Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:22, реферат
Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – проблемы регулирования его деятельности, а в третьей – практический аспект функционирования рынка труда в современных российских условиях.
Введение 3
1. Рынок труда(понятие, типология и структура).Необходимость и формы регулирования рынка труда в современных условиях.
1.1 Эволюция понятие рынка труда 5
1.2 Рынок труда и заработная плата 6
1.3 Особенности товара «труд» 8
1.4 Типология и структура рынка труда 9
1.5 Механизм саморегулирования, государственное и правовое регулирование, рынка труда 12
1.6 Деятельность профсоюзов 19
2. Рынок труда в России.
2.1 Уровень жизни населения 21
2.2 Безработица в России – данные статистики 26
2.3Отличие безработицы России от других
странах 30
2.4Рост безработицы в России за 2009 год 31
Заключение 35
Список использованной литературы 37
2.3 Отличие безработицы от других странах.
Необходимо отметить, что повышение уровня безработицы наблюдается не только в России, но и практически во всем мире.
В
начале ноября 2008 г. безработица в
США дошла до самого высокого уровня
за 14-летний период и составила 6,5 % от
всего трудоспособного
Экономика Украины, расшатанная длительным кризисом политической системы, серьезно пострадала и от мирового финансового кризиса. Официальное число безработных в Украине за ноябрь месяц выросло на 30 %. На начало декабря было зарегистрировано 695 тыс. безработных, тогда как на 1 ноября статус безработных имели 530 тысяч граждан Украины.
В
рамках борьбы с повышением уровня
безработицы Правительство
Такая
амплитуда в стоимости
В
рамках прогноза макроэкономического
развития страны замминистра экономики
Андрей Клепач приводит следующие прогнозированные
данные: рост безработицы в России может
достигнуть в 2009 г. 7,4 %, а общее число людей,
потерявших работу в связи с кризисом,
достигнет 5,4 млн. человек. Что же, прогноз
есть прогноз, а время – покажет.
2.4 Рост безработицы в России за 2009 год.
Безработица
в России неуклонно растет - число
людей, лишившихся работы, приближается
к двум миллионам. Только за неделю
оно пополнилось сразу на 90 тысяч
и в общей сложности превысило
1,7 миллиона человек. Такие данные привел
в с вице-премьер правительства Александр
Жуков на совещании по мониторингу ситуации
на рынке труда. Они уже превысили показатель
уровня безработицы, запланированный
бюджетом на весь 2009 год.
Рост безработицы таким образом составил
5,7%, заключил Жуков. "Что еще более тревожно
- более 1 тысячи предприятий заявили о
переходе на неполный рабочий день или
отправили сотрудников в вынужденные
отпуска. Суммарная численность находящихся
в простое сотрудников за последнюю неделю
выросла на 150 тысяч и составила 821 тысячу
человек", - добавил вице-премьер, которого
цитируют агентства ИТАР-ТАСС и "Интерфакс".
Жуков потребовал ускорить работу по принятию
региональных программ содействия занятости
и подчеркнул, что эти программы должны
быть адресными, конкретными и действенными,
а не ограничиваться формальными бумагами.
Так что, по его словам, "с одной стороны
нужно ускорить процесс, а с другой - необходимо,
чтобы они были действительно высокого
качества".
В целом программы, уже поступившие из
регионов, предусматривают создание около
1 миллиона временных рабочих мест, переподготовку
около 160 тысяч работников, 9 тысяч стажировок
выпускников вузов и 50 тысяч рабочих мест
для малого бизнеса, сказал Жуков. «но
даже если мы
все это сложим, то становится ясно, что
необходимо еще больше мест создавать
и переобучать большее количество работников",
- указал вице-премьер.
На том же совещании глава Минздравсоцразвития
Татьяна Голикова привела конкретные
данные и назвала конкретные суммы: на
сегодня уже поступило 77 программ из 83
регионов. "77 программ - это примерно
22 миллиарда рублей, а у нас на всю программу
заложено 43,7 миллиарда", - сообщила министр.
Кроме того, в бюджете на 2009 год численность
безработных планировалась в пределе
1,6 миллиона человек, а сейчас этот показатель
уже превышен, добавила она.
Голикова
отметила при этом, что в саму
базу, по которой готовились эти
программы, требуется внести коррективы.
Дело в том, что они разрабатывались
на основе ситуации ноября-декабря 2008
года, а сейчас цифры изменились, и потому
возникает опасность недооценки. "Потребуется
уточнение и с точки зрения численности,
и с точки зрения включения конкретных
мероприятий по переподготовке и обучению",
- сказала Голикова. По ее словам, Минздрав-
соцразвития предлагает увеличить субвенции
регионам на выплату пособий по безработице
и на активную программу повышения занятости.
На это предполагается дополнительно
выделить 34 миллиарда рублей. Проект соответствующего
постановления уже подготовлен и проходит
согласование в министерстве финансов,
сообщила Голикова. Она напомнила,
что с 1 января повышено максимальное пособие
по безработице, и с учетом этого также
требуется внести коррективы. "Средства
будут обеспечены в рамках имеющейся статьи
расходов в бюджете на 2009 и плановый период
на 2010-2011 годы, которые предусматривают
резервирование на эти цели 325 миллиардов
рублей", - сказала она. Также, по словам
министра, в первом квартале регионам
дополнительно будет переведено 1,6 миллиарда
рублей, чтобы полностью обеспечить выплату
пособий. В регионах информацию о массовых
увольнениях могут скрывать - уже есть
прецеденты
Вместе с тем, власти могут быть далеки
от реальной ситуации в регионах. Так,
например, на Урале решили засекретить
информацию об увольнениях. Как передает
"Радио Свобода", в Екатеринбурге
отделам кадров муниципальных учреждений,
крупных предприятий и организаций запрещено
передавать в СМИ данные о сокращениях
персонала. Как сообщил представитель
одного из областных центров занятости,
"нас собрали в Екатеринбурге. Сказали
- не вздумайте что-то говорить. Что сочтем
нужным, предоставим сами". Дано указание
предоставлять всю информацию только
в областной департамент труда и главе
города. На Среднем Урале введен режим
защиты конфиденциальной информации о
состоянии рынка труда. Рядовых сотрудников
муниципальных кадровых служб уже лишили
возможности скачивать информацию с персональных
компьютеров и отрезали от Интернета.
