Особенности поведение конкурентной фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:58, контрольная работа

Описание работы

Cохранение и расширение своих позиций на рынке или одном из его сегментов, рост или, по крайней мере, стабильное получение прибыли – все это является основной целью фирмы в условиях рыночной экономики. Реализовать все это возможно только при ориентации на максимизацию прибыли, главным средством достижения которой выступает обеспечение высокой конкурентоспособности.

Содержание

Введение --------------------------------------------------------------- 3 стр

Поведение конкурентной фирмы . ------------------------------- 4 стр

Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде --- 6 стр
Предложение конкурентной отрасли --------------------------------- 10 стр

Основные признаки олигополии -------------------------------------- 11 стр
Особенности спроса на факторы производства ------------------ 12 стр

Заключение -------------------------------------------------------------- 17 стр

Список литературы -------------------------------------------------- 18 стр

Работа содержит 1 файл

КР.doc

— 226.50 Кб (Скачать)


22

 

ФГОУ ВПО «КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

ТЕМА: ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ

 

 

                                                                                Работу выполнила студентка:

В.А.

 

 

“____” _____________ 2012 г.

 

 

 

Калининград

2012 г.

 

 

Содержание

Введение       ---------------------------------------------------------------   3 стр

Поведение конкурентной фирмы      . -------------------------------   4 стр

Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде ---   6 стр

Предложение конкурентной отрасли --------------------------------- 10 стр

Основные признаки олигополии -------------------------------------- 11 стр

Особенности спроса на факторы производства ------------------   12 стр

Заключение   --------------------------------------------------------------  17 стр

Список литературы      --------------------------------------------------  18 стр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение  

Cохранение и расширение своих позиций на рынке или одном из его сегментов, рост или, по крайней мере, стабильное получение прибыли – все это является основной целью фирмы в условиях рыночной экономики. Реализовать все это возможно только при ориентации на максимизацию прибыли, главным средством достижения которой выступает обеспечение высокой конкурентоспособности. Конкурентоспособность фирмы — это ее реальная и потенциальная способность изготовлять и реализовывать товары или оказывать услуги, которые по ценовым и неценовым (качественным) характеристикам более привлекательны для покупателей, чем товары и услуги других фирм-конкурентов. Конкурентоспособность фирмы — понятие относительное. Она может быть выявлена и оценена только путем сравнения фирм, выпускающих аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти фирмы функционируют (на местном, региональном, национальном, мировом рынках). Поэтому одна и та же фирма может быть конкурентоспособной на местном или национальном рынке и не быть таковой на региональном и тем более на мировом. Теория конкурентоспособности фирмы и ее конкурентных преимуществ разработана в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хекшера, Б Олина и др. Однако новые тенденции в развитии мировой экономики потребовали пересмотра ортодоксальных учений. Причины высокой конкурентоспособности фирм зависят от наличия и эффективного использовании сложившихся в стране базирования условий: необходимых факторов производства, развитого спроса, зрелости конкурентной среды, качества управления, разумной государственной политики и даже благоприятных случайностей.

 

 

 

 

Понятие конкуренции. Поведение конкурентной фирмы

 

Конкуренция (позднелат. concurentia, от concurrere - сталкиваться) – это тип структуры рынка, обусловленный количеством независимо действующих на нём экономических агентов. К наиболее важным критериям выделения разных видов конкуренции относят: 1) степень концентрации продавцов (покупателей) в отрасли; 2) степень дифференциации продукта; 3) степень лёгкости (трудности) вхождения новых производителей в отрасль; 4) степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.

Различают два основных вида конкуренции – совершенную и несовершенную. Совершенная конкуренция представляет собой рынок, на котором работает большое количество фирм, производящих приблизительно схожие товары, и продающие их по приблизительно одинаковой цене. В свою очередь рынок несовершенной конкуренции включает несколько вариантов, при которых конкуренция ограничена теми или иными факторами: при монополии существует лишь один крупный производитель, продающий свои товары по сравнительно высоким ценам, при этом, вход на рынок и выход из него практически невозможен. При олигополии существует несколько сравнительно крупных производителей, которые часто пребывают в сговоре, из-за чего барьеры входа достаточно высоки. 

