Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:14, курсовая работа
Целью работы является: рассмотреть особенности российского франчайзинга.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: рассмотреть возникновение франчайзинга, его основные понятия, выделить виды франчайзинга и выявить преимущества и недостатки для основных участников франчайзинговых отношений.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ФРАНЧАЙЗИНГА 4
1.1. Возникновение франчайзинга и его основные понятия 4
1.2. Виды франчайзинга 7
1.3. Преимущества и недостатки франчайзинга 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ 14
2.1. Мировой опыт развития франчайзинга 14
2.2. Особенности франчайзинга в России 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Еще одним значительным фактором, затрудняющим развитие франчайзинга, является наличие информационного вакуума, т.е. закрытость данных о компаниях - франчайзорах и франчайзи. Это связано с российской спецификой ведения бизнеса, отличающейся непрозрачностью и замкнутостью. Франчайзингу как раз необходима открытость отношений франчайзи и франчайзора, партнерский способ построения отношений, основанный на доверии. Следующим важным фактором, ограничивающим развитие коммерческой концессии в России, является нежелание российских франчайзи выплачивать роялти в силу нематериальности получаемых услуг.
Подводя итог анализу проблем франчайзинга, можно еще раз высказать точку зрения, что для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности. Но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия.
Нужна законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты.
Необходимо включение в правительственную программу поддержки малого предпринимательства системы развития франчайзинга.
Очень важно создание системы налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой системы.
Целесообразно предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета.
Требуется создание сети учебно - консультационных центров по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России.
Примером удачного использования франчайзинга в России является компания "Ростик’С - KFC".
"Ростик’C - KFC" представляет собой сеть ресторанов быстрого обслуживания, специализирующаяся на блюдах из курицы. Президент корпорации "Ростик Групп" Ростислав Ордовский - Таданаевкий Бланко задумал "Ростик’C" как национальную Российскую сеть предприятий быстрого обслуживания. Первый "Ростик’C" открылся в 1993 году в центре Москвы, в ГУМе. С 1993 года по сегодняшний день ведется активная работа по расширению сети ресторанов. В 2006 году было подписано соглашение между компаниями "Ростик Групп" и "Yum! Brands" об открытии, в течение пяти лет, около 300 совместных ресторанов (Рис. 2.4.)
Рис. 2.4. График развития сети ресторанов "Ростик’С – KFC"
Франчайзинг в цифрах:
Паушальный взнос 43 600 долларов;
Роялти 6% от объема продаж;
Маркетинг 5% (маркетинговый фонд);
Срок действия договора коммерческой концессии 10 лет (с правом пролонгации);
Панируемый срок окупаемости от 36 месяцев;
Количество корпоративных точек 55;
Количество франшизных точек 107;
Количество персонала на предприятии франчайзи 20.
Характеристика встроенных ресторанов с выделенным залом для гостей: площадь ресторана 250 м2 – 450 м2, передний фасад минимум 10 метров, расположение на оживленных улицах, вблизи больших пешеходных потоков, открывающийся ресторан должен быть первым в новом городе. Инвестиции от 700 000 долларов.
Характеристика отдельно стоящих ресторанов "Ростик’С - KFC" с авто-подъездом и раздачей: площадь 250 м2 – 400 м2, минимум 30 парковочных мест, расположение вблизи торговых и развлекательных центров, наличие больших транспортных потоков, густонаселенный район. Инвестиции от 1 000 000 долларов.
Таким образом, эта компания является ярким примером применения франчайзинга в России. Так как, первый ресторан был открыт в 1993 году в Москве, по сегодняшний день ведется активная работа по расширению сети ресторанов по всей России. Исходя из приведенных данных, можно сказать, что "Ростик’C - KFC" активно развивающийся пример применения франчайзинга в России.
Заключение
Возникновение франчайзинга является закономерным этапом развития экономики, так как он представляет собой самый эффективный канал дистрибуции, по которому товары и услуги распространяются внутри стран и по всему миру.
Франчайзор и франчайзи связаны другом с другом системой договоров, в основе которых лежит франшиза. Это контрольная лицензия, выданная одним лицом (франчайзором) другому лицу (франчайзи), которая устанавливает между франчайзором и франчайзи специфическую систему взаимоотношений.
Франчайзинг, как экономический инструмент и как вид предпринимательской деятельности имеет достоинства и недостатки. Наиболее важными из достоинств, является то, что франчайзинг позволяет значительно расширить рынок сбыта стандартного, хорошо известного потребителю товара, сохраняя, при этом, независимость франчайзи, как предпринимателя. Очень важно то, что франчайзинг позволяет резко расширить возможности малого бизнеса, предоставив ему многие возможности крупных предприятий. Тем самым этот экономический инструмент резко повышает выживаемость предприятий малого бизнеса. Наиболее существенные недостатки связаны со стандартностью товара и ограничениями в ведении бизнеса. Франчайзинг снижает конкуренцию, что приводит к снижению качества товара. В конечном итоге франчайзинговая система менее гибка, по сравнению с крупными корпорациями и, тем более с предприятиями малого бизнеса.
