Особенности денежно-кредитной системы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

В рамках данной курсовой работы ставится цель: на основе современной научной литературы проанализировать экономическое содержание денежно-кредитной системы и инструменты ее регулирования. Достижение поставленной цели предполагается достичь, решив следующие задачи:
Рассмотреть сущность денег и кредита
Изучить понятия и инструменты денежно-кредитной системы
Проанализировать денежно-кредитную систему
Рассмотреть денежно-кредитную систему РФ.

Содержание

Введение
Глава 1: Кредитно-денежная система и денежно-кредитная политика.
Сущность денег и кредита.
Структура современной кредитно-денежной системы.
Цели и инструменты кредитно-денежной политики.

Глава 2: Особенности денежно-кредитной системы в России
Анализ кредитно-денежной системы в России.
Проблемы функционирования кредитно-денежной системы в России.
Методы регулирования кредитно-денежной системы в России.

Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 43.47 Кб (Скачать)
 

     Рассмотрим  каждый инструмент в отдельности:

  1. Денежная эмиссия или операции на открытом рынке, т.е. сделки с

государственными облигациями. Надежный вид финансовых активов. Ценные бумаги продаются и покупаются на особом рынке, где цены, как и на товарном рынке, образуются в соответствии со спросом и предложением.

     Операции  с ценными бумагами заключаются  в продаже или покупке ЦБ у  коммерческих банков ценных государственных  бумаг – акций, облигаций, казначейских векселей. В данной операции участвуют:

  • государство (через ЦБ);
  • коммерческие банки;
  • население.

     Таким образом, покупка государственных  ценных бумаг вызывает дополнительную денежную эмиссию. Продажа государственных  ценных бумаг снижает объемы денежной массы, которая находится в обращении.

  1. Резервная политика - увеличение резервных норм ведет к уменьшению

количества  денег в обращении; уменьшение обязательных резервов увеличивает количество денег.

  1. Изменение учетной ставки (учетная, или дисконтная, политика), т.е.

процентной  ставки, по которой центральные банки  взыскивают платежи по кредитам коммерческих банкам (повышение ставки ограничивает предложение денег; уменьшение - сокращает).

  1. Валютная политика - оказание непосредственного влияния на

величину  денежного предложения в стране. Продавая валюту, ЦБ сокращает количество денег, покупая - увеличивает.

     Кроме того применяется прямое регулирование  государством величины процентной ставки и установление для коммерческих банков лимитов кредитования.

     Денежно-кредитная  политика является основным инструментом регулирования государства, по мнению экономистов монетаристской школы. Данное направление сформировалось в качестве своеобразного протеста против кейнсианства, ибо в качестве основного инструмента воздействия  на экономику монетаристы считают  деньги, которые практически не присутствуют в многочисленных моделях.

     Теория  денежно-кредитного регулирования существует в двух видах: монетаристская и кейнсианская концепции обеспечения равновесия в экономике.

     Кейнсианская  теория отрицает саморегулирование рыночной капиталистической экономики. Кейнс считал, что путем вмешательства государства в регулирование количества денег в обращении и процентных ставок можно преодолеть циклический характер развития диспропорции в экономике капитализма. Установление низкой нормы процента сможет обеспечить подъем производства, снизить до минимума или устранить безработицу, создаст стимул к инвестициям.

     Монетаристы, напротив, считают, что государственное регулирование экономики бесполезно. По их мнению, основным фактором в экономике является количество денег в обращении. Таким образом, изменяя денежную массу (увеличивая или уменьшая) можно изменить процентную ставку, таким образом воздействовать на объем производства. В основе денежно-кредитного регулирования лежит агрегат денежной массы М1 (наличные деньги + бессрочные вклады). Устанавливается, на сколько процентов этот агрегат должен увеличиваться в предстоящем периоде, осуществляется расчет норматива по агрегату М1 с целью определения размера ВВП, возрастающего в том же проценте.

     Основными направлениями государственного регулирования  являются:

  • Политика ЦБ в отношении финансовых институтов особенно банков;
  • Налоговая политика правительства на центральном и местном уровне;
  • Участие правительства в смешанных (полугосударственных) или

государственных кредитных институтах;

  • Законодательное мероприятие исполнительной и законодательной

власти  регулирующей деятельность различных  институтов кредитной системы.  
 
 
 
 
 
 

2.1 Анализ денежно-кредитной системы  РФ

     В последние годы денежно-кредитная  политика Банка России в целом  характеризовалась недостатком  системности и четкости методологических подходов. Это выразилось в следующих  тенденциях:

     - расплывчатом определении основных задач политики процентной ставки;

     - неразработанности методики оценки спроса на деньги и концептуальных подходов к формированию денежного предложения;

     - неэффективном управлении золотовалютными резервами.

     В мировой практике к целям ДКП  традиционно относится обеспечение  основных показателей макроэкономической устойчивости - экономического роста, занятости, ценовой стабильности, высокой  конъюнктуры финансового рынка. В этой связи надо отличать цели ДКП от целевых показателей ее реализации. Последние включают: денежные агрегаты; размеры колебаний процентной ставки; темпы инфляции; уровень  поддержки валютного курса.

     Банк  России намерен в ближайшие годы завершить переход к режиму таргетирования инфляции. Под инфляционным таргетированием обычно понимается разновидность ДКП, при которой центральный банк публично объявляет количественный показатель допустимой инфляции и берет на себя обязательство обеспечить рост цен в пределах установленного диапазона. Основным механизмом достижения указанной цели является воздействие на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. Но при этом в качестве инструмента ДКП применяется краткосрочная процентная ставка.

