Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 17:19, курсовая работа
Целью данной работы является: раскрытие смысла процесса инфляции, посредством рассмотрения понятия инфляции, ее причин и видов
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие инфляции, сущность, её виды.
- выявить возможные причины инфляции и рассмотреть меры по их устранению;
- рассмотреть последствия инфляции, как экономические, так и социальные.
- изучить сравнительный годовой анализ инфляции в России.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2-3
Глава 1.Понятие ИНФЛЯЦИИ .
1.1. Сущность и виды инфляции………………………………………....4-8
1.2. Причины инфляции……………………………………………….…….9
1.3. Инфляция спроса и издержок………………………………..........10-17
Глава 2.СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА.
2.1. Социально- экономические последствия инфляции………….….18-21
2.2. Сущность , цели антиинфляционной политики и ее
инструменты. (Бюджетная политика, Кредитно-денежная
политика государства.).....................................................................22-27
2.3.Политика цен и доходов………………………………………...…28-29
2.4.«Шоковая терапия» и градуирование денежной массы………....30-31
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ И АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА.
3.1. Основные тенденции социально-экономического
развития России в 2009 году……………………………………. 32-33
3.2. Меры Минфина по борьбе с инфляцией…….…………………………34-36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………37-39 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….40
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1.Понятие ИНФЛЯЦИИ .
1.1. Сущность и виды инфляции………………………………………....4-8
1.2. Причины инфляции……………………………………………….…….
1.3. Инфляция спроса
и издержок………………………………..........
Глава 2.СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА.
2.1. Социально- экономические последствия инфляции………….….18-21
2.2. Сущность
, цели антиинфляционной
инструменты. (Бюджетная политика, Кредитно-денежная
политика государства.)........
2.3.Политика
цен и доходов………………………………………..
2.4.«Шоковая терапия» и градуирование денежной массы………....30-31
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ И АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА.
3.1. Основные тенденции социально-экономического
развития России в 2009 году……………………………………. 32-33
3.2. Меры Минфина по борьбе с инфляцией…….…………………………34-36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизмов развития инфляции, ее особенностей и основных направлений антиинфляционной политики.
При всем
обилии информации на эту тему, знания
широких слоев населения
Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение инфляционных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается.
Инфляция
является очень сложным социально-
Целью данной работы является: раскрытие смысла процесса инфляции, посредством рассмотрения понятия инфляции, ее причин и видов
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие инфляции, сущность, её виды.
- выявить
возможные причины инфляции и
рассмотреть меры по их
- рассмотреть последствия инфляции, как экономические, так и социальные.
- изучить сравнительный годовой анализ инфляции в России.
Достижение поставленной цели сопряжено с рядом трудностей. Несмотря на всю свою актуальность в современных рыночных условиях проблема инфляционных процессов не имеет единого теоретического подхода. Подтверждением этому является наличие разных подходов как зарубежных, так и российских исследователей по данной тематике.
В связи со всем вышесказанным структура работы представлена тремя главами. В первой главе рассматриваются общетеоретические вопросы, касающиеся определения инфляции, видов и причин инфляции. Вторая глава рассматривает непосредственно последствия инфляции, а также сущность , цели, инструменты антиинфляционной политики. Годовая анализация инфляции в России будет представлена в третьей главе.
Отдельное предприятие, конкретный бизнес не может бороться с инфляцией, поэтому подобная борьба под силу только государству.
Глава 1. ПОНЯТИЕ ИНФЛЯЦИИ.
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что ее появление связано чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых она неразрывно связана.
Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX веке этот термин употреблялся также в Англии и во Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ веке сразу после Первой мировой войны. В советской экономической литературе понятие возникло лишь в середине 20х годов.
Наиболее лаконичное
Однако
трактовку инфляции как переполнение
каналов денежного обращения
обесценивающимися бумажными
Сущность инфляции экономисты трактуют по-разному:
. Существует несколько видов инфляции. Прежде всего те, которые выделяют с позиции темпа роста цен (первый критерий), т.е. количественно:
Теперь рассмотрим виды инфляции с точки зрения второго критерия - соотносительности роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста:
а) сбалансированная инфляция;
б) несбалансированная
При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.
Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь
периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверх дорогой продукции конечному потребителю. Заниматься этим бизнесом опасно, акции соответствующих фирм лучше не приобретать.
В России
и СНГ преобладает
Несбалансированность инфляции - большая беда для экономики. Но еще страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и завтра, и через неделю, и через год. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное возрождение России нереально. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции, удобренные стихийными, несбалансированными скачками относительных цен как в отраслевом, так и в территориальном аспектах.
С точки зрения третьего критерия (ожидаемость или предсказуемость инфляции) выделяют:
а) ожидаемую;
б) неожидаемую.
Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее, с достаточной степенью надежности; неожидаемая - возникает стихийно, спорадически, прогноз невозможен.
Фактор ожидаемости, предсказуемости по-новому освещает нам вопрос влияния инфляции на стратегию бизнеса, а именно: если все фирмы и все население знает наверняка, что в следующем году цены возрастут, скажем, в 100 раз, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Все предприятия и население также повысят в 100 раз цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила и т. д.). Никто, таким образом, не пострадает существенно даже от гиперинфляции, а в случае непредсказуемости, неожидаемости роста цен даже на 10% (умеренная инфляция, по нашему определению) может произойти существенное снижение доходности соответствующих предприятий.
Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит экономического вреда, а несбалансированной и неожидаемой - особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.
Различные виды инфляции схематически можно изобразить следующим образом:
Ожидаемая Неожидаемая
Сбалансированная № 1 № 2
Несбалансированная № 3 № 4
Комбинация №1 в схеме (ожидаемая + сбалансированная инфляция) наименее опасна. Комбинация № 2 более опасна (неожидаемая, но сбалансированная). Комбинация № 3 означает нарастание отрицательных последствий инфляции для вашего бизнеса. И, наконец, комбинация №4 (несбалансированная + неожидаемая) - наихудшая из всех. Нарастание номера комбинации означает нарастание трудностей адаптации к ней. К этому добавим, что чем быстрее растут цены (вспомним критерий темпов роста), тем сильнее негативные последствия любой из четырех комбинаций.
Положительным воздействием отличается, пожалуй, лишь комбинация №1 в сочетании с умеренным ростом цен (до 10% в год). Она тонизирует реальное инвестирование, т. е. слегка подгоняет предприятия по пути ускорения замены и модернизации производственных мощностей, разработки новых видов продукции, ибо от денег надо побыстрее переходить к производственным вложениям.
Информация о работе Особенности инфляции в России и антиинфляционной политики в условиях кризиса