Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:01, реферат
Россия - многонациональная страна. Это обусловлено, прежде всего, её географическим расположением: наша страна занимает территорию всего севера Евразии. В Сибири живут различные народы- эвенки, чукчи, марийцы - каждый из которых имеет свою историю, традиции и обычаи. Россия является государством, в котором все народы живут в содружестве друг с другом. Особняком стоит Республика Татарстан, в которой удивительно гармонично уживаются две национальности: татары и русские. Так как различных национальностей достаточно много, то правительство России должно проводить определённую политику в этой области.
1. ВВЕДЕНИЕ
2. Основы национальной политики
3. Аспекты национальной политики
4. Этнополитическая стратификация
5. Проблемы национальной политики России в настоящее время.
6. Становление национальной политики в России
7. Заключение
Именно таким должно быть понимание основ национальной политики в Российской Федерации, ее целей и задач. Достойное существование каждого гражданина России в российском государстве, обществе - это основа и конечный результат осуществления национальной политики. А насколько мы в своих чувствах, мыслях и в действиях далеки от этого идеала?!
Это вопрос, содержание ответа на который может во многом определить перспективы России - и как общества, и как государства. Нынешнему национальному патриотизму во многом присуще разобщение народов и отдельных людей по национальному и религиозному признакам. Истинный национальный и государственный патриотизм раскрывает творческий потенциал каждого народа и объединяет его в общегосударственном масштабе. Государство не может и не должно оставаться посторонним наблюдателем. Россия действительно нуждается в безопасном и созидающем, способном собирать многонациональное российское общество и государство патриотизме. Нам нужен просвещенный патриотизм, патриотизм достоинства каждого народа, каждой культуры, каждого гражданина, патриотизм собирания России, ее возвеличивания созидательными делами, достойным существованием и сосуществованием народов, культур и граждан страны. Для обеспечения господства в общественном и индивидуальном сознании ценностей такого патриотизма необходимы: демократизация государственной и общественной жизни страны, внимательный учет и согласование интересов, потребностей и достоинства всех национальностей страны, выявление и объединение их самобытного потенциала, налаживание межнационального сотрудничества и сотворчества, укрепление единства и жизнеспособности всего российского государства и общества. Отсюда роль и значимость последовательной и систематической работы органов власти и гражданского общества в центре и на местах по выработке и реализации национальной политики современной России. Демократическое обустройство в едином государстве всех народов страны - это коренной вопрос российского государства и общества. В связи с этим считаю необходимым обозначить и учесть в современных условиях следующие направления государственной национальной политики.
Этнополитическая стратификация.
Властные отношения, которые имеют этнонациональную окраску, достаточно многообразны. Четырёхуровневое (союзная, автономная республики, автономная область, национальный округ) устройства СССР было очень грубой формой учёта многообразия национальной жизни. Его ограниченность заключалась в следующем:
- это было
отступлением от реальной
- из этой системы
были практически исключены
- это иерархическое
устройство, по которому строились
и другие сферы общественной
жизни, когда выявлялись
Сохранение целостности России, а также учёт полиэтнического расселения и стремление к предотвращению межнациональных конфликтов требуют совершенствования реально сложившихся форм государственного устройства, дополнения его новыми формами национальных и региональных образований.
Корреляция государственного устройства России имеет принципиальный характер. Реальная жизнь свидетельствует, что идёт поиск форм этнонациональной самобытности, адекватной принципам демократизации общественной жизни. Становление демократического общества предполагает разгосударствление и деполитизацию межнациональных отношений, формирование самоуправляемых национальных структур. Перенос акцентов в сфере национальной политики с национально-государственного и национально-территориального на национально-культурный принцип организации общественной жизни означает, что в дополнение к существующей системе национально-государственного устройства все народы России могут получить самые широкие права для реализации своих этнокультурных интересов и потребностей независимо от характера расселения, величины этноса, развитости экономики и культуры. При таком подходе расширяется понятие национального самоопределения. Кроме традиционных национально-государственного и национально-территориального самоопределения возникает реальная возможность национального самоопределения, главной среди которых считается национально-культурная автономия.
