Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:58, контрольная работа
Cохранение и расширение своих позиций на рынке или одном из его сегментов, рост или, по крайней мере, стабильное получение прибыли – все это является основной целью фирмы в условиях рыночной экономики. Реализовать все это возможно только при ориентации на максимизацию прибыли, главным средством достижения которой выступает обеспечение высокой конкурентоспособности.
Введение --------------------------------------------------------------- 3 стр
Поведение конкурентной фирмы . ------------------------------- 4 стр
Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде --- 6 стр
Предложение конкурентной отрасли --------------------------------- 10 стр
Основные признаки олигополии -------------------------------------- 11 стр
Особенности спроса на факторы производства ------------------ 12 стр
Заключение -------------------------------------------------------------- 17 стр
Список литературы -------------------------------------------------- 18 стр
22
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
ТЕМА: ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ
В.А.
“____” _____________ 2012 г.
Калининград
2012 г.
Содержание
Введение ------------------------------
Поведение конкурентной фирмы . ------------------------------
Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде --- 6 стр
Основные признаки олигополии ------------------------------
Заключение ------------------------------
Список литературы ------------------------------
Введение
Cохранение и расширение своих позиций на рынке или одном из его сегментов, рост или, по крайней мере, стабильное получение прибыли – все это является основной целью фирмы в условиях рыночной экономики. Реализовать все это возможно только при ориентации на максимизацию прибыли, главным средством достижения которой выступает обеспечение высокой конкурентоспособности. Конкурентоспособность фирмы — это ее реальная и потенциальная способность изготовлять и реализовывать товары или оказывать услуги, которые по ценовым и неценовым (качественным) характеристикам более привлекательны для покупателей, чем товары и услуги других фирм-конкурентов. Конкурентоспособность фирмы — понятие относительное. Она может быть выявлена и оценена только путем сравнения фирм, выпускающих аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти фирмы функционируют (на местном, региональном, национальном, мировом рынках). Поэтому одна и та же фирма может быть конкурентоспособной на местном или национальном рынке и не быть таковой на региональном и тем более на мировом. Теория конкурентоспособности фирмы и ее конкурентных преимуществ разработана в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хекшера, Б Олина и др. Однако новые тенденции в развитии мировой экономики потребовали пересмотра ортодоксальных учений. Причины высокой конкурентоспособности фирм зависят от наличия и эффективного использовании сложившихся в стране базирования условий: необходимых факторов производства, развитого спроса, зрелости конкурентной среды, качества управления, разумной государственной политики и даже благоприятных случайностей.
Понятие конкуренции. Поведение конкурентной фирмы
Конкуренция (позднелат. concurentia, от concurrere - сталкиваться) – это тип структуры рынка, обусловленный количеством независимо действующих на нём экономических агентов. К наиболее важным критериям выделения разных видов конкуренции относят: 1) степень концентрации продавцов (покупателей) в отрасли; 2) степень дифференциации продукта; 3) степень лёгкости (трудности) вхождения новых производителей в отрасль; 4) степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.
Различают два основных вида конкуренции – совершенную и несовершенную. Совершенная конкуренция представляет собой рынок, на котором работает большое количество фирм, производящих приблизительно схожие товары, и продающие их по приблизительно одинаковой цене. В свою очередь рынок несовершенной конкуренции включает несколько вариантов, при которых конкуренция ограничена теми или иными факторами: при монополии существует лишь один крупный производитель, продающий свои товары по сравнительно высоким ценам, при этом, вход на рынок и выход из него практически невозможен. При олигополии существует несколько сравнительно крупных производителей, которые часто пребывают в сговоре, из-за чего барьеры входа достаточно высоки.
Совершенная конкуренция, как правило, преобладает на большинстве рынков, и является наиболее желательной для государства, стремящегося обеспечить рыночные принципы ведения хозяйствования, и меньше вмешиваться в деятельность фирм, как это необходимо при несовершенной конкуренции, в особенности для монополии.
- на чисто конкурентном рынке действует так много продавцов (фирм) и покупателей, что каждый из них ничтожно мал относительно рынка в целом;
- -продается (и покупается) однородная продукция (недифференцированная);
- -покупатели хорошо информированы о ценах продавцов;
- -продавцы и покупатели действуют независимо друг от друга (нет возможности договориться о ценах);
- -фирмы могут свободно (нет барьеров) входить в отрасль и выходить из отрасли.
