Основные положения Адама Смита и современная экономическая теория

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Рассмотреть второй этап развития классической политической экономии - изучить основные теоретические положения Адама Смита, основы современной экономической теории.

Содержание

1. Введение. 2-3
2. Экономическая теория. Предмет изучения. 3-4
3. Адам Смит. 4-5
4. Работа Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов. 5
4.1. Общая характеристика учения Адама Смита. 5-6
4.2. Методология Адама Смита. 6-8
4.3. Разделение труда. 8-10
4.4. Деньги. 10-11
4.5. Богатство. 11-12
4.6. Производительный и непроизводительный труд. 12
4.7. Стоимость и цена. 13-14
4.8. Распределение стоимости на доходы. 14-15
4.9. Капитал. 15
4.10. Заработная плата. 15-17
4.11. Оценка валового национального продукта. 18-19
5. Заключение. 19-21
6. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Смит .doc

— 124.00 Кб (Скачать)

Оглавление 

       1. Введение.              2-3

       2. Экономическая теория. Предмет изучения.         3-4

       3. Адам Смит.              4-5

       4. Работа Адама Смита «Исследование  о природе и причинах богатства  народов.                 5

       4.1. Общая характеристика учения Адама Смита.       5-6

       4.2. Методология Адама Смита.           6-8

       4.3. Разделение труда.         8-10

       4.4. Деньги.           10-11

       4.5. Богатство.           11-12

       4.6. Производительный и непроизводительный  труд.                  12

       4.7. Стоимость и цена.         13-14

       4.8. Распределение стоимости на доходы.      14-15

       4.9. Капитал.                15

       4.10. Заработная плата.         15-17

       4.11. Оценка валового национального  продукта.     18-19

       5. Заключение.           19-21

       6. Список использованной литературы.            22 
1. Введение.

      В развитии классической политической экономии с определенной условностью можно  выделить четыре этапа.

      Первый  этап. Его начальная стадия - конец  XVII – начало XVIII в., благодаря творчеству У. Петти и П. Буагильберу стали формироваться признаки зарождающегося альтернативного меркантилизму нового учения, которое впоследствии назовут классической политической экономией.

      Следующая стадия этого этапа – меркантилистская система подверглась более глубокой и аргументированной критике со стороны физиократов. Они значительно продвинули экономическую науку, но не смог достичь углубленной проработки теоретических проблем эффективного развития промышленного производства и фермерского хозяйства.

      Второй  этап. Временной отрезок этого периода развития «классической школы» целиком и полностью связан с именем и творчеством великого ученого-экономиста Адама Смита, чье гениальное творение «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) стало особым и наиболее значительным достижением экономической науки всей последней трети XVIII в.

      Третий  этап. Его рамки охватывают практически  всю первую половину XIX в., в течение которой в развитых странах состоялся переход от мануфактурного производства к машинному (индустриальному) производству, знаменующему свершение промышленного переворота. Наибольший вклад в этот период внесли называвшие себя учениками и последователями Адама Смита Д. Риккардо, Т. Мальтус, Н. Сениор, Ж.Б. Сэй, Ф. Бастип и др. Каждый из них оставил в истории экономической мысли и становления либеральных рыночных отношений довольно заметный след.

      На  четвертом, завершающем, этапе во второй половине XIX в. доминировали труды Дж.С. Милля и К. Маркса, всесторонне обобщивших лучшие достижения «классической школы».

Цель  работы: Рассмотреть второй этап развития классической политической экономии - изучить основные теоретические положения Адама Смита, основы современной экономической теории.  

2. Экономическая теория. Предмет изучения.

      Термин  «экономика» (греч. oikos – дом, хозяйство; nomos – учение) впервые ввел в научный оборот величайший мыслитель Древнего мира Аристотель.

      В книге «Политика» данным словом он обозначил свое учение о ведении  домашнего хозяйства. В то время  таким хозяйством было поместье рабовладельца. В нем рабы для рабовладельческой семьи производили натуральные продукты. Эти полезные вещи Аристотель считал естественным богатством для удовлетворения потребностей людей.

