Особенности приватизации в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 06:02, курсовая работа

Описание работы

Цели работы:
1) понять сущность приватизации;
2) рассмотреть основные способы приватизации;
3) изучить особенности приватизации в России.
4) рассмотреть итоги приватизации

Содержание

Введение 4
1 Понятие и сущность приватизации 5
1.1 Понятие приватизации и её сущность 5
1.2 Формы и способы приватизации 6
1.3 Цели и задачи приватизации 8
2 Этапы приватизации в России 10
2.1 Чековый (ваучерный) этап 10
2.2 Денежный этап 14
3 Особенности приватизации в России и её результаты 18
3.1 Понятие приватизации в России 18
3.2Итогиприватизации 20
Заключение 24
Библиографический список 25
Приложение А 27
Приложение Б 28
Приложение В 29

Работа содержит 1 файл

Курсач мой31 - копия.docx

— 75.96 Кб (Скачать)

а) снижение политических рисков в связи с отсутствием каких-либо выборов (что вызвало повышение активности фондового рынка и увеличение числа продаж);

б) низкая доходность по государственным ценным бумагам, которая способствовала инвестированию в реальный сектор экономики (по некоторым оценкам, кризисное состояние финансовых рынков отвлекает на операции с государственными ценными бумагами 80—90 % средств);

в) совершенствование нормативной  базы приватизации.

Денежная приватизация имела положительное значение с точки зрения привлечения иностранных инвесторов. Сам факт перехода к денежной приватизации является новым стимулом для многих из них в силу появления привычных средств платежа. В ходе денежной приватизации высветился ряд проблем. Прежде всего, это обострение противоречий между покупателями предприятий и менеджментом. Конфликт заключается в том, что значительная часть директората, не сумевшая приспособиться к новым условиям хозяйствования (более жесткие бюджетные ограничения), по-прежнему характеризуется склонностью к государственному патернализму и вообще менталитетом советского хозяйственника.

Максимизация прибыли  занимает в его приоритетах подчиненное место, а на передний план, как и раньше, выдвигается задача наращивания объемов производства. А новые собственники не обладают такими финансовыми возможностями, чтобы удовлетворить инвестиционные запросы приватизированных предприятий, да и не желают этого, опасаясь разворовывания инвестируемых средств директоратом предприятия, прокручивания денег на счетах дружественных компаний, расходования валюты в целях личного потребления, и т.п. По данным ВЦИ-ОМ, 74 % новых инвесторов отказываются финансировать свой объект собственности, пока у руководства остается старый менеджмент. Таким образом, в результате проведения массовой приватизации, как на чековом, так и на денежном ее этапах, поставленные перед органами по управлению государственным имуществом задачи не были решены в полном объеме. При этом: 7

- не был сформирован широкий слой эффективных частных собственников;

- структурная перестройка экономики не привела к необходимому уровню повышения эффективности деятельности предприятий;

- привлеченных в процессе приватизации инвестиций сказалось недостаточно для производственного, технологического и социального развития преприятий;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПРИВАТИЗАЦИЯ  В РОССИИ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ

3.1 Понятие приватизации в России

Понятие приватизация государственных  и муниципальных предприятий  было дано в Законе РФ «О приватизации»  от 3 июля 1991 г., где сказано, что «приватизация  государственных и муниципальных  предприятий – приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений, предприятий».

Что касается приватизации земельного и жилищного фондов, а  также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного населения, то она регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Цели, приоритеты и ограничения  при проведении приватизации в РФ были установлены государственной программой приватизации.

Официальная приватизация связана  с двумя очень важными обстоятельствами. Во-первых, в КПСС уже в 1991 году верх взяло реформистское крыло. На апрельском Пленуме 1991 г. ЦК КПСС было принято решение о поддержке приватизации. Но августовские события этого же года привели к запрету КПСС и открытому переходу власти к антикоммунстичиским силам.

Во главе этих сил стояла и часть партийно-хозяйственной  номенклатуры, сделавшей ставку на официальный, т.е. открытый переход  к преобразованию социалистической общественной собственности в частнокапиталистическую, кардинально менявшую место, социальную и правовую роль представителей правящего  класса в их отношении к собственности. Вторая фракция КПСС, сформировавшаяся в КП РСФСР во главе с И.К. Полозковым в июне 1990 г., выступала за сохранение старой системы. Третьей фракцией, вышедшей низ КПСС уже летом 1991 года и пришедшей к власти в России в результате событий августа 1991 года, стали идеологи и представители новой буржуазии.

