Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:20, реферат
Осуществление социальной политики является важной функцией любого государства, направленной на соблюдение основных социальных прав человека (продолжительность рабочего дня, гарантированный минимум доходов, защита от безработицы, материнство, детство и т.д.) и обеспечение достойного уровня жизни населения. Государственной защите подлежат бесплатное образование и здравоохранение определенного уровня, жилье для остро нуждающихся, пенсии, пособия и другие гарантии.
«Особенности социальной политики в Республике Беларусь»
Минск-2008
Осуществление социальной политики является важной функцией любого государства, направленной на соблюдение основных социальных прав человека (продолжительность рабочего дня, гарантированный минимум доходов, защита от безработицы, материнство, детство и т.д.) и обеспечение достойного уровня жизни населения. Государственной защите подлежат бесплатное образование и здравоохранение определенного уровня, жилье для остро нуждающихся, пенсии, пособия и другие гарантии.
Прежняя система во главу угла ставила принцип социальной справедливости при относительно высоком уровне социальных гарантий всему населению. Основой социальной политики при рыночной системе хозяйствования являются предоставление всем гражданам равных возможностей обеспечения собственного благосостояния при минимальном участии государства, создание среднего класса в качестве опоры общества вместо общественных фондов потребления -- индивидуальное присвоение необходимого продукта. При этом государственные социальные технологии обеспечивают защиту наиболее уязвимых слоев населения, попавших в трудную жизненную ситуацию, которую они не могут преодолеть самостоятельно: преклонный возраст, инвалидность, болезнь, сиротство, безработица, малообеспеченность.
В периоды кризиса социальное
управление выполняет, прежде всего, функции
защиты населения, более справедливое
распределение его бремени без
ущерба для стимулирования трудовой
и предпринимательской
ѕ создание правовых предпосылок повышения уровня жизни населения, и в первую очередь его наименее обеспеченной части;
ѕ совершенствование системы оплаты труда работников бюджетной сферы;
ѕ упорядочение трудовых отношений между наемными работниками и работодателями;
ѕ стабилизацию занятости и сокращение безработицы;
ѕ социальную защиту наиболее уязвимых категорий населения.
При недостатке средств имеющиеся
ресурсы сосредотачиваются на первоочередных
направлениях: обеспечение прожиточного
минимума для всех нуждающихся; развитие
социальной инфраструктуры, социальная
адресная поддержка. Инструментами
социальной политики являются государственные
социальные гарантии, социальные стандарты,
потребительские бюджеты и
Государственные социальные
гарантии обеспечиваются на законодательной
основе, фиксирующей обязанности
и ответственность как
Минимальные социальные гарантии образуют первый уровень системы социальных стандартов и предназначаются для удовлетворения потребностей за счет бюджетов. Другим уровнем являются стандарты, обеспечиваемые за счет собственных средств населения, а при их недостатке -- за счет адресной социальной помощи. Социальные стандарты определяют минимально необходимую потребность бюджетных средств для реализации основных конституционных прав граждан. Нормативы используются для определения размера финансовой помощи.
В 60-е годы в ведущих
индустриальных странах были разработаны
эффективные механизмы
Государство выполняет функции управления системой социального страхования, включающей пенсионное обеспечение, пособия по временной потери трудоспособности и другие выплаты по страховым случаям. Основная нагрузка по формированию фондов страхования приходится на работодателей, меньшая - на работников и государство.
Так как механизм осуществления социальной политики требует реализации блока законодательных, организационных и экономических мер, государство выполняет свои социальные функции через органы законодательной и исполнительной власти всех уровней управления. Большинство вопросов развития отраслей социальной сферы решается местными властями. Республиканские же органы определяют направление государственной политики, решают крупномасштабные и острые социальные проблемы. Они определяют государственные стандарты в области оказания социальных услуг, создают объекты социальной индустрии, управляют объектами социальной защиты.
Для непосредственного оказания социальных услуг функционируют учреждения социального обслуживания. Государство регулирует деятельность учреждений и предприятий социальной сферы с помощью правовых, финансовых и административных рычагов. Во многих случаях в социальной сфере не допускается приватизация, и государство покрывает необходимые расходы. Частная деятельность по социальному обслуживанию подлежит государственному лицензированию.
Работа предприятий, учреждений и организаций социальной инфраструктуры должна отвечать требованиям и правилам, основанным на следующих принципах:
ѕ обеспечение доступности услуг всем потребителям;
ѕ учет особенностей спроса населения на отдельные виды услуг;
ѕ разумное сочетание платных и бесплатных услуг, дифференцированный подход к потребителям при оказании платных услуг;
ѕ обеспечение комплексного обслуживания населения (один вид услуг не может быть заменен другим);
ѕ эффективное использование всех видов ресурсов, предоставленных в распоряжение социальной сферы;
ѕ обеспечение комплексного характера развития ее отраслей в пределах территории.
Социальные статьи занимают
львиную долю бюджетных расходов
и рассматриваются как источник
снижения налогового бремени на предприятия
в интересах экономического роста,
который предоставляет реальные
возможности для решения
Согласно Конституции, Республика Беларусь является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Обязательства социального государства базируются на положениях Всеобщей декларации прав человека и других документов ООН, признающих человека основным субъектом развития, главным участником и бенефициаром. Концепция устойчивого развития к важнейшим составным частям национального капитала относит образование, науку, культуру. Приоритетное их развитие считается определяющим для экономического роста.
