Особенности инфляции в России и антиинфляционной политики в условиях кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: раскрытие смысла процесса инфляции, посредством рассмотрения понятия инфляции, ее причин и видов
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие инфляции, сущность, её виды.
- выявить возможные причины инфляции и рассмотреть меры по их устранению;
- рассмотреть последствия инфляции, как экономические, так и социальные.
- изучить сравнительный годовой анализ инфляции в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2-3
Глава 1.Понятие ИНФЛЯЦИИ .
1.1. Сущность и виды инфляции………………………………………....4-8
1.2. Причины инфляции……………………………………………….…….9
1.3. Инфляция спроса и издержок………………………………..........10-17
Глава 2.СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА.
2.1. Социально- экономические последствия инфляции………….….18-21
2.2. Сущность , цели антиинфляционной политики и ее
инструменты. (Бюджетная политика, Кредитно-денежная
политика государства.).....................................................................22-27
2.3.Политика цен и доходов………………………………………...…28-29
2.4.«Шоковая терапия» и градуирование денежной массы………....30-31
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ И АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА.
3.1. Основные тенденции социально-экономического
развития России в 2009 году……………………………………. 32-33
3.2. Меры Минфина по борьбе с инфляцией…….…………………………34-36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………37-39 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….40

Работа содержит 1 файл

курсовая по эконом.теории 1 курс.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

Традиционными инструментами денежно-кредитной  политики, влияющими на размер и  структуру денежной массы, являются:

· Операции на открытом рынке ценных бумаг. Покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая - сокращает ее. Широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг. Учетно-процентная или дисконтная политика. Заключается в регулировании учетной ставки процента (в РФ - ставка рефинансирования). Учетная ставка - это ставка, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у центрального банка. Если центральный банк повышает учетную ставку, то объем заимствований уменьшается. В результате произойдет сокращение денежной массы в стране, так как уменьшатся операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. При этом получая более дорогие заимствования, сами коммерческие банки будут повышать свои ставки по кредитам, что приведет к уменьшению спроса. При снижении учетной ставки процесс идет в обратном направлении.

· Норма обязательного  резервирования. Обязательные резервы - это та часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение нормы резервов действует в обратном направлении.

· Валютная политика (валютное регулирование). Целевые показатели валютного курса (фиксированные или фиксированные с возможностью корректировок (скользящая привязка)) предусматривают следование денежно-кредитной политики страны валюты-якоря. Целевые показатели обменных курсов лишают ЦБ самостоятельности в денежно-кредитной политике на собственном финансовом рынке; создают возможности для внешних спекулятивных атак. Достижение реального валютного курса ставится в зависимость от уровня внутренних цен. Что касается фиксированных курсов с возможностью корректировки, то после валютного кризиса 1991 г. большинство стран от них отказалось именно из-за чрезмерно высокой зависимости от внешних спекулятивных атак.

· Таргетирование инфляции - установление целевых показателей. Получило в последние 5-6 лет большое распространение как метод регулирования национального финансового рынка: в настоящее время таргетирование инфляции применяют около 21 стран (8 развитых и 13 развивающихся). Таргетирование инфляции предусматривает непосредственное следование целевым показателям инфляции. ЦБ обязан следовать одному цифровому показателю инфляции или его установленному диапазону. Таргетирование способствует укреплению доверия к данному финансовому рынку, так как показывает, что низкий уровень инфляции - главная цель политики регулирования финансового рынка в данной стране. Однако таргетирование инфляции не может быть эффективным в странах, которые не обладают устойчивостью финансового рынка.

Денежную  эмиссию Центральный банк осуществляет через приобретение каких-либо уже  функционирующих в экономике  активов. В связи с этим можно  выделить три наиболее распространенные канала эмиссии денег:

· Валютный канал эмиссии. Увеличение денежной массы через пополнение валютных резервов государства действует как инфляционный фактор. Данный канал эмиссии наиболее эффективен в условиях экономического роста, обеспечивающего автоматическое увеличение спроса на деньги.

· Фондовый канал эмиссии. Этот канал активно используется в некоторых странах, например в Японии и Германии. Правительство выпускает и размещает облигации займа в целях аккумулирования средств для финансирования бюджетов развития, потом они превращаются в активы ЦБ, который обменивает их на деньги.

· Кредитный канал  эмиссии. ЦБ РФ непосредственно кредитует коммерческие банки или гибко управляет их ликвидностью. Данный канал эмиссии опасен тем, что исключает реальную оценку финансируемых проектов, который осуществляется через механизм фондового рынка.

