Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 00:19, реферат
Под этой экономической категорией понимают систему объективных экономических отношений, связанных с присвоением материальных или нематериальных благ. Структуру отношений собственности составляют отношения пользования, распоряжения, владения, отчуждения и присвоения.
Функционированию собственности присуще многообразие ее форм, но как любому исследуемому явлению, собственности присущи объекты и субъекты.
Коммерциализация и приватизация предприятий.
Введение
1. Собственность в понятии экономической науки
2. Классификация форм собственности
3. Способы разгосударствления предприятий: коммерциализация, аренда и приватизация госпредприятий
4. Приватизационный процесс в Украине
Выводы
Список использованной литературы
- собственность иностранных государств и международных организаций в виде имущества на территории Украины, необходимого им для осуществления дипломатических, консульских и других международных акций в соответствии с международными договорами и законодательством Украины».[2]
Следует отметить, что в странах Запада в настоящее время «существуют разные формы собственности: корпоративная (акционерная), монополистическая, государственная, разновидности смешанных форм собственности. На основе индивидуальной, коллективной, государственной собственности путем объединения имущества возникают и функционируют различные смешанные формы собственности, в том числе с участием иностранных граждан и юридических лиц».[12]
Собственники средств производства и другого имущества могут создавать предприятия, организации, являющиеся особами, субъектами собственности - юридическими лицами.
Статус юридических лиц таков, что собственники учредители не отвечают по обязательствам юридических лиц и наоборот.
Индивидуальная (частная) собственность граждан составляет экономическую основу их личной независимости, прав и свобод человека. Она указывает на основополагающую роль гражданина в хозяйственной жизни и на конечную направленность последней на индивидуальное потребление граждан.
Структуру индивидуальной (частной) собственности составляют:
- «личная собственность, носящая потребительский характер;
- индивидуально - трудовая частная собственность, допускающая применение наемного труда».[10]
Объекты индивидуальной (частной) собственности: доходы потребительского назначения, предметы личного и семейного потребления, а также домашнего обихода и удобства (дома, дачи, машины).
В современных условиях в пост социалистических странах создаются условия для более интенсивного развития индивидуальных форм производственно - хозяйственной деятельности, особенно в сельском хозяйстве (фермерство), в мелкой розничной торговле, сфере услуг. Однако при современном уровне стать господствующими развития производительных сил эти формы хозяйствования могут.
В коллективной собственности субъектами являются: коллективные предприятия, кооперативы, акционерные общества и другие хозяйственные объединения, обладающие статусом юридического лица. Коллективная собственность возникает на основе или путем добровольного объединения денежных средств, имущества граждан и других юридических лиц в целях создания кооперативов, акционерных обществ и других субъектов хозяйственной. В имуществе коллективного предприятия определяются доли их членов в виде вкладов, паев, акций в соответствии с которыми распределяются доходы.
Объектами собственности профсоюзов, благотворительных и других общественных фондов является имущество культурно-бытового, просветительского назначения, необходимое для осуществления деятельности, предусмотренной уставом.
Объектами собственности политических партий и организаций являются здания, денежные средства, сооружения, необходимые исключительно для выполнения уставных функций.
Объектами собственности религиозных организаций являются культовые сооружения, предметы религиозных обрядов и другие, необходимые для осуществления деятельности.
Государственная собственность функционирует в составе общегосударственной собственности и собственности административно-
Объекты (основные) общегосударственной собственности, кроме специфически государственных, - это имущество, обеспечивающее деятельность Верховного Совета, Президентских структур, Кабинета Министров и др. создаваемых ими государственных органов. Имущество Вооруженных Сил, органов Государственной Безопасности, пограничных и внутренних войск, оборонные объекты, единая энергетическая система страны, система транспорта общего пользования, связи и информации общегосударственного значения, средства государственного бюджета, имущество основной сети высших и средних специальных учебных заведений, имущество государственных предприятий, имущество составляющее материальную основу суверенитета Украины и обеспечивающее ее экономическое и социальное развитие.
