Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:02, научная работа
Целью данной работы является исследование процессов становления и развития предпринимательства в Чувашской Республике.
Практический интерес к недавнему прошлому, современному состоянию и перспективам развития малого и среднего бизнеса Чувашской Республики обусловил структуру настоящей работы.
В первой части курсовой работы кратко изложены основные представления о становлении и сущности предпринимательства как объекта изучения.
Вторая часть работы представляет собой анализ малого предпринимательства в Чувашской Республике и выявление наиболее важных проблем его развития.
В третьей части исследуется правовое регулирование и организации предпринимательства в ЧР.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к пониманию сущности предпринимательства. 6
1.1 Понятие и сущность малого предпринимательства 6
1.2 Этапы развития малого и среднего предпринимательства в России 10
Глава 2. Оценка ситуации в сфере малого предпринимательства в России и Чувашской Республике 13
2.1 Анализ малого предпринимательства в ЧР 13
2.2 Проблемы развития малого и среднего предпринимательства 21
Глава 3. Государственная поддержка предпринимательства в Чувашии 25
3.1 Государственные органы, регулирующие предпринимательскую деятельность в регионе 25
3.2 Формы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства 31
Заключение 41
Библиографический список 43
Приложение 44
ФГОУ ВПО
«Чувашский государственный Университет им. И.Н.Ульянова»
Кафедра экономической теории
Научная работа
по теме:
«Особенности развития малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике»
Чебоксары, 2011г.
Основу рыночной экономики любой страны составляет предпринимательство, осуществляемое малыми и средними предприятиями.
Предпринимательство как одно из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.
Статистика показывает, что в развитых странах на долю малых предприятий приходится более половины всей производимой продукции. В России этот показатель гораздо ниже в силу несовершенства законодательства, регулирующего сферу предпринимательства, недостаточного инвестирования, высокой налоговой нагрузки и т.д.
Важность развития предпринимательства в России нельзя переоценить.
Во-первых, предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.
Во-вторых, малый бизнес способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться.
В-третьих, предпринимательство создает атмосферу конкуренции.
В-четвертых, малый бизнес создает среду и тот дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Поэтому сейчас в условиях нашей российской действительности просто необходимо разработать эффективную модель взаимодействия государства и малого предпринимательства, это на сегодняшний день является актуальным вопросом.
Важной функцией предпринимательства является его социальная функция, связанная с возможностью поглощать большую часть незанятой рабочей силы, снижать социальную напряженность, возникающую в условиях хронической безработицы, экономических кризисов.
Экономически выгодно и актуально, чтобы появление большого числа в России малых фирм привело к созданию новых рабочих мест, принесло реальные деньги в бюджет государства, что особенно важно, учитывая необходимость возрождения экономики Российской Федерации в современных условиях рынка.
Но и самому предпринимательству также нужна поддержка, для чего необходимо:
Во всем вышесказанном и заключается актуальность избранной мною темы исследования.
Целью данной работы является исследование процессов становления и развития предпринимательства в Чувашской Республике.
Практический интерес к недавнему прошлому, современному состоянию и перспективам развития малого и среднего бизнеса Чувашской Республики обусловил структуру настоящей работы.
В первой части курсовой работы кратко изложены основные представления о становлении и сущности предпринимательства как объекта изучения.
Вторая часть работы представляет собой анализ малого предпринимательства в Чувашской Республике и выявление наиболее важных проблем его развития.
В третьей части исследуется правовое регулирование и организации предпринимательства в ЧР.
Понятие малого бизнеса неразрывно связано с размером действующих хозяйственных субъектов, т.е. малых предприятий. Так согласно принятому 14 июня 1995 г. Закону РФ № 88 - ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
Под субъектами малого бизнеса понимаются
также физические лица, занимающиеся
предпринимательской
В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является: численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). Следует отметить, что критерии отнесения предприятий к малым в нашей стране пока не устоялись, поэтому в настоящее время широко обсуждаются вопросы уточнения критериев, в частности с точки зрения установления границы предельного получаемого малыми предприятиями ежегодного дохода2.
Малый бизнес – это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином.
Малые и средние предприятия
различаются по форме собственности,
организационно-правовой форме, отраслевой
и территориальной
По форме собственности
В зависимости от целей деятельности выделяют коммерческие и некоммерческие предприятия. Коммерческие предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность, и их основная цель – это получение прибыли.
По отраслевой принадлежности выделяют промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные и другие предприятия.
По размерам предприятия группируются на крупные, средние и малые.
По характеру деятельности (стадиям жизненного цикла продукта) выделяют исследовательские, проектные, конструкторские, производственные, сбытовые и другие предприятия.
По структуре деятельности предприятия разделяют на специализированные, производящие ограниченную номенклатуру товаров и диверсифицированные, производящие широкую номенклатуру товаров и работающие на разных рынках.
По отношению к происхождению капитала различают национальные, иностранные и смешанные предприятия.
Главными особенностями малого и среднего предпринимательства являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке, гибкость. А так же ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом. Относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта не позволяют фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара. В малом предпринимательстве присутствует персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, т.е. малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей. Малые предприятия в основном полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.). Также в малом бизнесе высока доля оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.
За частую в малом
бизнесе можно встретить
Функциями малого предприятия являются экономические, определяемые его ролью как: во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг; в-третьих – катализатора научно-технического прогресса; в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений.
Не менее значимой функцией,
является социальная. Так через
малые формы
Сфера деятельности малого и среднего бизнеса весьма обширна. Основными сферами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство. Однако следует отметить, что самым распространенным видом является торговля и посредническая деятельность (более 70%). Производственной деятельностью занимается примерно каждый десятый предприниматель, примерно столько же предоставляют населению транспортные, строительные и бытовые услуги, занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции. На рынке информационных, медицинских и риэлтерских услуг занято незначительное число малых предприятий.
Основными потребителями продукции и услуг малого и среднего предпринимательства является местное население, а также жители ближайших городов и населенных пунктов. Помимо этого их продукцией и услугами пользуются частные фирмы и предприниматели, государственные учреждения и организации, торгово-посреднические организации.
Важная роль малого и среднего бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, а так же выпускает специальные товары и услуги.
Современное предпринимательство в России выросло из кооперативного движения 1985-1991 годов, которое быстро развивалось в пределах СССР. 2 апреля 1991 года был принят Закон Союза Социалистических республик «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР», который определил общие принципы предпринимательства СССР, регламентировал права и ответственность субъектов предпринимательской деятельности, обеспечил государственную поддержку, установил отношения предпринимателей с органами государственной власти.
Если рассматривать историю малого бизнеса с этого момента до настоящего времени, то в его развитии можно выделить ряд характерных этапов (см. приложение).
Для первого этапа (1985-1987 гг.) характерно: зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, бригадных подрядов. Для него была характерна малочисленность участников предпринимательства, экспериментальный характер, формирование социально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности3.
На втором этапе (1987-1988 гг.) предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения, кооперативы и товарищества зачастую создавались и ликвидировались в течение месяца, часто и не приступая к работе. Цель развития малого бизнеса - насытить внутренний рынок потребительскими товарами. Однако этого не произошло. Основной причиной этого является отсутствие достаточных финансовых ресурсов и инфантильность инфраструктуры.