Основы государственного регулирования внешнеторговой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение теоретических аспектов внешнеторговой политики государства, а также знакомство с государственным регулированием внешнеэкономической деятельности и самое важное с принципами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, раскрытием их методов и особенностей. Очень важно выявить положительные и отрицательные стороны внешнеэкономической деятельности для экономики страны, преимущества и недостатки влияния.

Содержание

Введение

1. Внешнеторговая политика государства

1.1 Цели и основные направления внешнеторговой политики государства

1.2 Таможенные тарифы и нетарифные барьеры

1.3 Объекты и субъекты внешнеторговой деятельности Украины

2. Основы государственного регулирования внешнеторговой политики

2.1 Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности

2.2 Механизм экспортного и импортного регулирования

Выводы

Список литературы

Работа содержит 1 файл

ЭКЗАМЕН!!!.docx

— 37.92 Кб (Скачать)

     1.3 Объекты и субъекты внешнеторговой деятельности Украины 

     К объектам внешнеэкономической деятельности в Украине относятся:

     товары, капитал и рабочая сила;

     предоставление  субъектами внешнеэкономической деятельности Украины услуг иностранным субъектам  хозяйственной деятельности, в том  числе: производственных, транспортно-экспедиционных, страховых, консультационных, посреднических, аудиторских, юридических, туристских и других, прямо и исключительно  не запрещенных законами Украины;

     научная, научно-техническая, научно-производственная, производственная, учебная и другая кооперация с иностранными субъектами хозяйственной деятельности;

     обучение  и подготовка специалистов на коммерческой основе;

     международные финансовые операции и операции с  ценными бумагами в случаях, предусмотренных  законами Украины;

     кредитные и расчетные операции между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной  деятельности; создание субъектами внешнеэкономической  деятельности банковских, кредитных  и страховых учреждений за пределами  Украины; создание иностранными субъектами хозяйственной деятельности указанных  учреждений на территории Украины в  случаях, предусмотренных законами Украины;

     совместная  предпринимательская деятельность между субъектами внешнеэкономической  деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности, которая  включает создание общих предприятий  разных видов и форм, проведение общих хозяйственных операций и  совместное владение имуществом как на территории Украины, так и за ее пределами;

     предпринимательская деятельность на территории Украины, связанная  с предоставлением лицензий, патентов, ноу-хау, торговых марок и других нематериальных объектов собственности  со стороны иностранных субъектов  хозяйственной деятельности; аналогичная  деятельность субъектов внешнеэкономической  деятельности за пределами Украины;

     организация и осуществление деятельности в  области проведения выставок, аукционов, торгов, конференций, симпозиумов, семинаров  и других подобных мероприятий, которые  осуществляются на коммерческой основе, с участием субъектов внешнеэкономической  деятельности; организация и осуществление  оптовой, консигнационной и розничной  торговли на территории Украины за иностранную валюту в предусмотренных  законами Украины случаях;

     товарообменные (бартерные) операции и другая деятельность, построенная на формах встречной  торговли между субъектами внешнеэкономической  деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности;

     арендные, в том числе лизинговые, операции между субъектами внешнеэкономической  деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности;

     операции  по приобретению, продаже и обмену валюты на валютных аукционах, валютных биржах и на межбанковском валютном рынке;

     работы  на контрактной основе физических лиц  Украины с иностранными субъектами хозяйственной деятельности как на территории Украины, так и за ее пределами; работы иностранных физических лиц на контрактной оплатной основе с субъектами внешнеэкономической деятельности как на территории Украины, так и за ее пределами;

     другие  виды внешнеэкономической деятельности, не запрещенные прямо и в исключительной форме законами Украины.

     Правом  осуществления внешнеторговой деятельности обладают все украинские юридические  лица и граждане (физические лица).

     Субъектами внешнеторговой деятельности могут быть как украинские, так и иностранные участники. К украинским участникам относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Украины, имеющие постоянное местонахождение на территории Украины, а также физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории Украины и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

     Юридическим лицом, согласно Гражданского кодекса  Украины, признается организация, которая  имеет в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и  иные неимущественные права, нести  обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

     Юридические лица должны иметь самостоятельный  баланс или смету.

     Гражданин (физическое лицо) вправе заниматься предпринимательской  деятельностью (в том числе и  внешнеторговой) без образования  юридического лица с момента государственной  регистрации в качестве индивидуального  предпринимателя.

 

      2. Основы государственного регулирования внешнеторговой политики 

     2.1 Методы государственного  регулирования внешнеторговой  деятельности 

     Государственное регулирование внешнеэкономических  связей - это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия  на экономические отношения между  странами и соответствии с государственными и национальными интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлении и решении правительства.

     Применительно к международной торговле как  главному объекту регулирования  правительства используют такие  инструменты и способы воздействия, как таможенные тарифы, налоги, ограничительные  условия, межгосударственные договоры и соглашения, мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.

     Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами, законами и иными нормативными правовыми актами страны посредством:

     1) таможенно-тарифного регулирования;

     2) нетарифного регулирования;

     3) запретов и ограничений внешней  торговли услугами и интеллектуальной собственностью.