О динамике уровня жизни -- важнейшего показателя развития общества -- можно судить в первую очередь по производству и потреблению материальных благ, средней продолжительности жизни и времени труда.
Тенденция снижения уровня жизни
населения, проявившаяся в ходе экономических
преобразований, становится одной из
главных проблем обеспечения
социальной и экономической стабильности
в республике. В настоящее время
это особенно актуально, так как
почти 70% населения находится в
состоянии бедности или приближается
к ней. Резкое снижение ВВП с 1991г.
повлияло на реальные доходы: по сравнению
с 1990 г. количество бедных увеличилось
более чем в 20 раз, причем доходы
на уровне или ниже черты бедности
имеют не только одинокие пенсионеры,
инвалиды, многодетные семьи, но и
часть трудоспособного
Таблица 1
Уровень жизни в Республике Беларусь
Показатель
1991 г.
1998 г.
2001 г.
2007 г.
Численность населения, тыс. чел.
10 212,5
10 297,2
10 203,8
10 045,2
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет
70,7
68,6
68,4
67,9
Валовой внутренний продукт на душу населения (в фактически действующих ценах), тыс. руб.
8,4
11 600,0
65 937,0
288 061,0
Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб.
4,6
7409,0
48 062,0
185 382,0
Официальный курс доллара США, установленный Национальным банком (на начало периода), руб.
1,67
10 600,0
30 740,0
107 000,0
Численность населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже минимального потребительского бюджета, %
--
--
74,5
79,2
Численность населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже прожиточного минимума, %
--
38,4
33,0
46,7
Денежные расходы на покупку товаров и оплату услуг, % от общих расходов
--
71,0
80,0
87,4
Сбережения населения, % от общих расходов
--
22,7
11,0
4,4
Численность студентов вузов, тыс. чел.
184,6
197,4
244,0
262,1
Количество легковых автомобилей в личной собственности (на 1000 населения), шт.
61,9
88,2
121,9
131,2
Количество посещений театров (на 1000 населения)
238,0
172,0
181,0
217,0
Количество врачей (на 1000 населения)
39,0
41,6
44,4
45,8
Ввод в действие общей жилой площади (на 1000 населения), м2
527,0
190,0
357,0
294,0
Социальная политика на период выхода экономики из кризиса ставит своей целью стабилизацию уровня жизни и повышение трудовой мотивации населения, создание предпосылок для последующего роста благосостояния народа Республики Беларусь. На заседании Президиума Совета Министров была одобрена Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. В документе изложены модель социально-экономического развития нашей страны, которая определена как социально ориентированная рыночная экономика (последнюю не следует путать с рыночным социализмом), и механизмы осуществления стратегии устойчивого развития.
В условиях распространения бедности, ухудшения состояния здоровья населения необходимо оказывать поддержку семье -- важнейшей ячейке общества, выполняющей воспроизводственные, экономические, воспитательные функции:
ѕ не допускать сокращения государственных расходов на пособия семьям ниже 2,5-3,5% от ВВП;
ѕ поддерживать определенный уровень пособий семьям с детьми, чтобы сохранить их значимость (уровень пособия на ребенка не должен быть ниже 10-15% средней заработной платы, чтобы обеспечить минимальные расходы на питание ребенка и предметы первой необходимости);
ѕ восстановить прежнюю посещаемость детских дошкольных учреждений и постепенное повышение качества обслуживания в них за умеренную плату;
ѕ сохранить доступность услуг здравоохранения высокого качества, что окажет положительное влияние прежде всего на бедных, которые имеют доступ только к государственному здравоохранению;
ѕ сохранить доступность к системе образования, поскольку его влияние на уровень бедности состоит в том, что люди с более высоким образовательным уровнем, быстрее приспосабливаясь к изменениям на рынке труда, способны обеспечить себе достойный уровень доходов.
Осуществляемый в этих целях мониторинг социально-экономического положения основан на изучении данных уровня жизни разных типов семей с учетом трудоспособности, образования, профессии и т.д., так как важно оказание именно адресной помощи.
Основой социальной политики на период выхода экономики из кризиса является система государственных минимальных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию конституционных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социального и жилищно-коммунального обслуживания. Государственные минимальные социальные стандарты применяются для формирования и исполнения статей республиканского и местных бюджетов, а также государственных внебюджетных страховых фондов.
Государственный минимальный социальный стандарт -- минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека, выражаемый в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и общедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат.
Согласно Закону Республики
Беларусь «О государственных минимальных
социальных стандартах» (№ 322-3 от 11.11.1999),
в систему государственных
в области оплаты труда: минимальная заработная плата (МЗП) -- ее размер определяется исходя из минимального потребительского бюджета; республиканские тарифы оплаты труда, определяемые по единым коэффициентам Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и тарифной ставки первого разряда;
в области пенсионного обеспечения: минимальные размеры пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца;
в области образования: перечень
бесплатных и общедоступных
в области здравоохранения: нормативы бюджетного финансирования расходов на здравоохранение в пересчете на одного жителя страны;
в области культуры: перечень бесплатных и общедоступных социальных услуг, которые устанавливаются государственными учреждениями культуры;
в области жилищно-коммунального обслуживания: нормы общей площади жилого помещения, перечень и объем коммунальных услуг, которые предоставляются гражданам, а также максимально допущенная доля оплаты платежей за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами. При этом гражданам, нуждающимся в социальной защите, гарантируется предоставление бесплатного жилья или жилья по доступным ценам;
Информация о работе Особенности социальной политики в Республике Беларусь