Переходная экономика в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:50, реферат

Описание работы

Уже прошло 20 лет после распада СССР и сейчас Россия стоит на пути интеграции в мировую экономику и стабильного экономического развития. Россия выбрала иной путь политического, экономического и социального развития. Она отказалась от плановой экономики в пользу рыночных отношений, была проведена реформа государственного управления, разработана и принята новая Конституция страны, создана законодательная база для развития рыночной экономики.

Содержание

Введение. 3
Концепция перехода к рыночной экономике. 4
Особенности переходной экономики в России. 15
Заключение. 29
Список литературы. 32

Работа содержит 1 файл

мой курсач.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

       Возможность применения в России  рецептов перехода к рынку,  основанных на опыте Китая,  существенно ограничена в связи  со специфическими особенностями  российской экономики: 

     1) громадным и неустранимым в  обозримом будущем преобладание военно-промышленного и топливно-энергетического комплексов;

     2) крайне тяжелым состоянием сельского  хозяйства, пищевой и легкой  промышленности;

     3) политической дестабилизацией в связи с крахом коммунистического режима и распадом СССР.

       Опыт Китая говорил лишь о том, что сравнительно недолгое существование плановой экономики перед проведение рыночных реформ облегчает начало перехода и способствует более плавному его осуществлению. В России же плановая система в чистом виде просуществовала около 60 лет (против 25 в Китае), и процесс ускорения присущих ей экономических и социальных институтов, стереотипов поведения зашел гораздо дальше.

       Вместе с тем двухсекторная  (по китайскому образцу) модель  экономически была фактически  воспроизведена в России во  второй половине 80-х годов. Наряду с доминировавшим государственным сектором, где сохранились основы плановой системы, возникли кооперативные, арендные предприятия, индивидуальная трудовая деятельность. Однако при сохранении монопольного положения государственных предприятий оба сектора не столько сотрудничали, сколько мешали друг другу. Государственный сектор сохранял почти безраздельный контроль над распределением материальных и финансовых ресурсов, отводя частному сектору крайне узкую нишу хозяйственной деятельности. В свою очередь, возникновение частного сектора в производстве и посреднической торговле привело к дестабилизации потребительского рынка, прежде характеризовавшегося абсолютной монополией государства, и подтолкнуло инфляцию.

       Попытка эволюционного перехода к рынку в Советском Союзе в 1989-1991 гг. не состоялась в силу многих причин, в числе которых были крайнее запаздывание в проведении реформ, начавшийся тотальный развал старой системы.

       К концу 1991 г. экономическое  положение России настолько ухудшилось, что иной альтернативы, чем качественный прорыв  в рыночную экономику, уже не осталось. После падения коммунистического режима и распада СССР для России были исчерпаны возможности эволюционных преобразований. Иными словами, возникли основные предпосылки для продвижения к рынку по восточноевропейскому варианту, концентрированным выражением которого стала впервые разработанная и примененная в Польше модель шоковой терапии.

       Стратегия шоковой терапии включает  два основных направления: 

  1. Антиинфляционную стабилизационную программу
  2. Глубокие институциональные реформы, прежде всего кардинальные преобразования форм собственности (приватизацию)

       Сторонники шоковой терапии в  России и Польше выделяют два  этапа реализации своей экономической  программы. На первом этапе (1-2 года) проводятся радикальный антиинфляционные меры, с тем чтобы достичь на этой основе рыночного и финансового равновесия. На втором этапе, длительность которого определяется примерно в 10-15 лет, предполагается осуществить намеченные фундаментальные преобразования в экономике и обеспечить ее подъем.

       Стратегия шоковой терапии, как  показывает опят реализации в  Польше и меньшей степени в  России, выглядит следующим образом.  Главный упор делается на финансово-экономическую  стабилизацию как средство достижения   равновесия на рынке, сбалансированности государственного бюджета. Стабилизационные меры направлены на ликвидацию инфляционного потенциала в виде излишнего количества денег населения и предприятий.

       Поэтому снятие государственного  контроля над ценами и возникающий сразу после этого резкий разрыв в темпах роста цен и заработной платы (из-за фактического замораживания последней) должен достаточно быстро привести к невозможности дальнейшего повышения цен, которые наталкиваются на барьер платежеспособного спроса. Инфляция должна замедлиться, хотя по-прежнему останется высокой.

