Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 14:35, курсовая работа
На основании вышеизложенного, цель работы - обозначить роль крупного бизнеса и его значение в экономике России. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть этапы развития и пространственные стратегии крупного бизнеса, его теоретические аспекты;
провести анализ деятельности крупнейших предприятий России за последние два года;
проанализировать особенности крупного бизнеса в России по сравнению с другими странами;
выявить аргументы в пользу и против крупного бизнеса;
сделать выводы по результатам анализа.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I Сущность и понятие крупного бизнеса………………………………..4
1.1. Теоретические подходы к определению крупного бизнеса…………..4
1.2. Положительные и отрицательные стороны деятельности крупного бизнеса………………………………………………………………………..10
1.3. Роль крупных предприятий в современной рыночной экономике….13
1.4. Особенности крупного бизнеса в развитых странах…………………15
Глава II Развитие крупного бизнеса в России………………………………...18
2.1. Развитие крупного бизнеса с начала рыночных преобразований и до финансового кризиса 1998 года…………………………………………….18
2.2. Развитие крупного бизнеса после финансового кризиса 1998 года и вплоть до настоящего времени……………………………………………..20
2.3. Проблемы и перспективы развития крупного бизнеса………………23
Заключение……………………………………………………………….……..…25
Список литературы……………………………………………………………….27
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Нижегородский
государственный университет
Экономический факультет
Кафедра
экономической теории
Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория»
на тему:
«Особенности развития
крупного бизнеса в
России»
Выполнила студентка
1-го курса дневного отделения
Группы 712-2
Галкина Анастасия Александровна
______________________
Проверила:
к.э.н., ст.преп.
Глушич Наталья Григорьевна
______________________
Нижний Новгород, 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I Сущность и понятие крупного бизнеса………………………………..4
1.1.
Теоретические подходы к
1.2. Положительные
и отрицательные стороны деятельности
крупного бизнеса……………………………………………………………
1.3.
Роль крупных предприятий в
современной рыночной
1.4. Особенности крупного бизнеса в развитых странах…………………15
2.1.
Развитие крупного бизнеса с
2.2. Развитие крупного бизнеса после финансового кризиса 1998 года и вплоть до настоящего времени……………………………………………..20
2.3.
Проблемы и перспективы
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Крупный бизнес — основа экономики страны, и с этой точки зрения анализ последних тенденций его развития всегда актуальная тема.
Роль крупного бизнеса в России имеет огромное значение. Становление рыночной экономики в России привело к появлению частного бизнеса, в том числе крупного, представленного интегрированными бизнес-группами и компаниями. Их влияние на экономическое развитие многих регионов очень велико. Обладая значительными ресурсами, крупный бизнес становится важным политическим и социальным фактором в регионах и городах базирования своих предприятий. Он способствует развитию экономики в стране, обеспечивает россиян рабочими местами и способствует улучшению уровня жизни населения.
Проблема крупного отечественного бизнеса, его формирования и места в экономике страны вызывает большой общественный интерес. Тем не менее пока не только не решена, но даже всерьёз не поставлена задача комплексного описания российского крупного бизнеса в целом.
Тема курсовой: «Особенности развития крупного бизнеса в России» очень актуальна в современных условиях. На основании вышеизложенного, цель работы - обозначить роль крупного бизнеса и его значение в экономике России. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
Результаты данного анализа помогут нам найти пути решения некоторых проблем развития крупного бизнеса в России.
«Понятие «крупный бизнес» традиционно для экономического анализа, однако, сколько-нибудь общепринятых критериев его выделения не существует. Обычно неявно принимается, что крупный бизнес это то, что не вполне вписывается в стандартные рыночные рамки, т.е. уже не совсем бизнес. Причем – не только в российском, но и в развитых экономиках, где это понятие нередко выступает в качестве триады «big business – big trade unions – big sate», противостоящей свободной конкуренции. Поэтому в качестве содержательного критерия отнесения той или иной структуры крупному бизнесу нами принята ее способность изменять экономические институты (правила игры) в сфере своей деятельности.
Можно
воспользоваться и
Перейдем к раскрытию понятия «функции крупного бизнеса». Под этим понимается осуществление деятельности по производству и обменным операциям между предпринимателем и др. элементами хозяйственной среды.
Таким образом, бизнес предполагает следующие функции:
Так же можно выделить вторичные функции, такие как:
Приведенная модель (см. Приложение Рис. 1) показывает бизнес с его пятью основными функциями, четыре из которых (финансы, маркетинг, кадры и материально-техническое обеспечение) предполагают отношения с внешними блоками. Эти институты составляют непосредственную среду деятельности предприятия, или «микроуровень»2. В рамках предприятия функция должна взаимодействовать с любой другой функцией [9, с.24].
Главным
элементом капиталистического хозяйства,
носителем эволюционного
В современной России крупный бизнес существует в трех основных формах.
Крупные
компании, имеющие большие
Эффект, описываемый кривой роста производительности (кривой накопления опыта) заключается в том, что по мере увеличения объема продукции в компании накапливается опыт наиболее эффективных методов производства, благодаря чему издержки производства сокращаются (рис.2).
Рис. 2. Кривая роста производительности
Крупные компании часто используют оба этих преимущества в качестве своей стратегии в конкурентной борьбе, изначально строя крупный завод со значительным эффектом экономии, обусловленной ростом масштаба производства, и, впоследствии используя сравнительно низкие издержки для реализации агрессивной стратегии в ценообразовании и повышении объемов продаж. Затем, в результате увеличения объема продаж они быстрее, чем их конкуренты, продвигаются вниз по кривой роста производительности, что позволяет компании и дальше снижать цены и наращивать объемы производства.
Рис. 3. Эффект масштаба
крупного производства5.
Чтобы получить больше чистого дохода, крупный бизнес должен постоянно расширять масштабы своей деятельности. (рис. 3)
Существует
много объяснений положительного и
отрицательного эффекта масштаба. Экономия,
обусловленная расширением
Отрицательный эффект масштаба возникает в связи с нарушением управляемости в чрезмерно крупной фирме: снижается эффективность взаимодействия между ее отдельными подразделениями, фирма становится «неповоротливой», теряется гибкость; затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством фирмы; в отдельных подразделениях возникают локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом; с ростом размеров фирмы увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия решений, и т. п.
При
оценке поведения крупного отечественного
бизнеса применяются два
Информация о работе Особенности развития крупного бизнеса в России