в области социальной поддержки
и социального обслуживания: государственная
помощь в связи с рождением
ребенка и воспитанием детей.
Для оказания материальной поддержки
малообеспеченным и находящимся
в трудной жизненной ситуации
предусмотрены пособия, единовременные
выплаты и иная материальная помощь,
а также установлены нормы
и нормативы материального, кадрового
и технического обеспечения государственных
учреждений социального обслуживания.
Нормы государственных минимальных
социальных стандартов устанавливаются
Советом Министров Республики Беларусь
совместно с республиканскими объединениями
нанимателей и профсоюзов. Государственные
минимальные социальные стандарты
пересматриваются не реже одного раза
в пять лет, если иное не предусмотрено
законодательством.
Важнейшим социальным нормативом,
предназначенным для анализа
и прогнозирования уровня жизни
населения, обоснования минимальных
государственных социально-трудовых
гарантий, является бюджет прожиточного
минимума (Закон Республики Беларусь
«О прожиточном минимуме в Республике
Беларусь» № 239-3 от 06.01.1999). Прожиточный
минимум -- минимальный набор материальных
благ и услуг, необходимых для обеспечения
жизнедеятельности человека и сохранения
его здоровья. Прожиточный минимум включает
набор продуктов питания, непродовольственных
товаров и услуг индивидуального и общесемейного
пользования. При формировании набора
продуктов используются нормы потребления,
разработанные учеными и специалистами
соответствующих республиканских органов
государственного управления. Прожиточный
минимум утверждается правительством
и пересматривается не реже одного раза
в пять лет.
Бюджет прожиточного минимума
-- стоимостная величина прожиточного
минимума, а также обязательные платежи
и взносы. Бюджет прожиточного минимума
определяется по основным социально-демографическим
группам населения (трудоспособное население,
пенсионеры, дети) и в среднем на душу населения,
ежеквартально рассчитывается и утверждается
Правительством Республики Беларусь в
ценах последнего месяца каждого квартала.
Назначение бюджета прожиточного
минимума как социального норматива
проявляется и в том, что он
является основным критерием признания
граждан (семей) малообеспеченными. Последними
признаются граждане (семьи), имеющие
по объективным причинам среднедушевой
доход ниже бюджета прожиточного
минимума. Признание граждан (семей)
малообеспеченными служит основанием
оказания им государственной социальной
помощи.
Бюджет прожиточного минимума
является основой для установления
минимальных государственных социально-трудовых
гарантий: минимального размера оплаты
труда, минимального размера пенсий по
возрасту, стипендий, пособий. Минимальные
государственные социальные гарантии
повышаются поэтапно с учетом экономического
развития республики до уровня бюджета
прожиточного минимума, а в дальнейшем
-- до уровня минимального потребительского
бюджета соответствующих социально-демографических
групп населения. Минимальный потребительский
бюджет -- это расходы на приобретение
набора потребительских товаров и услуг
для удовлетворения основных физиологических
и социально-культурных потребностей
человека (потребительской корзины). Его
величина больше бюджета прожиточного
минимума в среднем на 30%. Минимальный
потребительский бюджет используется
для получения одноразовых безвозмездных
пособий и льготных кредитов на строительство
жилья, бесплатного питания на детей, первого
рожденного ребенка, для аналитических
расчетов соотношения заработной платы
с минимальным потребительским бюджетом,
прогнозирования уровня оплаты труда.
ЛИТЕРАТУРА
Антонова Н.Б. Государственное
регулирование экономики. Учебное
пособие. В 2 ч. - Мн.: АУприПРБ, 2007.
Бабовоз С.П., Круглов В.А., Генералов
В.А. Защита населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций. Учебное пособие.
- Мн.: БНИП, 1999. - 176 с.
Балашевич М.И., Махато Б.П. Эффективное
государство: Исследование роли государства
в стимулировании деловой активности
в развивающихся странах. - Мн.: БГЭУ, 2007.
- 100 с.
Кунцевич К.Н. Конституционное
право Республики Беларусь. - Мн, 2000.
Никитенко П.Г., Комков В.Н. Долгосрочное
прогнозирование экономического развития
в условиях переходной экономики. Белорусский
экономический журнал № 3, 2008.
Осмоловский В.В. Основы управленческой
деятельности государственного аппарата.
Ч. 1. - Мн.: АУприПРБ, 1998.
Осмоловский В.В. Основы управленческой
деятельности государственного аппарата.
Ч. 2. - Мн.: АУприПРБ, 1999.
Парельяда Ф.С. Промышленная
политика. Практ. пособие. Пер. с исп. / Под
ред. В.В.Мишкевича. - Мн.: БГЭУ, 2007. - 94 с.
Понятие социальной защиты
по-разному рассматривается в
разных странах и международных
организациях. В одних случаях
в данное понятие включается все,
что затрачивает социальные условия
жизни человека (например, благоприятную
экологическую среду, заботу о детях,
решение жилищных проблем). В других
случаях данное понятие ограничивается
вопросами пенсионного обеспечения
и помощи безработным. По уровню гарантий,
предоставленных населению, все
системы социальной защиты, существующие
в разных странах мира, можно разделить
на 2 группы: немецкая (Бисмарк) и английская
(Беверидж). Первая система устанавливает
связь между уровнем социальной защиты
и успешностью профессиональной деятельности.
Социальные права обуславливаются теми
выплатами, которые выплачиваются на протяжении
всей активной жизни. Таким образом, социальные
выплаты принимают форму отложенных доходов
государства, которые можно отнести к
данной системе (Германия, Франция) главной
политической задачей считают охрану
доходов. Вторая система исходит из того,
что любой человек имеет право на минимальную
защиту от болезней, старости и других
причин снижения своих трудовых способностей.
В тех странах, которые выбрали эту модель,
действует система общественного страхования
по болезням, а пенсионные системы обеспечивают
минимальный доход всем пожилым, независимо
от уровня выплат из заработной платы.
Такие системы социальной защиты финансируются
за счет налогов из государственного бюджета
(Англия, Ирландия). Главное, за что несет
ответственность государство – охрана
минимальных доходов. Названные модели
имеют разные варианты. Наиболее распространены
в мировой практике либеральная, социал-демократическая
и консервативная модели. Общими для всех
моделей социальной защиты являются принципы
социальной справедливости (равные для
всех граждан возможности получения социальной
полощи) и принципы компромисса между
государственным управлением и рыночным
механизмом.
В компетенцию правления
Фонда входя также вопросы: согласование
назначения руководителей областных
и Минского городского управлений и
руководителя контрольно-ревизионного
подразделения центрального аппарата,
утверждение положений и инструкций
по вопросам деятельности Фонда. Правление
заслушивает отчеты начальников
областных и Минского городского
управлений об их работе. Оперативное
руководство деятельностью Фонда
осуществляет Управляющий Фондом, назначаемый
Советом Министров Республики Беларусь.
Он имеет двух заместителей, назначаемых
на должность Министром труда и социальной
защиты Республики Беларусь. Управляющий
Фондом несет персональную ответственность
за выполнение задач Фонда. При этом он
имеет определенные полномочия на принятие
единоличных решений. В частности, управляющий
Фондом утверждает смету расходов и штатное
расписание центрального аппарата в пределах
установленной численности и расходом
на его содержание, положения о структурных
подразделениях этого аппарата. Он имеет
право также утверждать структуру, бюджеты
областных, Минского городского управлений,
численность работников данных управлений.