Особенности развития крупного бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

На основании вышеизложенного, цель работы - обозначить роль крупного бизнеса и его значение в экономике России. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

рассмотреть этапы развития и пространственные стратегии крупного бизнеса, его теоретические аспекты;
провести анализ деятельности крупнейших предприятий России за последние два года;
проанализировать особенности крупного бизнеса в России по сравнению с другими странами;
выявить аргументы в пользу и против крупного бизнеса;
сделать выводы по результатам анализа.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава I Сущность и понятие крупного бизнеса………………………………..4

1.1. Теоретические подходы к определению крупного бизнеса…………..4

1.2. Положительные и отрицательные стороны деятельности крупного бизнеса………………………………………………………………………..10

1.3. Роль крупных предприятий в современной рыночной экономике….13

1.4. Особенности крупного бизнеса в развитых странах…………………15

Глава II Развитие крупного бизнеса в России………………………………...18
2.1. Развитие крупного бизнеса с начала рыночных преобразований и до финансового кризиса 1998 года…………………………………………….18

2.2. Развитие крупного бизнеса после финансового кризиса 1998 года и вплоть до настоящего времени……………………………………………..20

2.3. Проблемы и перспективы развития крупного бизнеса………………23

Заключение……………………………………………………………….……..…25

Список литературы……………………………………………………………….27

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 124.72 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского 
 
 

Экономический факультет

Кафедра экономической теории 

Курсовая  работа по дисциплине «Экономическая теория»

на тему: «Особенности развития крупного бизнеса в России» 
 
 

Выполнила студентка

1-го курса  дневного отделения

Группы 712-2

Галкина Анастасия Александровна

______________________ 

Проверила:

к.э.н., ст.преп.

Глушич  Наталья Григорьевна

______________________ 
 
 

Нижний  Новгород, 2010

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава I Сущность и понятие крупного бизнеса………………………………..4

    1.1.  Теоретические подходы к определению  крупного бизнеса…………..4

    1.2. Положительные  и отрицательные стороны деятельности крупного бизнеса………………………………………………………………………..10

    1.3.  Роль крупных предприятий в  современной рыночной экономике….13

    1.4. Особенности крупного бизнеса в развитых странах…………………15

Глава II Развитие крупного бизнеса в России………………………………...18

    2.1.  Развитие крупного бизнеса с начала рыночных преобразований и  до финансового кризиса 1998 года…………………………………………….18

    2.2. Развитие крупного бизнеса после финансового кризиса 1998 года и вплоть до настоящего времени……………………………………………..20

    2.3.  Проблемы и перспективы развития  крупного бизнеса………………23

Заключение……………………………………………………………….……..…25

Список  литературы……………………………………………………………….27

Приложения………………………………………………………………………..29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Крупный бизнес — основа экономики страны, и с этой точки зрения анализ последних  тенденций его развития всегда актуальная тема.

    Роль  крупного бизнеса в России имеет  огромное значение. Становление рыночной экономики в России привело к появлению частного бизнеса, в том числе крупного, представленного интегрированными бизнес-группами и компаниями. Их влияние на экономическое развитие многих регионов очень велико. Обладая значительными ресурсами, крупный бизнес становится важным политическим и социальным фактором в регионах и городах базирования своих предприятий. Он способствует развитию экономики в стране, обеспечивает россиян рабочими местами и способствует улучшению уровня жизни населения.

    Проблема  крупного отечественного бизнеса, его  формирования и места в экономике  страны вызывает большой общественный интерес. Тем не менее пока не только не решена, но даже всерьёз не поставлена задача комплексного описания российского  крупного бизнеса в целом.

    Тема  курсовой: «Особенности развития крупного бизнеса в России»  очень актуальна  в современных условиях. На основании вышеизложенного, цель работы - обозначить роль крупного бизнеса и его значение в экономике России. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

    • рассмотреть этапы развития и пространственные стратегии крупного бизнеса, его теоретические аспекты;
    • провести анализ деятельности крупнейших предприятий России за последние два года;
    • проанализировать особенности крупного бизнеса в России по сравнению с другими странами;
    • выявить аргументы в пользу и против крупного бизнеса;
    • сделать выводы по результатам анализа.

    Результаты  данного анализа помогут нам  найти пути решения некоторых  проблем развития крупного бизнеса  в России.

Глава 1 Сущность и понятие крупного бизнеса

    1. Теоретические подходы к определению крупного бизнеса

     «Понятие «крупный бизнес» традиционно для экономического анализа, однако, сколько-нибудь общепринятых критериев его выделения не существует. Обычно неявно принимается, что крупный бизнес это то, что не вполне вписывается в стандартные рыночные рамки, т.е. уже не совсем бизнес. Причем – не только в российском, но и в развитых экономиках, где это понятие нередко выступает в качестве триады «big business – big trade unions – big sate», противостоящей свободной конкуренции.  Поэтому в качестве содержательного критерия отнесения той или иной структуры крупному бизнесу нами принята ее способность изменять экономические институты (правила игры) в сфере своей деятельности.

     Можно воспользоваться и математической аналогией. Субъект крупного бизнеса  – это экономический агент, способный  оказывать столь сильное влияние  на пространство вокруг себя, что меняется его топология (оно «искривляется», «рвется» и т.д.). Причем речь может  идти как о пространстве всей национальной экономики, так и некоторой существенной отрасли и сектора»1 [1, с.23].

     Перейдем к раскрытию понятия «функции крупного бизнеса». Под этим понимается осуществление деятельности по производству и обменным операциям между предпринимателем и др. элементами хозяйственной среды.

