Особенности формирования и регулирование рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:22, реферат

Описание работы

Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – проблемы регулирования его деятельности, а в третьей – практический аспект функционирования рынка труда в современных российских условиях.

Содержание

Введение 3
1. Рынок труда(понятие, типология и структура).Необходимость и формы регулирования рынка труда в современных условиях.
1.1 Эволюция понятие рынка труда 5
1.2 Рынок труда и заработная плата 6
1.3 Особенности товара «труд» 8
1.4 Типология и структура рынка труда 9
1.5 Механизм саморегулирования, государственное и правовое регулирование, рынка труда 12
1.6 Деятельность профсоюзов 19
2. Рынок труда в России.
2.1 Уровень жизни населения 21
2.2 Безработица в России – данные статистики 26
2.3Отличие безработицы России от других
странах 30
2.4Рост безработицы в России за 2009 год 31
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 315.50 Кб (Скачать)

    В 2008-2009 годах предусматриваются достаточно высокие темпы роста среднего размера трудовой пенсии, что обеспечит увеличение ее размера по отношению к прожиточному минимуму пенсионера. При этом размер социальной пенсии должен достигнуть величины прожиточного минимума пенсионера.

    Средний размер трудовой пенсии (среднегодовой) к 2009 году возрастет в 1,84 раза. В реальном выражении рост трудовой пенсии за 2006-2009 годы составит 37,9 процента, что  не позволит в ближайшие годы преодолеть тенденцию увеличения разрывам между средней трудовой пенсией и средней заработной платой.

    Дальнейшему улучшению условий пенсионного  обеспечения будут способствовать:

    предоставление  права добровольного формирования гражданами накопительной части  своей пенсии за счет уплачиваемых ими дополнительных страховых взносов;

    формирование  законодательной базы для обеспечения  процесса создания, регистрации и  функционирования профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации.[7,5-10]

    Снижение уровня бедности

    В настоящее время в России границей бедности является уровень прожиточного минимума.

    Расчет  величины прожиточного минимума на 2005-2009 годы был произведен с учетом положений  Федерального закона от 31 марта 2006 года № 44-ФЗ «О потребительской корзине  в целом по Российской Федерации», в соответствии с которым увеличены нормативы продовольственной части потребительской корзины, а также объемы потребления товаров первой необходимости, санитарии и лекарств для пенсионеров и детей. Кроме того, в минимальный набор услуг для пенсионеров включены транспортные услуги и отдельной позицией предусмотрены услуги учреждений культуры. 

    По  предварительным оценкам, величина прожиточного минимума при расчете  по проекту новой методики возросла в 2005 году на 27,8%,  в 2006 году ее рост может составить 11,4%, в 2009 году – 7,4 процента.

    Увеличение  величины прожиточного минимума окажет сдерживающее влияние на динамику численности  населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. Однако в результате роста денежных доходов населения, в том числе за счет монетизации льгот, этот показатель будет иметь тенденцию к сокращению и к 2009 году по второму варианту составит 15,8 млн. человек  (11,2% от общей численности населения).

    Определенные  изменения произойдут в структуре  населения с доходами ниже прожиточного минимума. Доля пенсионеров в общей численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума сократится с 29,1% в 2005 году до 28,7% в 2009 году, что связано с улучшением пенсионного обеспечения в перспективном периоде. Одновременно, согласно прогнозным оценкам, в структуре бедности уменьшится доля занятых в бюджетной сфере (с 10,6% в 2005 г. до 10,2% в 2009 г.), что обусловлено запланированным существенным ростом заработной платы бюджетников.

    Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, проживающего в сельской местности, в прогнозном периоде будет сокращаться, но более медленными темпами, по сравнению с другими категориями населения (пенсионеры, бюджетники и др.).

    Повышение минимального размера оплаты труда, пенсий и других социальных выплат позволит сосредоточить внимание на помощи наиболее обездоленной части населения.

    В 2006-2009 годы продолжится работа по разработке наиболее эффективных методик выявления  нуждаемости и оказания адресной социальной помощи бедным семьям. Программы помощи бедным будут носить комплексный характер и предусматривать сочетание материальной помощи малообеспеченным категориям граждан с мерами по социальной интеграции и повышению их конкурентоспособности на рынке труда.

    Меры  по повышению уровня жизни, принятые на федеральном уровне, могут дополняться в субъектах Российской Федерации, которые имеют право увеличивать размеры социальных пособий нуждающимся гражданам, вводить собственные механизмы адресной социальной помощи за счет имеющихся у них финансовых ресурсов, предусматривать меры социальной поддержки граждан при оплате жилья и коммунальных услуг.

    Наряду  с бюджетными ресурсами будут  задействованы и другие источники  финансирования оказания помощи нуждающимся  категориям населения. С этой целью предусматривается развитие механизмов государственно-частного партнерства, позволяющих объединять средства государства и частных благотворителей, а также привлечение негосударственных организаций для совместной разработки и реализации программ повышения благосостояния малообеспеченных категорий граждан на условиях государственного социального заказа, социальных грантов и в иных формах.

    Кроме того, в среднесрочной перспективе  предусматривается продолжить работу по дополнительному совершенствованию законодательства и реализации мер по переводу натуральных льгот в денежные выплаты. При этом увеличение размеров ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан будет осуществляться с учетом ежегодной индексации ее размера. 

2.2 Безработица в России – данные статистики

    Численность экономически активного  населения к концу февраля 2009г. составила, по оценке, 75,6 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны.

    Преобладающая часть занятого населения сосредоточена  в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. В январе 2009г. в них работало 36,3 млн.человек, или 52,2% общей численности занятых. Кроме того, в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 1,7 млн.человек (в эквиваленте полной занятости). Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников в этих организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в январе 2009г. составило 38,0 млн. и было меньше, чем в январе 2008г. на 0,7 млн.человек, или на 1,9%.