     Вместе  с тем, планируемый переход Банка  России к таргетированию инфляции может значительно усилить риски макроэкономической нестабильности. При таком варианте ДКП для ослабления воздействия на нее внешних шоков используется режим свободно плавающего валютного курса. Но отказ от поддержки валютного курса в определенном диапазоне приведет к значительным колебаниям рубля по отношению к другим валютам и будет провоцировать резкие притоки и оттоки спекулятивного иностранного капитала. В этих условиях на курс рубля будет оказываться дополнительное воздействие.

     На  ближайшие годы Банком России продекларирована задача превращения процентной ставки в главный инструмент ДКП. Предполагается обеспечить постепенное сужение  диапазона процентных ставок по собственным  операциям ЦБ РФ и снижение волатильности ставок денежного рынка. Однако Банк России не сформулировал задачи структуризации процентной политики на основе регулирования кратко-, средне- и долгосрочных процентных ставок.

     Немаловажное  значение приобретает эффективное  управление международными резервами, которое должно обеспечивать как  их сохранность, так и высокую  доходность. При этом в первую очередь  необходимо минимизировать инвестиционные риски.

     В сентябре-октябре 2008 г. в условиях неустойчивости рынка межбанковского кредитования Банк России предпринял ряд мер по созданию новых инструментов увеличения ликвидности в экономике. Но было бы большой ошибкой допустить  инвестиционные и управляющие компании к системе рефинансирования центрального банка. Это привело бы к неконтролируемости процесса формирования ликвидности  и создало бы риск перекредитования финансового сектора.

     Подводя итог вышесказанному можно отметить, что принятие эффективных мер  по недопущению в будущем глобальных финансовых кризисов потребует активного  международного сотрудничества, такого же масштабного, как проведение Бреттон-Вудской и Ямайской международных конференций. Это позволит решить ряд проблем, которым до последнего времени не уделялось должного внимания. Например, следует обеспечить контроль за формированием международной ликвидности в результате мультиплицирования резервных валют. Это, скорее всего, обусловит необходимость ликвидировать банковские оффшорные зоны (с такими предложениями уже выступил ряд развитых стран, в частности Германия и Франция). Их деятельность не только ослабляет контроль за международной ликвидностью, но и является, по сути, недобросовестной конкуренцией в сфере налогообложения. Нужно также унифицировать требования к качеству банковского залога и предотвращать использование ценных бумаг, эмитированных при секьюритизации выданных кредитов, для обеспечения новых ссудных обязательств.

2.2 Методы регулирования денежно-кредитной  системы РФ

     Регулирование денежного обращения в РФ возложено  на Банк России. В соответствии с  Федеральным законом «О центральном  банке Российской федерации» от 12 апреля 1995г. основные инструменты денежно-кредитной  политики банка:

     - процентные ставки по операциям  Банка России;

     - нормативы обязательных резервов;

     - операции на открытом рынке;

     -рефинансирование  банков;

     - депозитные операции;

     - валютное регулирование;

     - установление ориентиров роста  денежной массы;

     - прямые количественные ограничения.

     Указанные методы денежно-кредитного регулирования  можно назвать общими, так как  они влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок ссудных капиталов  в целом.

     Применяются также выборочные (селективные методы, направленные на регулирование отдельных  форм кредита (например, потребительского) или кредитование различных отраслей). К выборочным методам относятся:

     - ограничение размеров банковских  кредитов для отдельных банков  или ссуд (кредитные потолки)

     - регламентация условий выдачи  конкретных видов кредита, в  частности, установление размеров  маржи, т. е разницы между  суммой обеспечения и размером  выданной суммы. 

     Банк  России выдает кредиты коммерческим банкам. В Законе говорится, что Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми  ориентирами единой государственной  денежно-кредитной политики.

     Процентные  ставки по операциям Банка России (ставки рефинансирования). Законом  предусматривается возможность  установления одной или нескольких процентных ставок по разным видам  операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

     Под системой рефинансирования понимаю  формы, порядок, условия, сроки лимиты кредитования Банком России банков и  кредитных учреждений для регулирования  ликвидности банковской системы. Процентная политика является методом регулирования  кредитно-денежной системы. Повышая  ставку на учетно-ссудный операциям, центральный банк уменьшает возможности  коммерческим банков и их клиентов получить кредит, что приводит к  сокращению денежной массы и повышает уровень рыночного процента. Это, в свою очередь, отражается на состоянии  платежного баланса, уровне валютного  курса. Повышение ставок способствует привлечения в страну иностранного краткосрочного капитала, что приводит к активизации платежного баланса, увеличению предложения иностранной  валюты, в результате чего происходит снижение курса иностранной валюты и повышение курса национальной валюты. Снижение ставки ЦБ приводит к  противоположным результатам.

     Социально-экономические  последствия при повышении спроса конъюнктуры на денежные ресурсы  выражается снижением роста цен, замедление инвестиций и роста производства, провоцирует рост безработицы. При таком положении Банк России проводит кредитно-денежную политику: снижает ставку рефинансирования, удешевляет кредит для банков и их клиентов, расширяет его, а значит, увеличивает количество денег в обращении, расширяет спрос на товары и услуги, стимулирует инвестиции и рост производства, что сокращает безработицу, но не может провоцировать рост цен.

     Высший  уровень ставки рефинансирования был  в декабре 1993г – 3101, к августу 1994г – 1401, в 1997 году она снизилась  с 48 до 21%, летом 1998г снова был отмечен  всплеск на уровнях 90, 150, 60, 80%. С августа 2002г ставка рефинансирования Банка  России составляет 21% , с октября 2006г  – конца 2007г ставка рефинансирования снижена до 11%. С июня 2009г установлена  новая ставка рефинансирования Банка России в размере 11,5% годовых.

Информация о работе Особенности денежно-кредитной системы в России