Особенности формирования и регулирование рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:22, реферат

Описание работы

Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – проблемы регулирования его деятельности, а в третьей – практический аспект функционирования рынка труда в современных российских условиях.

Содержание

Введение 3
1. Рынок труда(понятие, типология и структура).Необходимость и формы регулирования рынка труда в современных условиях.
1.1 Эволюция понятие рынка труда 5
1.2 Рынок труда и заработная плата 6
1.3 Особенности товара «труд» 8
1.4 Типология и структура рынка труда 9
1.5 Механизм саморегулирования, государственное и правовое регулирование, рынка труда 12
1.6 Деятельность профсоюзов 19
2. Рынок труда в России.
2.1 Уровень жизни населения 21
2.2 Безработица в России – данные статистики 26
2.3Отличие безработицы России от других
странах 30
2.4Рост безработицы в России за 2009 год 31
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 315.50 Кб (Скачать)
 

    2.3 Отличие безработицы от других странах.

    Необходимо  отметить, что повышение уровня безработицы  наблюдается не только в России, но и практически во всем мире.

    В начале ноября 2008 г. безработица в  США дошла до самого высокого уровня за 14-летний период и составила 6,5 % от всего трудоспособного населения.

    Экономика Украины, расшатанная длительным кризисом политической системы, серьезно пострадала и от мирового финансового кризиса. Официальное число безработных в Украине за ноябрь месяц выросло на 30 %. На начало декабря было зарегистрировано 695 тыс. безработных, тогда как на 1 ноября статус безработных имели 530 тысяч граждан Украины.

    В рамках борьбы с повышением уровня безработицы Правительство России разработало специальные меры. В  Государственную Думу РФ уже был  внесен законопроект, в котором предлагается увеличить пособие по безработице. В кризисном 2009 году в соответствии с нормами законопроекта пособие по безработице будут получать граждане, уволившиеся не только по сокращению, но и по собственному желанию. Само повышение пособия по безработице существенно. Ранее безработный мог получить лишь 1275 рублей в течение 6 месяцев. При вступлении в силу нового закона люди, оставшиеся без работы, будут получать целый год пособие в размере 75 % от заработка, однако не превышающее 4900 рублей. Официальная цена государственной поддержки рынка труда составит ориентировочно 10-50 млрд. руб.

    Такая амплитуда в стоимости программы  связана с тем, что прогнозировать уровень безработицы в РФ достаточно сложно, ведь еще до конца не известен сценарий, по которому будет развиваться  мировой экономический кризис.

    В рамках прогноза макроэкономического развития страны замминистра экономики Андрей Клепач приводит следующие прогнозированные данные: рост безработицы в России может достигнуть в 2009 г. 7,4 %, а общее число людей, потерявших работу в связи с кризисом, достигнет 5,4 млн. человек. Что же, прогноз есть прогноз, а время – покажет.  

2.4 Рост безработицы в России за 2009 год.

    Безработица в России неуклонно растет - число  людей, лишившихся работы, приближается к двум миллионам. Только за неделю оно пополнилось сразу на 90 тысяч  и в общей сложности превысило 1,7 миллиона человек. Такие данные привел в с вице-премьер правительства Александр Жуков на совещании по мониторингу ситуации на рынке труда. Они уже превысили показатель уровня безработицы, запланированный бюджетом на весь 2009 год.  
Рост безработицы таким образом составил 5,7%, заключил Жуков. "Что еще более тревожно - более 1 тысячи предприятий заявили о переходе на неполный рабочий день или отправили сотрудников в вынужденные отпуска. Суммарная численность находящихся в простое сотрудников за последнюю неделю выросла на 150 тысяч и составила 821 тысячу человек", - добавил вице-премьер, которого цитируют агентства ИТАР-ТАСС и "Интерфакс".  
Жуков потребовал ускорить работу по принятию региональных программ содействия занятости и подчеркнул, что эти программы должны быть адресными, конкретными и действенными, а не ограничиваться формальными бумагами. Так что, по его словам, "с одной стороны нужно ускорить процесс, а с другой - необходимо, чтобы они были действительно высокого качества".  
В целом программы, уже поступившие из регионов, предусматривают создание около 1 миллиона временных рабочих мест, переподготовку около 160 тысяч работников, 9 тысяч стажировок выпускников вузов и 50 тысяч рабочих мест для малого бизнеса, сказал Жуков. «но даже если мы  
все это сложим, то становится ясно, что необходимо еще больше мест создавать и переобучать большее количество работников", - указал вице-премьер.  
На том же совещании глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова привела конкретные данные и назвала конкретные суммы: на сегодня уже поступило 77 программ из 83 регионов. "77 программ - это примерно 22 миллиарда рублей, а у нас на всю программу заложено 43,7 миллиарда", - сообщила министр.  
Кроме того, в бюджете на 2009 год численность безработных планировалась в пределе 1,6 миллиона человек, а сейчас этот показатель уже превышен, добавила она.

