Особенности современной экономической политики РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение деятельности государства в условиях рыночной экономики.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть тенденции развития рыночной системы;

- изучить функции государства в рыночной экономике;

- перечислить субъекты и объекты экономической политики;

- рассмотреть необходимость государственного регулирования экономики и его методы;

- проанализировать особенности современной экономической политики РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономическая политика. 5
1.1. Тенденции развития рыночной системы 5
1.2. Функции государства в рыночной экономике 7
1.3.Субъекты и объекты экономической политики 15
Глава 2. Необходимость государственного регулирования экономики 21
Глава 3.Формы и методы государственного регулирования 24
3.1. Экономические и административные методы государственного регулирования. 24
3.2. Различия методов государственного регулирования. 26
Косвенные методы государственного регулирования экономики. 27
3.3. Случаи вмешательства государства в регулирование экономики. 29
Глава 4. Особенности современной экономической политики РФ. 33
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Работа содержит 1 файл

70446 Роль государства в рыночной экономике. КУРСОВАЯ ТЕОРИЯ.ВИЭПП.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

      Огромная  роль государства и способность  его регулировать некоторые экономические  процессы зависят от связи экономики  и политики, от разработки экономической  политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии. Государство породило новую форму общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного.

    Проблема  государственного вмешательства в  экономику является основной для  любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако, по вопросам: в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, и каковы границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов - от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством, до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной может быть только экономика в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства.

    Рыночная  система - это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений, как  со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе она превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

     Сегодня в России рациональная денежно-кредитная  политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения  валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, существенно пополнить валютные резервы страны.

     Целью данной курсовой работы является изучение деятельности государства в условиях рыночной экономики.

     В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

     - рассмотреть тенденции развития  рыночной системы;

     - изучить функции государства в рыночной экономике;

     - перечислить субъекты и объекты  экономической политики;

     - рассмотреть необходимость государственного  регулирования экономики и его методы;

     - проанализировать особенности современной  экономической политики РФ.

 

                          Глава 1. Экономическая политика.

    1. Тенденции развития рыночной системы

       В экономической литературе взгляды на тенденции развития хозяйственных (экономических) систем различны. Одни считают, что определяющей тенденцией развития систем является тенденция к единообразию, унификации всех структурных элементов. Так Е. Преображенский писал, что различные системы хозяйствования могут существовать в рамках национального хозяйства на основе полного экономического равновесия между ними, но такое равновесие длительно существовать не может, потому что одна система должна «пожирать» другую. Такое теоретическое представление составляет базу экономической политики в периоды реформ, направленных на «полное истребление» каких-либо экономических явлений и процессов и создание новых.

       Другие  экономисты считают, что сосуществование  различных экономических систем взаимно обогащает эти системы, что ведет к экономическому росту  и возникновению качественно новой хозяйственной системы. Так, считал один из экономистов: самый глубокий смысл нэпа заключается в том, что впервые открыта возможность взаимного оплодотворения разных хозяйственных сил, на основе чего и обеспечивается рост. Современная теория конвергенции строится на тезисе о том, что разные экономические системы в процессе собственного развития и совершенствования, в конечном счете, сольются и создадут новую хозяйственную систему.

       Такая противоречивость взглядов отражает противоречивость развития экономической системы, когда одна тенденция приходит на смену другой. Современное развитие многих стран подтверждает этот теоретический вывод: всеобщее огосударствление сменяется разгосударствлением; всеобщее планирование – отказом от него; централизация – децентрализацией и т.д. Чем сильнее колебания, тем больше трудности в развитии экономики страны. 

       Современный мир характеризуется наличием самых  разных экономических систем, которые, возникая в тот или иной исторический период, не оставались неизменными, а постоянно развивались. Чтобы лучше понять то или иное явление в жизни общества, необходимо наблюдать его не у одного какого-нибудь народа и не в одну какую-либо эпоху, а рассматривать его в процессе исторического развития, т.е. уяснить его как нечто изменчивое, формирующееся, проходящее определенные фазы, ступени развития.

       Объективная необходимость государственного регулирования  состоит в том, что рыночная система  учитывает лишь индивидуальные потребности. Но существуют такие потребности, производство которых не может фиксироваться индивидами через посредников рынка. Такие товары и услуги, как автомагистрали, борьба с наводнениями, национальная оборона, не могут быть куплены в желаемом размере не индивидуальной основе. Рыночная система не способна учитывать такие общественные и коллективные потребности. Здесь необходимо вмешательство правительства.

       Не  поддаются рыночному регулированию  такие макроэкономические феномены как инфляция и циклическая безработица. Эти явления создают неблагоприятную  экономическую среду и также требуют правительственного вмешательства. Не могут быть объектом рыночных отношений проблемы окружающей среды, поскольку люди не могут быть участниками данной сделки и воздух не может быть товаром1.

       К сожалению, современная действительность свидетельствует о наличии мнений, идеализирующих рынок. Иногда государство добровольно освобождает себя от выполнения функций, которые в современной экономической системе способно выполнить только оно и не способен выполнить рынок. С другой стороны, границы рынка сужены, и государство порой выполняет несвойственные ему функции.

       Правительства некоторых развитых государств озабочены  контролем над так называемыми  командными высотами экономики. Ведь как  было замечено, что некоторые национализированные отрасли стали работать менее эффективно, чем прежде. И был сделан парадоксальный вывод, что лучше перевести их под частный контроль, чем оставить государственными.

       Среди ученых стран бывшего Союза также  не однозначного мнения о роли и  взаимодействии рынка и государства. Современный рынок рассматривается и как рынок, регулируемый с помощью правовых актов, закрепляющих рыночные отношения, широкого использования договорных отношений, банковской, финансовой, налоговой систем, ценообразования. Вопрос о степени участия государства в регулировании экономики является одной из нерешенных проблем современной экономической теории.

       Исторический  опыт Запада показал опасность разгула  стихийных рыночных сил. По этим причинам экономика развитых стран и стала  смешанной.

       Исходя  из вышеизложенного можно сделать  вывод, что в наилучшем случае экономика страны должна быть смешанной, в которой взаимодействие государства  и рыночных сил способствует выполнению сложных экономических проблем.

    1. Функции государства в рыночной экономике

       Роль  государства в рыночной экономике  проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

       Как правило, государство корректирует те "несовершенства", которые присущи  рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство  берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода2.

       Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

       Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

       Можно выделить две группы регулирующих функций  государства:

       а) Функции обеспечения правовой базы функционирования рынка, а также  функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде;

       б) Функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности, экономического роста.

       А теперь рассмотрим эти функции подробнее.

                               Функции государства: 

  1. Стимулирование  сбалансированного  экономического роста -

       стабилизация  экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки. В общем, государство для сглаживания циклических колебаний в период спада экономики проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период ее подъема стремится сдерживать деловую активность.

  1. Обеспечение занятости

       Это одна из наиболее острых проблем в  современной рыночной системе. Механизм рынка не реализует автоматически  право на труд для тех, кто может и хочет работать. Для эффективной работы рынка требуется оптимальной резерв рабочей силы. Это ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения. В ней неизбежна вынужденная безработица (естественным считается ее уровень до 6%). Безработица не только серьезная социальная проблема, но и недопроизведенный валовой национальный продукт, снижение потребительского спроса и налоговых поступлений, рост расходов государства на пособия. Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д3. 

Регулирование цен

Информация о работе Особенности современной экономической политики РФ