Совершенная конкуренция, как правило, преобладает на большинстве рынков, и является наиболее желательной для государства, стремящегося обеспечить рыночные принципы ведения хозяйствования, и меньше вмешиваться в деятельность фирм, как это необходимо при несовершенной конкуренции, в особенности для монополии.

Конкурентные преимущества фирмы обеспечиваются в процессе конкурентной борьбы с так называемыми пятью силами (направлениями) конкуренции, т.е. с другими продавцами аналогичной продукции, фирмами - потенциальными конкурентами, производителями заменителей, поставщиками ресурсов, покупателями ее продукции. Их можно рассматривать как основные рыночные силы.

Признаки чистой конкуренции:

-         на чисто конкурентном рынке действует так много продавцов (фирм) и покупателей, что каждый из них ничтожно мал относительно рынка в целом;

-         -продается (и покупается) однородная продукция (недифференцированная);

-         -покупатели хорошо информированы о ценах продавцов;

-         -продавцы и покупатели действуют независимо друг от друга (нет возможности договориться о ценах);

-         -фирмы могут свободно (нет барьеров) входить в отрасль и выходить из отрасли.

 

Исходя из этих признаков, а также учитывая неспособность конкурентной фирмы влиять на цену, далее фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

 

Необходимо ответить на вопрос – каким образом фирма определяет объем производства при цене, которая задается рынком. Ответ прост: поскольку фирма стремится к максимизации прибыли (минимизации убытков), она должна производить такой объем продукции, который при заданной рынком цене обеспечивает выполнение условия:

 

Рисунок 1    Кривая предложения фирмы   

MR = MC

 

 

 

На рисунке 1 «А» изображены кривые краткосрочных средних и предельных издержек конкурентной фирмы. На рисунке «Б» - рыночные кривые спроса и предложения, взаимодействие которых определяет равновесную рыночную цену. Предположим далее, что на рисунке «Б» равновесие меняется под воздействием неценовых факторов спроса (которые двигают кривую D1 в положение сначала D2, а затем – D3).

Если на рынке установится цена Р1, то фирма примет эту цену как данность и, руководствуясь условием максимизации прибыли, будет производить объем продукции Q1 (Q1представляет собой координату точки пересечения кривой SMC и линии цены Р1,которая является в то же время кривой MR1). При цене Р1 > SАТС фирма может получать экономическую прибыль. Следовательно, Р1 - цена прибыльности.

Если на рынке установится цена Р2, то фирма будет производить объем Q2. Так как Р2 = АТС, то фирма не получит экономической прибыли, но сможет покрыть все свои издержки включая нормальную прибыль. Следовательно, Р2 – цена безубыточности.

Если на рынке установится цена Р3, то фирма, производя объем продукции Q3, будет минимизировать убытка, так как SAVC = Р3 < SАТС. Ее убытки в этом случае будут равняться FC. Однако фирма может принять решение прекратить производство, - ее убытки также составят FC. Следовательно, Р3 можно назвать ценой прекращения производства.

Если Р3 < P < P2, то фирма в краткосрочном периоде будет производить продукцию, так как при MR = MC она сможет полностью покрыть переменные издержки и хотя бы частично – постоянные.

Если Р < Р3, то фирма безусловно прекращает производство.

Таким образом, часть кривой SMC (выше SAVC) и есть краткосрочная кривая предложения фирмы – совершенного конкурента: по каждой возможной цене (Р1, Р2, Р3) конкурентная фирма предлагает тот объем продукции, который соответствует условию максимизации прибыли.

Рисунок 2

 

 

 

 

 

   На рисунках 2 «А» и «Б» показано достижение долгосрочного равновесия конкурентной фирмой. В долгосрочном периоде при любой цене ниже Р2 (например, при цене P3) фирмы начнут покидать отрасль – на рисунке «Б» это показано как сдвиг кривой предложения S3 влево, например, в положение S1. Это означает, что рыночное предложение сократится, что приведет к новому рыночному равновесию Е1 и установлению более высокой цены Р1.

