Особенности инфляции в современной российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности, определении видов и особенностей инфляции в современной России.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и причины возникновения инфляции.
2. Изучить виды инфляции и ее воздействие на экономику.
3. Проанализировать особенности инфляции в России.
4. Дать характеристику антиинфляционным мерам, принимаемым в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты инфляционных процессов…………………………..5
1.1. Понятие и причины возникновения инфляции 5
1.2. Виды инфляции и ее воздействие на экономику 13
2. Инфляция в современной Российской экономике 18
2.1. Особенности инфляции в России 18
2.2. Антиинфляционная политика в России 24
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 189.50 Кб (Скачать)
stify">     Фактором  инфляции стало ежегодное повышение  цен и тарифов естественных монополий, а также ЖКХ. Это обусловлено либерализацией рынка и потенциальным дефицитом этих товаров и услуг с ростом потребления газа, электроэнергии, воды, а главное, низким качеством управления естественными монополиями и ЖКХ и неэффективностью их государственного регулирования. Вклад этого фактора в повышение потребительских цен возрос с 29 до 33% в 2009 г. Повышены тарифы для на-селения на сжиженный газ на 30% в 2010 г. и 27,7% в 2011 г., электроэнергию – на 25 и 10%, тепловую энергию – на 18 и 10 – 15% соответственно [14].

     В условиях кризиса усилился диктат производителей и торговых посредников, которые бесконтрольно повышают цены по любому поводу и без него. Это обусловлено огромной сетью этих посредников, отсутствием рыночной конкуренции, регулирующей цены, засильем на рынках группировок, вступающих в ценовой сговор, а так-же коррупцией. В итоге рост цен на продовольственном рынке составил 21-22% с июня 2009 г. по июль 2010 г. Усилению тарифно-ценового фактора инфляции способствовали засуха, неурожай, продуктовый ажиотаж (особенно в августе 2010 г.), увеличение спроса на хлеб, муку (в Московской области на 12 – 15% и 30%), молоко и особенно на гречневую крупу.

     Специфика инфляционных последствий роста  бюджетной заработной платы и  пенсий, а также антикризисной  социальной поддержки населения проявляется в том, что производители и торговые посредники мгновенно и часто заранее реагируют даже на заявления об этом повышением оптовых и розничных цен, антиципируя увеличение спроса без учета объема предложения и качества товаров и услуг.

     Под влиянием кризиса усилился субъективный фактор инфляции в связи с недоверием к обесценивающемуся рублю. Повысились нестабильность инфляционного индикатора делового климата и адаптивные инфляционные ожидания с учетом высокого темпа  инфляции в России по сравнению с другими странами. Эти наименее логичные ожидания переплетаются с рациональными ожиданиями, базирующимися на информации и медленном снижении инфляции, несмотря на кризис.

     Для снижения инфляционных ожиданий требуется  совершенствование метода измерения инфляции, унификация способа подсчета ее темпа во избежание разных подходов (например, Минфина и Минэкономразвития), соблюдение ежегодных целевых ориентиров роста потребительских цен, отказ от заведомо нереальных оптимистических прогнозов их снижения.

     В целях снижения инфляции необходимо дальнейшее совершенствование основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики. С учетом мирового опыта предпочтителен постепенный  пepexoд к гибкому таргетированию инфляции с использованием в течение определенного периода режима регулируемого плавания валютного курса рубля. При этом должен соблюдаться приоритет цели по снижению инфляции по сравнению с ориентиром по соблюдению определенного уровня курса рубля [13].

     Таким образом, необходимо комплексное регулирование инфляции вместо разрозненных мер в соответствии с теорией инфляции как многофакторного процесса и принципами системного подхода. 

2.2. Антиинфляционная  политика в России  

     Одним из сложнейших вопросов экономической  политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны и противоречивы по своим последствиям. Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом, применяемые в различных странах, различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в индустриально развитых странах темп инфляционного роста удается удерживать в довольно узких пределах [21, с. 1].

