Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 00:19, реферат
Под этой экономической категорией понимают систему объективных экономических отношений, связанных с присвоением материальных или нематериальных благ. Структуру отношений собственности составляют отношения пользования, распоряжения, владения, отчуждения и присвоения.
Функционированию собственности присуще многообразие ее форм, но как любому исследуемому явлению, собственности присущи объекты и субъекты.
Коммерциализация и приватизация предприятий.
Введение
1. Собственность в понятии экономической науки
2. Классификация форм собственности
3. Способы разгосударствления предприятий: коммерциализация, аренда и приватизация госпредприятий
4. Приватизационный процесс в Украине
Выводы
Список использованной литературы
- Закон Украины «Об аренде имущества государственных предприятий и организаций» от 10 апреля 1992 года;
- Закон Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» от 19 июня 1992 года;
- Постановление Верховной Рады Украины «О временном Положении о фонде государственного имущества Украины» от 7 июля 1992 года;
- «Государственная программа приватизации имущества государственных предприятий», утвержденная Постановлением Верховной Рады Украины от 7 июля 1992 года;
- ряд других нормативных актов.
Согласно содержанию этих законодательных и нормативных документов «приватизация в Украине осуществляется на основании следующих принципов:
- законности;
- дача льгот на приобретение государственного имущества членам трудовых коллективов предприятий, которые приватизируются;
- обеспечение социальной защищенности и равенства прав граждан Украины в процессе приватизации;
- приоритетное право граждан Украины на приобретение государственного имущества;
- безвозмездной передачи части государственного имущества каждому гражданину Украины;
- приватизации государственного имущества на платной основе с применением приватизационных бумаг;
- поддержка антимонопольного законодательства;
- полного, своевременного и достоверного информирования граждан о всех действиях, касающихся приватизации;
- приоритетного права трудовых коллективов на выбор формы собственности и приобретение имущества своих предприятий». [11]
При проведении приватизации разрабатывались государственная и местная программа. Государственная программа разрабатывается срок на три года, включая задание на следующий бюджетный год и прогноз на два следующих. Он определяет задание органам государственного управления относительно приватизации имущества общегосударственной собственности, формы приватизации для разных групп объектов, условия кредитования и размеры кредитных ресурсов для приватизации, порядок и размеры кредитных ресурсов для приватизации, порядок выпуска и объема приватизационных ценных бумаг, способы вовлечения в приватизацию иностранных инвесторов и другое. Местные программы приватизации содержат задания по приватизации коммунальных предприятий, а также систему способов, которые могут способствовать выполнению Государственной программы приватизации.
В соответствии с законодательством «приватизации подлежат предприятия, цеха, производства, участки, другие подразделения, которые могут быть выделены в самостоятельные предприятия, структурные единицы объединений, а также строения, здания, сооружения, материальные запасы, лицензии, патенты, финансовые и другие материальные и нематериальные активы, незавершенное строительство».[6]
Здесь следует выделить этапы приватизационного процесса в Украине.
Вероятнее всего следует согласиться с мнением экономиста Ларцева В.С., который считает, «что можно выделить следующие этапы приватизационного процесса:
a) предприватизационный (1921-1987 годы);
б) подготовительный (1988 – 1992 годы).»[13] Здесь следует отметить, что в конце 80-х годов стала происходить «стихийная» приватизация, которая выразилась в разворовывании общегосударственной собственности всеми, кто имел к ней доступ и в образовании частной собственности путем аренды с последующим выкупом;
в) «Первый этап (1993-1995 годы)».[13] На этом этапе преобладала смешанная денежная сертификационная форма присвоения государственного имущества, но также продолжала существовать форма аренды имущества с последующим ее выкупом и только «за этот период путем аренды с последующим выкупом было приватизировано 10,5 тысяч предприятий».[13] Также была создана национальная сеть сертификационных аукционов, основными целями которых были: ускорение хода разгосударствления госимущества, формирование широкого слоя негосударственных собственников, обеспечение поступления средств в государственный бюджет. Отрицательным моментом может служить то, что часть имущества попала в руки «теневиков», а порой и самого натурального криминалитета;
г) «Второй этап (1996-1999 года)». [13] Национальная сеть центров сертификационных аукционов расширялась. Посредством этой формы было приватизировано имущество 6912 предприятий на общую сумму более 2 миллиардов гривен. Также было вложено 32 миллиона имущественных сертификатов. Позитивным моментом было то, что тысячи предприятий вышли из-под управления государства;
д)« Третий этап (2000-2002 годы)».[13] Здесь можно выделить несколько основополагающих моментов:
- рассчитана сроком на три года;
- за деньги на продажу выставляются контрольные пакеты акций стратегических предприятий;
- «Фонд государственного имущества обеспечил поступление в бюджет средств от приватизации в сумме эквивалентной: в 2000 году – 500 миллионов долларов США, предположительно: в 2001 году – 1 миллиард долларов США, в 2002 году – 1 миллиард долларов США»[13];
- учитываются конкретные характеристики каждого предприятия, его рыночная ценность, значение в обеспечении интересов национальной безопасности, необходимость создания цивилизованных условий для привлечения инвесторов;
- «в 2000 году было разгосударствлено 1742 объекта госсобственности»[13];
-14 сентября 2000 года был принят Закон Украины “Об особенностях приватизации объектов незавершенного строительства”, согласно которому отсрочка платежа проводится сроком до пяти лет, а процентная ставка увязывается с ростом инфляции, операции по приватизации объектов незавершенного строительства освобождаются от налогообложения, также не уплачивается налог на землю в период застройки, что, как нам кажется, является позитивным моментом в ходе приватизационного процесса.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что приватизация на Украине полностью еще не прошла, ее процесс продолжается. Можно отнести к отрицательным моментам хода приватизации такие явления как коррупция, которая в процессе приватизации увеличилась до невероятных размеров, подрывая устои государства, экономики и общества, попадание довольно большой части приватизируемых предприятий в руки «теневого» капитала, но все же и в этой криминализации были положительные моменты:
- обеспечена работой по сбору приватизационных бумаг огромная армия безработных, то есть было создано множество «рабочих» мест, как официальных, так и неофициальных, причем выплата дохода от деятельности не задерживалась (в отличие от государственной зарплаты);
- в страну было привлечено значительное количество инвалюты, что позволило снизить темпы инфляции и укрепить национальную валюту;
- значительное количество убыточных предприятий приватизировано и не обременяет Государственный бюджет;
- население получило хотя бы какую-то часть стоимости государственного имущества в реальном наличном денежном выражении;
- приватизационный процесс был осуществлен вообще, и в его результате возникли частная и акционерная формы собственности в промышленности.