Исходя из этих признаков, а также учитывая неспособность конкурентной фирмы влиять на цену, далее фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
Необходимо ответить на вопрос – каким образом фирма определяет объем производства при цене, которая задается рынком. Ответ прост: поскольку фирма стремится к максимизации прибыли (минимизации убытков), она должна производить такой объем продукции, который при заданной рынком цене обеспечивает выполнение условия:
Рисунок 1 Кривая предложения фирмы
MR = MC
На рисунке 1 «А» изображены кривые краткосрочных средних и предельных издержек конкурентной фирмы. На рисунке «Б» - рыночные кривые спроса и предложения, взаимодействие которых определяет равновесную рыночную цену. Предположим далее, что на рисунке «Б» равновесие меняется под воздействием неценовых факторов спроса (которые двигают кривую D1 в положение сначала D2, а затем – D3).
Если на рынке установится цена Р1, то фирма примет эту цену как данность и, руководствуясь условием максимизации прибыли, будет производить объем продукции Q1 (Q1представляет собой координату точки пересечения кривой SMC и линии цены Р1,которая является в то же время кривой MR1). При цене Р1 > SАТС фирма может получать экономическую прибыль. Следовательно, Р1 - цена прибыльности.
Если на рынке установится цена Р2, то фирма будет производить объем Q2. Так как Р2 = АТС, то фирма не получит экономической прибыли, но сможет покрыть все свои издержки включая нормальную прибыль. Следовательно, Р2 – цена безубыточности.
Если на рынке установится цена Р3, то фирма, производя объем продукции Q3, будет минимизировать убытка, так как SAVC = Р3 < SАТС. Ее убытки в этом случае будут равняться FC. Однако фирма может принять решение прекратить производство, - ее убытки также составят FC. Следовательно, Р3 можно назвать ценой прекращения производства.
Если Р3 < P < P2, то фирма в краткосрочном периоде будет производить продукцию, так как при MR = MC она сможет полностью покрыть переменные издержки и хотя бы частично – постоянные.
Если Р < Р3, то фирма безусловно прекращает производство.
Таким образом, часть кривой SMC (выше SAVC) и есть краткосрочная кривая предложения фирмы – совершенного конкурента: по каждой возможной цене (Р1, Р2, Р3) конкурентная фирма предлагает тот объем продукции, который соответствует условию максимизации прибыли.
Рисунок 2
На рисунках 2 «А» и «Б» показано достижение долгосрочного равновесия конкурентной фирмой. В долгосрочном периоде при любой цене ниже Р2 (например, при цене P3) фирмы начнут покидать отрасль – на рисунке «Б» это показано как сдвиг кривой предложения S3 влево, например, в положение S1. Это означает, что рыночное предложение сократится, что приведет к новому рыночному равновесию Е1 и установлению более высокой цены Р1.
При цене P1 оставшиеся в отрасли фирмы начнут получать экономическую прибыль, что, в свою очередь, сделает отрасль привлекательной для вступления в нее новых фирм.
Следствием этого станет увеличение рыночного предложения (кривая S1сдвинется вправо в положение S2). В результате рыночная цена упадет и установится на уровне Р2. Цена Р2 не обеспечивает получения фирмой экономической прибыли, но вполне устраивает ее, так как покрывает все экономические издержки включая нормальную прибыль.
Однако, экономические процессы отличаются инерционностью: хотя экономической прибыли уже нет, в отрасль продолжают вступать новые фирмы, увеличивая рыночное предложение (на рисунке «Б» кривая S2 сдвигается в положение S3). Рыночная цена упадет до Р3, и все повторится сначала. Таким образом, рыночная цена будет совершать колебания вокруг цены Р2.
Итак, при Р1 фирма получает экономическую прибыль, начинается приток новых фирм в отрасль; при Р2 экономическая прибыль отсутствует, но фирмы получают нормальную прибыль; при цене ниже Р2 (например, Р3) фирмы начинают уходить с рынка.
Следовательно, долгосрочное равновесие фирмы устанавливается в точке е (рисунок 2 «А»), в которой P=MC=AC. Возможность достижения такого равновесия обусловлена свободным входом фирм в отрасль и свободным их выходом из отрасли.
P=MC=AC – определение долгосрочного равновесия фирмы – совершенного конкурента.
Долгосрочная кривая предложения конкурентной фирмы представляет собой часть кривой предельных издержек МС, расположенной выше кривой средних издержек АС.
Основные признаки олигополии
В отличие от спроса на продукты конечного потребления, спрос на факторы производства имеет производный, вторичный характер. Производный характер объясняется тем, что потребность в факторах производства возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага.
Спрос на любой фактор производства находится в прямой взаимосвязи со спросом на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства. В то же время существует обратная зависимость между спросом на ресурс и его ценой, что является следствием уменьшения предельного продукта ресурса в денежном выражении.
В связи с тем, что все факторы производства, с одной стороны, являются взаимозаменяемыми, а с другой – взаимодополняемыми, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные, сопряженные с ними ресурсы и факторы.
Информация о работе Особенности поведение конкурентной фирмы