Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 16:23, контрольная работа
Основные направления в экономической теории являются: неоклассическое, кейнсианство (неокейнсианства), монетаризм, неолиберализм, институционально-социологическое (институционализм).
Введение...................................................................................................................2
1. Основные направления в экономической теории.
1.1 Неоклассическое направление.........................................................................3
1.2 Неокейнсианское, кейнсианское направление и неоклассический синтез.4
1.3. Монетаризм.......................................................................................................7
1.4. Неолиберализм..................................................................................................9
1.5 Институциональное направление..................................................................10
2. Экономические теории и школы.
2.1.Меркантилизм..................................................................................................12
2.2. Физиократы.....................................................................................................13
2.3. Классическая школа.......................................................................................14
2.4.Социалистическая идея...................................................................................16
2.5. Австрийская школа предельной полезности (маржинализм)....................17
2.6. Экономико-математическая школа...............................................................19
Заключение.............................................................................................................21
Список использованной литературы...................................................................22
Завершила 1-й этап школа физиократов, получившая распространение во Франции. Авторы этой школы Франсуа Кенэ и Анн Робер Жак Тюрго в поисках «чистого продукта» решающее значение наряду с трудом придавали земле.
2 этап охватывает период последней трети XVIII в. и связан с именем Адама Смита, который сформулировал концепцию экономического либерализма. Во много благодаря ему вплоть до 30-х гг. XX в. неопровержимым считалось положение о невмешательстве государства в свободную конкуренцию.
3 этап приходится на 1-ю половину XIX века, когда в ряде развитых стран завершился промышленный переворот. Среди представителей этого этапа: Жан Батист Сэй, Давид Рикардо, Томас Мальтус, Ф. Бастиа, Г. Кэрри.
4 этап охватывает 2-ю половину XIX в. Представители: Карл Маркс и Джон Стюарт Милль.[4, 322]
Общие характерные признаки классической школы:
1) неприятие протекционизма в экономической политике государства;
2) преимущественный анализ сферы производства в отрыве от сферы обращения, выработка и применение прогрессивных методологических приемов анализа;
3) попытки выявить механизм формирования стоимости товаров и колебания уровня цен на рынке в связи с издержками производства или количеством затраченного труда;
4) категория «стоимость» признается исходной категорией экономики и анализа;
5) попытка обосновать динамизм и равновесность состояния экономики;
6) деньги были признаны стихийно выделившимся товаром в товарном мире, который нельзя отменить никакими соглашениями.
Классики считали, что в экономике действует естественный порядок, поэтому рынок не нуждается в государственном регулировании. Рикардо считал "закон стоимости" фундаментом, на котором строится вся политэкономия.[4, c 325]
2.4.Социалистическая идея.
Первым достижением в процессе развития социалистической идеи оказалась мысль о необходимости участия в помощи нуждающимся всем, достаточно для того имущим. Следующий шаг в этом направлении сделали социалисты-утописты, потребовавшие, уже от капиталистов, не только обязательность участия, но и необходимость обеспечить, уже рабочим, определенные человеческие условия существования. Если обязательность вместе с необходимостью выражались ими в сослагательном наклонении, то социал-демократы придали им категорическую форму, твердо и недвусмысленно заявив о том, что выполнение выдвигаемых ими тpебований не должно зависеть от желания и настpоения капиталистов.
То есть, теоретическое и практическое развитие социалистической идеи происходило в направлении организационного совершенствования, самопроизвольно возникшей на определенном этапе имущественного расслоения человеческого общества, добровольной благотворительности. Однако всеобщее равенство экономическое, прежде всего, к которому стремились социалисты, заведомо не могло устроить значительную и наиболее могущественную часть общества. [1, c 209]
Представители: Жан Батист де Сизмонди, Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Жан Батист де Сизмонди первый выступил с критикой капиталистического строя и заговорил о создании общества справедливости. Социалисты-утописты каждый по-своему представляли общество будущего. Наиболее полно социалистическую идею развил Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Работа Маркса "Капитал" состоит из 3-х частей:
Философия, базирующаяся на материалистической диалектике, как методе познания. Экономическая теория, в которой Маркс критикует капитализм и доказывает неизбежность его гибели. Учение о социализме. [1, c 210]
2.5. Австрийская школа предельной полезности (маржинализм).