       Снижению инфляции и сбалансированию  рынка способствуют также ликвидация  или, по крайней мере, резкое  сокращение дефицита государственного  бюджета и увеличения ссудного процента сверх уровня инфляции, что ведет к дополнительному сокращению текущего спроса. Повышение процента по вкладам стимулирует сбережения. В результате всех этих мер создается возможность обеспечить более рациональные соотношения цен по отдельным товарам, отражающих реальный спрос. [3.c.398-399].

       Результатом первого этапа должно  стать преодоление товарного дефицита и достижение равновесия на потребительском рынке, когда появляется возможность свободно купить любой товар.

       Однако эти позитивные моменты шоковой терапии оплачиваются, как правило, довольно дорогой ценой: резко снижается жизненный уровень населения, особенно его малообеспеченных и занятых в некоммерческой сфере слоев; сокращается инвестиционный спрос и, следовательно, капитальные вложения, особенно в производство; падает объем производства, в первую очередь в отраслях промышленности, выпускающих потребительские товары, в результате общего сокращения платежеспособного спроса населения; растет безработица.

       Однако финансовая стабилизация  в условиях России оказалась недостижимой за короткий срок прежде всего потому, что переход от подавленной инфляции к открытой, происшедшей после либерализации цен, сразу обнаружил ее не монетарный, а преимущественно институциональный и структурный характер. Именно глубина деформаций в структуре российской экономики, в сложившихся в советский период стереотипах хозяйственного поведения сделала неизбежным инфляционный взрыв в России в процессе переходы к рынку.

       В числе важнейших институциональных  изменений в экономической системе, проводимых в ходе шоковой терапии:

     • либерализация цен (в Польше с  января 1990 г. установление цен на 90 % товаров было переведено на рыночную основу, цены на 5 % товаров административно  регулировались государством, а изменение  цен на остальные 5 % товаров требовало согласия государственного органа);[3.c.399]

     • введение единых принципов налогообложения  для различных секторов и отраслей, унификация ставок прямых налогов;

     • принятие антимонопольного законодательства и проведение разукрупнения государственных предприятий в ряде отраслей;

     • перевод государственных предприятий  на полный коммерческий расчет, разделение финансов предприятия и государства;

     • ликвидация традиционного централизованного  планирования;

     • развертывание малое приватизации, особенно в сфере розничной торговли и общественного питания;

     • разработка правовых и организационных  основ для проведения большой  приватизации (в промышленности, строительстве  и на транспорте, в других отраслях с преобладание крупных хозяйственных  единиц);

     • обеспечение динамичного развития частного сектора во всех сферах народного хозяйства;

     • достижение внутренней обратимости  национальной валюты в свободно конвертируемые валюты по единому стабильному курсу;

     • создание основ системы социальной защиты, в том числе службы трудоустройства, и введения пособий по безработице.

       Главной чертой всех этих преобразований  является сведение к минимуму  вмешательства государства в  экономику с целью дать простор  для ее самостоятельного развития. Государство снимает с себя ответственность за распределение материальных и финансовых ресурсов. Основной его задачей становится контроль за состоянием рынка и воздействие на него с помощью налоговых, кредитных и иных экономических рычагов.

     Государство действует на рынке в основном как обыкновенный его участник. Возможно сохранение государственного заказа, но с коренным изменением его содержания: соглашение по соответствующим товарным группам заключается между производителем и потребителем, цены устанавливаются на рыночной основе, а государственные органы лишь регулируют сделку.

       Важным условием необратимости  трансформации экономической системы  в постсоциалистических странах  является накопление «критической  массы» частного сектора, т.е.  доли негосударственных хозяйствующих  субъектов в ВВП, которая должна составлять не менее 25-30%. Порог необратимости перешли к концу 1992 г. Венгрия и Польша, а Чехия, Словакия и Румыния вплотную приблизились к нему. [3.c.145]

       В России различными формами  и видами частнопредпринимательской  деятельности в 1992 г . было занято свыше 150 тыс. предприятий. На их долю приходилось около 5 % ВВП. Необходимая для «прорыва» в рыночную экономику «критическая масса» должна достичь 3-4 млн. предприятий, производящих около 20 % ВНП. [3.147] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Особенности переходной экономики в России.

