Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:02, научная работа
Целью данной работы является исследование процессов становления и развития предпринимательства в Чувашской Республике.
Практический интерес к недавнему прошлому, современному состоянию и перспективам развития малого и среднего бизнеса Чувашской Республики обусловил структуру настоящей работы.
В первой части курсовой работы кратко изложены основные представления о становлении и сущности предпринимательства как объекта изучения.
Вторая часть работы представляет собой анализ малого предпринимательства в Чувашской Республике и выявление наиболее важных проблем его развития.
В третьей части исследуется правовое регулирование и организации предпринимательства в ЧР.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к пониманию сущности предпринимательства. 6
1.1 Понятие и сущность малого предпринимательства 6
1.2 Этапы развития малого и среднего предпринимательства в России 10
Глава 2. Оценка ситуации в сфере малого предпринимательства в России и Чувашской Республике 13
2.1 Анализ малого предпринимательства в ЧР 13
2.2 Проблемы развития малого и среднего предпринимательства 21
Глава 3. Государственная поддержка предпринимательства в Чувашии 25
3.1 Государственные органы, регулирующие предпринимательскую деятельность в регионе 25
3.2 Формы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства 31
Заключение 41
Библиографический список 43
Приложение 44
Третий этап (1989-1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. И это в определенной мере удалось: существенно расширились сферы деловой активности людей, диверсифицировалась номенклатура организационных форм предпринимательства, произошло интенсивное освоение арендных отношений. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство.
Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, чему способствовал переход 1 января 1989 года всех государственных предприятий и объединений на самофинансирование и хозяйственный расчет. Приватизация превращала государственную собственность в собственность частных владельцев, способствовала ее демонополизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения эффективности российской экономики.
Для четвертого этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Были приняты многие законы, открывающие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства. В эти годы наблюдается становление рыночной инфраструктуры, повышение уровня профессиональных знаний и деловых решений, начало слияния и укрепления коммерческих структур, торговли и посреднических организаций, возникновение олигархии, укрепление финансовых институтов, банков и бирж. К сожалению, государство не смогло обеспечить поддержание конкурентной среды путем создания льготных условий деятельности субъектам малого и среднего бизнеса, которые обнаружили приверженность к «паразитизму», то есть к чисто посреднической и торгово-закупочной деятельности. Ставка была сделана на процесс естественного отбора: кто сможет выжить, тот останется. Это выглядело молчаливым подталкиванием к централизации и укреплению позиции предпринимателя, что, с одной стороны, привело к ухудшению психологического климата на рынке за счет негативного восприятия предпринимателей, занятых «набиванием собственных карманов», а с другой - значительно криминализировало обстановку.
Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полностью широкомасштабной приватизацией и развития всех видов предпринимательства. Впервые в экономике возникают венчурные фирмы, активно используется предпринимательство. Возрастной ценз бизнеса стабилизируется.
На шестом этапе (1995-1998 гг.) практически были исчерпаны возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности, поэтому многие малые предприятия прекратили свое существование. В экономике страны набирала силу тенденция к концентрации и централизации капиталов, появились случаи поглощения предприятий.
Современный этап развития мелкого предпринимательства, безусловно, имеет исторические корни. По основным критериям создание смешанной экономики, предпринимательской среды в ней и развитие малого бизнеса имеют много схожего, начиная с фундаментальных основ собственности до принципов организации, функционирования и управления в рыночной системе хозяйствования.
Именно поэтому, говоря о развитии
российского
Малое предпринимательство как субъект экономики существует в Чувашии почти шестнадцать лет. На эти годы пришелся самый трудный для него период - период становления. Создавалась нормативно-правовая база, регулирующая деятельность малого предпринимательства, уточнялись отдельные положения государственной политики по его поддержке, разрабатывались механизмы государственной поддержки, формировались структуры для их реализации.
Завершение этапа становления
малого предпринимательства
Согласно данным статистики, по состоянию на 1 января 2009 г., в республике действовало 57,3 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, что составляло 110,1 процента от аналогичного показателя на начало 2008 года (52 тыс.) и 124,3 процента от показателя на начало 2007 года (46,1 тыс.); количество индивидуальных предпринимателей с начала 2008 года увеличилось на 6 процентов и составило 46,8 тыс. человек, а количество малых предприятий, включая микропредприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства, возросло на 30,7 процента и составило 10460 организаций.
Рисунок 1- Динамика показателей количества
субъектов малого и среднего предпринимательства
в Чувашской Республике
и численности работников малых предприятий
Источник: минэкономразвития Чувашской Республики.
Численность занятых в малом и среднем предпринимательстве по состоянию на 1 января 2009 г. составляла 117,7 тыс. человек. Это на 7,9 процента больше показателя аналогичного периода 2008 года и на 34 процента больше показателя на начало 2007 года4.
В 2006 году было занято в сфере малого и среднего предпринимательства (с учетом индивидуальных предпринимателей) 116, 7 тыс. человек, в 2007 году – 152, 5 тыс. человек, а в 2008 году общее количество занятых составило 164, 5 тыс. человек.