     Внешняя торговля интеллектуальной собственностью - передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу;

     Внешняя торговля услугами - оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ).

     4) мер экономического и административного  характера, способствующих развитию  внешнеторговой деятельности и  предусмотренных законами.

     Экономические методы регулирования.

     К методам экономического характера относят различные налоги и сборы, особые виды таможенных пошлин, меры валютного регулирования, субсидии и другие.

     Практически во всех странах применяется пограничное налогообложение товаров. Его целью является в первую очередь создание одинакового налогового режима для одних и тех же товаров иностранного и отечественного производства. К таким мерам относится применение акцизного сбора, других уравнительных налогов и сборов, в том числе лицензионного сбора, сбора за регистрацию.

     К мерам валютного и финансового характера относятся различные ограничения на расходования иностранной валюты: множественность валютных курсов, налоги при операциях с иностранной валютой, беспроцентный залог. Под множественностью валютных курсов подразумевается установление дифференцированного курса пересчета национальной валюты в иностранную в зависимости от рода сделки, партнера или товара. В ряде развивающихся государств налоги при операциях с иностранной валютой составляют 50-60% от стоимости ввозимых товаров.

     Государство для защиты своих производителей не только ограничивает импорт, но и  поощряет в форме субсидий отечественных  экспортеров. Экспортные субсидии могут  быть в формах прямых дотаций, льготного  налогообложения, льготного кредита.

     В развитых странах широкое применение находят антидемпинговые меры в форме взимания с импортных товаров дополнительных высоких пошлин.

     Демпинг определяется как продажа товара по ценам ниже издержек производства. Международные организации определяют демпинг как продажу товаров по цене ниже мировой или ниже внутренней. Выявление демпинга выступает причиной наложения карательной антидемпинговой пошлины, которая несколько раз превышает обычную.

     Главным недостатком ценовых или стоимостных  методов регулирования остается их косвенное воздействие на национальную экономику. Часто иностранные экспортеры идут на их выплату за счет понижения  собственной прибыли. При импорте  товара с низкой эластичностью экономические  барьеры могут и не повлиять на уровень импорта. Это приводит к  более широкому использованию методов  административного регулирования  внешней торговли.

     Административные  методы регулирования.

     Из  всех нетарифных административных барьеров наибольшее распространение получила квота. Квота представляет собой  ограничение производства продукции, разрешенной к ввозу в страну или вывозу из страны, которое действует  в течении некоторого периода.

     В мировой практике используются индивидуальные, тарифные, глобальные и другие виды квот.

     Индивидуальные  квоты предполагают распределение общего количества разрешенных к импорту товаров по странам-поставщикам . различают пропорциональную квоту, которая определяется по доле каждой страны в импорте за базовый период, и двухстороннюю квоту, предоставляемую в обмен на встречные торговые уступки или политические обязательства другой страны.

     Тарифные  квоты предусматривают поставку определенного количестве товара в обычном режиме, а для поставки сверх этого количества устанавливается более жесткий тариф. Например, Япония установила тарифные квоты на мясной скот , сыр, кукурузу, солод, первичный спирт.

     Глобальные  квоты устанавливают размер общего количества импорта товара на определенный период без распределения его между странами-поставщиками, что позволяет избирательно подходить к выбору страны-поставщика.

     Рассматривая  действие импортной квоты и таможенного  тарифа, можно отметить, что их воздействие  на уровень благосостоянии страны в целом идентично. Однако главное отличие их в том, что при введении импортной квоты происходит замена рыночного механизма административным регулированием, в то время как при введении тарифа рыночный механизм лишь корректируется.

     Одним из сравнительно новых видов нетарифных мер стало добровольное самоограничение экспорта, практикуемое развитыми странами для сдерживания импорта. Хотя внешне такая форма ограничения торговли представляется добровольной, она является результатом давлением страны-импортера. «Добровольное» самоограничение экспорта осуществляется, как правило, под угрозой применение жестких протекционистских санкций, в результате которых страна-экспортер может потерять большую часть национального рынка  

 

      Выводы 

     После изучения данной темы можно сделать  вывод о том, что внешнеэкономическая  деятельность в различных её формах и проявлениях является нужной для  развития экономики любой страны.

     Можно выделить следующие преимущества и  недостатки ВЭД: она способствует росту  ВВП и ВНП, способствует расширению товарного ассортимента, стимулирование производства для экспорта продукции, расширяет внешнеэкономические  связи, но при отсутствии контроля, ущемляет национального производителя.

     Правительство различных стран предпринимает  различные действия для контроля объёмов поставок импортной продукции, недопущения нарушения правовых норм. Для этого применяются стимулирующие  и ограничивающие инструменты, такие  как льготные или наоборот, очень  высокие таможенные пошлины. Государство также контролирует работу таможенных органов путём проведения спецопераций, регулярных проверок, что существенно понижает риск нелегального везения товаров на таможенную территорию страны, способствует борьбе с коррупцией в государственных структурах.

Информация о работе Основы государственного регулирования внешнеторговой политики