Таблица 1

Динамика  числа замещенных рабочих мест в  организациях 
(без субъектов малого предпринимательства)

  Январь 
2009г., 
млн.
В % к  Справочно 
январь 2008г. 
в % к
январю 
2008г.
Декабрю 
2008г.
январю 
2007г.
Декабрю 
2007г.
Всего замещенных рабочих  мест 38,0 98,1 98,6 101,2 99,4
в том  числе: 
работниками списочного состава (без внешних совместителей)
36,3 98,2 99,3 101,0 100,2
внешними  совместителями 0,9 97,5 96,7 102,6 98,4
работниками, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового  характера 0,8 94,5 73,9 107,4 74,5
 
 
 

Безработица. В конце февраля 2009г., по оценке, 6,4 млн.человек, или 8,5% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 2,0 млн.человек, в том числе 1,7

млн.человек  получали пособие по безработице.

Таблица 2

Динамика  численности безработных

на конец  месяца

  Общая численность  
безработных
1)
Численность официально  
зарегистрированных безработных
тыс. 
человек
в % к тыс. 
человек
в % к
соответ- 
ствующему  
периоду 
предыдущего года
преды- 
дущему 
периоду
соответ- 
ствующему  
периоду 
предыдущего года
преды- 
дущему 
периоду
2008г.
Январь 4954 94,2 107,7 1552 89,1 99,9
Февраль 5308 98,5 107,1 1574 90,2 101,4
Март 4904 96,6 92,4 1534 89,7 97,5
I квартал (в среднем  за месяц)  5055 96,5 115,8 1553 89,7 104,2
Апрель 4500 94,4 91,8 1478 90,0 96,3
Май 4097 91,9 91,0 1397 88,7 94,5
Июнь 4222 96,1 103,1 1332 89,3 95,3
II квартал (в среднем за месяц) 4273 94,2 84,5 1402 89,3 90,3
Июль 4347 100,4 103,0 1317 89,4 98,9
Август 4472 104,9 102,9 1294 88,9 98,2
Сентябрь 4744 111,4 106,1 1247 88,2 96,4
III квартал (в среднем  за месяц) 4521 105,6 105,8 1286 88,9 91,7
Октябрь 5016 118,0 105,7 1245 87,7 99,8
Ноябрь 5289 124,6 105,4 1304 87,1 104,8
Декабрь 5800 126,1 109,7 1522 98,0 116,7
IV квартал (в среднем  за месяц) 5368 123,0 118,7 1357 91,1 105,5
Год (в среднем за месяц) 4804 104,3   1400 89,7  
2009г.
Январь 6100 123,1 105,2 1708 110,1 112,2
Февраль 6400 120,6 104,9 2012 127,8 117,8
1) С декабря 2008г. - данные предварительные.

    Данная  таблица показывает, что число  безработицы В России неуклонно  растет.

    В 90-е годы безработица в России носила массовый характер. Самый высокий  уровень безработицы в нашей стране был зафиксирован в 1995-2000 гг. – до 7 млн. чел. имели официальный статус безработных. В период с 2002 по 2007 год уровень безработицы в РФ ежегодно снижался. А в 2007 году была достигнута минимальная отметка – 4,2 млн. чел.

    Мировой финансовый кризис вызвал производственный спад во многих экономических отраслях. В октябре 2008 года по России пошла волна сокращений. Самыми слабыми звеньями оказались строительство, металлургия, автопром, а также кредитные и банковские учреждения.

    По оперативным данным Федеральной службы государственной статистики, безработица в РФ в ноябре 2008 года увеличилась по сравнению с III кварталом 2008 г. на 8 %. Службой занятости было поставлено на учет по безработице 1,5 млн. чел. В то время как, по результатам опоросов, проводимых ГОССТАТом, безработными на конец ноября себя считали 5 млн. чел., что составляет 6,6 % всего трудоспособного населения.

    При этом нельзя забывать о категории  так называемой латентной безработицы. Дело в том, что официальная статистика учитывает только тех безработных, которые обратились в службу занятости, а также тех, кто во время опроса признался в потере работы. Однако никак не учитываются те граждане, которые работали без официального оформления по ТК и потеряли источник дохода в связи с кризисными трудностями работодателя. Специфика занятости в России такова, что уровень латентной безработицы вполне может быть соизмерим с официальными данными.

Забастовки.

Таблица 3

Данные  о забастовках1) 
продолжительностью одна смена (день) и более

  Число организаций, 
в которых прошли забастовки, 
единиц
Число участников, 
тыс.человек
Не  отработано 
рабочего времени, тыс.человеко-дней
2008г.
Январь - - -
Февраль - - -
Март 3 1,6 3,6
I квартал2) 3 1,6 3,6
Апрель 2 1,7 25,3
Май - - -
Июнь 1 0,1 0,1
I полугодие2) 4 1,9 29,1
Июль - - -
Август - - -
Сентябрь - - -
Январь-сентябрь2) 4 1,9 29,1
Октябрь - - -
Ноябрь - - -
Декабрь - - -
Год2) 4 1,9 29,1
2009г.
Январь 1 0,01 0,11
Февраль - - -
1) При организации  статистического  наблюдения под забастовкой понимается временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей в целях разрешения трудового спора. Началом или окончанием забастовки считается дата принятия решения о начале или окончании забастовки на собрании трудового коллектива. 
2) Данные за период с начала года нарастающим итогом рассчитываются без учета переходящих забастовок.

Информация о работе Особенности формирования и регулирование рынка труда