Национально-культурная
автономия (НКА) - это образование
самоуправляющегося национального
союза по желанию представителей
того или иного народа. НКА как
показатель демократического самоуправления
народов ориентирует
Утверждение института
национально-культурной автономии
придаёт новое содержание федерализму,
что отражает естественный процесс
возрождения национальностей
Поливариантность (асимметрия) федеративного устройства способствует эффективной реализации принципа единства в многообразии. На этой основе может сложиться не только государственная, но и социально-культурная российская общность.
Становление национальной политики в России.
Современный этап развития российского общества и российской государственности выдвинул на первый план вопросы обустройства народов и территорий в Российской Федерации. Подписание в 1992 г. Федеративного договора и принятие в 1993 г. Конституции Российской Федерации ясно обозначили федеративную суть нашего государства.
Однако традиции унитаризма и предельной централизации, отсутствие демократического опыта и культуры федерализма, обострение межнациональных противоречий, доведенных до национал-сепаратизма. шовинизма и кровопролитных конфликтов, возрастающая неравномерность социально-экономического развития регионов, господство в них дезинтеграционных процессов, а также отсутствие отработанных правовых и организационных механизмов управления государственным строительством, федеративными и национальными отношениями создают в комплексе угрозу дальнейшему развитию российской государственности. Господствующие в нынешней ситуации, с одной стороны, тенденции национал-шовинизма с попытками восстановления традиций сверхцентрализованного, унитарного центра, а с другой - тенденции национального и регионального сепаратизма подрывают демократические перспективы развития российского многонационального народа, российского федеративного государства. Отсюда актуальность выработки и налаживания реально работающей политико-правовой и управленческой модели развития многонационального федеративного государства, национальных и федеративных отношений в Российской Федерации.
Сегодня необходимо
выстроить систему
Исходя из анализа объективных тенденций развития национальных и федеративных отношений, перспектив развития российской государственности, считал бы необходимым выстроить более эффективную организационно-управленческую структуру развития федеративных и национальных отношений, используя аналитический и управленческий потенциал Администрации Президента, Совета Безопасности, Правительства и субъектов Федерации
В Правительстве России следовало бы качественно повысить статус и полномочия Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации, придав ему целый ряд дополнительных функций по прослеживанию характера развития социально-экономических, культурно-языковых процессов реформирования российского общества и самочувствия народов и регионов, в том числе и через механизмы стимулирования интеграционных тенденций развития Российской Федерации. Важное значение имеет и выстраивание экономических механизмов управления федеративными, региональными и национальными отношениями, а подключение потенциала всего гражданского общества к разработке и реализации федеративной и овальной политики, к разрешению национальных и региональных проблем. Устарели технологии выстраивания экономического федерализма за счет рычагов бюджетного федерализма. Субъекты Федерации и хозяйствующие субъекты пока не ориентированы на объединение своих усилий.
Формирование «единого многонационального общества при консолидирующей роли русского народа» - главная идея подготовленного по поручению президента проекта новой редакции концепции государственной национальной политики России.
Хотя проект
разрабатывался как поправки к концепции,
утвержденной указом президента Бориса
Ельцина еще в 1996 году, на деле речь
идет о принципиально новом
Над новым проектом
работали представители министерств
регионального развития, культуры,
образования, финансов, иностранных
дел и юстиции, а также ФСБ
и Совета безопасности. «Предпосылки
для сплоченности народов», по мнению
авторов проекта, в России уже
созданы - таковыми, в частности, являются
разграничение полномочий между
разными уровнями власти и создание
системы национальных общественных
организаций. И теперь «сплоченным
народам» предстоит сделать следующий
шаг, чтобы обеспечить «единство
страны и укрепление вертикали власти
на основе конституционного строя и
законности». А за это государство
гарантирует всем представителям «единой
гражданской нации», в том числе
и за рубежом, поддержку и помощь
в удовлетворении этнокультурных потребностей
и сохранении самобытности. Эксперты
к новой концепции национальной
политики России относятся настороженно.
Принудительное «обрусение», по их словам,
может привести в некоторых регионах
к тяжелым политическим последствиям.
Впрочем, появление в проекте
положения о «единой нации» как
раз понятно: оно перекликается
с заявлениями руководства
Информация о работе Основы национальной экономической политики России