Особенности развития малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:02, научная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование процессов становления и развития предпринимательства в Чувашской Республике.
Практический интерес к недавнему прошлому, современному состоянию и перспективам развития малого и среднего бизнеса Чувашской Республики обусловил структуру настоящей работы.
В первой части курсовой работы кратко изложены основные представления о становлении и сущности предпринимательства как объекта изучения.
Вторая часть работы представляет собой анализ малого предпринимательства в Чувашской Республике и выявление наиболее важных проблем его развития.
В третьей части исследуется правовое регулирование и организации предпринимательства в ЧР.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к пониманию сущности предпринимательства. 6
1.1 Понятие и сущность малого предпринимательства 6
1.2 Этапы развития малого и среднего предпринимательства в России 10
Глава 2. Оценка ситуации в сфере малого предпринимательства в России и Чувашской Республике 13
2.1 Анализ малого предпринимательства в ЧР 13
2.2 Проблемы развития малого и среднего предпринимательства 21
Глава 3. Государственная поддержка предпринимательства в Чувашии 25
3.1 Государственные органы, регулирующие предпринимательскую деятельность в регионе 25
3.2 Формы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства 31
Заключение 41
Библиографический список 43
Приложение 44

Работа содержит 1 файл

курсач .doc

— 499.50 Кб (Скачать)


ФГОУ ВПО

«Чувашский государственный  Университет им. И.Н.Ульянова»

 

 

 

                     Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научная работа

по теме:

«Особенности развития малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике»

 

 

Выполнил:
Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары, 2011г.

 

Содержание

 

Введение

 

Основу рыночной экономики любой  страны составляет предпринимательство, осуществляемое малыми и средними предприятиями.

 Предпринимательство как одно  из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Статистика показывает, что в  развитых странах на долю малых предприятий приходится более половины всей производимой продукции. В России этот показатель гораздо ниже в силу несовершенства законодательства, регулирующего сферу предпринимательства, недостаточного инвестирования,  высокой налоговой нагрузки и т.д.

Важность развития  предпринимательства в России нельзя переоценить.

Во-первых,  предпринимательство  обеспечивает необходимую мобильность  в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.

Во-вторых, малый бизнес способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться.

В-третьих, предпринимательство создает атмосферу конкуренции.

В-четвертых, малый бизнес создает среду и тот дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Поэтому сейчас в условиях нашей  российской действительности просто необходимо разработать эффективную модель взаимодействия государства и малого предпринимательства, это на сегодняшний  день является актуальным вопросом.

Важной функцией  предпринимательства  является его социальная функция, связанная  с возможностью поглощать большую  часть незанятой рабочей силы, снижать социальную напряженность, возникающую в условиях хронической  безработицы, экономических кризисов.

Экономически  выгодно и актуально, чтобы появление  большого числа в России малых фирм привело к созданию новых рабочих мест, принесло реальные деньги в бюджет государства, что особенно важно, учитывая необходимость возрождения экономики Российской Федерации в современных условиях рынка.

Но и самому предпринимательству также нужна поддержка, для чего необходимо:

    • качественное улучшение информационно-методической базы;
    • проведение инвентаризации бездействующих производственных площадей крупных госпредприятий;
    • разработка и распространение на этой основе различных экономических и правовых механизмов использования объектов государственной собственности субъектами  предпринимательства;
    • обеспечение правовых и организационных основ участия субъектов  предпринимательства в приватизации федерального имущества.

Во всем вышесказанном  и заключается актуальность избранной  мною темы исследования.

Целью данной работы является исследование процессов становления и развития предпринимательства в Чувашской Республике.

Практический интерес к недавнему прошлому, современному состоянию и перспективам развития малого и среднего бизнеса Чувашской Республики обусловил структуру настоящей работы.

В первой части  курсовой работы кратко изложены основные представления о становлении  и сущности предпринимательства как объекта изучения.

Вторая часть работы представляет собой анализ малого предпринимательства  в Чувашской Республике и выявление  наиболее важных проблем его развития.

В третьей части исследуется правовое регулирование и организации предпринимательства в ЧР.

      Глава 1. Теоретические подходы к пониманию сущности предпринимательства.

1.1 Понятие и сущность малого предпринимательства

 

Понятие малого бизнеса неразрывно связано с размером действующих  хозяйственных субъектов, т.е. малых предприятий. Так согласно принятому 14 июня 1995 г. Закону  РФ № 88 - ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

    • в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;
    • в научно-технической сфере - 60 человек;
    • в оптовой торговле  – 50 человек;
    • в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек;
    • в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек1.