Причина - просочившиеся на прошлой неделе
в сетевые СМИ данные из правительственной
программы по занятости безработных.
Специалисты ожидают, что уровень безработицы
в Свердловской области достигнет пика
в марте-апреле, а уже к концу года на Урале
будет 185 тысяч человек, оставшихся без
работы. К ним прибавится 40 тысяч освободившихся
из мест лишения свободы заключенных и
70 тысяч сокращенных из армии офицеров.
При
этом специалисты в области
По самым оптимистичным прогнозам, в 2009
году численность безработных, стоящих
на учете в центрах занятости региона,
вырастет приблизительно до 40 тысяч человек.
На начало февраля официальных безработных
(то есть без учета тех, кто не регистрировался
в центрах занятости) в донском регионе
насчитывалось почти 31 тысяча человек.
По информации Службы занятости Ростовской
области, только в этом году на Дону без
работы остались 3158 человек.
Массовые увольнения, прежде всего, коснулись строителей, продавцов, машиностроителей и даже воспитателей муниципальных детских садов и школьных педагогов. Эксперты-аналитики называют эти цифры "гигантскими", и это еще для региона, который официально считается менее страдающим от кризиса, чем остальные области России. При этом в областном центре занятости также категорически отказались обнародовать названия предприятий, вынужденных пойти на введение неполного рабочего дня. Там сослались на то, что эта информация носит служебный характер. Данные по Москве: 30 тысяч безработных, и это далеко не предел. Размер пособия в разы меньше прожиточного минимума. Что касается Москвы, то число официально зарегистрированных безработных, по данным на 6 февраля, составило 30,6 тысячи человек, и оно продолжает увеличиваться. Об этом ИТАР-ТАСС сообщили в среду в управлении государственной службы занятости населения столицы.
Еще в конце января в Москве официально числились безработными 28,5 тысячи жителей, а на начало февраля их стало больше на 2 тысячи, отметили в управлении.
Больше
всего безработных
В
декабре 2008 года в столице было зарегистрировано
менее 20 тысяч безработных. В период
с 2 по 6 февраля сведения о предстоящем
сокращении работников представили 119
организаций - на 1266 человек. Сейчас в банке
вакансий службы занятости Москвы имеется
205 тысяч свободных рабочих мест, передает
агентство. В управлении добавили, что
по состоянию на 1 февраля при прожиточном
минимуме трудоспособного населения в
7456 рублей, максимальный размер пособия
по безработице составил 4900, а минимальный
- 850 рублей. Столичные власти неоднократно
заявляли, что в 2009 году не допустят роста
уровня безработицы выше 1% от экономически
активного населения. По словам первого
заместителя мэра Москвы Юрия Росляка,
в городе будут дополнительно созданы
56,3 тысячи новых рабочих мест, в основном
на предприятиях малого бизнеса. Также
городские власти "заморозили" кредиты
и штрафы предприятиям малого бизнеса
на 2009 год, чтобы не допустить увольнения
сотрудников. Более жестко правительство
Москвы намерено подходить и к миграционной
политике. "Наша позиция такова: предприятие
может использовать иностранных работников
только в случае, если не смогло найти
таких специалистов на своем рынке труда",
- подчеркнул
Заключение.
В данной работе я попыталась дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работу все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.
Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников перечисленными в пункте 1.6 способами, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.
Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.
В
работе был также поставлен вопрос
о необходимой степени
В
нашей же экономике с присущим
ей крупным государственным
Существенную помощь при написании моего реферата я получил с использованием различных книг различных профессиональных авторов, такие как: Н.А. Волгина, Никифорова А.А., Павленков В.А., Е.М. Майбурд и другие.
Можно сделать вывод из первой главы, что рынок труда имеет сложное строение. В нем действуют регуляторы и социальные силы, которых не знает никакой другой рынок. Учреждения рынка труда исключительно многообразны, поскольку их появление вызвано не только экономическими, но и различными социальными проблемами, рождаемыми рынка труда. В условиях рыночной экономики рабочая сила становится товаром, следовательно, является объектом купли-продажи на рынке труда. Поэтому вопросы своеобразия купли-продажи рабочей силы, ее отличия как товара от других товаров, уникальности рынка труда как самого сложного и взрывоопасного рынка представляют не только теоретический интерес, но и оказывают существенное влияние на хозяйственную практику.
В состав рынка труда включены рынок «рабочих рук» и рынок рабочих мест, который пока не изучен должным образом. Анализ статистического и фактического материала о состоянии рабочих мест, а также изучение проводимой политики занятости свидетельствуют о том, что важное место в деятельности органов занятости занимают создание, сохранение и модернизация рабочих мест. На этой основе зиждется и осуществляется активная политика занятости.
Выводом
второй главы можно сделать, что безработица
России неуклонно растет особенно в период
2008-2009 гг. Число людей число людей, лишившихся
работы, приближается к двум миллионам.
Список использованной литературы:
Информация о работе Особенности формирования и регулирование рынка труда