Особенности развития крупного бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

На основании вышеизложенного, цель работы - обозначить роль крупного бизнеса и его значение в экономике России. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

рассмотреть этапы развития и пространственные стратегии крупного бизнеса, его теоретические аспекты;
провести анализ деятельности крупнейших предприятий России за последние два года;
проанализировать особенности крупного бизнеса в России по сравнению с другими странами;
выявить аргументы в пользу и против крупного бизнеса;
сделать выводы по результатам анализа.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава I Сущность и понятие крупного бизнеса………………………………..4

1.1. Теоретические подходы к определению крупного бизнеса…………..4

1.2. Положительные и отрицательные стороны деятельности крупного бизнеса………………………………………………………………………..10

1.3. Роль крупных предприятий в современной рыночной экономике….13

1.4. Особенности крупного бизнеса в развитых странах…………………15

Глава II Развитие крупного бизнеса в России………………………………...18
2.1. Развитие крупного бизнеса с начала рыночных преобразований и до финансового кризиса 1998 года…………………………………………….18

2.2. Развитие крупного бизнеса после финансового кризиса 1998 года и вплоть до настоящего времени……………………………………………..20

2.3. Проблемы и перспективы развития крупного бизнеса………………23

Заключение……………………………………………………………….……..…25

Список литературы……………………………………………………………….27

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 124.72 Кб (Скачать)

     Основанием  для использования неоклассической  теории при исследовании крупного российского  бизнеса является предположение, что  приватизация большинства государственных  предприятий способствовала трансформации  их поведения в соответствии с  рыночными принципами. Утверждается, что новые акционеры максимизируют  выгода и подчиняют именно этой цели производственные, ценовые и инвестиционные стратегии. Особенности поведения  российских компаний, не соответствующие  данной схеме, объясняются плохой административно-командной  наследственностью. Соответственно, неоклассические  теоретики считают, что ограничение  вмешательства государства в  экономику будет способствовать инвестиционному подъему.

     Чрезвычайно сильное воздействие на крупный  российский бизнес оказывает непропорциональная структура цен, вызывающая устойчивый ценовой диспаритет в пользу отраслей-экспортеров. Он возник после шоковой либерализации  начала 90-х годов. Адаптация экономики  к новым ценам оказалась невозможна в краткосрочном периоде из-за стабильности технических пропорций. Это привело к обвальному экономическому спаду производства, способствовало сокращению объемов и доходности инвестиций в обрабатывающей промышленности. Постепенно компании адаптируются к  ценовому диспаритету путем внедрения трудозатратных технологий.  

1.2. Положительные  и отрицательные стороны деятельности  крупного бизнеса

      Крупный российский бизнес выполняет роль локомотива национальной экономики. Он до сих пор  гораздо эффективнее основной массы  средних и мелких компаний и по производительности труда, и по рентабельности, и, наконец, по темпам роста. В силу своего особого положения, за годы реформ крупный  российский бизнес сконцентрировал  в своих руках основные денежные потоки. Как следствие он смог сформировать довольно сильные команды высокооплачиваемых, высококвалифицированных менеджеров.  
Особенность функционирования крупных предприятий в экономике России является то, что для послекризисного восстановления российской экономики характерна все более заметная роль крупных отечественных компаний..

      Можно выделить четыре основные, фундаментальные причины, стимулирующие рост корпораций.

  1. стремление к получению экономии на масштабе производства (технологическая экономия). Она образуется при увеличении объема выпуска данной продукции за счет сокращения издержек на ее единицу. Это сокращение достигается изменением характера используемых ресурсов, что проявляется в усилении специализации применяемого труда, введения автоматического оборудования, в том числе автоматических сборочных линий и др. Укрупнение предприятия способствует развитию концентрации производства на крупных предприятиях, образованию многозаводских и отраслевых монополий.
  2. стремление к экономии на масштабе сферы деятельности (другой термин - экономия на разнообразии производственной продукции и рынков сбыта). Это вид экономии, названный английским экономистом Е. Пенроуз экономией на росте, образуется благодаря несбалансированности роста фирмы, на которой постоянно возникают новые неиспользуемые в данный момент времени производственные и финансовые ресурсы. Экономия от использования этих ресурсов и становится стимулом к расширению сферы деятельности фирмы. Она зависит от специфического набора производственных ресурсов, которыми располагает фирма, поэтому большинство фирм стремится к проникновению в те области, в которых технологические и рыночные факторы являются общими с основным производством фирмы. Благодаря экономии на масштабе сферы деятельности образовались крупные многопродуктовые, многоотраслевые и многонациональные компании. Инструментами их формирования являлись вертикальная интеграция (комбинирование), диверсификация (в том числе конгломерация) и интернационализация с ее высшей формой - глобализацией.
  3. экономия на трансакционных расходах6. Эти расходы связаны с осуществлением рыночных договорных отношений и возникают тогда, когда происходит переход товара или услуги от одной технологически обособленной структуры к другой, то есть когда имеет место транзакция - сделка, операция, контракт, договор. О. Вильямсон, опираясь на исследования изменения организационных форм корпораций в США в течение 150 лет, приведших к образованию современной фирмы, назвал эти расходы "главным фактором организационной эволюции корпораций". Современная корпорация, по его мнению, является продуктом серии организационных нововведений, цель и результат которых - экономия на трансакционных расходах. Иными словами, современная корпорация - средство уменьшения этих расходов.