     При обсуждении антиинфляционных мер принято  выделять антиинфляционную политику в  широком и узком смысле слова. В широком смысле это экономическая  политика правительств и центральных  банков, опирающаяся на классические меры денежно-кредитного регулирования, взвешенную бюджетную стратегию в обеспечении низкого целевого уровня инфляции. Для этого ведущие страны используют механизм инфляционного таргетирования. Невыполнение целей по инфляции является признаком неспособности государства контролировать денежное предложение [5, с. 21].

     К антиинфляционной политике в узком  смысле слова можно отнести реагирование денежных властей на высокий уровень  инфляции, т.е. на допущенные неэффективные  действия. Принимаются антиинфляционные планы. Но поскольку инфляция характеризуется инерционностью, реакция цен на действия правительств требует определенного времени. Достижение целей по снижению инфляции происходит, как правило, в среднесрочном периоде, поэтому меры «быстрого реагирования» редко дают результат в короткие сроки. Несомненно, регулирование денежного предложения путем изменения ставки рефинансирования, увеличения депозитов на счетах центральных банков или номинальное изменение курса валюты имеют продолженный характер, а действия правительств в условиях утвержденных бюджетов на год естественным образом ограничены во времени.

     Очевидно, единственный способ остановить инфляцию – это реализовать пользующуюся общественным доверием антиинфляционную политику в широком и узком смысле слова [20, с. 31]. Если экономические агенты будут уверены в том, что власти выполнят свои обещания, они не станут завышать цены на свою продукцию, соответственно работники не потребуют повышения заработной платы, а спекулятивные операции на финансовых рынках будут минимизированы. Опыт многих стран подтверждает важность авторитета и последовательных действий денежных властей в успешной борьбе с инфляцией.

     Большинство российских ученых-экономистов определяет современную тенденцию роста цен как инфляцию издержек. Для снижения темпов роста инфляционных процессов необходима разработка эффективной государственной антиинфляционной программы. Она должна базироваться на применении принятых в мировой практике методах государственного регулирования рынка и цен, например, контролировать рост цен и повышение заработной платы, стимулировать расширения производства и рост сбережений населения и т. д. При этом необходимо учитывать специфические условия и особенности развития нашей страны, в том числе тенденции развития инфляционных процессов [22, с. 85].

     Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с  ее основополагающими причинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:

     – сокращение инфляционного потенциала;

     – предсказуемость динамики инфляции;

     – снижение темпов инфляции;

     – стабилизация цен.

     Стратегическая  цель антиинфляционной политики России – привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП)  в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер,  направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода [21, с. 2]. 

     1. Политика, направленная на сокращение  бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими методами применяется таргетирование – регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).

     2. Политика регулирования цен и  доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов,  определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

     С учетом перечисленных выше подходов и факторов роста инфляции в России выделим меры антиинфляционной политики которые могут быть классифицированы по трем основным блокам: меры фискально-бюджетной, денежно-кредитной и курсовой политики, а также институциональные меры [9, с. 77].

     К числу антиинфляционных мер фискально-бюджетной  политики необходимо отнести прежде всего сокращение (недопущение наращивания) расходов федерального бюджета в  реальном выражении. Ключевой момент здесь – недопущение роста расходов там, где нельзя быстро нарастить производство общественных благ и услуг. Целесообразно также не допускать расширения фронта новых вложений до тех пор, пока не завершены старые инвестиционные проекты (каждые 100 млрд. руб. дополнительных расходов дают вклад в инфляцию +0,15-0,20 п.п.). Для этого, в частности, необходимы:

     – сокращение и оптимизация государственных  расходов по отдельным статьям. К первоочередным мерам относятся: запрет деклараций по новым расходным обязательствам (только перераспределение), усиление контроля за использованием бюджетных средств, прежде всего вновь финансируемых обязательств, и т.д.;

     – ужесточение ограничений использования  нефтегазовых и дополнительных доходов.

