Особенности конкурентной среды в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Россия - часть мировой экономики, и это свершившийся факт. Наиважнейшая цель Правительства России: создание конкурентоспособной экономики, обеспечивающей лидерство страны на международном рынке. Анализ конкурентоспособности экономики России и определение её места в современной мировой экономике – это основные задачи моей курсовой работы.
Целью моей курсовой работы является: определить понятие и сущность конкуренции, выявить особенности конкурентной среды в современной России.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и особенности рыночной конкуренции в современной экономике 5
2. Способы и виды конкуренции 8
3. Условия, необходимые для конкуренции 10
4. Функции конкуренции 11
5. Значимость конкуренции в рыночной экономике 13
6. Конкурентные преимущества российской экономики: 15
7.Стадии формирования конкурентных преимуществ 18
8. Конкурентная среда в России 20
9. Конкурентоспособность России — основные штрихи 26
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по экономич теории.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

    ● возможность свободного перемещения  ресурсов, средств и рабочей силы внутри отраслей, между отраслями  и регионами страны;

    ● наличие необходимой инфраструктуры рынка, связи, транспорта и т.д.

    ● наличие хотя бы небольшого (можно  потенциального) превышения предложения товаров и услуг над спросом на них;

    ● обыкновенная человеческая и деловая  порядочность большинства участников рыночных процессов;

    ● как можно более низкий уровень  монополизации экономики (соответствующего ее сектора).6

 

4. Функции конкуренции

 

    Конкуренция в рыночной экономике выполняет  функции обеспечения безопасности, регулирования, мотивации, а также распределения и контроля.

    Функция обеспечения безопасности предпринимателей.

    При большом числе конкурентов всех уничтожить просто невозможно. Напротив, следствием монополизма на рынке является криминализация экономики, когда борьба за доход ведется с помощью винтовки. Все это подтверждает тот факт, что конкуренция относится к сфере публичных (общественных) интересов. Без их удовлетворения невозможно удовлетворить частные интересы и реализовать потребности общества в целом. В этом качестве конкуренция поддерживается государством и охраняется различными правовыми средствами. Ради достижения общественно значимых результатов государство создает и использует специальную систему правил и мер, гарантирующих само наличие конкуренции и ее качество. Деятельность такого рода является ключевым элементом государственного регулирования рыночных отношений в нашей стране и нуждается в основательном правовом оформлении.

    Функция регулирования заключается в том, что основные производственные ресурсы направляются в те сферы, где в них существует наибольшая потребность, и где они могут быть использованы с максимальной эффективностью. Связано это с необходимостью для предпринимателя выпускать те товары (оказывать услуги или выполнять работы), в которых нуждается потребитель. Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

    Функцию мотивации конкуренция выполняет путем стимулирования предпринимателей предлагать на рынке наилучшую по качеству и цене продукцию, снижать издержки производства. Прибыль возникает лишь при соблюдении этих требований. В противном случае хозяйствующий субъект терпит убытки и вытесняется с рынка более удачливыми конкурентами. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно: 
-предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс - предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

    Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

    Доход от предпринимательской деятельности перераспределяется в пользу предпринимателей, использующих свои ресурсы наиболее эффективно. Именно в этом проявляется  другая экономическая роль конкуренции - функция распределения. Функция контроля позволяет конкуренции ограничивать односторонние действия предпринимателей и предоставляет потребителю возможность выбора. Конкурентный механизм не дает какому-либо предпринимателю безраздельно господствовать на рынке и диктовать потребителю свою волю.

 

5. Значимость конкуренции в рыночной экономике

 

     Каково  же значение конкуренции в современной  экономической системе?

     Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических  отношений — продавцов и покупателей

     Равноправие создается и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность  выбрать определенного контрагента  из нескольких или многих продавцов  какой-то необходимой ему продукции, такая же возможность имеется  и у продавца — добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара. Возможность выбора — это возможность влияния на контрагента. Если, например, вас не устраивает качество показа фильмов, репертуар в каком-то кинотеатре, вы можете "наказать" это предприятие, отказав ему в посещении, стать регулярным клиентом другого кинотеатра, отдавая теперь именно ему свои денежные голоса. Если так, как вы, поступят многие любители кино, то кинотеатр-неудачник окажется в довольно трудном положении. Таким образом, конкуренция оказывается влиятельным инструментом воздействия одной стороны обмена на другую.

     Во-вторых, конкуренция создает одно из главных  условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действенен только при наличии конкуренции.

     В-третьих, конкуренция выступает как контрольная  система эффективности частного предпринимательства. Конкуренция  проверяет бизнес на степень его  соответствия общественным интересам. Не все предприятия эту проверку выдерживают, в результате конкуренции происходит непрерывная выбраковка неэффективных структур, т. е. определенная часть хозяйствующих субъектов вынуждена покинуть "поле экономической игры". В таком случае конкуренция подобна предъявлению красной карточки провинившемуся игроку футбольным арбитром.

     В-четвертых, конкуренция создает заинтересованность в совершенствовании экономических  ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производства. Например, денежные доходы многих людей связаны с предложением такого экономического ресурса, как трудовые способности. Привлечение того или иного работника, цена трудовых услуг — заработная плата — в условиях конкуренции зависят от качества трудовых способностей. Как правило, более высокие конкурентные позиции работника приносят ему больший денежный доход. Значит, здравомыслящий человек не может не заботиться о качестве своего ресурса – труда.