Монетарные  методы воздействия на инфляцию могут  быть действенными только в условиях сбалансированной экономики, когда  изменение денежного предложения  затрагивает по цепочке производственных связей весь хозяйственный комплекс. В этих случаях возникновение несоответствия между денежной и товарной массами, расширение спроса в результате искусственного увеличения объема денежного предложения вызываются просчетами в денежно-кредитной политике, наличием бюджетного дефицита, нарушениями платежного баланса. Преодолеть такие несоответствия («перегрев» экономики») можно, главным образом монетарными методами, воздействующими на экономику в целом в основном путем сжатия денежного предложения.  
 

 

2.3 Политика цен и  доходов. 
 

Иногда  в качестве альтернативы чисто монетарным методам борьбы с инфляцией предлагают так называемую политику цен и доходов. Ее суть состоит в том, что правительство замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен - ростом расходов на оплату труда. Сторонники такой политики считают, что контроль за ценами и доходами делает несбыточными все инфляционными ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию, подрывая при этом способность монополий повышать цены, а профсоюзов - зарплату. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня. Оппоненты «политики цен и доходов» считают, что такая политика не только не снижает инфляционных ожиданий, но, наоборот, провоцирует их рост. И предприниматели, и профсоюзы ждут отмены контроля, а в это время их аппетиты в отношении роста цен и доходов увеличиваются. Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляции после отмены контроля. А накопленные за время контроля отклонения замороженных цен от их рыночного уровня делают такой исход более чем вероятным. Поэтому «политика цен и доходов» может оказаться успешной лишь при ее продлении на неограниченно долгий срок, что означает подавление рынка и перевод открытой инфляции в подавленную. Такая политика использовалась для борьбы с инфляцией в ряде развивающихся странах в 80-е годы. В Аргентине, Бразилии, Перу она не дала положительного эффекта, тогда как в Мексике и Израиле она оказалась успешной. В Боливии успех в борьбе с инфляцией был достигнут чисто монетарными методами, без введения какого-либо контроля за уровнем цен и доходов. Поэтому целесообразность использования «политики цен и доходов» даже в качестве дополнения к традиционным антиинфляционным методам сомнительна, во всяком случае при высоком уровне инфляции.

 

2.4. «Шоковая терапия»  и градуирование  денежной массы. 
 

Когда в стране инфляция достигает таких  размеров, что грозит перерасти в  гиперинфляцию, выбор правительства  имеется только в отношении того как сокращать темп роста денежной массы: резко («шоковая терапия») или постепенно (градуировано). Эта дилемма решается по-разному в зависимости от социально-экономической обстановки в стране. Достоинством шоковой терапии считают то, что при ее последовательном проведении у экономических субъектов возникает доверие относительно намерений правительства и их инфляционные ожидания снижаются, следовательно инфляция пойдет на убыль. Издержками шоковой терапии является резкое сокращение объема производства и занятости. Среди республик бывшего СССР удачными примерами шоковой терапии можно считать антиинфляционную политику, проводимую с середины 1992 г. в Эстонии, Латвии. Введя собственную валюту, эти страны защитили себя от влияния инфляционных процессов в странах рублевой зоны. Одновременно была осуществлена либерализация цен, ликвидировано большинство субсидий и дотаций, бюджетный дефицит был сведен к минимуму (1-1,5%).

Одним из вариантов шоковой терапии  является проведение предваряющей либерализацию  цен (или совмещение с ней) денежной реформы конфискационного типа с  последующим проведением жесткой монетарной политики. Реформы такого типа предполагают проведение обмена старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен. При этом на суммы подлежащих обмену старых денег нередко накладываются определенные ограничения, иногда дифференцированные для различных экономических субъектов.

Реформы конфискационного типа могут оказаться  полезными при переходе от подавленной  к открытой инфляции. В этом случае конфискационная денежная реформа выравнивает номинальную массу новых денег по сложившемуся уровню реальных доходов. Такого рода денежная реформа может оказаться эффективной в долгосрочном аспекте при условии одновременного изменения денежной и кредитной политики в сторону ее ужесточения.

При проведении политики постепенного снижения темпов роста денежной массы -градуирования - инфляционные ожидания порождают  инфляционную инерцию - прошлая инфляция рождает будущую. Одним из факторов, порождающих инфляционную инерцию, является индексация денежных доходов, которая часто ассоциируется с защитой от инфляции, хотя на деле провоцирует ускорение роста денежной массы и самой инфляции. Попытки следовать этим путем приводили лишь к увеличению инфляции. В середине 80-х годов в большинстве стран индексация как средство приспособиться к инфляции или игнорировать ее была либо существенно модифицирована, либо прекращению Политика градуирования может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20-30% в годовом исчислении.

