Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:53, курсовая работа
После развала СССР в 1991 году и перехода от административной (командной) экономики к рыночной, население нашей страны в полной мере почувствовало на себе, что такое инфляция. Как неизбежный признак рынка, инфляция, в период становления новой российской экономики перетерпела всевозможные ей виды, включая гиперинфляцию.
На данный момент нормальным считается, когда уровень инфляции не превышает 3,5% в год. Наша страна 20 лет не может добиться этого результата и поэтому изучение инфляционных процессов весьма актуально и по сегодняшний день.
Введение.
Глава 1. Теоретические вопросы анализа инфляции.
Понятие инфляции.
Виды инфляции.
Причины, последствия и методы борьбы с инфляцией.
Глава 2. Инфляция в экономике России.
Динамика инфляции в 90-е годы.
Современные тенденции инфляции.
Антиинфляционные меры в современных условиях.
Заключение.
Список литературы.
Либерализация цен в нашей стране совпала с разрывом хозяйственных связей со странами социалистического содружества и с бывшими союзными республиками. Разрушается единый народнохозяйственный комплекс, единая банковская и бюджетная система страны, единое рублевое пространство. Дезинтеграция экономики стимулировала нарастание инфляции в результате резкого спада производства и введения национальных валют.
Глобальный развал товарных рынков, обособление денежных систем союзных республик вызвали массовый сброс платежных средств на российский республиканский рынок. Он составил свыше 1 трлн руб.. что подняло цены в Российской Федерации примерно на 10 %. Под государственным контролем оставались цены на топливно-энергетические ресурсы, ряд важнейших видов продовольственных товаров, жилье, транспортные услуги.
Стремительный инфляционный рост оптовых и розничных цен в отсутствии конкуренции и государственного регулирования повышал затраты государства на содержание армии, науки, культуры, здравоохранения и образования. Они увеличивали дефицит государственного бюджета, который финансировался за счет централизованных кредитов Банка России, создавая в денежном обороте ничем не обеспеченную массу платежных средств.
Консолидируемый бюджет Российской Федерации в 1990 – 2000 г.г.
( в фактически действовавших ценах, млрд. руб. )
Показатели |
1990 |
1992 |
1994 |
1995 |
1999 |
2000 |
Доходы (всего) |
159,5 |
5327 |
172379 |
137006 |
473,6 |
797,2 |
Расходы (всего) |
151 |
5969 |
234385 |
486111 |
575 |
855 |
Профицит (+) / Дефицит (-) |
+8,5 |
-643 |
-64000 |
-49105 |
-101,4 |
-57,8 |
Огромной проблемой для экономики России при регулировании инфляционных процессов становятся внешние займы. Не решив ни одной экономической, социальной и политической проблемы с помощью иностранных кредитов, их активно использовали для покрытия бюджетного дефицита, который из года в год нарастал и требовал еще больших заимствований, поскольку все большую долю в бюджетных расходах занимают расходы по обслуживанию внешнего долга.
Таким образом, спровоцированная государством “отпуском” цен инфляция издержек дополнялась инфляцией спроса.
Важнейшим фактором нарастания инфляции в России в этот период явилась дальнейшая либерализация валютного законодательства, внешней торговли, устранение валютных ограничений по текущим операциям, введение внутренней конвертируемости рубля в условиях огромной внешней задолженности государства.
Отказ от защитных торговых
и валютных барьеров привел к огромным
потокам дешевых импортных
График годового изменения реального ВВП России 1991-2001.
Мощные спекуляции на валютном рынке вызвали быстрое падение курса рубля и вздорожание всех импортируемых товаров, что усилило внутреннюю инфляцию издержек м счет импортируемой инфляции.
Одновременно резко
Особенностью российской инфляции является то, что она сопровождалась привязкой рубля к доллару и наличием нереального валютного курса, который устанавливался только по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже, в то время как 80 % продаж иностранной валюты осуществляется на межбанковском рынке.
В условиях частичной конвертируемости рубля, расширения прав использования валюты предприятиями и населением увеличился спрос на иностранную валюту для страхования инфляционного риска.