      С тех пор прошло два с лишним тысячелетия. За это время изменилась не только хозяйственная деятельность, которая стала охватывать все мировое пространство. Примерно три века назад возникла экономическая теория.

      Первоначально может показаться, что предметом ее изучения находится вся область хозяйственной деятельности; объектом изучения становятся качественно различные стороны деятельности: производственные факторы; технология; процессы производства, распределения и потребления благ; социальные связи между людьми и действия государства; экономические отношения.

      Но  материальными факторами лучше  всех занимаются специалисты по техническим наукам; технологией – технологи и товароведы; социальными, политическими и правовыми отношениями – социологи, политологи и юристы.

      Исключив  все то, что прямо не относится  к экономической теории, получаем, что предметом ее изучения – экономические отношения между людьми, складывающиеся в производстве, распределении, обмене и потреблении благ.

      Так как процессы производства, распределения, обмена и потребления благ, услуг невозможно представить без человеческого общения, экономические отношения можно представить в виде связи: субъект – вещь – вещь – субъект. Пример связи может служить торговля, где устанавливается отношение: продавец – товар – деньги – покупатель.

        Если же рассматривать вопрос более детально, то предмет экономической теории – это все экономические явления и процессы, общие и частные экономические законы, влияющие на экономические явления, определяющие развитие производства и обмена материальных благ на различных этапах развития общества, хозяйственная деятельность общества, природа богатства, мотивация человеческой деятельности, общественные отношения между людьми, возникающие в различных формациях и обусловленные общественным строем производства. 

3. Адам Смит.

      Исторически сложилось так, что почти повсеместно  формирование экономической науки чаще всего увязывается с именем и творчеством Адама Смита – величайшего ученого-экономиста конца XVIII в. В числе выдающихся экономистов классической политической экономии Адам Смит является, несомненно, центральной фигурой. И хотя экономическая наука начинается действительно не с этого автора, но именно он, как сказал М.Блауг, стал тем, кто создал «первый в экономической науке полноценный труд, излагающий общую основу науки».

      Адам  Смит родился 5 июня в 1723г. в Шотландии. В 14 лет поступил в университет Глазго, который закончил через 3 года. В 1740г. поступил в Бейллиол-Колледж в Оксфорде и закончил обучение в нем в 1746г. В этот же год вернулся в на Родину с намерением заняться самообразованием и чтением публичных лекций по английской литературе и политической экономии. В 1751г. назначен профессором логики в университете Глазго. В конце того же года перешел на кафедру моральной философии, где преподавал до 1764г. Оставив ее, принял предложение сопровождать молодого лорда во время заграничного путешествия. Знакомство с философами д’Аламбером, Гельвецием, Гольбахом, а также с физиократами Ф. Кенэ и А. Тюрго, отразилось в его главном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов». По возвращению в Шотландию в 1767г. уединяется у матери для завершения «Богатства народов».  

      Появление «Исследования о природе и причинах богатства народов» было крупнейшим событием в развитии экономической науки. Своей книгой Адам Смит завершил период становления политической экономии как особой отрасли знания. В ней ясно очерчен круг вопросов, являющихся предметом изучения экономической теории. Для восходящей буржуазии теория Адам Смита стала ценным оружием в идеологической борьбе за ликвидацию остатков феодализма. 

4. Работа Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) стоила ему девяти лет полного отшельничества и принесла славу «отца экономической науки».

      Эта книга действительно знаменует  собой рождение либеральной экономической  теории, в отличие от меркантилистской системы. «Исследование о природе и причинах богатства народов» стремится показать всю пользу естественной свободы и конкуренции, которые действуют как «Невидимая рука» и способствуют быстрому и гармоничному развитию общества. 

4.1. Общая характеристика учения Адама Смита.

      В своем главном труде «Исследование  о природе и причинах богатства  народов» Адам Смит описывает:

  • как должно быть устроено общество;
  • каков его экономический механизм;
  • что представляет собой рыночная экономика.

