Особенности налоговой политики в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:47, реферат

Описание работы

Необходимо выделить одну из главных особенностей современной налоговой политике России – это взаимосвязь налоговой политики с налоговым механизмом. Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Именно это создает видимость изолированности налогов от производственных отношений.

Работа содержит 1 файл

Особенности налоговой политики в современной России.doc

— 229.00 Кб (Скачать)


Особенности налоговой политики в современной России.

 

Необходимо выделить одну из главных особенностей современной налоговой политике России – это взаимосвязь налоговой политики с налоговым механизмом. Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Именно это создает видимость изолированности налогов от производственных отношений.
Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях управления и власти, а также существенны различия и во временном отношении. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов. Любое налоговое действие, не базирующееся на объективной основе, выступает как субъективистское вмешательство в воспроизводственные процессы, что неминуемо ведет к их деформации. Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.
Налоговый механизм – это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве организационно-экономической категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.
Налоговый механизм, так же как и хозяйственный, соединяет два противоположные начала:
Ø    планирование, т.е. волевое регулирование экономики центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства;
Ø    стихийно-рыночная конкуренция, где свободно на основе прямых и обратных связей взаимодействуют производители и потребители. Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно возникают разрушительные явления. Таким образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой, – к разрыву хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате несовпадения производственной массы товара с его сбытом. Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех странах.
Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость.
В налоговой политике проявляется относительная самостоятельность государства. Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Налоговое регулирование охватывает хозяйственную жизнь страны, поскольку налоговые мероприятия являются наиболее универсальным инструментом воздействия надстройки на базисные отношения. Цель такого регулирования – создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности компаний, особенно инвестиционной, и обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.
Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе. Эта роль постоянно меняется в зависимости от изменения деятельности государства. В отличие от функций роль налогов более подвижна и многогранна, она отражает в концентрированном виды интересы и цели определенных социальных групп и партий, стоящих у власти.
В основе налоговой политики и налогового механизма обычно заложена господствующая концепция. Правильность концепции проверяется практикой. Если налоговая теория не пользуется популярностью и приносит отрицательные результаты при ее реализации, то ее заменяют новой.

Другой особенностью современной налоговой политики является то, что современная налоговая политика отталкивается от сбалансированной и по этапной схеме регулирования, т.е  рассчитывает с помощью каких методов взаимодействия налоговая политика быть усовершенствована. Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика – это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.
Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, – это налоговая стратегия, а на текущий момент – налоговая тактика. Тактика и стратегия незаменимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи:
Ø    экономические – обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;
Ø    социальные – перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;
Ø    фискальные – повышение доходов государства;
Ø    международные – укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.
Противоречия между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституциональными правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов и в конечном тоге – к экономическому кризису.
Обоснованность тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Бюджетные задания на очередной финансовый год должны согласовываться с общей стратегией налогообложения. Этого требуют положения Конституции РФ о разграничении полномочий федерального центра и регионов. Конституционные права субъектов РФ определяют характер их отношений с федеральной властью при установлении правовых норм разграничения налогов по звеньям бюджетной системы.

Приведем пример налоговой статистике на 2011г.

Налоговая статистика

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в I полугодии 2011г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 4786,3 млрд.рублей, что на 29,1% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В июне 2011г. поступления в консолидированный бюджет составили 803,2 млрд.рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 0,7%.

Таблица 7

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей
в консолидированный бюджет Российской Федерации
по видам

млрд.рублей

 

I полугодие
2011г.

В % к
I полугодию 2010г.

консолиди-
рованный бюджет

в том числе

консолиди-
рованный бюджет

в том числе

феде-ральный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

феде-
ральный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

Всего

4786,3

2173,8

2612,5

129,1

142,5

119,7

из них:
налог на прибыль организаций

1253,0

161,1

1091,9

134,0

137,1

133,5

налог на доходы физических лиц

885,3

-

885,3

111,5

-

111,5

налог на добавленную стоимость
на товары (работы, услуги), реализуемые
на территории Российской Федерации,
ввозимые из Республики Беларусь и
Республики Казахстан

932,2

932,2

-

139,9

139,9

-

из него налог на добавленную
стоимость на товары (работы, услуги),
реализуемые на территории
Российской Федерации

889,0

889,0

-

137,3

137,3

-

акцизы по подакцизным товарам
(продукции), производимым на
территории Российской Федерации

278,1

105,7

172,5

132,4

в 2,0р.