При цене P1 оставшиеся в отрасли фирмы начнут получать экономическую прибыль, что, в свою очередь, сделает отрасль привлекательной для вступления в нее новых фирм.

Следствием этого станет увеличение рыночного предложения (кривая S1сдвинется вправо в положение S2). В результате рыночная цена упадет и установится на уровне Р2. Цена Р2 не обеспечивает получения фирмой экономической прибыли, но вполне устраивает ее, так как покрывает все экономические издержки включая нормальную прибыль.

Однако, экономические процессы отличаются инерционностью: хотя экономической прибыли уже нет, в отрасль продолжают вступать новые фирмы, увеличивая рыночное предложение (на рисунке «Б» кривая S2 сдвигается в положение S3).  Рыночная цена упадет до Р3, и все повторится сначала. Таким образом, рыночная цена будет совершать колебания вокруг цены Р2.

Итак, при Р1 фирма получает экономическую прибыль, начинается приток новых фирм в отрасль; при Р2 экономическая прибыль отсутствует, но фирмы получают нормальную прибыль; при цене ниже Р2 (например, Р3) фирмы начинают уходить с рынка.

 

 

 

 

 

 

Следовательно, долгосрочное равновесие фирмы устанавливается в точке е (рисунок 2 «А»), в которой P=MC=AC. Возможность достижения такого равновесия обусловлена свободным входом фирм в отрасль и свободным их выходом из отрасли.

 

P=MC=AC – определение долгосрочного равновесия фирмы – совершенного конкурента.

 

Долгосрочная кривая предложения конкурентной фирмы представляет собой часть кривой предельных издержек МС, расположенной выше кривой средних издержек АС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предложение конкурентной отрасли

 

    Чтобы получить краткосрочную рыночную кривую предложения, нужно сложить краткосрочные кривые предложения всех фирм на данном рынке (по горизонтали). На рисунке 3 изображена типичная краткосрочная рыночная кривая спроса (или кривая спроса отрасли).

Рисунок 3

 

 

    На рисунке 4 показана долгосрочная кривая предложения конкурентной отрасли (рынка), в которой средние издержки независимо от объема продукции остаются неизменными. Однако для большинства фирм характерен рост долгосрочных средних издержек. Такие отрасли имеют восходящую (эластичную) кривую рыночного предложения в долгосрочном периоде.

 

Рисунок 4

 

 

Основные признаки олигополии

 

Если фирма, стремясь к максимизации прибыли, примет решение повысить цену, то другие фирмы отрасли вряд ли последуют ее примеру. В связи с этим даже небольшое повышение цены приведет к потере фирмой значительного числа покупателей, следовательно, кривая спроса на отрезке D1Р будет очень эластичной. Если фирма примет противоположное решение – понизить цену, с целью привлечения дополнительных покупателей (то есть, увеличения Q), то можно ожидать, что остальные фирмы последуют ее примеру, так что очень     значительное понижение цены повлечет за собой очень незначительный      прирост числа покупателей – кривая спроса на отрезке РD2 будет      неэластичной. В результате фирма, скорее всего, не будет вообще менять цену.

Рисунок 5

 

 

 

Таким образом, ломаная кривая спроса объясняет, почему цены в олигополиях меняются редко.

 

 

 

 

 

Особенности спроса на факторы производства (труд, капитал, земля)

 

В отличие от спроса на продукты конечного потребления, спрос на факторы производства имеет производный, вторичный характер. Производный характер объясняется тем, что потребность в факторах производства возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага.

Спрос на любой фактор производства находится в прямой взаимосвязи со спросом на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства. В то же время существует обратная зависимость между спросом на ресурс и его ценой, что является следствием уменьшения предельного продукта ресурса в денежном выражении.

В связи с тем, что все факторы производства, с одной стороны, являются взаимозаменяемыми, а с другой – взаимодополняемыми, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные, сопряженные с ними ресурсы и факторы.

Информация о работе Особенности поведение конкурентной фирмы