Последние были заинтересованы в том, чтобы прежде всего укрепить свою победу; направить процесс приватизации в выгодное ей русло; заложить основы формирования тех социальных сил, которые  станут их будущей опорой в неизбежной борьбе с остатками номенклатуры, чьи фактические позиции во всех сферах общества оставались еще очень  сильными; создать предпосылки экономического возрождения страны на базе господства частной собственности.

Принятия официального решения  о приватизации была в тех условиях явно недостаточным для реализации самого решения. Сложилось крайне неблагоприятная обстановка: развал старых союзных органов управления, развал потребительского рынка, отсутствие золото-валютных резервов, угроза голода, потеря управляемости народного хозяйства, утрата старых идейных и идеологических опор во всех слоях общества, бедность населения, отсутствие массированной поддержки из-за рубежа – вот далеко не полный перечень проблем, вставших перед новой государственной властью.

С другой стороны, всем этим сложностям противостояли два фактора, сыгравшие решающую роль. Во-первых, налицо было стремление ранее господствующего класса номенклатуры в условиях быстрого крушения старых ограничений приватизировать де-факто, а затем и де-юре объекты государственной собственности, созданные тяжким трудом многих поколений. Именно уникальная историческая возможность в кратчайшие сроки захватить и юридически оформить государственную собственность в собственность частную – причина быстрого, относительно легкого и бескровного краха отжившего (умирающего) строя.

Большинство правящего класса предпочло законно «переодеться»  и в считанные исторические мгновения  появиться в облике частного собственника того, что принадлежало ему раньше лишь как классу в целом. Во-вторых, наличие огромного экспортного потенциала (прежде всего нефтегазового комплекса) – вот спасательный круг российской экономики, палочка-выручалочка и старых, и новых властей.

Борьба вокруг государственной  программы приватизации отражает борьбу различных сил как внутри новой власти, так и между новой и старой номенклатурами. В то же время сложность разработки и политического согласования вариантов программ приватизации, создание необходимых правовых и административных форм, ограниченность во времени не могли не оказать влияния на сроки подготовки и качество принятой программы приватизации. В течение 1992 года период подготовки к государственной приватизации завершился. Было принято решение о двух этапах приватизации – ваучерной (бесплатной) и денежной (платной).

3.2 Итоги приватизации.

Несомненным результатом проводимой реформы явился процесс трансформации централизованной плановой системы в рыночную экономику смешанного типа. Сложилась многоукладная экономика, появился класс собственников в лице владельцев приватизированных предприятий и недвижимости.

В структуре занятых выросла  доля лиц, занятых в негосударственном  секторе. Так, если в 1991г. на предприятиях государственной формы собственности было занято 75,4 %, то в 1995г. их доля составила 42,1 %, в то же возросла доля занятых в частном секторе с 13,3 % до 34,4 % и на совместных предприятиях – с 10,3 до 22,8 % 8.

Среди приватизированных предприятий 51 % составляют предприятия торговли, бытового обслуживания и общественного питания. Доля приватизированных предприятий в производстве составляет 33 %. В аграрном секторе создано 293 тыс. фермерских хозяйств 9.

С переходом к денежному этапу  приватизации начался процесс концентрации прав собственности, что находит выражение в создании финансово-промышленных групп, усиления их роли в реальном секторе экономики. Широкое развитие получил процесс создания рыночных институтов. Увеличилось количество фондовых и товарных бирж, брокерских контор и фирм, коммерческих банков, идет процесс концентрации банковского капитала. Происходят изменения в структуре денежных доходов населения: увеличивается доля доходов от предпринимательской деятельности, от финансово-кредитных операций.

К сожалению, отмеченные позитивные сдвиги в экономике происходили  на фоне глубоких негативных результатов  проводимой реформы.

