Основные признаки предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 14:13, реферат

Описание работы

Предприятие является многофакторной многофункциональной системой, включающей целый комплекс технических, организационных, социальных и экономических аспектов.

Содержание

Введение………………………………….....................................................3
1.Основные признаки предприятия………………………………………..4
2.Задачи предприятия в рыночной экономике……………………………7

Заключение………………………………………………………………..16

Список использованных источников……………………………………18

Работа содержит 1 файл

реферат1.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

 

        Содержание

          Введение………………………………….....................................................3

  1. Основные признаки предприятия………………………………………..4
  2. Задачи предприятия в рыночной экономике……………………………7

    Заключение………………………………………………………………..16

     Список  использованных источников……………………………………18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Предприятие является многофакторной многофункциональной  системой, включающей целый комплекс технических, организационных, социальных и экономических аспектов. 

     Успех экономического государства – высокоразвитая структура предприятия и высококвалифицированное предпринимательство. 

Предприятие — это сложная экономическая  система, объединяющая производственные и людские ресурсы, имеющая общие цели в достижении результатов производства.

         Предприятие, производящее нужные для общества товары и услуги, формирует материальные и социальные условия жизни и развития общества. Значение предприятий сферы материального производства определяется той ролью, которую играет в жизни общества материальное производство. В современных условиях возрастают роль и значение непроизводственной сферы, а следовательно, и предприятий, занятых в ней и оказывающих разнообразные услуги населению.

         Непосредственной целью и побудительным мотивом деятельности предприятий является получение максимальной величины прибыли.. Предприятие, фирма, компания, корпорация - все эти понятия можно определить как экономический субъект, организующий производство материальных благ или услуг с целью получения прибыли".[1]Предприятия, основной целью которых является получение прибыли, называются коммерческими. Цели, задачи, ради которых создаются и действуют коммерческие предприятия, фиксируются в правовых документах об их создании. Создание и регулирование их определяется Гражданским кодексом РФ.

          Рассмотрим в работе основные признаки и задачи предприятия в рыночной экономике. 
 

       1.Основные признаки предприятия

      В соответствии с действующим гражданским законодательством предприятие (организация) признается юридическим лицом только после государственной регистрации в установленном порядке и должно обладать определенными, присущими ему признаками, без которых оно не может не только быть признано юридическим лицом, но и участвовать в законном хозяйственном обороте.

       Во-первых, как отмечалось выше, предприятие должно иметь в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество. Наличие обособленного имущества обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия, его экономическую самостоятельность и надежность (ликвидность). В ГК РФ изложены права предприятия по владению, ведению и управлению имуществом в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица. Вопросы регулирования права предприятия в той или иной форме на имущество освещены в разделе II ГК РФ, а также в других законодательных актах.

        Во-вторых, важнейшим конституирующим признаком предприятия как юридического лица является его способность отвечать своим имуществом по обязательствам, которые возникают у предприятия вовзаимоотношениях с кредиторами, в том числе при неисполнении обязательств перед бюджетом. Так, в ст. 56 ГК РФ говорится, что юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имущест-вом. Это положение не касается казенных предприятий и финансируемых собственником учреждений. В ст. 56 ГК РФ предусмотрено, что учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных договором и нормативными актами. Финансируемые собственником учреждения несут ответственность находящимися в их распоряжении денежными средствами, однако при недостаточности у них средств для взаимоотношений с кредиторами по обязательствам учреждения субсидиарную ответственность несет собственник имущества. Подробнее о составе имущества предприятия, правах и обязанностях предприятия по использованию имущества рассказано ниже.

        В-третьих, одним из основных признаков предприятия как юридического лица является его способность выступать в хозяйственном обороте от своего имени, т. е. в соответствии с законодательством заключать все виды гражданско-правовых договоров с хозяйствующими партнерами, потребителями продукции (работ, услуг), поставщиками всех факторов производства (сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих изделий и т. п.), с гражданами и другими юридическими и физическими лицами. В п. 2 ст. 53 ГК РФ говорится, что в предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и гражданские обязанности через своих участников. В соответствии со ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы предприятия не являются юридическими лицами. Представительство — это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом юридического лица является его обособленное подразделение, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все функции юридического лица или их часть, в том числе функции представительства.

      В-четвертых, важнейшим признаком предприятия как юридического лица является его право (возможность) быть истцом, предъявлять виновной стороне иски, а также быть ответчиком в суде (арбитражном суде) при невыполнении обязательств в соответствии с законодательством и договорами.

        В-пятых, предприятие как юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету, правильно вести учет затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), своевременно представлять установленную государственными органами отчетность, начиная с 1996 г. предоставлять балансы и другую бухгалтерскую и финансовую отчетность для независимой аудиторской проверки. В соответствии с законодательством отдельные организационно- правовые формы юридических лиц обязаны публиковать годовые балансы в открытой печати.

