Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:14, курсовая работа
Целью работы является: рассмотреть особенности российского франчайзинга.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: рассмотреть возникновение франчайзинга, его основные понятия, выделить виды франчайзинга и выявить преимущества и недостатки для основных участников франчайзинговых отношений.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ФРАНЧАЙЗИНГА 4
1.1. Возникновение франчайзинга и его основные понятия 4
1.2. Виды франчайзинга 7
1.3. Преимущества и недостатки франчайзинга 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ 14
2.1. Мировой опыт развития франчайзинга 14
2.2. Особенности франчайзинга в России 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
В настоящее время в зависимости от размеров первоначального капитала франшизы бизнес-формат делят на следующие основные подгруппы:
Франшиза - рабочее место - рабочая франшиза, где франчайзор создает хорошо подготовленное рабочее место для предпринимателя; основные инвестиции — покупка прилавка-фургона;
Франшиза - предприятие - коммерческая франшиза, требующая более крупных инвестиций в производственное оборудование, наличия рабочих помещений, дополнительного наемного персонала;
Инвестиционная франшиза, основная цель которой — возврат первоначальной суммы инвестиций.
Одной из первых ласточек делового франчайзинга было открытие первого ресторана быстрого обслуживания мировой франчайзинговой системы McDonalds.
Следует выделить еще одну компанию, занимающуюся деловым франчайзингом. Это Российско-Венесуэльское предприятие "Росинтер ". Под его ведением находится такие рестораны как: Комбис, Ростикс, Патио Пицца, Артистико, Санта Фе, Американ Бар & Гриль. В данный момент они продают франшизы на Ростик’с Патио Пицца.
В последние годы классическая модель франчайзинга изменилась в направлении обеспечения франчайзора дополнительными возможностями быстрого развития с наименьшими затратами. Хотя существует много вариантов классического франчайзинга, три из них наиболее часто используются. Такие как - региональный франчайзинг, суб-франчайзинг, развивающийся франчайзинг. В каждом из этих случаев франчайзи получает все преимущества, которые обычно связаны с франчайзингом: использование торговой марки и логотипа франчайзора, системы его бизнеса, первоначальное обучение, выбор места, поддержка и т.д. Основные отличия их друг от друга заключаются в следующих характеристиках:
Продолжительность отношений франчайзора и франчайзи;
К кому франчайзи может обращаться за поддержкой;
Кому франчайзи платит установленные взносы.
1.3. Преимущества и недостатки франчайзинга
Преимущества для франчайзора:
быстрое расширение рынков сбыта, увеличение объема продаж и территориальное расширение бизнеса;
отсутствие расходов на содержание вертикально-интегрированной сети управления, т.е. снижение затрат на персонал;
более низкий уровень собственных капиталовложений;
государственная регистрация договора франчайзинга;
подъем престижа фирмы и ее товарного знака, признание со стороны клиентуры, рост доверия к качеству и единому ассортименту продукции фирмы;
доход от продажи лицензии;
прибыль от возможной сдачи в аренду франчайзи недвижимости и оборудования;
прибыль от возможного кредитования франчайзи и от уменьшения сроков оборота.
Недостатки для франчайзора:
получение меньшей части прибыли от торгового франчайзингового предприятия, чем от собственного;
невысокая репутация одного из франчайзинговых предприятий при отсутствии должного контроля за качеством может отразиться на репутации самой фирмы;
трудности контроля достоверности финансовых отчетов франчайзи;
трудности с подбором компетентного в основах бизнеса франчайзи;
обучая франчайзи, франчайзор готовит себе возможного конкурента.
Преимущества для франчайзи:
возможность стать самостоятельным бизнесменом с минимальными начальными капитальными вложениями при всесторонней поддержке опытного франчайзора;
франчайзор может оказать содействие в доступе к кредитным ресурсам как товарным, так и денежным;
мгновенное приобретение репутации среди потребителей за счет ведения бизнеса под признанным товарным знаком или фирменным наименованием;
возможность за умеренную плату использовать результаты широкомасштабных рекламных мероприятий, научных разработок и маркетинговых исследований, проводимых франчайзором;
возможность ведения бизнеса некомпетентным лицом за счет обучения в фирме франчайзора по стандартам высокого качества;
гарантированность постоянного снабжения;
возможность приобретения основных фондов у франчайзора путем лизинга или по остаточной стоимости.