К тому же хотелось отметить, что из данной периодизации хода приватизации можно сделать вывод о том, что приватизационный процесс для экономики и общества явление долгое и мучительное, однако, уже сейчас можно говорить о том, что несмотря на все свои громадные недостатки и «упущения» в ходе приватизационного процесса, приватизация является явлением положительным и оздоровляющим экономику. Но в то же время необходимо отметить, что того эффекта, который прогнозировался в начале приватизации, достигнуть не удалось (в силу многих обстоятельств). Хотя, в настоящее время, государство с учетом опыта прошлых этапов приватизации, кажется повернуло «русло» приватизационного процесса в нужную сторону.
Выводы
Вся человеческая история в определенном экономико-юридическом срезе может быть рассмотрена как последовательная смена системы прав собственности и экономической власти, придающая общественную определенность процессу производства и присвоения. Собственность, по своей экономической сути, является отношениями между людьми по поводу владения, пользования и распоряжения материальными благами. Следует отметить, что хотя право на собственность необходимо, но экономические права собственности первичны по сравнению с юридическими. Форме собственности присущи экономические правомочия, без которых она не может существовать. Ими будут являться труд, правомочия на распоряжение созданными объектами собственности и управление. От их взаимосвязи, во многом, зависит эффективность хозяйствования.
Между производительными силами и производственными отношениями всегда существует определенная взаимосвязь. Ее нарушение сопровождается снижением темпов развития экономики, инфляцией и т.д. Эволюционное развитие форм собственности и углубление взаимодействия производительных сил и производственных отношений усиливает их взаимосвязь. Однако оно не достигается автоматически, для этого необходимы объективные условия. Объективные условия развития производственных отношений в целом и форм собственности в частности кроются в уровне развития производительных сил общества. Они же всегда развиты настолько, насколько развито в нем общественное разделение труда. Через эти ступени невозможно переступить, используя те или иные формы собственности.
На сегодняшний день в Украине законодательно определено три формы собственности: индивидуальная (частная), коллективная и государственная. По субъектам различаются такие ее социальные формы: индивидуальная (частная), коллективная, государственная, однако практика показывает, что при обеспечении равных юридических и экономических условий могут органично объединяться частная собственность, коллективная, государственная, коммунальная, собственность гражданских (в том числе и религиозных) организаций, собственность совместных предприятий, иностранных граждан, международных организаций и иностранных государств. Обобщенной формой реализации собственности являются рост эффективности производства, производительности труда, в целом общественного богатства, повышение степени удовлетворения производственных и личных потребностей людей.
1. О Государственном бюджете Украины на 1996 год: Закон Украины // Ведомости Верховной Рады Украины.- 1996.-№16.
2. О собственности: Закон Украины. Утвержден 7.02.91г. (с изм..и доп.)// Бизнес.- 1998.- № 35, ч.2, прил.;
3. Курс экономики: учебник.- 2-е изд.доп./ под ред.Б.А.Райзберга.- М.: Инфра,1999.-716с.;
4. Курс экономическая теории: учебник. / под ред. С.Н.Сидоровича.- М.: Издательство МГУ, 1996. – 642 с.;
5. Основы экономической теории: учебник./ под ред. С.В.Точерного. – М.: Экономика, 1994. – 348 с.;
6. Бобров В.Я. Основы рыночной экономики: учебно-справочное пособие. – К.: Лебедь, 1995. – 320 с.;
7. Задоя Н.И. Основы экономических знаний: учебно-справочное пособие, Х.: Одиссей, 1998.- 382 с.;
8. Медведев И.В. Политэкономия: учебник.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Политиздат, 1990. – 608 с;
9. Хубиев К.А. Собственность в системе производственных отношений: пособие.- М.: Финансы и статистика.- 1996. – 248 с.;
10. Геш А. Система форм собственности переходных обществ.// Экономика Украины. – 1996. - № 6;
11. Голиков В. Приватизация как фактор перехода Украины к рыночной экономике.// Экономика Украины.-1996. - №8;
12. Канов А. Госсобственность в экономической системе общества – некоторые теоретические аспекты.// Экономика Украины.-1996.- № 2;
13. Ларцев В. Основные особенности этапов приватизации// Экономика Украины.- 2001.- № 3;
14. Соловьев А. Наиболее общее понятие права собственности.// Предпринимательство, хозяйство и право.- 2001. - № 9;
15. Шевченко А. Теория рыночной экономики и практика перехода Украины к рынку.// Экономика Украины.-1992. - № 6.