Объекты коммунальной собственности – имущество, обеспечивающее деятельность соответствующих Советов и создаваемых ими органов, средства местных бюджетов, государственный жилой фонд, объекты жилищно-коммунального хозяйства, имущество основной сети учреждений сети народного образования, культуры, здравоохранения, торговли, бытового обслуживания; местные энергосистемы, транспорт, системы связи и др. необходимое для обеспечения экономического и социального развития соответствующих территорий.
В экономике стран Запада, в российской экономике существует более дробная классификация форм собственности, то есть у них существует больше форм собственности, чем на Украине. Делать здесь вывод о том хорошо ли это или плохо, как мы полагаем, нецелесообразно, так как этот вопрос может послужить темой для отдельного исследования и в рамках данной курсовой работы рассматриваться не будет.
Классификация форм собственности, несомненно важна, так как она позволяет проследить взаимосвязи между собственниками, четко разграничивает функциональную привязку этих форм к собственникам, позволяет законодательно урегулировать отношения собственности, возникающие в процессе создания и распределения благ и услуг.
3. Способы разгосударствления предприятий: коммерциализация, аренда и приватизация госпредприятий
Еще более сложная проблема передачи существующего объекта одним собственником другому, особенно, «если такая передача не есть наследование, дарение, обмен, переход собственности из одних рук в другие без изменения формы собственности, а требует изменения форм собственности. Это с одной стороны, проблемы разгосударствления, приватизации предприятий, и, с другой стороны, проблемы национализации объектов негосударственной собственности».[11] Масштабность и специфика этих проблем, их особая острота для экономики Украины побуждают рассмотреть вопросы трансформации форм собственности с учетом их проявления, как в мировой, так и в украинской экономике.
Так как результативность, эффективность деятельности предприятий, компаний зависит от господствующей на них формы собственности, то возникает стремление к преобразованию форм собственности в целях эффективного обеспечения функционирования компании. Это основная причина коммерциализации и приватизации предприятий.
Охарактеризовать коммерциализацию можно следующим образом: «коммерциализация, как принято в ряде западных зарубежных стран, означает смену статуса государственного предприятия, функционирующего на основе публичного права, на статус частного права при сохранении ограничений в области распоряжения имуществом и одновременном снятии ряда введенных государством искусственных барьеров от воздействия конкурентного рынка».[14] Такой подход к коммерциализации полностью отражает ее суть.
Самостоятельный выбор коммерциализированным госпредприятиями объема и ассортимента выпускаемой продукции, внедрение новых технологий и принципов организации производства способствует максимизации чистого дохода, что немаловажно с точки зрения интересов производителя. Для того чтобы он мог самостоятельно управлять производством, ему необходимо дать право на осуществление собственных инвестиций.
Экономические условия накладывают определенный отпечаток на градацию украинских предприятий. Существующий порядок погашения убытков госпредприятий льготными кредитами, бюджетными субсидиями, по сути, стирает грань между двумя группами предприятий. Теряются также различия и в отношении третьей группы (частные предприятия) в связи с получением приватизированных предприятиями бюджетных дотаций в рамках тех или иных государственных программ. Даже если осуществление программа обоснованно с точки зрения государственных интересов, должны быть задействованы иные, а именно рыночные меры воздействия. Средством разрешения пресловутой проблемы неплатежей между предпринимателями различных форм собственности все еще выступает бюджет, механизм имущественной ответственности не вошел в силу.
Коммерциализация предприятий усиливает зависимость получаемого ими дохода от объема продаж, денежной выручки. Однако получение более высокой нормы прибыли представляет собой, прежде всего следствие размещения авансированного капитала. Чтобы производитель мог самостоятельно определять направления структурных сдвигов, необходимы «не только децентрализация финансовых источников капитальных вложений, отделение финансов госпредприятия от бюджета, но предоставление ему права собственности на капитал».[3] С возникновением частной собственности экономические реформы в Украине переходят на качественно новую ступень развития. Так что определяющим моментом на пути перехода к экономике рыночного типа служит приватизация предприятий.
В Законе Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» имеется довольно обширное определение аренды данных категорий собственности, но как нам кажется, можно воспользоваться более коротким определением, согласно которому: «Аренда есть предоставление земли, средств производства, имущества их владельцем (арендодателем) во временное пользование другим лицам (арендаторам) на договорных условиях за плату».[5]
Отечественным законодателем допускается проведение арендатором конкурса на сдачу предприятия в аренду, в котором помимо его трудового коллектива могут участвовать другие претенденты (см. статью 9 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества»)[1].