Доля среднесписочной
Развитие малого и среднего предпринимательства в городских округах и муниципальных районах республики происходит весьма неравномерно как в территориальном, так и в отраслевом разрезах. Эта тенденция оставалась неизменной на протяжении 4-х последних лет, да и вряд ли уже изменится, поскольку в городских округах наряду с преимуществами транспортного обеспечения и возможностями потребительского рынка, велик научно-технический потенциал, больше источников трудовых ресурсов. Так, по данным на 1 января 2009 года 70,4 процента всех микро-, малых и средних предприятий и 72,6 процента индивидуальных предпринимателей было сосредоточено в городских округах, причем в г. Чебоксары действовало около 60,8 процента всех микро-, малых и средних предприятий и 48,4 процента индивидуальных предпринимателей.
В 2008 году наибольшее количество субъектов малого и среднего предпринимательства наблюдалось в следующих муниципальных районах Чувашской Республики: в Чебоксарском (2045), Батыревском (1401), Цивильском (1138), Канашском (1018) районах, а наименьшее количество субъектов малого и среднего предпринимательства - в Шумерлинском (303), Порецком (303), Красночетайском (342), Алатырском (343) и Шемуршинском (390) районах.
Важным показателем развития предпринимательства является показатель «плотности» малых предприятий в муниципальных образованиях республики, который в 2008 году составил 8,06 единиц (в среднем по России насчитывается 7,5 малых предприятий на 1000 жителей).
Рисунок 2 - Динамика показателей плотности малых предприятий в муниципальных образованиях Республики (в расчете на 100 тысяч населения)
Источник: минэкономразвития Чувашской Республики.
По данным Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике, на 1 января 2009 г. общая сумма налогов, уплаченных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в том числе относящимися к субъектам малого предпринимательства, в консолидированный бюджет Чувашской Республики, составила 1273,46 млн. рублей, увеличившись на 11 % по сравнению с прошлым годом (1133,168 млн. рублей) и на 25 % по сравнению с позапрошлым годом (954, 151 млн. руб.) (рис 3).
Рисунок 3 - Структура налоговых платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в том числе относящимися к субъектам малого предпринимательства, в консолидированный бюджет Чувашской Республики за 2006 – 2008 гг.
Источник: минэкономразвития Чувашской Республики.
По графику видно, что наибольшая доля налоговых платежей приходилась на «Упрощенную систему налогообложения», а наименьшая – на «Единый сельскохозяйственный налог». По данной динамике мы также видим, что происходит увеличение всех видов налога со временем. Это объясняется увеличением числа индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
На рисунке 4 представлен график «Динамика фактического распределения поступлений налогов в отчетных периодах 2006 – 2008 гг.», из которого видно, что во всех случаях фактическое распределение поступлений налогов в отчетных периодах складывается в пользу республиканского бюджета.
Рисунок 4 - Динамика фактического распределения поступлений налогов в отчетных периодах 2006 – 2008 гг.
Источник: минэкономразвития Чувашской Республики.
Современная ситуация в секторе малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике свидетельствует о том, что оно стало одним из динамично растущих сегментов в экономике, обеспечивающих эффективную отдачу вложенных средств и использования ресурсов (рис. 5).
Рисунок 5 - Динамика инвестиций в основной капитал за счет всех источников
финансирования
(в % к предыдущему году в сопоставимых ценах)
Источник: минэкономразвития Чувашской Республики.
Малый бизнес охватывает
практически все отрасли
Сложившаяся отраслевая структура малых предприятий по видам экономической деятельности в Чувашской Республике практически не меняется в последние годы.
* С учетом показателей по
средним предприятиям
Источник: минэкономразвития Чувашской Республики.
В промышленности значительная доля
малых предприятий
В машиностроении только малыми предприятиями производится сетка стальная, кабели силовые гибкие, машинки закаточные для домашнего консервирования, приборы полупроводниковые, бочки металлические, алмазный инструмент. В химической промышленности малые предприятия являются единственными производителями полимерных пленок и резиновых сапог. В промышленности строительных материалов малыми предприятиями производится 100% металлопластиковых окон и дверей, строительного стекла. В легкой промышленности малыми предприятиями выпускается 100% обуви валяной и фетровой, фетровых головных уборов, комбинезонов, плащей рабочих и специального назначения, рукавиц из шубной овчины. На малые предприятия приходится все производство сувениров, пуговиц, игрушек и елочных украшений.
Большинство работающих в малом бизнесе сконцентрировано на предприятиях строительства – 22,9 %, оптовой и розничной торговли – 23,5 %, на предприятиях, занятых производством и распределением электроэнергии, газа и воды, обрабатывающего производства – 20,4 %, в сфере сельского хозяйства – 7,1 %, на предприятиях транспорта и связи – 3,1 %, в гостиничном и ресторанном бизнесе – 2,7 %, на прочих предприятиях – 18,4 %.
Малые предприятия оказывают
Развитие малого и среднего предпринимательства в России и Чувашской Республике сталкивается с множеством проблем, ликвидация которых является стратегической задачей государства.
Основная проблема – недостаточная ресурсная база5, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании нового сектора экономики. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколь-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей от получки до получки, не могло образоваться резерва средств, необходимого для начала собственного дела. Эти средства сейчас надлежит отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они не значительны и, к тому же, крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.