      При рассмотрении экономического механизма рыночной экономики Адам Смит опирался на передовые идеи XVIII века. Он сторонник «естественного порядка» - порядка, который вытекает из человеческой природы и соответствует ей. Под природой человека Адам Смит понимал комплекс врожденных свойств, качеств, наклонностей, которые диктуют жизненное поведение людей. К ряду таких свойств Адам Смит относил:

  • Чувство симпатии;
  • Чувство личной выгоды.
 

4.2. Методология Адама Смита.

      Центральное место в методологии исследования А.Смита занимает концепция экономического либерализма, в основу которой он положил идею естественного порядка, т.е. рыночных экономических отношений. В то же время, в понимании Адама Смита, рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т. е. когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц. В развитие этой идеи автор «Богатства народов» вводит ставшие затем знаменитыми понятия «экономический человек» и «невидимая рука».

      Сущность «экономического человека» достаточно рельефно показана уже во 2 главе книги I "Богатства народов", где особо впечатляет положение о том, что разделение труда является результатом определенной склонности человеческой природы к торговле и обмену. Напомнив вначале читателю, что собаки друг с другом сознательно костью не меняются, А.Смит характеризует «экономического человека» словами: «Он скорее достигнет своей цели, если обратится к их эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них. Всякий предлагающий другому сделку какого-либо рода, предлагает сделать именно это. Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно - таков смысл всякого подобного предложения... Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах".

      Без особых комментариев А.Смит преподносит читателю и положение о «невидимой руке». Он говорит о ней как бы между прочим, обращая внимание читателя на то, что «каждый отдельный человек имеет в виду свою собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества, причем в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения», и что, «преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это».

      Таким образом, «невидимая рука» А. Смита предполагает такое соотношение между «экономическим человеком» и обществом, т.е. «видимой рукой» государственного управления, когда последняя, не противодействуя объективным законам экономики, перестанет ограничивать экспорт и импорт и выступать искусственной преградой «естественному» рыночному механизму. Конкретно за государством А.Смит считает целесообразным закрепить «три весьма важные обязанности», а именно: осуществление издержек на общественные работы, на обеспечение военной безопасности и на отправление правосудия.

      Непременным условием для того, чтобы экономические  законы действовали, является, по убеждению  А.Смита, свободная конкуренция. Только она, считает он, может лишить участников рынка власти над ценой, и чем  больше продавцов, тем менее вероятен монополизм, ибо, на его взгляд, «монополисты, поддерживая постоянный недостаток продуктов на рынке и никогда не удовлетворяя полностью действительный спрос, продают свои товары намного дороже естественной цены и поднимают свои доходы». В защиту идей свободной конкуренции в 10 главе книги I А.Смит осуждает исключительные привилегии торговых компаний, законы об ученичестве, цеховые постановления, законы о бедных, полагая, что они (законы) ограничивают рынок труда, мобильность рабочей силы и масштабы конкурентной борьбы. Он также убежден, что, как только представители одного и того же вида торговли и ремесла собираются вместе, их разговор редко не заканчивается «...заговором против публики или каким-либо соглашением о повышении цен».

      Экономическая жизнь, по Адаму Смиту, - это процесс, подчиненный объективным, не зависящим от желания отдельных лиц законам. Адам Смит считал эти законы естественными. Их он пытался вывести из природы человека. Для этого Адам Смит прибегал к помощи абстракции. Отвлекаясь от случайных явлений, он приходил к ряду важных выводов об отдельных чертах капиталистического хозяйства. Но одновременно Адам Смит ставил себе и другую задачу - дать конкретное изображение экономической жизни. С этой целью он описывал и систематизировал явления капиталистического хозяйства, как они выступают на поверхности. Результаты, получаемые при применении разных методов, оказывались непосредственно несопоставимыми.

Информация о работе Основные положения Адама Смита и современная экономическая теория