В условиях Украины арендный договор подразумевает возмездное использование арендованного имущества, но не гарантирует получение арендатором доходов в будущем. Для внесения залога в необходимом объеме у трудового коллектива фактически может не быть средств в достаточном объеме. Отношения субъектов аренды, то есть государства и трудовых коллективов предприятий, строятся как разновидность трудового соглашения, а не как отношения собственников, отвечающих по обязательствам своим имуществом.
Аренду можно рассматривать как одну из форм совместного участия частного и государственного капитала в предприятии. На первый взгляд статус арендатора во многих случаях аренды мало чем отличается о положения трудового коллектива обычного государственного предприятия. С другой стороны, соединение в основной массе вещественных элементов собственности государства и собственности арендатора на нематериальные активы – ноу-хау (know-how), маркетинг и т.п. – означает создания предприятия, основанного на смешанной собственности. При аренде с последующим выкупом соединение капиталов происходит также и на уровне материальных элементов имущества предприятия.
В целом объективные условия экономической ситуации порождают большое разнообразие моделей перехода от одной формы собственности к другой. Эти современные тенденции отражает широкая трактовка приватизации. Нередко используются положения о том, что «приватизация – это сдача государственного имущества в аренду частным фирмам для производства товаров и услуг, передача производственных функций частному сектору при сохранении финансовых рычагов в руках государства»[4], а также и другие подобные определения. На самом деле приватизация предприятий не сводится к простой продаже имущества: «...она является инструментом разгосударствления экономики и означает продажу государству частным лицам прав собственности на имущество при одновременном снятии административных ограничений на деятельность предприятия».[6]
Мировой опыт говорит о множественности задач, решаемых с помощью приватизации предприятий. Сюда «можно отнести:
- повышение рентабельности предприятий;
- сокращение правительственных расходов;
- увеличение поступлений в бюджет;
- ликвидация внутренней и внешней задолженности;
- борьба с монополизмом;
- расширение рынка капиталов;
- увеличение инвестиционного спроса населения;
- привлечение работников к участию в капитале компании;
- ослабление профсоюзного движения;
- создание широкой социальной базы мелких собственников (в политических целях);
- выход из экономического кризиса».[15]
Приватизация государственных предприятий, которые не являются в конкретный момент приоритетными в макроэкономической политике правительства, обычно обеспечивает резкое повышение эффективности производства. Другой причиной проведения приватизации предприятий во многих странах оказывается необходимость финансирования дефицита бюджета при неограниченности традиционных источников поступлений.
Еще более сложная проблема передачи существующего объекта одним собственником другому, особенно, если такая передача не есть наследование, дарение, обмен, переход собственности из одних рук в другие без изменения формы собственности, а требует изменения форм собственности.
В качестве вывода можно отметить, что неэффективную социалистическую форму хозяйствования можно изжить путем коммерциализации элементов экономики государства. Коммерциализация определяет смену статуса государственного предприятия, функционирующего на основе публичного права, на статус частного права при сохранении ограничений в области распоряжения имуществом и одновременном снятии ряда введенных государством искусственных барьеров от воздействия конкурентного рынка».[14] Такой подход к коммерциализации полностью отражает ее суть. Было рассмотрено три основных вида: коммерциализация, аренда и приватизация, и сделан вывод о том, что приватизация на Украине получила наибольшее распространение. О том, хорошо ли это, плохо ли это будет рассмотрено ниже.
4. Приватизацизационный процесс в Украине
Согласно украинскому законодательству «приватизация – это преобразование государственной собственности в другие ее формы путем продажи, передачи или объединения». [6] При осуществлении приватизации государственные предприятия могут быть преобразованы в арендную, коллективную, акционерную, кооперативную, частную формы собственности, смешанную собственность (с участием иностранного капитала).
Процесс приватизации в Украине регламентируется рядом законодательных и нормативных актов. Среди них можно выделить основные:
- Закон Украины «О приватизации имущества государственных предприятий» от 4 марта 1992 года;
- Закон Украины «О приватизации малых государственных предприятий» («малая приватизация») от 6 марта 1992 года;