     Для того, чтобы лучше понять особенности  перехода России к рынку, необходимо подробно рассмотреть период, непосредственно  предшествующий рыночным реформам.

       В 1985 году начался новый  и последний этап в истории СССР, получивший название «перестройка». Руководство страны встало перед необходимостью остановить распад системы «государственного социализма» и защитить интересы правящей номенклатуры. Для этого стали проводиться осторожные реформы всех общественных структур, в том числе и в экономике, поскольку глубокий кризис успел охватить основные звенья системы. В качестве одного из первых шагов по выходу страны из кризисного состояния был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Этот курс был направлен на достижение ежегодного прироста национального дохода не менее чем на 4 % , что было крайне сложно в условиях снижения мировых цен на нефть продолжающейся гонки вооружений. Для достижения такого роста национального дохода  ресурсов у страны не было. Было предпринято искусственное нагнетание инвестиций в эту отрасль за счет других секторов экономики. Низким оставалось качество выпускаемой продукции. [2.c.42]

     Экономическая перестройка началась с июня 1987 года, когда был принят «Закон о государственном предприятии», по которому руководителям и коллективам государственных предприятий были предоставлены  широкие полномочия, в частности, право самостоятельного выхода на внешний рынок, осуществления совместной деятельности с иностранными партнерами т.д.

       В середине 1988 года были приняты  законы, по которым разрешалось  открывать частные предприятия  в более чем 30 видах производственной  деятельности. В соответствии с  этими законами фактически был  легализован большой сектор теневой  экономики, где, по самым скромным подсчетам, «прокручивалось» до 90 млрд. руб. (в масштабах цен того времени), доставшихся владельцам самыми разными путями, включая уголовно наказуемые. [1.c.355]

     Продовольственная проблема в стране обострялась. В  этих условиях одним из способов решения продовольственной проблемы могла бы стать аренда земли. В 1989 году были приняты законы, допускавшие аренду земли и других природных ресурсов юридическими и физическими лицами, в результате чего повсюду стали возникать семейные фермы, как один из видов арендного хозяйства. Но к аренде не допускались крестьянские хозяйства. В декабре 1990 г. в Конституцию РФ была внесена поправка, которая признавала возможность закрепления земли крестьянскими хозяйствами в частную собственность, но продажа этих участков запрещалась в течение десяти лет после приобретения их в собственность. Такая отсрочка затягивала решение аграрного вопроса на долгие годы. А полки магазинов пустели.

     Со  временем стало ясно, что без перехода к рыночной экономике не обойтись. В июне 1990 года было принято постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике» и ряд других документов, по которым предусматривалась постепенная демонополизация, децентрализация, и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, реформирование кредитной и ценовой политики, системы оптовой торговли оборудованием и сырьем, электроэнергией, развитие частного предпринимательства и т.д. Но все эти документы пронизывала идея построения рыночного социализма (создания рынка в условиях Госплана), что само по себе являлось утопией.

     В 1990 г. появилась программа «500 дней», разработанная группой экономистов  во главе с С.С. Шаталиным и  Г.А.Явлинским

     Она предполагала за этот короткий период восстановление частной собственности на все факторы производства, в том числе и на землю, признавался суверенитет союзных республик, предлагались антимонопольные меры приватизация государственных предприятий, резкое сокращение государственных расходов, в связи с чем предлагался отказ от строительства крупных промышленных объектов, прекращение помощи другим странам и резкое ограничение военных расходов. Летом и ранней осенью 1990 года казалось, что М.Горбачев действительно принял эту программу. Но партийно-государственная номенклатура испугалась утраты экономической власти, и после некоторых колебаний Программа «500 дней» была отклонена. После отказа Горбачева одобрить эту программу  руководство России заявило, что начнет ее реализацию в одностороннем порядке. Причем это означало уже не частичное обновление прежне экономической системы, а ее полный демонтаж.

Информация о работе Переходная экономика в России