Под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица. Следует отметить, что за последние годы такая деятельность получила широкое развитие.

В ряде научных работ под малым  предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является: численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). Следует отметить,  что критерии отнесения предприятий к малым в нашей стране пока не устоялись, поэтому в настоящее время широко обсуждаются вопросы уточнения критериев, в частности с точки зрения установления границы предельного получаемого малыми предприятиями ежегодного дохода2.

Малый бизнес – это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических  отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином.

Малые и средние предприятия  различаются по форме собственности, организационно-правовой форме, отраслевой и территориальной принадлежности, по размерам, по характеру деятельности, по структуре деятельности и отношению к происхождению капитала.

По форме собственности предприятия  могут быть частными, государственными, муниципальными и иными.

В зависимости от целей деятельности выделяют коммерческие и некоммерческие предприятия. Коммерческие предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность, и их основная цель – это получение прибыли.

По отраслевой принадлежности выделяют промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные и другие предприятия.

По размерам предприятия группируются на крупные, средние и малые.

По характеру деятельности (стадиям  жизненного цикла продукта) выделяют исследовательские, проектные, конструкторские, производственные, сбытовые и другие предприятия.

По структуре деятельности предприятия разделяют на специализированные, производящие ограниченную номенклатуру товаров и диверсифицированные, производящие широкую номенклатуру товаров и работающие на разных рынках.

По отношению к происхождению  капитала различают национальные, иностранные и смешанные предприятия.

Главными особенностями  малого и среднего предпринимательства являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке, гибкость. А так же ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом. Относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта не позволяют фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара. В малом предпринимательстве присутствует персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, т.е. малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей. Малые предприятия в основном полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и  “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).   Также в малом бизнесе высока доля оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

За частую в малом  бизнесе можно встретить семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

  Функциями малого предприятия являются экономические, определяемые его ролью как: во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг; в-третьих – катализатора научно-технического прогресса; в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений.

 Не менее значимой функцией, является социальная. Так через  малые формы предпринимательской  деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. В основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. Малые предприятия являются главным местом производственного обучения и своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров.

Сфера деятельности малого и среднего  бизнеса весьма обширна. Основными  сферами деятельности малых предприятий  являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство. Однако следует отметить, что самым распространенным видом является торговля и посредническая деятельность (более 70%). Производственной деятельностью занимается примерно каждый десятый предприниматель, примерно столько же предоставляют населению транспортные, строительные и бытовые услуги, занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции. На рынке информационных, медицинских и риэлтерских услуг занято незначительное число малых предприятий.

Основными потребителями продукции  и услуг малого и среднего предпринимательства является местное население, а также жители ближайших городов и населенных пунктов. Помимо этого их продукцией и услугами пользуются частные фирмы и предприниматели, государственные учреждения и организации, торгово-посреднические организации.

Важная роль малого и среднего бизнеса  заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих  мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, а так же выпускает специальные товары и услуги.

1.2 Этапы развития малого и среднего предпринимательства в России

 

Современное предпринимательство  в России выросло из кооперативного движения 1985-1991 годов, которое быстро развивалось в пределах СССР. 2 апреля 1991 года был принят Закон Союза Социалистических республик «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР», который определил общие принципы предпринимательства СССР, регламентировал права и ответственность субъектов предпринимательской деятельности, обеспечил государственную поддержку, установил отношения предпринимателей с органами государственной власти.

Если рассматривать историю  малого бизнеса с этого момента  до настоящего времени, то в его развитии можно выделить ряд характерных этапов (см. приложение).

Для первого этапа (1985-1987 гг.) характерно: зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, бригадных подрядов. Для него была характерна малочисленность участников предпринимательства, экспериментальный характер, формирование социально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности3.

На втором этапе (1987-1988 гг.) предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения, кооперативы и товарищества зачастую создавались и ликвидировались в течение месяца, часто и не приступая к работе. Цель развития малого бизнеса - насытить внутренний рынок потребительскими товарами. Однако этого не произошло. Основной причиной этого является отсутствие достаточных финансовых ресурсов и инфантильность инфраструктуры.

Информация о работе Особенности развития малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике