Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности, определении видов и особенностей инфляции в современной России.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и причины возникновения инфляции.
2. Изучить виды инфляции и ее воздействие на экономику.
3. Проанализировать особенности инфляции в России.
4. Дать характеристику антиинфляционным мерам, принимаемым в России.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты инфляционных процессов…………………………..5
1.1. Понятие и причины возникновения инфляции 5
1.2. Виды инфляции и ее воздействие на экономику 13
2. Инфляция в современной Российской экономике 18
2.1. Особенности инфляции в России 18
2.2. Антиинфляционная политика в России 24
Заключение 30
Список использованной литературы 32
В условиях кризиса усилился диктат производителей и торговых посредников, которые бесконтрольно повышают цены по любому поводу и без него. Это обусловлено огромной сетью этих посредников, отсутствием рыночной конкуренции, регулирующей цены, засильем на рынках группировок, вступающих в ценовой сговор, а так-же коррупцией. В итоге рост цен на продовольственном рынке составил 21-22% с июня 2009 г. по июль 2010 г. Усилению тарифно-ценового фактора инфляции способствовали засуха, неурожай, продуктовый ажиотаж (особенно в августе 2010 г.), увеличение спроса на хлеб, муку (в Московской области на 12 – 15% и 30%), молоко и особенно на гречневую крупу.
Специфика инфляционных последствий роста бюджетной заработной платы и пенсий, а также антикризисной социальной поддержки населения проявляется в том, что производители и торговые посредники мгновенно и часто заранее реагируют даже на заявления об этом повышением оптовых и розничных цен, антиципируя увеличение спроса без учета объема предложения и качества товаров и услуг.
Под влиянием кризиса усилился субъективный фактор инфляции в связи с недоверием к обесценивающемуся рублю. Повысились нестабильность инфляционного индикатора делового климата и адаптивные инфляционные ожидания с учетом высокого темпа инфляции в России по сравнению с другими странами. Эти наименее логичные ожидания переплетаются с рациональными ожиданиями, базирующимися на информации и медленном снижении инфляции, несмотря на кризис.
Для снижения инфляционных ожиданий требуется совершенствование метода измерения инфляции, унификация способа подсчета ее темпа во избежание разных подходов (например, Минфина и Минэкономразвития), соблюдение ежегодных целевых ориентиров роста потребительских цен, отказ от заведомо нереальных оптимистических прогнозов их снижения.
В
целях снижения инфляции необходимо
дальнейшее совершенствование основных
направлений единой государственной
денежно-кредитной политики. С учетом
мирового опыта предпочтителен постепенный
пepexoд к гибкому
Таким
образом, необходимо комплексное регулирование
инфляции вместо разрозненных мер в соответствии
с теорией инфляции как многофакторного
процесса и принципами системного подхода.
2.2.
Антиинфляционная
политика в России
Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны и противоречивы по своим последствиям. Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом, применяемые в различных странах, различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в индустриально развитых странах темп инфляционного роста удается удерживать в довольно узких пределах [21, с. 1].
При обсуждении антиинфляционных мер принято выделять антиинфляционную политику в широком и узком смысле слова. В широком смысле это экономическая политика правительств и центральных банков, опирающаяся на классические меры денежно-кредитного регулирования, взвешенную бюджетную стратегию в обеспечении низкого целевого уровня инфляции. Для этого ведущие страны используют механизм инфляционного таргетирования. Невыполнение целей по инфляции является признаком неспособности государства контролировать денежное предложение [5, с. 21].
К
антиинфляционной политике в узком
смысле слова можно отнести
Очевидно, единственный способ остановить инфляцию – это реализовать пользующуюся общественным доверием антиинфляционную политику в широком и узком смысле слова [20, с. 31]. Если экономические агенты будут уверены в том, что власти выполнят свои обещания, они не станут завышать цены на свою продукцию, соответственно работники не потребуют повышения заработной платы, а спекулятивные операции на финансовых рынках будут минимизированы. Опыт многих стран подтверждает важность авторитета и последовательных действий денежных властей в успешной борьбе с инфляцией.
Большинство российских ученых-экономистов определяет современную тенденцию роста цен как инфляцию издержек. Для снижения темпов роста инфляционных процессов необходима разработка эффективной государственной антиинфляционной программы. Она должна базироваться на применении принятых в мировой практике методах государственного регулирования рынка и цен, например, контролировать рост цен и повышение заработной платы, стимулировать расширения производства и рост сбережений населения и т. д. При этом необходимо учитывать специфические условия и особенности развития нашей страны, в том числе тенденции развития инфляционных процессов [22, с. 85].
Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:
– сокращение инфляционного потенциала;
– предсказуемость динамики инфляции;
– снижение темпов инфляции;
– стабилизация цен.
Стратегическая цель антиинфляционной политики России – привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода [21, с. 2].
1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими методами применяется таргетирование – регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).
2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.