В последней трети XIX в. возникло новое направление экономической мысли – маржинализм. Основная идея маржинализма – исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли, народного хозяйства. В центре нового учения стоял субъект с его потребностями.
У маржиналистов были предшественники: Иоганн фон Тюнен (1783-1850) разработал теорию предельной производительности; Антуан Огюстен Курно (1801-1877) написал книгу «Математические основы теории богатства», Жюль Дюпюи занимался проблемой измерения полезности общественных услуг; Герман Госсен (1810-1858) сформулировал законы предельной полезности. Маржиналистская революция проходила в 2 этапа. Первый этап охватывает 70-80 гг. XIX в., второй этап (1890-е гг.) получил название неоклассической школы.
Карл Менгер (1840-1921) — основоположник австрийской школы маржинализма. Представителями маржинализма были Фридрих фон Визер (1851-1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851-1914), Уильям Стенли Джевонс (1835-1882), Френсис Эджуорт (1845-1926), Леон Вальрас (1834-1910), Вильфредо Парето (1848-1923), Джон Бейтс Кларк (1847-1910). [6, c 523]
Сущность маржиналистской революции:
1. Осуществлен переворот в методах анализа. Центр тяжести в анализе был перемещен с издержек на конечные результаты. В качестве исходного момента для экономической теории была принята субъективная мотивировка экономического поведения индивидов. В экономическую науку был впервые введен принцип предельности. Возник предельный анализ.
2. Изменилась постановка задач. Маржиналисты сделали упор на статических задачах, характерных для краткосрочных периодов, в которые величины не успевают измениться. При этом анализируются различные способы использования ресурсов для удовлетворения потребностей.
3. Произошла
революция в теории ценности.
Отвергается классический
Карл Менгер. Главным элементом в методологическом инструментарии Менгера является микроэкономический анализ. Он позволил, с одной стороны, противопоставить учению «классиков» об экономических отношениях между классами анализ экономических отношений и показателей на уровне отдельного хозяйствующего субъекта (по терминологии Менгера — «хозяйство Робинзона»), но с другой — увлечься положением о том, что якобы выявить и решить экономические проблемы возможно, рассматривая их только на уровне индивида, на микроуровне с учетом феномена собственности и обусловленного относительной редкостью благ человеческого эгоизма.
Он разработал теорию стоимости (ценности), определяемую предельной полезностью. Ценность экономических благ выявляется человеком в процессе удовлетворения потребностей, т.е. тогда, когда он сознает зависимость от их наличия в своем распоряжении. Соответственно не имеют для человека никакой ценности, в том числе потребительной, только неэкономические блага.
Кроме того, он поясняет, что «ценность не есть нечто присущее благам, не свойство их, но, наоборот, лишь то значение, которое мы прежде всего придаем удовлетворению наших потребностей...». Чтобы подтвердить такого рода суждение, Менгер приводит пример оазиса, где вода из источника, покрывающая все потребности людей в ней, не имеет ценности и, наоборот — вода приобретает для жителей оазиса ценность, когда внезапно поступление воды из источника сократится настолько, что распоряжение определенным количеством воды станет необходимым условием для удовлетворения конкретной потребности жителей оазиса.
