Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:54, курсовая работа
Россия - часть мировой экономики, и это свершившийся факт. Наиважнейшая цель Правительства России: создание конкурентоспособной экономики, обеспечивающей лидерство страны на международном рынке. Анализ конкурентоспособности экономики России и определение её места в современной мировой экономике – это основные задачи моей курсовой работы.
Целью моей курсовой работы является: определить понятие и сущность конкуренции, выявить особенности конкурентной среды в современной России.
Введение 3
1. Сущность и особенности рыночной конкуренции в современной экономике 5
2. Способы и виды конкуренции 8
3. Условия, необходимые для конкуренции 10
4. Функции конкуренции 11
5. Значимость конкуренции в рыночной экономике 13
6. Конкурентные преимущества российской экономики: 15
7.Стадии формирования конкурентных преимуществ 18
8. Конкурентная среда в России 20
9. Конкурентоспособность России — основные штрихи 26
Заключение 28
Список использованной литературы 30
● возможность свободного перемещения ресурсов, средств и рабочей силы внутри отраслей, между отраслями и регионами страны;
●
наличие необходимой
● наличие хотя бы небольшого (можно потенциального) превышения предложения товаров и услуг над спросом на них;
● обыкновенная человеческая и деловая порядочность большинства участников рыночных процессов;
● как можно более низкий уровень монополизации экономики (соответствующего ее сектора).6
Конкуренция
в рыночной экономике выполняет
функции обеспечения
Функция обеспечения безопасности предпринимателей.
При большом числе конкурентов всех уничтожить просто невозможно. Напротив, следствием монополизма на рынке является криминализация экономики, когда борьба за доход ведется с помощью винтовки. Все это подтверждает тот факт, что конкуренция относится к сфере публичных (общественных) интересов. Без их удовлетворения невозможно удовлетворить частные интересы и реализовать потребности общества в целом. В этом качестве конкуренция поддерживается государством и охраняется различными правовыми средствами. Ради достижения общественно значимых результатов государство создает и использует специальную систему правил и мер, гарантирующих само наличие конкуренции и ее качество. Деятельность такого рода является ключевым элементом государственного регулирования рыночных отношений в нашей стране и нуждается в основательном правовом оформлении.
Функция регулирования заключается в том, что основные производственные ресурсы направляются в те сферы, где в них существует наибольшая потребность, и где они могут быть использованы с максимальной эффективностью. Связано это с необходимостью для предпринимателя выпускать те товары (оказывать услуги или выполнять работы), в которых нуждается потребитель. Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Функцию
мотивации конкуренция выполняет путем
стимулирования предпринимателей предлагать
на рынке наилучшую по качеству и цене
продукцию, снижать издержки производства.
Прибыль возникает лишь при соблюдении
этих требований. В противном случае хозяйствующий
субъект терпит убытки и вытесняется с
рынка более удачливыми конкурентами.
Для предпринимателя конкуренция означает
шанс и риск одновременно:
-предприятия, которые предлагают лучшую
по качеству продукцию или производят
ее с меньшими производственными затратами,
получают вознаграждение в виде прибыли
(позитивные санкции). Это стимулирует
технический прогресс - предприятия, которые
не реагируют на пожелания клиентов или
нарушения правил конкуренции своими
соперниками на рынке, получают наказание
в виде убытков или вытесняются с рынка
(негативные санкции).
Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
Доход
от предпринимательской
Каково же значение конкуренции в современной экономической системе?
Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений — продавцов и покупателей
Равноправие
создается и поддерживается свободой
выбора: покупатель имеет возможность
выбрать определенного
Во-вторых, конкуренция создает одно из главных условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действенен только при наличии конкуренции.
В-третьих,
конкуренция выступает как
В-четвертых,
конкуренция создает
Предприятия
ведут ценовую и неценовую
конкуренцию. Чтобы побеждать, т. е.
завоевывать большую сумму
К сожалению, реализация этих преимуществ на практике блокируется целым рядом стратегических слабостей. В российской экономике практически отсутствует финансовая, организационная и информационная инфраструктура поддержки конкурентоспособности российского конкурентоспособного экспорта и рационализации структуры импорта. Внутренний же рынок не в состоянии обеспечить конкурентную среду для «обкатки» товаров и технологий, предшествующую их продвижению на мировой рынок.
Одной
из причин низкой конкурентоспособности
является то, что в России отсутствуют
законодательная, нормативно-методическая
и ресурсная база, соответствующие
государственные и общественные
структуры, занимающиеся системным
обеспечением конкурентоспособности
различных объектов. А ведь правительства
многих стран разрабатывают и реализуют
специальные программы обеспечения конкурентоспособности,
берут на себя непосредственную заботу
о развитии и удешевлении необходимой
для этого инфраструктуры - науки, средств
связи, сбора информации, перестраивают
налоговые системы в целях поощрения конкурентоспособных
отраслей. Например, в США действует Национальный
совет по конкурентоспособности при Президенте
США.
Признаки конкурентной силы (слабости):7
Признак конкурентной силы | Признак конкурентной слабости |
Компетентность
Значительная доля рынка(или крупнейшая доля рынка) Наличие лидирующей или отличительной стратегии Наличие растущей потребительской базы и приверженности потребителей Рыночная известность, превышающая среднюю по отрасли Присутствие в благоприятной стратегической группе Концентрация в быстрорастущих рыночных сегментах Сильноиндивидуализированная продукция Преимущество в затратах Прибыль выше средней по отрасли Руководство, обладающее творческим подходом и предпринимательским духом Готовность использовать благоприятные возможности |
Невыгодное
конкурентное положение
Отставание от конкурентов Рост прибылей ниже среднего по отрасли Недостаточность финансовых ресурсов Ухудшение репутации у потребителей Отставание в совершенствовании продукции Производство с высокими затратами Слабая позиция пред надвигающимися угрозами Низкое качество продукции Недостаток квалификации и способностей в ключевых областях Слабые позиции в области с максимальным рыночным потенциалом Присутствие в слабой стратегической группе |
В
современной экономической
Экономическая теория традиционно делает вывод о том, что структура рынка влияет на его поведение и в конечном счете на результаты его деятельности.9
Информация о работе Особенности конкурентной среды в современной России