     Предприятия ведут ценовую и неценовую  конкуренцию. Чтобы побеждать, т. е. завоевывать большую сумму денежных голосов покупателей, нужно снижать  издержки, совершенствовать качество выпускаемой продукции, думать над  ее новыми моделями, технологическими изменениями, повышать уровень образования работников, активно взаимодействовать с наукой, изыскивать новейшие научно-технические разработки.

 

6. Конкурентные преимущества российской экономики:

 
     
  1. дешевая рабочая  сила в сочетании с достаточно высоким уровнем ее квалификации;
  2. низкая капиталоемкость сектора НИОКР при относительно развитой инфраструктуре;
  3. значительные масштабы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования в промышленности, позволяющие снизить капиталоемкость технологической модернизации отрасли вообще и конкретных проектов  в частности, и, кроме того, облегчающие адаптацию западных технологий среднего уровня;
  4. наличие уникальных передовых технологий в ряде секторов промышленности, опирающихся на достижения российской фундаментальной и прикладной науки, традицию российской научно-технической мысли, воплощенных в изделиях, по многим параметрам не уступающих мировым аналогам.

     К сожалению, реализация этих преимуществ  на практике блокируется целым рядом  стратегических слабостей. В российской экономике практически отсутствует финансовая, организационная и информационная инфраструктура поддержки конкурентоспособности российского конкурентоспособного экспорта и рационализации структуры импорта. Внутренний же рынок не в состоянии обеспечить конкурентную среду для «обкатки» товаров и технологий, предшествующую их продвижению на мировой рынок.

     Одной из причин низкой конкурентоспособности  является то, что в России отсутствуют  законодательная, нормативно-методическая и ресурсная база, соответствующие  государственные и общественные структуры, занимающиеся системным  обеспечением конкурентоспособности различных объектов. А ведь правительства многих стран разрабатывают и реализуют специальные программы обеспечения конкурентоспособности, берут на себя непосредственную заботу о развитии и удешевлении необходимой для этого инфраструктуры - науки, средств связи, сбора информации, перестраивают налоговые системы в целях поощрения конкурентоспособных отраслей. Например, в США действует Национальный совет по конкурентоспособности при Президенте США.  

     Признаки  конкурентной силы (слабости):7

Признак конкурентной силы Признак конкурентной слабости
Компетентность

Значительная  доля рынка(или крупнейшая доля рынка)

Наличие лидирующей или отличительной стратегии

Наличие растущей потребительской базы и приверженности потребителей

Рыночная известность, превышающая среднюю по отрасли

Присутствие в  благоприятной стратегической группе

Концентрация  в быстрорастущих рыночных сегментах

Сильноиндивидуализированная продукция

Преимущество  в затратах

Прибыль выше средней  по отрасли

Руководство, обладающее творческим подходом и предпринимательским духом

Готовность использовать благоприятные возможности

Невыгодное  конкурентное положение

Отставание от конкурентов

Рост прибылей ниже среднего по отрасли

Недостаточность финансовых ресурсов

Ухудшение репутации  у потребителей

Отставание в совершенствовании продукции

Производство  с высокими затратами

Слабая позиция  пред надвигающимися угрозами

Низкое качество продукции

Недостаток квалификации и способностей в ключевых областях

Слабые позиции  в области с максимальным рыночным потенциалом

Присутствие в слабой стратегической группе

 

7.Стадии формирования конкурентных преимуществ

     В своих трудах М. Портер отмечает, что конкурентоспособность отраслей промышленности основывается на конкурентных преимуществах, все многообразие которых можно свести к двум основным видам – ресурсным и технологическим. Конкурентоспособность начинается с ресурсных факторов и зависит от географического положения, климатических условий, наличия в стране природных ресурсов, квалифицированной рабочей силы и накопленного капитала. Однако чтобы удержать успех в конкурентной борьбе, этих факторов недостаточно. Преуспеть в любой отрасли можно ха счет не только унаследованных факторов, сколько действия механизмов, способных непрерывно повышать эффективность использования этих факторов.

     Наращивание конкурентоспособности часто рассматривают в теоретических работах как смену трех последовательных стадий.

     На первой стадии успех в конкуренции зависит от исходных ресурсных преимуществ, от наделенности факторами производства.

     На второй стадии делом первостепенной важности становятся дальнейшее развитие и усовершенствование факторов, а предпосылками являются местные, уже сложившиеся технические возможности, инфраструктура, образование, информационная база. Тем не менее успех на этой стадии предопределяет не факторы, которые достались по наследству, а инвестиции, способные повышать конкурентные преимущества на основе более развитых факторов. К таковым можно отнести высокообразованные кадры, исследовательские учреждения, современную инфраструктуру обмена информацией.

     На третьей стадии центр тяжести в конкуренции переносится в высокотехнологичные сегменты национальной экономики, когда главную роль играют усовершенствование и обновление на отдельных факторных условий, а технологии. Конкурентоспособность высокотехнологичных отраслей связана с инвестициями в исследования и разработки, в создание нововведений, то есть с технологическими конкурентными преимуществами.8

 

8. Конкурентная среда в России

 

    В современной экономической теории существуют различные концепции анализа конкурентной среды на рынках, поведения предприятий и факторов конкурентного успеха.

    Экономическая теория традиционно делает вывод  о том, что структура рынка  влияет на его поведение и в  конечном счете на результаты его  деятельности.9

Информация о работе Особенности конкурентной среды в современной России