     Кроме того - большинство современных крупных  фирм - это международные компании, работающие на глобальных рынках, что позволяет им использовать преимущества относительно дешевых ресурсов мировой экономики, размещая разные стадии производства в различных странах. С наибольшей наглядностью эти свойства крупного бизнеса проявились в деятельности современных транснациональных корпораций (ТНК). Последние благодаря огромной концентрации ресурсов и централизации финансовых и материальных потоков внутри корпорации способны сами создавать для себя эффективную рыночную и социальную инфраструктуру. Приходя в менее развитые страны ТНК сами создают коммуникации, формируют модель поведения работников и потребителей, активно воздействуют на внутренне и международное законодательство.

     Наряду  с конкурентными преимуществами крупный бизнес имеет и слабые стороны. Проблематика крупного отечественного бизнеса, его формирования и места в экономике страны вызывает большой общественный интерес. Некоторые ее аспекты – финансово-промышленные группы и модернизация, роль крупных банков, проблемы корпоративного управления и построения, «олигархические» связи бизнеса и власти – достаточно подробно исследуются российскими и зарубежными специалистами. Тем не менее, пока не только не решена, но даже всерьез не поставлена задача комплексного описания российского крупного бизнеса в целом. Следовательно, обоснованный народнохозяйственный анализ и прогноз его воздействия на экономические и социальные процессы в стране пока невозможны.

     Что можно отнести к отрицательным  сторонам деятельности крупного бизнеса? 
1) это избыточная концентрация экономики.

2) локализация хозяйственных отношений.

3) блокирование горизонтальных хозяйственных связей, которые не выходят за пределы той или иной компании. Негативные ожидания связаны с угрозой свободе конкуренции, с неэффективностью межсекторального перераспределения ресурсов, с монопольными практиками и, в конечном итоге, с ограничениями политической демократии [8]. Сравнительный анализ положительных и отрицательных сторон деятельности крупного бизнеса можно посмотреть в таблице 1 (см. Приложение Табл. 1).

     Рост  фирмы часто сопровождается снижением  эффективности ее управления. Очень  часто крупные фирмы имеют  возможность регулировать спрос  и цены на свою продукцию, что снижает стимулы к росту эффективности, и делает крупный бизнес негибким. Эти особенности крупных фирм создают возможности для устойчивого развития бизнеса в средних и мелких размерах.

     1.3.  Роль крупных предприятий в  современной рыночной экономике

     Существуют  самые разные точки зрения о месте  крупного бизнеса в развитии отечественной  экономики. Одна из них отводит ему  роль основной движущей силы. В соответствии с ней не просто развитие, а экономический  прорыв обеспечивается тесным взаимодействием  и взаимопомощью крупных компаний и проводящего активную дирижистскую политику государства. Причем такие  компании - "национальные чемпионы" (один или несколько) должны появиться  или быть выстроены во всех значимых отраслях народного хозяйства. Это  представление господствовало в  СССР в первые годы перестройки и, похоже, приобретает популярность сейчас.

     Согласно  диаметрально противоположной точке  зрения, российский крупный бизнес, с его, в основном, сырьевой направленностью, играет лишь роль трубы, по которой  природная рента перекачивается из страны во внешний мир. А надежды  на экономическое развитие и социальную модернизацию возлагаются, в основном, на малый бизнес, который опять-таки должен особо опекаться государством. Мировоззренческим основанием данных представлений является общедемократический  пафос и однозначно отрицательная  оценка трансформации отечественной  экономики в 1990-е годы.

     Обе эти позиции, как и положено крайним, далеки от реальности. Как показывает опыт всех успешных стран, крупный бизнес является каркасом национальной экономики, ее основным представителем в мировом  хозяйстве, важнейшим партнером  и оппонентом государства при  выработке и осуществлении промышленной политики. Но основную часть занятости, доходов и налогов, а также  инноваций приносит бизнес средний (естественно, по масштабам соответствующих  стран). Классический же малый бизнес выполняет, в основном, социальные функции, обеспечивая огромному количеству людей приемлемый уровень дохода и статус, а некоторой их части - еще и предпринимательский опыт плюс начальный капитал для карьерного роста.

     Описанная модель верна для России с двумя  поправками. Первая связана с повышенной долей природной ренты в первичных  доходах. В результате крупный бизнес, контролирующий подавляющую часть  сырьевого сектора, является у нас  основным налогоплательщиком, а также  донором остальной экономики7. Вторая состоит в том, что отечественный крупный бизнес, вероятно, играет и будет играть большую, чем в других странах, роль в процессах внедрения, тиражирования и распространения инноваций. Однако поправки не отменяют основного содержания модели. А следовательно, и в России темпы и качество роста, инновационная активность и прочие слагаемые успеха в экономике в решающей степени зависят не от крупного, а от среднего бизнеса. Именно последний должен выступить главным мотором экономического развития страны.