     Таким образом, бизнес предполагает следующие функции:

    1. ведение финансов и учета
    2. кадровая
    3. материально-техническое обеспечение
    4. производственная
    5. маркетинг

      Так же можно выделить вторичные функции, такие как:

  • поддержка предпринимательству
  • научно-исследовательские и проектные работы
  • связи с общественностью

       Приведенная модель (см. Приложение Рис. 1) показывает бизнес с его пятью основными функциями, четыре из которых (финансы, маркетинг, кадры и материально-техническое обеспечение) предполагают отношения с внешними блоками. Эти институты составляют непосредственную среду деятельности предприятия, или «микроуровень»2. В рамках предприятия функция должна взаимодействовать с любой другой функцией [9, с.24].

     Главным элементом капиталистического хозяйства, носителем эволюционного процесса в экономике является обеспечивают устойчивость рыночной экономики и  ее основных составляющих: цен, структуры  производства. На них сегодня производится большая часть приводимой массой продукции. Именно благодаря большим  предприятиям идет развитие бизнеса, в  основе которого лежат механизмы  снижения издержек производства. Крупные  фирмы являются носителями НТП, они  накапливают, а затем внедряют методы рационального предпринимательства.

     В современной России крупный бизнес существует в трех основных формах.

  1. Самостоятельное предприятие. Это некоторый неделимый хозяйственный субъект. Во-первых, единая производственная структура (производящая либо товары, либо услуги и относящиеся либо к реальному, либо к финансовому сектору) и, во-вторых, единый экономический агент. При этом с гражданского-правовой точки зрения предприятие может выступать в форме либо одного, либо нескольких юридических лиц. Но разделение на несколько юридических лиц, как правило, является номинальным и ситуативным, и здесь можно говорить о «юридической маске»3.     2) Компания. Это объединение или относительно обособленных хозяйственных комплексов (не являющихся юридическими лицами), имеющие объективный экономический смысл – производственный или воспроизводственный. Такое объединение может быть выстроено либо вокруг некоторого одного товара – монопродуктовая компания, либо вокруг товарной группы – диверсифицированная, либо вдоль некоторой технологической цепочки – вертикально-интегрированная. У компании имеется единый управленческий центр, а у всех её предприятий – общая группа контролирующих собственников4. Таким образом, компания выступает как единый экономический агент во всех вопросах, кроме того, может быть, оперативных.  Но при этом ее составляющие являются отдельными производственными единицами, в принципе способные существовать в рыночной экономике самостоятельно.
  2. Интегрированная бизнес-группа (ИБГ). Это некая совокупность предприятий и компаний, работающих в разных отраслях и секторах экономики (часто и в реальном, и в финансовом) и являющихся самостоятельными юридическими лицами, но в ряде важных случаев выступающих как единое целое. Эта целостность и вытекающие из нее синергетические эффекты обеспечиваются наличием общей группы собственников (контролирующих, или, по крайней мере, наиболее влиятельных) и высших менеджеров. Технологического или иного естественного единства в ИБГ нет.

     Крупные компании, имеющие большие производственные мощности, обладают при прочих равных условиях двумя важными преимуществами. Во-первых, они могут воспользоваться  выгодами эффекта экономии, обусловленной  ростом масштаба производства, а во-вторых – выпускать большие объемы продукции  за счет эффекта, описываемого кривой роста производительности.          Эффект экономии, обусловленный ростом масштаба производства возникает вследствие того, что по мере увеличения объема выпускаемой продукции, средние издержки на единицу продукции сокращаются. Это снижение издержек происходит из-за более низких удельных затрат на единицу продукции при приобретении и эксплуатации производственного оборудования, из-за более низких удельных затрат на единицу продукции в части инфраструктурных и управленческих расходов.

     Эффект, описываемый кривой роста производительности (кривой накопления опыта) заключается  в том, что по мере увеличения объема продукции в компании накапливается  опыт наиболее эффективных методов  производства, благодаря чему издержки производства сокращаются (рис.2).

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 2. Кривая роста производительности

     Крупные компании часто используют оба этих преимущества в качестве своей стратегии  в конкурентной борьбе, изначально строя крупный завод со значительным эффектом экономии, обусловленной ростом масштаба производства, и, впоследствии используя сравнительно низкие издержки для реализации агрессивной стратегии в ценообразовании и повышении объемов продаж. Затем, в результате увеличения объема продаж они быстрее, чем их конкуренты, продвигаются вниз по кривой роста производительности, что позволяет компании и дальше снижать цены и наращивать объемы производства.

Рис. 3. Эффект масштаба крупного производства5. 

     Чтобы получить больше чистого дохода, крупный  бизнес должен постоянно расширять  масштабы своей деятельности. (рис. 3)

     Существует  много объяснений положительного и  отрицательного эффекта масштаба. Экономия, обусловленная расширением масштабов  производства, вызвана тем, что по мере роста размеров предприятия увеличиваются возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении; на более крупных предприятиях может применяться высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование; больше возможностей для диверсификации деятельности, развития побочных производств, выпуска продукции на базе отходов основного производства.

        Отрицательный эффект масштаба возникает в связи с нарушением управляемости в чрезмерно крупной фирме: снижается эффективность взаимодействия между ее отдельными подразделениями, фирма становится «неповоротливой», теряется гибкость; затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством фирмы; в отдельных подразделениях возникают локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом; с ростом размеров фирмы увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия решений, и т. п.

     При оценке поведения крупного отечественного бизнеса применяются два основных конкурирующих теоретических подхода  – неоклассический и альтернативный. В настоящее время в российской науке доминирует первое направление. Согласно данной теории анализ и предвидение поведения фирм могут осуществляться с использованием принципов маржинализма. Данный подход позволяет утверждать, что доходы между людьми распределяются абсолютно справедливо в соответствии с предельной эффективностью труда и капитала.

Информация о работе Особенности развития крупного бизнеса в России