перепроизводства) с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс.

Кризисом государственного регулирования получил выражение в несостоятельности антициклический политики государства, в банкротстве теорий и практики воздействия на циклическое развитие, в несоответствии официально провозглашенных целей государственной политики фактическим результатам регулирования экономики (вместо роста экономики - его падение, вместо полной занятости - массовая безработица, вместо стабильности цен - хроническая инфляция и т. д.). В результате экономическая деятельность государства стала дополнительным фактором неустойчивости экономики.

Кризис государственного регулирования экономического развития потребовал от правительства развитых стран искать выход из сложившейся ситуации, но не путем отказа от государственного регулирования циклического производства, а посредством перестройки его форм и методов. Антициклическая направленность государственной политики сменилась антиинфляционной.

Инфляция является неотъемлемой чертой современного экономического цикла. Она взаимодействует с циклическим движением экономики и меняет механизм цикла. Это изменение характеризуется уменьшением «чувствительности» цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса. Объясняется это тем, что крупный капитал, монополии приспосабливаются к сужению платежеспособного спроса населения путем сокращения производства при сохранении высоких цен. Государство же помогает крупным фирмам «управлять» таким путем кризисом. В результате в современных кризисах наблюдается противоборство двух тенденций в ценообразовании: повышательной, связанной с деятельностью крупного капитала и государства, и понижательной, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка. Следовательно, современный цикл сочетает в себе кризис и инфляцию.

Антициклическая и антиинфляционная политика государства  призвана смягчить отрицательные последствия.  

Суть задачи, которую предстоит решать России, - догоняющая  постиндустриализация. Решение этой задачи не имеет исторических аналогов. Наиболее развитые страны мира - пионеры постиндустриализации - не решали задачи догоняющего развития. А страны, демонстрировавшие в последние десятилетия чудеса роста (Южная Корея, Тайвань, Китай и др. ), осуществляли переход от традиционного (аграрного) общества к индустриальному, т. е. решали иные задачи. Главная особенность развития в условиях постиндустриальных вызовов - резкое сужение временных интервалов, на которые можно ориентироваться при разработке стратегии. Если в индустриальную эпоху можно было наметить приоритеты роста на 30 - 40 лет, а при их достижении благополучно войти в ряды передовых стран (что и сделала в свое время Германия, а потом - Япония и СССР), то теперь приоритеты меняются быстро.

Постиндустриальный  прорыв предполагает выдвижение на передний план гибкости и адаптивности экономической системы, способности экономических агентов быстро и адекватно реагировать на меняющиеся вызовы времени. Раньше ключевым ориентиром государственной политики была концентрация ресурсов, теперь - адаптивность.

В постиндустриальном обществе доминирующими в ВВП и занятости становятся услуги. Россия уже идет в этом направлении, но движению надо придать целенаправленный и последовательный характер.

Здесь также  уместно упомянуть об одном не очень обнадеживающем факте6: крупные в своих областях специалисты, эксперты высокого уровня как в сфере технологий и производства, так и в сфере бизнеса, чувствуют себя абсолютно невостребованными современной политической элитой. Надежная система коммуникаций между политиками и экспертами в современной России так и не построена, по крайней мере, в этом уверены эксперты. В целом респонденты довольно скептично настроены, сравнивая масштаб стоящих перед страной проблем и перечень принимаемых мер и достигнутых успехов. Во всяком случае, количество упоминаний о правильных шагах не идет ни в какое сравнение с тем, сколько было высказано критических замечаний в отношении проводимой технологической политики.                                                                                   Причину неэффективности действий государства в сфере технологий специалисты видят в недостатках созданной системы управления. По их мнению, в стране отсутствует авторитетный центр управления и надлежащая координация действий различных ведомств в этой области. Минобрнауки с задачей координации этой деятельности не справляется, а на уровне аппаратов президента и правительства соответствующие структуры отсутствуют.                       

Сегодня высшее руководство страны в лице президента и премьера уделяет технологическим проблемам и возникающим в связи с этим опасностей достаточное внимание и готово ставить конкретные задачи перед государственным аппаратом и страной в целом. Однако на более низких уровнях государственного управления: в ведомствах, госкорпорациях, региональных администрациях — степень осознания масштаба угроз в этой области значительно ниже. В результате приходящие сверху сигналы и даже прямые распоряжения тормозятся или блокируются.                        

Причина такой недооценки нашей элитой рисков, возникающих в сфере технологического развития, видится в том, что за последние пятнадцать лет внимание значительной ее части было сосредоточено больше на вопросах распределения и перераспределения собственности и денежных средств, чем на вопросах промышленной политики, технического перевооружения, научно-технического развития и т. п.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Перспективы экономического роста в России