        В-шестых, в соответствии с ГК РФ любое юридическое лицо должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно- правовую форму. В п. 1 ст. 54 ГК РФ говорится, что наименование некоммерческих организаций, а также унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях других коммерческих организаций должно содержать указание на характер деятельности юридического лица. Предприятие как юридическое лицо должно указывать место своего нахождения, которое определяется местом его государственной регистрации, если в учредительных документах юридического лица не установлено иное. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь свое фирменное наименование, которое после регистрации в установленном порядке может использовать только его владелец. Лицо, неправильно, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки. Наименование и местонахождение предприятия должны быть указаны в учредительных документах, состав обязательных сведений в которых определяется ГК РФ (п. 2 ст. 52) и законом. Как отмечено ранее в данном разделе, предприятием по ГК РФ признается имущественный комплекс, а как субъект гражданских прав понятие предприятие не используется (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий). С точки зрения системы экономических отношений все хозяйствующие субъекты рыночных экономик понимаются как предприятия, хотя в ГК РФ под ними понимаются коммерческие и некоммерческие организации. Под коммерческой организацией понимается юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. "Юридическим лицом признаётся организация в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении которой находится обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде".[2] Также необходимо отметить, что юридическое лицо обязательно должно быть зарегистрировано в органах государственной регистрации, должно иметь обособленный баланс или смету. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          

         2. Задачи предприятия в рыночной экономике

          Задачи предприятия — достичь результатов, которые предполагается получить в пределах планового периода. Они определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой. Право постановки задачи перед персоналом предприятия остается за владельцем независимо от его статуса (частное лицо, государственные органы или акционеры).

           Важнейшая задача предприятия во всех случаях — получение дохода за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг). На основе полученного дохода удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства. Исходя из сформулированной главной двуединой цели и перечисленных выше финансово-экономических основ деятельности предприятия формируется комплекс важнейших задач, решение которых в процессе его функционирования обеспечивает получение определенных промежуточных результатов.

          Основные задачи, решаемые предприятием в процессе своей деятельности, сводятся к следующему:

• развитие маркетинговых исследований на предприятии;

• повышение  качества, расширение номенклатуры и  увеличение объемов производства продукции, пользующейся рыночным спросом;

• организация  процесса материально-технического снабжения предприятия;

• рост уровня экономической и экологической  эффективности деятельности предприятия;

• внедрение  результатов научно-технического прогресса  в производство;

• обеспечение  безопасности производства и охраны труда работников предприятия;

• подготовка и повышение квалификации профессиональных кадров;

• развитие систем оплаты и стимулирования труда  работников предприятия;

          Решение каждой из перечисленных задач, осуществляемое на основе реализации комплекса целенаправленных технических и организационных мероприятий, а также управленческих мер, представляет собой сущностную основу функций, выполняемых менеджерами и собственниками предприятия. Вследствие решения отдельной или нескольких взаимосвязанных задач, будет достигнут определенный промежуточный результат, способствующий улучшению одной из сторон деятельности предприятия. И только успешное решение всего комплекса указанных и некоторых других задач обеспечит достижение предприятием высоких конечных полезных результатов деятельности.

          Остановимся на кратком содержании и характеристике первых из перечисленных основных задач функционирования предприятия и получаемых вследствие их реализации результатов.

          Развитие маркетинговых исследований на предприятии. Решение данной задачи является необходимым исходным условием реализации большинства из указанных задач. Маркетинг — это такая управленческая концепция, которая обеспечивает предприятию рыночную ориентацию его производственно-сбытовой деятельности в целях успешной реализации на рынке производимой продукции и удовлетворения спроса на нее. Сущность маркетинга предприятия может быть выражена одной фразой: «Производите и продавайте только то, что, безусловно, найдет сбыт, но не пытайтесь заставить покупателя брать то, что вам удалось произвести». В условиях командно-административной системы хозяйствования и плановой экономики, когда преобладает монополизм в производстве и нет свободы выбора товара, в том числе и вследствие его предварительного планового распределения, необходимости решения данной задачи у предприятий нет. В данном случае реализуется так называемый «диктат производителя», т.е. такой принцип построения процесса обмена товарами, когда производитель ставит потребителя в подчиненное к себе положение, поскольку у покупателя отсутствует альтернатива выбора и он вынужден приобретать то, что произвел изготовитель. В рыночных условиях, когда имеет место реальная конкуренция среди производителей и происходит насыщение рынка товарами, ситуация меняется «с точностью до наоборот», т.е. производитель вынужден подчиняться требованиям потребителя, который становится своего рода диктатором на рынке. Решая маркетинговую задачу, предприятие, исследуя рынок во всех его аспектах, должно решить: что и в каком объеме производить и кому это все продать как в краткосрочном периоде, так и в перспективе, а также: сколько, где и по какой цене купить необходимые для производства ресурсы. Результатом решения данной задачи является разработка и реализация маркетинговой стратегии предприятия и формирование конкретных предложений по изменению номенклатуры продукции; регулированию объемов производства и цен на нее; повышению качества изделий; поиску новых каналов сбыта и оптовых покупателей продукции.

          Повышение качества, расширение номенклатуры и увеличение объемов производства продукции. По результатам маркетинговых исследований и в соответствии с текущими и перспективными планами экономического и социального развития предприятия возникает необходимость решения данной задачи. Актуальность и значимость успешной ее реализации обусловлены тем, что эта задача представляет собой основную, сущностную функцию предприятия как важнейшего поставщика товаров на рынок, как основного средства удовлетворения рыночных потребностей. Решение данной задачи возможно на основе реализации комплекса организационно-технических мероприятий по реконструкции, перевооружению и расширению действующих производств, благодаря которым увеличится объем производства тех видов продукции, которые по своим потребительским свойствам в наибольшей мере соответствуют существующим на рынке потребностям. Результатом реализации этой задачи является увеличение объемов производства и реализации продукции и, как следствие, повышение уровня удовлетворения рыночного спроса и рост объемов получаемой предприятием прибыли. Таким образом, получаемые в процессе реализации данной задачи результаты прямо и непосредственно способствуют достижению главной цели функционирования предприятия.

Информация о работе Основные признаки предприятия