Переходная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 20:29, лекция

Описание работы

Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период -- это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.

Работа содержит 1 файл

переходная экономика.docx

— 41.64 Кб (Скачать)

3. Углубление структурных  диспропорций в экономике. В  широком спектре проявлений такой  диспропорциональности ведущее  место занимает технологический  и региональный монополизм, преобладание  крупных предприятий над средними и мелкими.

Экономика Республики Беларусь базируется на таком уровне концентрации и специализации, который  был сформирован с учетом союзного разделения труда. Исполнение роли сборочно-перерабатывающего  цеха республики спровоцировало ситуацию, когда более 80 % ВВП Республики Беларусь было "завязано" на межрегиональном обмене. Такая ситуация привела к технологическому монополизму подавляющей части крупных республиканских предприятий (Гродненское производственное объединение "Азот", Минский тракторный завод, ''Беларуськалий", Гомельский химзавод, Минский завод сельскохозяйственных машин и пр.).

В настоящее время  все они занесены в Государственный  реестр предприятий-монополистов и  подпадают под действие государственного антимонопольного регулирования в  соответствии с принятым в республике законодательством.

4. Деградация экономического  потенциала страны, проявляющаяся  главным образом в старении  основного капитала. По свидетельству  мировой практики, если третья  часть ВВП не идет через  сбережения в инвестиции, то обеспечение  устойчивых темпов экономического  роста в стране недостижимо.  В Беларуси фактические инвестиции  в основной капитал составляли  в 1996 г. -- 16,2 % ВВП; в 1997 г. -19,2; в  1998 г. - 23,9; в 1999 г. - 21,6; в 2000 г. - 17 % ВВП,  что практически вдвое ниже указанного уровня. Прямые иностранные инвестиции составили лишь 6--7 % вместо запланированных 46 %.

Если в постсоциалистических Польше и Словакии инвестиции составляют 50 долл. на человека, в Чехии и Эстонии -- порядка 100 дол. на человека, то в нашей республике -- лишь 1 долл. на человека. При такой скудости объемов инвестирования в последние 10 лет в Беларуси не происходило даже простого воспроизводства основных производственных фондов. Капитальные вложения в промышленности меньше амортизации на 13--15 %, в сельском хозяйстве -- на 60--65 %. Согласно экспертным оценкам, в целом по народному хозяйству на начало 1999 г. выбытие основных фондов в 11 раз превышало их обновление. В результате сложившейся инвестиционной ситуации средний уровень изношенности активной части основных фондов в республике составляет порядка 75--80 %, что превышает критический уровень и свидетельствует о "проедании" накопленного в советский период потенциала.

5. Переходный характер  отношений собственности, выражающийся  в их высокой подвижности и  изменчивости. Движение от общественной к частной собственности происходит многократно и разнонаправлено в разных сферах и в разные периоды времени. К примеру, при теоретическом осознании оправданности существования двух форм собственности -- частной и государственной -- в действующем законодательстве республики вновь фиксируется наличие в Беларуси устоявшихся трех.

Сам характер присвоения, отчуждения и распоряжения в республике находится в процессе трансформации. Складывается ситуация, в которой  не только с формально-правовой, но и с экономической точки зрения неизвестно, какими правами обладает собственник, за что, какую и перед  кем он несет ответственность.

Характеристикой темпов трансформации собственности в  республике служит факт, что доля государственной  собственности в настоящее время  составляет порядка 85 %, в то время  как согласно мировому опыту критическим  уровнем сосредоточения собственности  в руках государства расценивается  уровень 20--25 %. На сегодняшний день Беларусь имеет самые низкие среди 25 стран  с переходной экономикой оценки степени  завершенности малой приватизации, приватизации крупных предприятий, банковской реформы, либерализации (как внутренней, так и внешней).

6. Падение жизненного  уровня населения при декларировании  социальной ориентированности реформ. Рост доходов населения страны  нестабилен и характеризуется  противоречивыми тенденциями, усиливающимися  высоким уровнем инфляции.

Доминирующими в  структуре доходов населения  республики остаются продукты питания (порядка 80 %). Что же касается предметов  культурно-спортивного назначения, то их доля крайне незначительна. Такие  пропорции приближают структуру  доходов населения Беларуси к  структуре доходов населения  слаборазвитых стран.

Падает средняя  продолжительность жизни: если в  конце 80-х гг. она составляла 72 года, то в середине 90-х гг. упала до 68 лет.

7. Наличие противоречия  между экономической эффективностью  и социальной справедливостью.  Поскольку определенная часть  экономики республики является  уже рыночной, то экономическая  эффективность в ней сводится  к максимизации доходов и прибыли.  Что же касается социальной  справедливости, то ее реализация  осуществляется главным образом  благодаря перераспределительным механизмам. Эти механизмы используются государством и рядом общественных организаций посредством вычетов из доходов одних групп населения и добавок к доходам других. Однако такой подход является внутренним барьером, серьезным препятствием для развития рыночной экономики в стране.

8. Значительные масштабы  государственного регулирования  переходного процесса. Цены на  основные продукты питания и  другие товары первой необходимости  регулируются государством. Подавляющее  большинство промышленных предприятий  находится в государственной  собственности. Это позволило  избежать развала промышленности  и сдержать темпы роста безработицы  [3, c. 100-106].

Ситуацию в экономике  осложняют крупные расходы на социальные нужды, в том числе  на чернобыльскую программу. Правительство, стремясь решить одну из наиболее острых проблем -- жилищную, выделяет крупные кредиты на индивидуальное и кооперативное строительство.

... читать дальше >>>

Информация о работе Переходная экономика