Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:35, курсовая работа
С целью наиболее полного и достоверного определения потребности потребителей в продукции необходимо владение инструментами исследования рынка и поведения потребителей. В условиях рыночной конкуренции исследование рынка имеет исключительно важное значение, так как в зависимости от структуры и объема потребностей напрямую зависят масштабы и структура производимой предприятиями продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг. В конечном итоге потребности рынка оказывают влияние на планирование производства, финансов, материально-технического обеспечения и других составляющих деятельности предприятий и организаций.
Введение
1. Условия и факторы, определяющие поведение потребителей
2. Основные подходы к определению полезности как цели потребления
2.1. Количественный подход
2.2. Порядковый подход
Заключение
Список источников
Заканчивая
рассмотрение традиционного подхода
к анализу поведения
Правило максимизации полезности (условие равновесия потребителя) можно выразить с помощью формулы 2.1.:
(2.1.),
где
MUx - предельная полезность товара х;
MUy - предельная полезность товара y;
MUz - предельная полезность товара z;
Px - цена товара x;
Py - цена товара y;
Pz - цена товара z;
l - предельная полезность денег.
Отношение предельной полезности блага к его цене называется взвешенной предельной полезностью. Из вышеприведенной формулы вытекает, что:
(2.2.),
(2.3.),
(2.4.),
то есть соотношение между предельными полезностями благ равно соотношению их цен.
2.2. Порядковый подход
В качестве альтернативы количественной теории полезности появляется порядковая теория, разработанная Ф. Эджуортом, В. Парето и И. Фишером. В 30-х гг. XX века после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную форму и поныне остается наиболее распространенной.
Суть порядковой измеримости субъективной полезности заключается в том, что здесь используется не абсолютная (количественный подход), а относительная шкала, показывающая предпочтение потребителя или ранг потребляемого набора благ, и не ставится вопрос о том, на сколько один набор предпочтительнее другого. В порядковой теории полезности утверждение "Набор А предпочтительнее набора В" эквивалентно утверждению "Набор А имеет большую для данного потребителя полезность, чем набор В". Поэтому задача максимизации полезности сводится к задаче выбора потребителем наиболее предпочтительного товарного набора из всех доступных для него. [5, с.104].
Порядковый подход базируется на нескольких аксиомах:
1.
Аксиома полной (совершенной) упорядоченности.
2. Аксиома транзитивности. Если первый набор товаров сравним со вторым, а второй с третьим, то первый сравним с третьим. Если А > В > С, или А ~ В > С, или А > В ~ С, то А > С. Если А ~ В ~ С, то А ~ С. Эта аксиома гарантирует согласованность предпочтений. В противном случае поведение потребителя противоречиво. В связи с этим говорят, что "предпочтения свернулись в кольцо", то есть изменились вкусы.
3. Аксиома ненасыщения. Если набор А содержит не меньшее количество каждого товара, чем набор В, но какого-то товара больше, то набор А предпочтительнее. Подразумевается, что потребности в товарах и услугах не имеют насыщения, а поэтому - большее количество товара предпочитается меньшему.
4.
Аксиома независимости
Функция полезности, определяемая на товарном наборе, как отношение между объемами потребляемых благ и уровнем полезности, есть способ представления предпочтений потребителя. Функция полезности может включать сколько угодно переменных, но в экономической литературе используется двухпродуктовая модель:
U = f(Qx, Qy) (2.5.),
где
U - уровень полезности;
Qx - количество товара х;
Qy - количество товара у.
К
данной модели прибегают с целью
использования графических
Графически система предпочтений потребителя изображается с помощью кривых безразличия.
Кривая безразличия - геометрическое место точек, каждая из которых представляет такую комбинацию двух видов товаров (х и у), что потребителю безразлично, какую ему выбрать. Другими словами, кривая безразличия показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающие одинаковый уровень полезности (табл.2.2., рис. 2.2.)
Таблица 2.2.Равноценные комбинации двух благ
Корзина | Яблоки, шт. (Qx) | Бананы, шт. (Qy) |
A | 4 | 7 |
B | 5 | 5 |
C | 6 | 4 |
D | 8 | 3 |
На представленной кривой безразличия мы выделили четыре равнополезные комбинации двух благ в точках А, В, С, D. Эти комбинации дают потребителю одинаковое общее удовлетворение, то есть А ~ В ~ С ~ D.
Комбинации
благ, представляющие для потребителя
большую или меньшую
Однако
возможности потребителя
Теория потребительского выбора связана с количественным измерением полезности, которое не может быть объективным, так как полезность – объективная категория.
Правило максимизации полезности (условие равновесия потребителя) выражается в равенстве взвешенных предельных полезностей различных благ.
Порядковый
подход к анализу поведения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги работы следует отметить, что овладеть умением понимать и управлять поведением потребителя непросто. Изучение потребительского поведения является достаточно важным и сложным.
Главным
фактором потребительского выбора является
полезность того или иного товара.
Успех каждого коммерческого
предприятия и фирмы на рынке
определяется тем, насколько точно
и своевременно учитываются интересы
потребителей, их предпочтения и мотивы,
заставляющие совершать покупки. Анализ
потребительского потребления на рынке
на основе кривых безразличия и бюджетных
линий позволяет правильно
Выделяют два основных подхода к определению полезности: количественный (кардиналистский) и порядковый (ординалистский).
Сущность количественного (кардиналистского) подхода заключается в том, что чем больше потребление некоторого блага, тем меньше прирост полезности, получаемый от единичного приращения этого блага (предельной полезности) и тем больше общая полезность. Однако существует предел, когда потребитель уже получил максимальное удовлетворение от потребленного блага и дальнейшее его потребление уже не приносит пользы.
Суть порядковой измеримости субъективной полезности заключается в том, что здесь используется не абсолютная (количественный подход), а относительная шкала, показывающая предпочтение потребителя или ранг потребляемого набора благ.
1. Грегори Мэнкью. Принципы экономикс. С-П., 1999.
2. Дурович А. Конкурентоспособность и качество продукции. Мн. 1993.
3. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – Мн.: Финансы, учет, аудит, 1998.
4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1995.
5. Микрокономика : Учебник / Под ред. Яковлевой Е.Б. - М.: Тандем, 1997.
6. Н.Ю. Круглова. Основы бизнеса. Учебник для вузов. – М.: Издательство РДЛ, 2002.
7. Сергеев И.В.
Экономика предприятия:
8. Фахутдинов Р. Менеджмент как инструмент достижения конкурентоспособности. // Вопросы экономики. 1997. №5.
9. Филип Котлер. Маркетинг, менеджмент. С-Пб.,1999.
10. Экономика: Учебник – М.: Издательство БЕК, 1997.
11. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. - М.: ИНФРА-М, 2003.
12. http://ru.wikipedia.org/wiki/
13. http://readr.ru/olga-krasova-
14. http://ru.wikipedia.org/wiki/
15. http://www.bibliotekar.ru/
Информация о работе Основные подходы к определению полезности как цели потребления