Особенно активно пользовались этим банки, играя на повышении и понижении курса валют, получая значительный доход от обмена наличной и безналичной валюты, реэкспортируя наличную валюту в другие страны. Все это усиливало инфляционные тенденции в России.
Наиболее сильно финансовый кризис поразил промышленные предприятия, обусловивших кризис неплатежей, спад производства, снижение налогооблагаемой базы и нарастание бюджетного дефицита.
Либерализация цен не только обесценила денежные накопления населения, но и лишила возможности государственные предприятия нормально осуществлять свою деятельность, обесценив их оборотные средства.
Проблема обеспечения промышленных предприятий платежными средствами резко обострилась из-за кризиса сбыта, поскольку внутренний рынок был утерян отечественными товаропроизводителями.
В первой половине 1992 г. в результате проведения жесткой денежно-кредитной политики удалось резко сжать денежную массу, поставить под контроль дефицит бюджета, но продолжалась практика бесконтрольной выдачи кредитов бывшим республикам СССР.
В то же время нарастала задолженность бывших союзных республик Центральному банку РФ по “техническим” кредитам, связанным с невозможностью осуществления расчетов по поставкам товарно-материальных ценностей из России. Выдача этих кредитов спровоцировала не менее 25 % общего объема инфляции.
Сжатие денежной массы внутри России вызвало колоссальный кризис неплатежей. Масштабы кризиса неплатежей существенно сократились после проведения в середине 1992 г. зачета взаимной задолженности предприятий, которым сократили неплатежи на 1,7 трлн руб. Вследствие этого наблюдается временный подъем промышленного производства при одновременном росте денежной массы и темпов инфляции в 2 раза.
В 1993 г., используя монетарные антиинфляционные инструменты, правительство стремилось сокращать денежную массу и довело ее к концу года до чрезвычайно низкого уровня - 14 % по сравнению с декабрем 1991 г. Это произошло при высоком уровне бюджетного дефицита и его покрытия на 60 % за счет эмиссии Центрального банка РФ.
Стремление проводить
жесткую денежно-кредитную
В 1994 г. характер денежной политики государства не меняется. Оно любой ценой добивается снижения темпов роста денежной массы и на этой основе снижения темпов инфляции.
Для “связывания” избыточной денежной массы и ослабления давления с ее стороны на валютный рынок были задействованы возможности рынка государственных ценных бумаг путем установления чрезвычайно привлекательного для инвесторов уровня доходности. Быстрое наращивание номинальных объемов эмиссии обеспечило значительный приток средств на этот рынок. В результате перераспределения ресурсов спрос на валютном рынке стабилизировался, что предотвратило катастрофическое падение рубля.
С 1995 г. существенным моментом денежно-кредитной политики ЦБ РФ является требование жесткой централизации контроля за предложением денег экономике. Правительство отказалось от использования кредитов Банка России для покрытия дефицита федерального бюджета как основного фактора инфляции. Предусмотрено 57 % дефицита покрывать доходами от операций с государственными ценными бумагами на внутреннем рынке, 47 % - за счет внешних заимствований.
Банк России фактически
прекратил прямое
Развивая инструментарий денежно-кредитного регулирования, Банк России отказался от дифференцированного применения основных рычагов денежно-кредитной политики по регионам (ставки рефинансирования: лимиты кредитования: определение приоритетных сфер деятельности, предельной маржи по кредитам банка; установление резервных требований).
Несмотря на принятую жесткую программу, темпы инфляции в первом полугодии 1995 г. сохранялись достаточно высокими по сравнению с 1994 г. На них оказало влияние неоднократное увеличение цен на основные виды энергоресурсов, их рост превышал рост инфляции. Это повлекло за собой рост оптовых цен промышленности, стоимости перевозок грузов на транспорте и рост потребительских цен.
Посредством ряда жестких административных мер и, в частности, установлением валютного коридора, а также массированных валютных интервенций Банк России стабилизировал ситуацию на валютном рынке, что имело определенный антиинфляционной эффект. Все это позволило снизить темпы инфляции с 18 % в январе 1995 г. до 7,9 % в середине и в конце года.