     При этом субъектом крупного бизнеса  мы называем такого экономического агента, который самим своим существованием меняет правила игры (то есть экономические  институты вокруг себя) - в экономике  в целом или по крайней мере в соответствующей отрасли. Для  всего рассматриваемого периода  нижней количественной границей "крупного бизнеса" можно считать оборот (объем продаж) около 500 миллионов  долларов в год. В будущем эта  граница, конечно, будет существенно  поднята.

     Экономическая роль крупного бизнеса чаще оценивается  позитивно, чем негативно: 35% опрошенных считают, что он положительно влияет на экономику страны, а 28% – что  отрицательно8. Крупный бизнес обеспечивает более высокую рентабельность и плодотворность труда. 
 
 
 
 

1.4. Особенности крупного бизнеса в развитых странах

     Вся экономика России основана на бизнесе. Основу их составляет мелкий бизнес, но особое внимание уделяется крупному бизнесу, как самому доходному виду деятельности. Крупный бизнес в России равносилен среднему бизнесу в других странах.

     Крупный бизнес в зарубежных странах, является основой стабильности экономики. В странах с устойчивыми демократическими традициями крупный бизнес поставлен в позицию, когда для реализации его планов он вынужден договариваться с другими субъектами городской среды.

     Крупный бизнес не поддается простому определению. Обычно понятие "крупный бизнес применяется к таким гигантам как ИБМ и "Дженерал моторс" По данным эксперта в число крупнейших компаний мира входят такие фирмы: General Electric (США), Roal Dutch (Великобритания - Дания), Coca-Cola (США),. Nippon Telegraph & Telephone (Япония),. Exxon (США). Среди 500 компаний мира, получивших наибольшую балансовую прибыль по данным Fortune были: General Motors (США),. Ford Motor (США), Mitsui (Япония), Mitsubishi (Япония), Itochu (Япония).

     Одной из ведущих форм организации современного бизнеса являются корпорации9. В настоящее время исследователи выделяют три основные модели, существующие в странах с развитой рыночной экономикой: англо-американскую, японскую и немецкую. Таблица (см. Приложение Табл. 2) иллюстрирует основные черты указанных моделей.

     Американская  модель корпорации создавалась с  учетом рыночно ориентированной  финансовой системы, на основе развитого  рынка капитала, широкого набора различных  финансовых инструментов. На сегодняшний  день в США получили распространение  два основных типа корпораций. В  первом случае консолидирующим ядром  выступает банковский холдинг, во втором — производственно-технологический  комплекс. Отношения внутри корпораций строятся на основе установления гибких связей, при свободном перетоке капитала из одной отрасли в другую.

     Корпорации  Японии (сюданы) представляют собой  самодостаточные, универсальные многоотраслевые  экономические комплексы, включающие в свою структуру финансовые учреждения (банки, страховые, трастовые компании), торговые фирмы, а также производственные предприятия, составляющие полный спектр отраслей хозяйства. В качестве консолидирующего ядра сюданов с самого их появления  после Второй мировой войны по настоящее время выступают компании тяжелой и химической промышленности. Широкое использование корпорациями привлеченных средств — одна из причин японских экономических достижений.

     Характерная особенность германской традиции формирования корпораций состоит в тесной связи  банков с промышленностью. На основе акционерных, финансовых, а также  деловых связей происходит межотраслевая  интеграция промышленных концернов  с финансовыми институтами в  устойчивые горизонтальные промышленно-финансовые объединения. Координация в немецких корпорациях обеспечивается наличием сравнительно небольшого круга должностных  лиц, являющихся одновременно членами  правления различных компаний и  фирм, входящих в данную корпорацию.

     Представленные  схемы корпоративного контроля не являются взаимоисключающими. Их сосуществование  в ведущих странах мира подтверждает, что ни одна модель не обладает явными преимуществами перед другими и  не является универсальной для национальных экономик. Более того, ведущие специалисты  в области экономических систем указывают на возможности комбинации отдельных компонентов различных  моделей. Критерием в данном случае выступает степень влияния, которое  оказывает внедрение того или  иного инструмента корпоративного управления на достижение экономического роста.

     Аналитическая группа Всемирного экономического форума (ВЭФ) подготовила очередной рейтинг  глобальной конкурентоспособности  стран (The Global Competitiveness Index 2010-2011), проанализировав ситуацию в 139 государствах. GCI составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Этими слагаемыми являются: «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал». Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2010-2011 возглавила Швейцария, которая в прошлогоднем рейтинге также занимала первое место (см. Приложение   Табл. 3). Коррупция, доступ к финансированию и налоговое регулирование – основные проблемы, которые мешают России войти хотя бы в первую тридцатку самых конкурентоспособных стран мира. Пока Российская федерация удостоена только 63 места из 139 возможных, соседствуя с такими государствами, как Шри-Ланка и Уругвай. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности развития крупного бизнеса в России