Недостатки для франчайзи:
контроль, осуществляемый франчайзором оставляет меньше самостоятельности в бизнесе;
потеря репутации франчайзором приведет франчайзи к потере собственной репутации;
услуги, предоставляемые франчайзором, например обязательные взносы в общий рекламный фонд, могут представлять серьезную статью затрат для франчайзи;
опасность ухудшения положения на рынке в случае продажи франчайзором своего бизнеса;
вероятность того, что прогресс в технике, изменение в законодательстве или потребностей потребителей приведут к банкротству, т.к. франчайзи обычно реализуют узкий перечень товаров и услуг.
Таким образом, основные участники франчайзинговых отношений имеют свои достоинства и недостатки.
Глава 2. Особенности развития франчайзинга в России
2.1 Мировой опыт развития франчайзинга
Некоторые утверждают, что франчайзинг изобрела Королева Испании, когда она в 1492 дала Христофору Колумбу "франшизу" на развитие торговли с Новым Миром.
В США первой настоящей контрактной коммерческой франшизой считается франшиза компании "Зингер" по производству швейных машин, которая оформила свою франшизу в 1851 году. Чтобы прекратить "войну швейных машин", в которой четыре производителя преследовали друг друга, Исаак Зингер и его партнер-адвокат Эдвард Кларк организовали "Объединение швейных машин" с первым американским пакетом патентов, распределяющих среди производителей дистрибьюторские права.
Франчайзинг в автоиндустрии представляет собой один из самых старых видов франчайзинга в экономике. Компания "General Motors" оказала огромное влияние на франчайзинг. Не имея достаточного капитала, чтобы начать розничную торговлю, эта компания начала продавать свои автомобили через систему дилеров, которая до сих пор используется в автомобильной индустрии.
В 1955 году возникла классическая франшиза "McDonalds". Сеть ресторанов быстрого питания, продававших гамбургеры, была открыта Рэйем Кроком.
В то же время Харлан Сандерс основал "Кентукки Фрайд Чикен", а в 1959 году "Интернэшнл Хаус оф Пэнкейк" начал продажу завтраков во франчайзинговой сети по всей стране. Таким образом, в 1950-е годы ресторанная индустрия тихо начала свою революцию, которую сегодня мы принимаем как должное. Ресторанные сети, имевшие успех, раз и навсегда изменили привычку американцев питаться, а также изменили лица городов, что нам доказывают знакомые ярлычки франшиз на точках быстрого питания, присутствующие почти в каждом городе.
Бурное развитие франчайзинга началось в США в 60-е годы. Открылось огромное количество мини-отелей, небольших магазинчиков, прачечных, химчисток, туристических агентств и прочих предприятий малого бизнеса, работающих на основе франчайзинга. Франчайзинг очень широко распространен в сфере недвижимости в США.
После второй мировой войны франчайзинг распространялся в Европе разными путями, в зависимости от страны, обычаев, культуры и особенно от всего того, что связано с социально-экономической историей торговли, уровнем развития и экономическими системами. Таким образом, некоторые страны предпочли франчайзинг в области обслуживания (Великобритания, Германия), другие – в области распределения (Франция).
Рис. 2.1. Отрасли, лидирующие в Европе по использованию франчайзинга в 2008 г.
Франция занимает третье место по числу франчайзинговых сетей среди европейских стран (517 франчайзоров и 28851 франчайзи). В то же время Франция лидирует, покрывая 40% всего европейского франчайзингового рынка. Большая часть франчайзинговых сетей приходится на сферу торговли. Далее по числу франчайзоров следуют сферы услуг, гостиничный и ресторанный бизнес.
Абсолютным лидером в сфере в Центральной и Юго-Восточной Европе франчайзинга является Венгрия. Большинство субъектов франчайзинга работает в сфере быстрого питания, значительное количество в таких, как швейная промышленность, фото услуги, копирование, бензозаправки, гостиницы, почтовые услуги, авто услуги, недвижимость, туризм.