    1. формально в России насчитывается более 60 млн. акционеров. Однако мелкие акционеры, владеющие несколькими акциями предприятий или чековых инвестиционных фондов, не могут рассматриваться как реальные собственники, так как никто из них не может практически принимать управленческих решений, которые бы свидетельствовали о праве распоряжаться имуществом;
    2. приватизация пока не привела к повышению эффективности деятельности предприятий. Если сегодня и наметились некоторые пока очень незначительные положительные сдвиги в динамике основных экономических процессов, очевидной связи между изменением формы собственности и этими сдвигами нет. В условиях глубочайшего экономического спада формальное преобразование форм собственности не способно за короткие сроки существенно повлиять на повышение эффективности производства;
    3. предполагалось, что уменьшение расходной части бюджета путем освобождения государства от необходимости поддержки планово-убыточных предприятий и с увеличением доходов бюджета за счет поступления средств от приватизации, будет содействовать финансовой стабилизации. Фактически этого не произошло; государство нередко по-прежнему несет бремя поддержки приватизированных предприятий, а доходы от приватизации ничтожны (в доходной части Федерального бюджета 1997 г. они составили менее 1%), так что говорить о содействии финансовой стабилизации не приходится;
    4. приватизация в сфере торговли и услуг способствовала созданию конкурентной среды. Что касается других отраслей экономики, то там нередко на основе государственной собственности организуются всякого рода ассоциации, концерны, тресты, акционерные общества, устанавливающие монопольные цены и не допускающие конкуренции;
    5. иностранные инвестиции в российскую экономику весьма незначительны, они не соответствуют ни масштабам потребностей российской экономики, ни масштабам приватизации. При этом отраслевые приоритеты, избираемые зарубежными вкладчиками, во многом не совпадают с приоритетами структурной перестройки России.

Процесс приватизации в России идет сложно, результаты ее неоднозначны. Нередко приватизация происходит путем присвоения, растаскивания государственной собственности ведомствами, министерствами, частными лицами. При распределении собственности между гражданами и организациями невиданных размеров достигли взяточничество и коррупция.

Неудовлетворительные результаты приватизации требуют перенесения  центра внимания с раздачи и перераспределения  собственности на создание условий для роста эффективности и конкурентоспособности производства, проведение активной структурной перестройки, развитие инвестиционного процесса и модернизацию управления. В переходной экономике процесс разгосударствления должен сочетаться с формированием эффективной государственной собственности, адекватной рыночной экономике.

Можно согласиться с мнением  многих экономистов, что в России пока произошла смена юридической  формы собственности, становление  же новых форм присвоения – это  процесс будущего, растянутый во времени  и пространстве. Сегодня процесс приватизации регулируется принятым в июне 1997 г. Федеральным законом «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ» 10.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучив материалы по теме «Приватизация в России и  её особенности» я пришла к выводу, что радикальная реформа отношений  собственности является ключевым вопросом современных преобразований в экономике  России.

Вопрос о приватизации приобрел в ходе реформ первостепенное политическое, идеологическое, а также практическое значение.

Цель приватизации заключалась  в обеспечении условий для  нормального функционирования будущей  рыночной системы.

Процессы приватизации в России начались намного раньше, чем сформировалась концепция предприятий и понятие частной собственности было официально признано. Вначале происходила своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов, заключающаяся в том, что деньги государственных предприятий и общественных организаций начинали свои собственный оборот, постепенно превращаясь в собственные средства формально независимых от государства предприятий и ассоциаций. В результате происходила своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов и уже на ее основе - приватизация экономики в целом.

В настоящее время не менее 80 % всех крупных коммерческих предприятий в России созданы на основе государственного капитала, который начал свое движение и обращение в самом начале перестройки.

Процесс приватизации за последние  годы резко изменили структуру собственности в России. Налицо становление новой тенденции в развитии собственности. На смену монопольному господству первой ее формы пришел реальный полиформизм собственности, многообразие ее форм и основанных на них видов хозяйствования. Однако на развертывании этих процессов сказывается целый ряд факторов, одним из которых является отсутствие законов или существенные пробелы в законодательстве, обусловлены многолетним невниманием к правовой стороне собственности в нашей стране.

Приватизация процесс  длительный и требует основательной  и тщательной подготовки, темпы же приватизации в РФ не имеют аналогов ни в одной стране.

В заключение необходимо подчеркнуть, что к эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление и приватизация, а именно основу формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом, поэтому они являются не целью, а средством для повышения эффективности экономики и роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого из нас.

Информация о работе Особенности приватизации в России