Франчайзинг - чрезвычайно перспективный вид предпринимательства: если в обычном бизнесе из 100 возникающих предприятий в итоге выживает не более 10, то из 100 франшизных будет успешно работать 90, что немаловажно и с точки зрения создания новых рабочих мест.
Франчайзинг процветает, потому что в нем сочетается стимул личного владения с управленческим и техническим мастерством крупного бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг предлагает краткий путь к росту, так как они получают готовое дело. Для франчайзи франчайзинг дает возможность быстрого расширения. Франчайзи растет, позволяя предпринимателям финансировать его рост через продажу франшиз.
Нераспространенность франчайзинга в России не связана с какой-либо спецификой страны, а объясняется крайней ограниченностью знаний в этой области не только у широких слоев населения, но и у специалистов, предпринимателей, т.е. слабая подготовка предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем и работать в этих системах в качестве франчайзи.
Развитие франчайзинга в России не находит должной поддержки на государственном уровне. Первое, что тормозит развитие франчайзинга - российское законодательство. Если в зарубежных странах этот вид деятельности не требует никаких официальных оформлений и регистраций, то согласно Гражданскому кодексу РФ договор о коммерческой концессии необходимо регистрировать в Роспатенте, что приводит к возникновению бюрократических проволочек. Помимо этого, отсутствует необходимая законодательная база.
Тем не менее, несмотря на наличие отдельных тормозящих факторов, франчайзинг в России уже успешно развивается. Однако значение его для российской экономики переоценить сложно: для франчайзора - это один из самых быстрых и эффективных способов создания новых независимых предприятий, объединенных в единую систему, для франчайзи - развивать свой собственный бизнес на базе проверенной бизнес - модели, а для государства - это эффективный инструмент поддержки малого и индивидуального предпринимательства, а следовательно, и развития всей российской экономики.
Перспективы развития франчайзинга в России самые благоприятные. В последнее время намечается тенденция ускоренного развития и распространения франшизного метода ведения бизнеса.
Тем не менее, к сожалению можно констатировать, что темпы развития франчайзинга в России относительно невелики по сравнению с развитыми странами.
Франчайзинг позволяет получить возможность использовать уже отработанные и оправдавшие себя технологии, уже известную и популярную марку, возможность обучаться и получать по ходу дела необходимые консультации. Все эти возможности могут предоставить те, кто уже имеет опыт, знания, обладает технологическими секретами предпринимателей, т.е. располагает капиталом не материальным, но весьма ценным и эффективным, если его правильно использовать.
В итоге можно сказать, что франчайзинг, как вид бизнеса, достаточно интересен и перспективен в России. Он может развиваться как отечественная система, так и при участии зарубежных фирм и предпринимателей.
Список использованной литературы
1. Артеменков И. Стоит начать с франчайзинга // Экономика и жизнь. – 1996. – 15 мая.
2. Арустамов Э. А. Организация предпринимательской деятельности : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. подготовки (спец.) "Экономика и управление на предприятии" / А. Н. Пахомкин, Т. П. Митрофанова . -3-е изд., испр.. -Москва: Дашков и К°.- 2009.
3. Бурменко Т. Д. Сфера услуг : экономика : учеб. пособие для студ. Вузов / Н. Н. Даниленко, Т. А. Туренко.- Москва: КноРус.- 2007.
4. Гордиенко И. Еще один выгодный незнакомец: франчайзинг // Питание и общество. - 2001. - № 4. - с.15-24.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - М. Инфра.- М.- Норма.- 2000.
6. Довгань В.В. Франчайзинг: путь к расширению бизнеса. Тольятти: Дока-пресс.- 1994.
7. Мендельсон М. Руководство по франчайзингу/ Пер. с англ. - М.: Соваминко.- 1995.
8. Назаренко Е. Текущее состояние и перспективы развития франчайзинга в России. Юридические аспекты // Управление компанией. - 2002.- № 6 (13). – с.61.
9. Панина М. Фаза активного развития франчайзинга на российском рынке // Деньги. - 2006. – с.9.
10. Пирогов К. М. Основы организации бизнеса [Электронный ресурс] : учеб./ Н. К. Темнова, И. В. Гуськова. - Москва: КноРус.- 2008.
11. Практикум по франчайзингу для российских предпринимателей. / Под ред. Силинга С.А. - Спб.- 1997.
12. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kurganstat.gks.ru/
25
[1)] Статья 1027. Договор коммерческой концессии ГК РФ
[2)] Статья 1027 п.3. Договор коммерческой концессии ГК РФ