     Положительное влияние на инфляцию может оказать ограничение размещения средств Фонда национального благосостояния в бумаги российских эмитентов (не более 5% объема фонда).

     Кроме того, принципиально важным, по крайней  мере – до момента устойчивого  снижения инфляции менее 10%, нам представляется требование не пересматривать в сторону понижения налоговые ставки. Снижение уровня налоговых изъятий в экономике будет иметь в краткосрочном периоде эффект, аналогичный росту бюджетных расходов. Иными словами, это вызовет рост денежной массы и ограничит стерилизационные возможности бюджета.

     Поскольку, как было сказано выше, монетарные факторы являются ключевыми в  плане ускорения инфляции в последний  год, первоочередное условие снижения инфляции – максимальная консервативность денежной политики Банка России. Первым шагом в этом направлении можно было бы считать выполнение ориентиров роста денежной массы, заложенных в Основных направлениях единой денежно-кредитной политики, то есть 30-35% в год, что позволит снизить инфляцию на 1,5-2,0 п.п. Хотя денежное предложение определяется преимущественно состоянием платежного баланса и профицитом федерального бюджета, Банк России должен обеспечить требуемые темпы роста денежной массы за счет:

     – сохранения на высоком уровне (или  дальнейшего повышения до 10%) нормативов отчисления в фонд обязательного резервирования;

     – повышения ставки рефинансирования (до 13-15% годовых, то есть до уровня, обеспечивающего положительное значение ставки в реальном выражении при текущих темпах инфляции) и связанных с ней ставок, используемых в операциях по регулированию ликвидности в банковском секторе;

     – ограничения объемов операций по предоставлению ликвидности банкам;

     – увеличения объемов выпускаемых облигаций Банка России.

     Сокращение  денежной массы повышает риски дефицита ликвидности в банковской системе. Практика последних событий показывает, что это не является критичным (реальные ставки на рынке межбанковских кредитов в последние месяцы не выходили в положительную зону, круг получателей средств был крайне ограничен). Соответственно в современной ситуации ради снижения инфляции и оздоровления банковской системы Банк России должен либо вообще отказаться от рефинансирования банков, либо серьезно ограничить его объем. Вследствие сложившейся практики неравного доступа различных банков к инструментам рефинансирования со стороны ЦБ РФ дополнительные вливания ликвидности, как правило, предоставляются узкому кругу крупнейших банков, которые в наименьшей степени нуждаются в рефинансировании. Общим следствием мер проводимой политики должен стать переход к новому равновесию на денежном рынке с положительными реальными ставками процента и более медленными темпами роста денежной массы.

     Снижению  темпов роста денежной массы может  также способствовать ограничение  положительного сальдо счета капитальных операций. На фоне постепенного сокращения сальдо счета текущих операций приток капитала в Россию, прежде всего в силу его высокой волатильности и непредсказуемости, представляет наибольшую проблему для Банка России с точки зрения стерилизации. Основными мерами по ограничению притока капитала, при условии сохранения полной конвертируемости рубля, являются ограничение внешних заимствований и перенос на будущее первичных размещений акций (IPO) компаний с государственным участием, введение ограничений по доле иностранных обязательств для коммерческих банков [9, 78].

     К числу институциональных мер, направленных на замедление темпов роста цен, следует  отнести набор решений, необходимых  для развития конкуренции и ограничения  монополизма на внутренних товарных рынках, сокращения административных барьеров, снижения монопольной и административной ренты производителей и продавцов. Основным ограничением применения данной меры является сложность реализации целого комплекса мероприятий, эффект от которых проявится лишь в долгосрочной перспективе [25, с. 57]. Тем не менее в качестве наиболее неотложных мер в этой области можно назвать:

     – запрет ограничений, устанавливаемых  региональными властями по ввозу-вывозу продукции из региона;

Информация о работе Особенности инфляции в современной российской экономике