С учетом перечисленных выше подходов и факторов роста инфляции в России выделим меры антиинфляционной политики которые могут быть классифицированы по трем основным блокам: меры фискально-бюджетной, денежно-кредитной и курсовой политики, а также институциональные меры [9, с. 77].
К числу антиинфляционных мер фискально-бюджетной политики необходимо отнести прежде всего сокращение (недопущение наращивания) расходов федерального бюджета в реальном выражении. Ключевой момент здесь – недопущение роста расходов там, где нельзя быстро нарастить производство общественных благ и услуг. Целесообразно также не допускать расширения фронта новых вложений до тех пор, пока не завершены старые инвестиционные проекты (каждые 100 млрд. руб. дополнительных расходов дают вклад в инфляцию +0,15-0,20 п.п.). Для этого, в частности, необходимы:
– сокращение и оптимизация государственных расходов по отдельным статьям. К первоочередным мерам относятся: запрет деклараций по новым расходным обязательствам (только перераспределение), усиление контроля за использованием бюджетных средств, прежде всего вновь финансируемых обязательств, и т.д.;
–
ужесточение ограничений
Положительное влияние на инфляцию может оказать ограничение размещения средств Фонда национального благосостояния в бумаги российских эмитентов (не более 5% объема фонда).
Кроме того, принципиально важным, по крайней мере – до момента устойчивого снижения инфляции менее 10%, нам представляется требование не пересматривать в сторону понижения налоговые ставки. Снижение уровня налоговых изъятий в экономике будет иметь в краткосрочном периоде эффект, аналогичный росту бюджетных расходов. Иными словами, это вызовет рост денежной массы и ограничит стерилизационные возможности бюджета.
Поскольку, как было сказано выше, монетарные факторы являются ключевыми в плане ускорения инфляции в последний год, первоочередное условие снижения инфляции – максимальная консервативность денежной политики Банка России. Первым шагом в этом направлении можно было бы считать выполнение ориентиров роста денежной массы, заложенных в Основных направлениях единой денежно-кредитной политики, то есть 30-35% в год, что позволит снизить инфляцию на 1,5-2,0 п.п. Хотя денежное предложение определяется преимущественно состоянием платежного баланса и профицитом федерального бюджета, Банк России должен обеспечить требуемые темпы роста денежной массы за счет:
– сохранения на высоком уровне (или дальнейшего повышения до 10%) нормативов отчисления в фонд обязательного резервирования;
– повышения ставки рефинансирования (до 13-15% годовых, то есть до уровня, обеспечивающего положительное значение ставки в реальном выражении при текущих темпах инфляции) и связанных с ней ставок, используемых в операциях по регулированию ликвидности в банковском секторе;
– ограничения объемов операций по предоставлению ликвидности банкам;
– увеличения объемов выпускаемых облигаций Банка России.
Сокращение денежной массы повышает риски дефицита ликвидности в банковской системе. Практика последних событий показывает, что это не является критичным (реальные ставки на рынке межбанковских кредитов в последние месяцы не выходили в положительную зону, круг получателей средств был крайне ограничен). Соответственно в современной ситуации ради снижения инфляции и оздоровления банковской системы Банк России должен либо вообще отказаться от рефинансирования банков, либо серьезно ограничить его объем. Вследствие сложившейся практики неравного доступа различных банков к инструментам рефинансирования со стороны ЦБ РФ дополнительные вливания ликвидности, как правило, предоставляются узкому кругу крупнейших банков, которые в наименьшей степени нуждаются в рефинансировании. Общим следствием мер проводимой политики должен стать переход к новому равновесию на денежном рынке с положительными реальными ставками процента и более медленными темпами роста денежной массы.
Снижению темпов роста денежной массы может также способствовать ограничение положительного сальдо счета капитальных операций. На фоне постепенного сокращения сальдо счета текущих операций приток капитала в Россию, прежде всего в силу его высокой волатильности и непредсказуемости, представляет наибольшую проблему для Банка России с точки зрения стерилизации. Основными мерами по ограничению притока капитала, при условии сохранения полной конвертируемости рубля, являются ограничение внешних заимствований и перенос на будущее первичных размещений акций (IPO) компаний с государственным участием, введение ограничений по доле иностранных обязательств для коммерческих банков [9, 78].
К числу институциональных мер, направленных на замедление темпов роста цен, следует отнести набор решений, необходимых для развития конкуренции и ограничения монополизма на внутренних товарных рынках, сокращения административных барьеров, снижения монопольной и административной ренты производителей и продавцов. Основным ограничением применения данной меры является сложность реализации целого комплекса мероприятий, эффект от которых проявится лишь в долгосрочной перспективе [25, с. 57]. Тем не менее в качестве наиболее неотложных мер в этой области можно назвать:
– запрет ограничений, устанавливаемых региональными властями по ввозу-вывозу продукции из региона;
Информация о работе Особенности инфляции в современной российской экономике