    Голикова  отметила при этом, что в саму базу, по которой готовились эти  программы, требуется внести коррективы. Дело в том, что они разрабатывались  на основе ситуации ноября-декабря 2008 года, а сейчас цифры изменились, и потому возникает опасность недооценки. "Потребуется уточнение и с точки зрения численности, и с точки зрения включения конкретных мероприятий по переподготовке и обучению", - сказала Голикова. По ее словам, Минздрав-  
соцразвития предлагает увеличить субвенции регионам на выплату пособий по безработице и на активную программу повышения занятости. На это предполагается дополнительно выделить 34 миллиарда рублей. Проект соответствующего постановления уже подготовлен и проходит согласование в министерстве финансов, сообщила Голикова. Она напомнила, 
что с 1 января повышено максимальное пособие по безработице, и с учетом этого также требуется внести коррективы.  "Средства будут обеспечены в рамках имеющейся статьи расходов в бюджете на 2009 и плановый период на 2010-2011 годы, которые предусматривают резервирование на эти цели 325 миллиардов рублей", - сказала она. Также, по словам министра, в первом квартале регионам дополнительно будет переведено 1,6 миллиарда рублей, чтобы полностью обеспечить выплату пособий. В регионах информацию о массовых увольнениях могут скрывать - уже есть прецеденты  
Вместе с тем, власти могут быть далеки от реальной ситуации в регионах. Так, например, на Урале решили засекретить информацию об увольнениях. Как передает "Радио Свобода", в Екатеринбурге отделам кадров муниципальных учреждений, крупных предприятий и организаций запрещено передавать в СМИ данные о сокращениях персонала.  Как сообщил представитель одного из областных центров занятости, "нас собрали в Екатеринбурге. Сказали - не вздумайте что-то говорить. Что сочтем нужным, предоставим сами". Дано указание предоставлять всю информацию только в областной департамент труда и главе города.  На Среднем Урале введен режим защиты конфиденциальной информации о состоянии рынка труда. Рядовых сотрудников муниципальных кадровых служб уже лишили возможности скачивать информацию с персональных компьютеров и отрезали от Интернета. Причина - просочившиеся на прошлой неделе в сетевые СМИ данные из правительственной программы по занятости безработных.  
Специалисты ожидают, что уровень безработицы в Свердловской области достигнет пика в марте-апреле, а уже к концу года на Урале будет 185 тысяч человек, оставшихся без работы. К ним прибавится 40 тысяч освободившихся из мест лишения свободы заключенных и 70 тысяч сокращенных из армии офицеров.

    При этом специалисты в области трудоустройства  считают такую политику оправданной. "Зачем людей пугать? Понятно, что проблема есть, но зачем ее раздувать? - говорит директор одной из рекрутинговых компаний Ольга Пертникова. - Тем более, люди подвержены ухватыванию именно отрицательной информации, дальше ее муссируют и развивают. Это никому не идет на пользу". В Ростовской области сотрудников массово увольняют "по собственному желанию"  То же "Радио Свобода" ранее рассказало о положении дел в Ростовской области. Там руководство предприятий в условиях кризиса в массовом порядке предлагает сотрудникам увольняться по собственному желанию. Более 20 тысяч человек трудятся в режиме неполного рабочего дня.  
По самым оптимистичным прогнозам, в 2009 году численность безработных, стоящих на учете в центрах занятости региона, вырастет приблизительно до 40 тысяч человек.  На начало февраля официальных безработных (то есть без учета тех, кто не регистрировался в центрах занятости) в донском регионе насчитывалось почти 31 тысяча человек. По информации Службы занятости Ростовской области, только в этом году на Дону без работы остались 3158 человек.

    Массовые  увольнения, прежде всего, коснулись строителей, продавцов, машиностроителей и даже воспитателей муниципальных детских садов и школьных педагогов. Эксперты-аналитики называют эти цифры "гигантскими", и это еще для региона, который официально считается менее страдающим от кризиса, чем остальные области России.  При этом в областном центре занятости также категорически отказались обнародовать названия предприятий, вынужденных пойти на введение неполного рабочего дня. Там сослались на то, что эта информация носит служебный характер.   Данные по Москве: 30 тысяч безработных, и это далеко не предел. Размер пособия в разы меньше прожиточного минимума.  Что касается Москвы, то число официально зарегистрированных безработных, по данным на 6 февраля, составило 30,6 тысячи человек, и оно продолжает увеличиваться. Об этом ИТАР-ТАСС сообщили в среду в управлении государственной службы занятости населения столицы.