110,3

налоги на имущество

335,6

-

335,6

108,8

-

108,8

налоги, сборы и регулярные платежи
за пользование природными ресурсами

984,5

968,2

16,3

141,5

142,0

119,1

из них налог на добычу
полезных ископаемых

963,6

948,6

15,0

142,3

142,7

119,4

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в I полугодии 2011г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 26,2%, налога на добычу полезных ископаемых - 20,1%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан - 19,5%, налога на доходы физических лиц - 18,5%.

В I полугодии 2011г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 4324,6 млрд.рублей (90,4% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 273,9 млрд.рублей (5,7%), местных - 62,0 млрд.рублей (1,3%), налогов со специальным налоговым режимом - 123,8 млрд.рублей (2,6%).

Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в I полугодии 2011г. составило 1253,0 млрд.рублей и увеличилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 34,0%. В общей сумме поступлений по данному налогу в I полугодии 2011г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, увеличилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 0,4 процентного пункта и составила 97,1%; доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, снизилась на 0,3 процентного пункта и составила 2,0%. В июне 2011г. поступление налога на прибыль организаций составило 181,9 млрд. рублей и снизилось по сравнению с предыдущим месяцем на 15,8%.

 

 

 

I полугодие
2011г.

Справочно
I полугодие 2010г.

консолидированный бюджет

в том числе

консолидированный бюджет

в том числе

млрд. рублей

в % к итогу

феде-ральный бюджет

консолидиро-
ванные бюджеты субъектов Российской Федерации

млрд. рублей

в % к итогу

феде-ральный бюджет

консолидиро-
ванные бюджеты субъектов Российской Федерации

Всего

1253,0

100

161,1

1091,9

935,2

100

117,5

817,6

из него:
зачисляемый в бюджеты
бюджетной системы
Российской Федерации по
соответствующим ставкам

1216,6

97,1

125,2

1091,4

904,5

96,7

87,9

816,6

с доходов, полученных
в виде дивидендов

25,5

2,0

25,5

-

22,0

2,3

22,0

-

с доходов, полученных
в виде процентов по
государственным и
муниципальным
ценным бумагам

10,3

0,8

10,3

-

7,4

0,8

7,4

-

Таблица 8

Поступление налога на прибыль организаций

В I полугодии 2011г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 885,3 млрд.рублей налога на доходы физических лиц, что на 11,5% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В июне 2011г. поступление налога на доходы физических лиц составило 174,4 млрд.рублей, что на 14,3% больше, чем в предыдущем месяце.

Таблица 9

Поступление налога на доходы физических лиц

  

I полугодие
2011г.

Справочно
I полугодие 2010г.

млрд.
рублей

в % к
итогу

млрд.
рублей

в % к
итогу

Всего

885,3

100

793,8

100

из них:
с доходов, полученных физическими лицами,
являющимися налоговыми резидентами
Российской Федерации в виде дивидендов
от долевого участия в деятельности организаций

23,1

2,6

16,8

2,1

с доходов, облагаемых по налоговой ставке,
установленной п.1 статьи 224 Налогового кодекса
Российской Федерации

852,5

96,3

769,1

96,9

с доходов, полученных физическими лицами,
не являющимися налоговыми резидентами
Российской Федерации

6,4

0,7

5,5

0,7

с доходов, полученных в виде выигрышей
и призов в проводимых конкурсах, играх и
других мероприятиях в целях рекламы товаров,
работ и услуг, процентных доходов по вкладам
в банках, в виде материальной выгоды от экономии
на процентах при получении заемных (кредитных) средств

1,7

0,2

2,2

0,3

Информация о работе Особенности налоговой политики в современной России