Вместе с тем чрезвычайно жесткая политика правительства и Центрального банка РФ по ограничению ресурсов в банковской сфере на фоне взаимных неплатежей в хозяйстве в августе 1995 г. вызвали серьезный банковский кризис, выразившийся в остром дефиците платежных средств у банков, который парализовал работу межбанковского рынка. Для предотвращения полномасштабного кризиса банковской системы Центральным банком РФ была осуществлена массированная скупка ценных бумаг у коммерческих банков с целью поддержания их ликвидности. Это свидетельствует о том, что финансовый кризис и кризис неплатежей поразил уже все сферы экономики.
Общим итогом последствий
проводимых правительством жестких
мероприятий в области
Показатели темпов падения ВВП по сравнению с предыдущим годом и роста инфляции (в %):
Годы |
Темпы подения ВВП (-) |
Темпы падения (-) промышленного производства |
Темпы падения (-) инвестиций |
Уровень инфляции |
1992 |
-22 |
-18 |
-40 |
2600% |
1993 |
-12 |
-14 |
-12 |
900% |
1994 |
-15 |
-21 |
-26 |
300% |
1995 |
-4 |
-11 |
-13 |
250% |
1996 |
-6 |
-8 |
-15 |
142% |
0
Либерализация цен и политика денежных ограничений привели к обвальному промышленному спаду.
Россия к началу 1997 г. потеряла больше половины своего валового национального продукта и вдвое снизила промышленное производство. При этом спад носил не структурный, а всеобщий характер и Он поразил наиболее прогрессивные и высокотехнологические отрасли и виды производства, что означает потерю как внутреннего, так и внешнего рынков.
Много негативных последствий имеет и приватизация. Она не только не дала бюджету ощутимых поступлений, не только не способствовала привлечению отечественных и иностранных инвестиций, но и не оказала реального влияния на повышение эффективности хозяйствования. В ряде случаев благодаря приватизации оказались искусственно разрушенными технологические связи. Все это не могло не отразиться на финансовом положении страны и мерах по борьбе с инфляцией.
Либерализация цен и ужесточение бюджетной и кредитной политики в целях подавления инфляции вызвали развал платежных отношений и кризис неплатежей. Неплатежи, составившие в начале 1992 г. 40 млрд руб., к началу 1997 г. достигли 800 трлн руб., в том числе 35,9 трлн руб. по заработной плате. Неплатежеспособными стали не только предприниматели, банки, но и государство.
Практика хозяйствования
показала, что инфляция в России
не столько денежный феномен, сколько
связана с особенностями
На сегодняшний день в российской экономике темп инфляции хоть и не соответствует общепринятой норме в 3,5%, но всё равно далёк от того уровня, что имел место быть в нашей стране в 90-е годы. Принятые меры, о которых было написано выше, привели к тому, что к 2000 году инфляция начала ослабевать. Годовой прирост потребительских цен в 2002 году составил 15,1%, в 2003-м - 12%, в 2004-м - 11,7%, в 2005-м - 10,9%, и 8,2% в 2006-м. На 2007 год планировали довести инфляцию до 6-7%, а в 2008 году - до 4-5,5%. И вдруг осень 2007 года дала неожиданную вспышку роста цен, опрокинувшую все прогнозы. Правительство вынуждено было пойти на чрезвычайные административные меры по замораживанию цен на социально значимые продукты - на шесть видов продовольствия.
Только за один месяц, октябрь 2007 года, потребительские цены выросли на 1,6%, а на продовольствие - в среднем на 3,3% (это более чем в три раза превысило сентябрьский рост цен). Некоторые продукты питания успели подорожать ещё до замораживания цен особенно сильно: цены на подсолнечное масло выросли с июля по октябрь на 60%, на сливочное масло, молоко и молочные продукты - на 50%, на яйца - на 40%. Темп инфляции в целом за 2007 год составил, по официальным данным, 12% (не следует забывать, что вышеприведённые цифры - усреднённые показатели). По расчётам центра макроэкономического прогнозирования (цМАКП), в течение 2007 года товары в «корзине для бедных» подорожали на 15% (в 2006 году - на 9%).
Информация о работе Особенности инфляционных процессов в России