    Еще в конце января в Москве официально числились безработными 28,5 тысячи жителей, а на начало февраля их стало больше на 2 тысячи, отметили в управлении.

    Больше  всего безработных зафиксировано  в Восточном и Юго-Восточном  административных округах столицы. Меньше всего - в Центральном округе и Зеленограде.

    В декабре 2008 года в столице было зарегистрировано менее 20 тысяч безработных. В период с 2 по 6 февраля сведения о предстоящем сокращении работников представили 119 организаций - на 1266 человек. Сейчас в банке вакансий службы занятости Москвы имеется 205 тысяч свободных рабочих мест, передает агентство. В управлении добавили, что по состоянию на 1 февраля при прожиточном минимуме трудоспособного населения в 7456 рублей, максимальный размер пособия по безработице составил 4900, а минимальный - 850 рублей.  Столичные власти неоднократно заявляли, что в 2009 году не допустят роста уровня безработицы выше 1% от экономически активного населения. По словам первого заместителя мэра Москвы Юрия Росляка, в городе будут дополнительно созданы 56,3 тысячи новых рабочих мест, в основном на предприятиях малого бизнеса. Также городские власти "заморозили" кредиты и штрафы предприятиям малого бизнеса на 2009 год, чтобы не допустить увольнения сотрудников.  Более жестко правительство Москвы намерено подходить и к миграционной политике. "Наша позиция такова: предприятие может использовать иностранных работников только в случае, если не смогло найти таких специалистов на своем рынке труда", - подчеркнул  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

    В данной работе я попыталась дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работу все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

    Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда  это не только отношения между  наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников перечисленными в пункте 1.6 способами, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

    Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном  сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда  в целом. Ведь политика государства  на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.

    В работе был также поставлен вопрос о необходимой степени вмешательства  государства в рыночную экономику, и конкретно в сферу трудовых отношений. Применительно к странам с развитой рыночной социально ориентированной экономикой этот вопрос актуален только в тот момент, когда начинается отток капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговым прессом на предпринимателей (основной источник финансирования социальных программ и т.п.). И тут уже ставится вопрос о предоставлении свободы рыночным саморегулирующимся процессам для стимулирования экономического роста.

    В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе, и сильный “теневой” сектор. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

    Существенную  помощь при написании моего реферата я получил с использованием различных книг различных профессиональных авторов, такие как: Н.А. Волгина, Никифорова А.А., Павленков В.А., Е.М. Майбурд и другие.

    Можно сделать вывод из первой главы, что рынок труда имеет сложное строение. В нем действуют регуляторы и социальные силы, которых не знает никакой другой рынок. Учреждения рынка труда исключительно многообразны, поскольку их появление вызвано не только экономическими, но и различными социальными проблемами, рождаемыми рынка труда. В условиях рыночной экономики рабочая сила становится товаром, следовательно, является объектом купли-продажи на рынке труда. Поэтому вопросы своеобразия купли-продажи рабочей силы, ее отличия как товара от других товаров, уникальности рынка труда как самого сложного и взрывоопасного рынка представляют не только теоретический интерес, но и оказывают существенное влияние на хозяйственную практику.

    В состав рынка труда включены рынок  «рабочих рук» и рынок рабочих  мест, который пока не изучен должным  образом. Анализ статистического и  фактического материала о состоянии  рабочих мест, а также изучение проводимой политики занятости свидетельствуют о том, что важное место в деятельности органов занятости занимают создание, сохранение и модернизация рабочих мест. На этой основе зиждется и осуществляется активная политика занятости.

    Выводом второй главы можно сделать, что безработица России неуклонно растет особенно в период 2008-2009 гг. Число людей число людей, лишившихся работы, приближается к двум миллионам. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. Н.А. Волгина. Рынок труда и доходы населения. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ»,1999. – 280с.
  2. Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица. – М.:1991. – 360с.
  3. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи “Экономика” Москва, 1993г.
  4. Павленков В.А. “Рынок труда.” М., 1992г;
  5. Е.М. Майбурд “Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров”, Москва 1996г.
  6. “Курс экономической теории”. Под ред. Чепурина М.Н., Киров, 1994г., стр.233-248;
  7. Четвернина Т.“Положение безработных и государственная политика на рынке труда.” “Вопросы экономики”, №2, 1997г., стр.102-113.;
  8. Чернина Н. “О новой модели занятости.” “Российский экономический журнал”, №11-12, 1996г., стр.50-59.;
  9. Лещинская Г. “Молодежный рынок труда.” “Экономист.”, №8, 1996г., стр. 62-70.;
  10. Рынок труда. Павленков Валерий Алексеевич. – М.: МГУ, 2004. – 368с.
  11. Заславский И. “К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики.” “Вопросы экономики.”, №2, 1996г., стр.76-91.;

Информация о работе Особенности формирования и регулирование рынка труда