2.2. Особенности франчайзинга в России
В России франчайзинг начал активно развиваться в середине 90-х годов. По оценкам специалистов в России существует более 200 успешно работающих франчайзинговых компаний. На российский рынок пришли и развиваются ряд известных западных франшизных систем: "Alphagraphics", "Baskin Robbins", "Kodak", "Subway", "Xerox" и др. Наряду с международным, успешно развивается и чисто российский франчайзинг. Появились и бурно развиваются такие отечественные концепции, как "Ростик’C - KFC", "1С", "Теремок - Русские блины", "Перекресток" и др. [9]
Первый договор, который может быть квалифицирован в качестве договора о коммерческой концессии (франчайзинговый договор), зарегистрирован в Роспатенте в июне 1996 года. Это договор между компанией "Колгейт Палмолив" США (правообладатель) и АО "Колгейт Палмолив" РФ (пользователь). Предметом договора наряду с фирменным наименованием выступают 35 изобретений, 7 промышленных образцов в области производства предметов и средств гигиены, около 60 товарных знаков, техническое, технологическое, коммерческое ноу-хау.
Количество организаций, заявивших о своем развитии в формате франчайзинга, возросло с 50 в 2001 г. почти до 750 в 2008 г., что само по себе характеризует востребованность этого формата в России. Только в 2008 г. количество франшиз по сравнению с 2007 г. возросло более чем на 40 % (Рис. 2.2.)
Рис. 2.2. Структура рынка франшиз в 2008 г.
Сектор торговли продуктами питания не занимает ведущего места в структуре франчайзингового рынка. Наиболее приемлемым для торгового франчайзинга является сектор специализированной торговли с ограниченным ассортиментом товаров (например, чай, сыры, замороженные продукты и др.).
В 2008 г. в России наблюдались положительные тенденции и в сфере услуг. По данным официальной статистики на ноябрь 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. объем платных услуг, оказываемых населению, возрос на 104,1 % (Рис. 2.3.)
Рис. 2.3. Структура рынка франшиз в сфере услуг в 2008 г.
Наибольшее количество предложений франшиз в секторе услуг для бизнеса: консалтинг, реклама, обслуживание компьютерного оборудования и др. Также хорошо представлены на рынке такие услуги как парикмахерские, салоны красоты, фитнес-центры. Сохранил свои позиции туристический сектор.
Франчайзинг в России не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности внедрения его достаточно широки. Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения.
Экономические проблемы. Франчайзинг является экономическим инструментом, и для его внедрения необходимы соответствующие экономические предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично.
К данным проблемам можно отнести:
Нестабильность развития экономики России. Франчайзинговые схемы требуют стабильности и предсказуемости экономики;
Отсутствие у большинства предпринимателей - потенциальных франчайзи - необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему;
Сложность, а порой и невозможность получения кредитов для создания стартового капитала.
Организационно - правовые проблемы. Хотя франчайзинг - это экономический инструмент и его проблемы в первую очередь следует искать в сфере экономики, в России сдерживание развития франчайзинга происходит, прежде всего, в правовой сфере. Эти проблемы, связаны с практически полным отсутствием правового обеспечения франчайзинга в России. Франчайзинг, как система отношений основан на системе договорных отношений и должен быть подкреплен серьезной правовой базой. В современной правовой системе России термин "франчайзинг" встречается только один раз, в 54 главе Гражданского кодекса РФ, где утверждается: "коммерческая концессия" является синонимом франчайзинга.
Социально-психологические проблемы. К ним можно отнести:
Отсутствие отечественного опыта и боязнь провала у субъектов франчайзинговой системы - франчайзора и франчайзи;
Отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности;
Боязнь франчайзи потерять самостоятельность и собственное "лицо" предпринимателя и менеджера.
Особое место среди проблем франчайзинга занимает образование, как механизм разрешения социально - психологических проблем. Эта проблема вызвана слабой подготовкой представителей малого бизнеса в сфере франчайзинга. Решение образовательных проблем связано с необходимостью создания сети учебных и консультационных центров по франчайзингу.