Необходимой составляющей антиинфляционной политики, направленной на предотвращение гиперинфляции, является снижение темпа прироста денежной массы, приводящее к спаду производства и сокращению занятости. Выбор между шоковой терапией и градуирования осуществляется в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации в стране. В условиях высокой инфляции перед правительством стоят две главные задачи: -не допустить глубокого спада производства

-защитить  население от обнищания. 

 

Глава3. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ И АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА.

3.1. Основные тенденции  социально-экономического  развития России  в 2009 году.

Экономическое развитие России в 2009 году происходило  под влиянием мирового финансового  кризиса и не было равномерным. Резкое ухудшение внешнеэкономических условий, падение экспорта, отток капитала и приостановка банковского кредита привели к значительному сокращению инвестиционной активности и спаду в промышленности в первой половине года.

 К середине 2009 года экономический спад в России приостановился и c июня по декабрь наблюдался последовательный рост российской экономики. В целом за 2009 год ВВП снизился, по первой оценке Росстата, на 7,9 процента.

 

Основные  показатели развития экономики

       2008

Год

2009
I кв. II кв. III кв. IV кв. год
ВВП 105,6         92,11)
Индекс  потребительских цен, за период, к  концу предыдущего периода 113,3 105,4 101,9 100,6 100,7 108,8
Индекс  промышленного производства 2) 102,1 85,7 84,6 89,0 97,4 89,2
Индекс  обрабатывающих производств3) 103,2 79,2 78,4 85,0 93,5 84,0
Индекс  производства продукции сельского  хозяйства 110,8 102,3 100,8 99,0 106,4 101,2
Инвестиции  в основной капитал 109,8 84,4 79,0 81,0 86,94) 83,04)
Объемы  работ по виду деятельности «Строительство» 112,8 80,7 80,7 82,8 89,3 84,0
Ввод  в действие жилых домов 104,6 102,4 97,2 98,9 85,9 93,3
Реальные  располагаемые денежные доходы населения 101,9 100,4 103,1 97,1 107,0 101,9
Реальная  заработная плата 111,5 99,2 96,1 94,8 99,0 97,2
Оборот  розничной торговли 113,5 99,9 94,4 90,8 93,9 94,5
Объем платных услуг населению 104,85) 99,1 95,3 93,6 95,1 95,7
Экспорт товаров, млрд. долл. США 471,6 57,4 68,3 82,5 95,1 303,3
Импорт  товаров,  млрд. долл. США 291,9 38,4 43,9 49,3 61,1 192,7
Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель 94,4 43,5 58,0 68,0 74,1 61,1

(в  % к соответствующему  периоду предыдущего  года)

(в  % к соответствующему  периоду предыдущего  года) 
 

1) Первая оценка Росстата, без увязки с квартальными данными.

2) Агрегированный индекс производства по видам деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды". С учетом поправки на неформальную деятельность.

3) С учетом поправки на неформальную деятельность.

4) Оценка Росстата.

5) По данным текущей отчетности. 

    3.2. Меры Минфина по борьбе с инфляцией.

Министерство  финансов направило в правительство  России документ, в котором излагаются меры по снижению темпов инфляции в 2007 году, сообщает Росбалт. Документ разработан совместными усилиями Минфина, Минэкономразвития, Минпромэнерго, Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) РФ, а также Банка России. Российское финансовое ведомство предлагает расширить состав инструментов регулирования денежного предложения за счет выпуска облигаций Банка России со сроком до погашения (оферты) 1 год наряду с увеличением объема размещения облигаций со сроком до погашения (оферты) 6 месяцев. При этом, в Минфине подчеркнули, что Центробанк РФ в настоящее время рассматривает возможность такого увеличения. По мнению Центробанка, осуществлять выпуск и размещение долгосрочных облигаций Банка России нецелесообразно, поскольку это может привести к сегментации рынка госзаимствований, снижению его ликвидности и повышению стоимости привлечения средств, если общий объем заимствований увеличится, — говорится в документе. Предлагается также рассмотреть на совещании у первого заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Медведева вопрос о распределении дополнительных (по сравнению с показателями, учтенными на этапе финансового планирования) доходов ОАО «Газпром» в 2006-2007 годах. В числе других мер по борьбе с инфляцией, предлагается рассмотреть вопрос о целесообразности направления части прибыли Банка России, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, на увеличение капитала Банка России в 2009-2010 годах. Как напомнили в министерстве, решение о направлении части прибыли Банка России в федеральный бюджет принималось в середине 1990-х годов в условиях необходимости покрытия значительного дефицита бюджета и, по сути, являлось эмиссионным финансированием расходов

Информация о работе Особенности инфляции в России и антиинфляционной политики в условиях кризиса