«Ценность — это суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и их благосостояния, и поэтому вне их сознания не существует». [6, c 539]
Евгений Евгеньевич Слуцкий (1880-1948) – выдающийся экономист и математик, внес большой вклад в теорию потребительского поведения. Он анализировал связь функции полезности с движением цен и денежных доходов потребителя («замещение по Слуцкому»). Слуцкий проанализировал, как изменяется спрос (соответственно полезность) в зависимости от 2-х факторов: от относительных цен и дохода. Он делает вывод: если бюджет потребителя нормальный, то спрос на каждое благо увеличивается вместе с возрастанием дохода и уменьшается с увеличением цен на это благо. Слуцкий впервые ввел понятие «устойчивого бюджета», полезность которого является наибольшей среди близких к нему состояний. Он сформулировал важное условие равновесия как равенство предельных норм замещения соотношению цен соответствующих благ. [3,c 702]
Леонид Витальевич Канторович (1912-1986) открыл новый раздел математики — линейное программирование, изучающий задачи нахождения экстремума линейной функции на допустимом множестве, задаваемом линейными ограничениями и неравенствами, и предложил алгоритм решения таких задач. Результаты своих исследований Канторович изложил в брошюре «Математические методы организации и планирования производства», опубликованной в 1939 г. В ней, наряду с задачей фанерного треста, получившей впоследствии наименование станковой, рассматривались и другие проблемы: наиболее полное использование механизмов, максимальное уменьшение отходов, наиболее рациональное использование топлива, наилучшее выполнение плана строительства, наилучшее распределение посевной площади, наилучший план перевозок. Метод Канторовича был пригоден для решения всех этих задач.
Идеи Канторовича долго не признавались экономистами. Тем не менее Канторович описал ряд важных с точки зрения экономической науки свойств этих множителей. Если продукт не дефицитен, соответствующий множитель равен нулю. Таким образом, множители выступают показателями дефицитности продукции. Они также являлись показателями эквивалентности для различных деталей, и с помощью множителей можно было определять, как влияют величины запасов сырья или выпуска деталей, выступающие в задаче в качестве ограничений, на оптимальное значение целевой функции. До этого экономическая наука знала два вида эквивалентности разнородных потребительных стоимостей — по стоимости и по полезности. Разрешающие множители давали третий вид эквивалентности — по влиянию на целевую функцию, и вполне естественно, что впоследствии остро встал вопрос о его соотношении с первыми двумя.
В своей работе Канторович рассмотрел возражения против применения математики в технико-экономических расчетах. Эти возражения были связаны с тем, что многие обстоятельства учесть математически невозможно, для применения метода разрешающих множителей нужно иметь много данных, они неточны, эффект от расчетов составляет всего 4-5%, применение метода порой невозможно из-за организационных препятствий. Канторович же полагал, что с помощью его метода многое нужно учесть, что требуемые данные нужны и для нормальной плановой работы, поэтому их неточность не имеет большого значения. При массовом применении эффект от их использования был бы очень велик, даже если бы он составлял 1%. По мнению Канторовича, если будет доказана эффективность применения оптимального плана, то необходимые орг. изменения будут сделаны.
[3, c 712]
Заключение.
Экономическая теория утверждает, что, действуя в своих собственных интересах, люди создают возможности выбора для других и что общественная координация есть процесс непрерывного взаимного приспособления к изменениям в чистой выгоде, возникающим в результате их взаимодействия.
В современной
экономике человек выполняет
многообразные экономические
Мы живём в очень интересное и трудное время, время резких и глубоких экономических, политических и социальных перемен. Разрушены привычные стереотипы восприятия мира, происходит глубокое переосмысление базовых, концептуальных постулатов в теории общественного развития. Экономическая наука с трудом вырывается из мертвящих объятий догматизма и схоластики, выходя на столбовую дорогу мировой экономической мысли.
В заключение
уместно привести высказыва-ние
Людвига фон Мизеса о назначении
экономической теории: «Проблемы
экономической организации общества -
совсем не подходящая тема для легкой
беседы за коктейлем. Не могут они быть
адекватно рассмотрены и демагогами, разглагольствующими
на массовых митингах. Это серьезные вещи.
Они требуют усердных занятий. К ним нельзя
относиться легкомысленно».
Список использованной литературы.
Информация о работе Основные направления и школы экономической теории