Основные направления и школы экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 16:23, контрольная работа

Описание работы

Основные направления в экономической теории являются: неоклассическое, кейнсианство (неокейнсианства), монетаризм, неолиберализм, институционально-социологическое (институционализм).

Содержание

Введение...................................................................................................................2
1. Основные направления в экономической теории.
1.1 Неоклассическое направление.........................................................................3
1.2 Неокейнсианское, кейнсианское направление и неоклассический синтез.4
1.3. Монетаризм.......................................................................................................7
1.4. Неолиберализм..................................................................................................9
1.5 Институциональное направление..................................................................10
2. Экономические теории и школы.
2.1.Меркантилизм..................................................................................................12
2.2. Физиократы.....................................................................................................13
2.3. Классическая школа.......................................................................................14
2.4.Социалистическая идея...................................................................................16
2.5. Австрийская школа предельной полезности (маржинализм)....................17
2.6. Экономико-математическая школа...............................................................19
Заключение.............................................................................................................21
Список использованной литературы...................................................................22

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория. Основные направления и школы эк. теории..doc

— 125.50 Кб (Скачать)

Исходные положения (постулаты) монетаризма следующие. 
1. Рыночная экономика обладает устойчивостью, саморегуляцией и стремлением к стабильности. Система рыночной конкуренции обеспечивает высокую стабильность. Цены выполняют роль главного инструмента, обеспечивающего корректировку в случае нарушения равновесия. Диспропорции появляются в результате внешнего вмешательства, ошибок государственного регулирования. Следовательно, монетаристы отвергли утверждение Кейнса о необходимости государственного вмешательства в экономику.2. Приоритетность денежных факторов. В моделях кейнсианства деньги выполняют чисто пассивную роль и либо не задействованы вовсе, либо общая масса их задана извне. Монетаристы полагают, что среди различных инструментов, воздействующих на экономику, предпочтение следует отдавать денежным инструментам. Именно они (а не административные, не налоговые, не ценовые методы) способны наилучшим образом обеспечить экономическую стабильность.3. Регулирование должно опираться не на текущие, а на долговременные задачи, поскольку последствия колебаний денежной массы сказываются на основных экономических параметрах не сразу, а с некоторым разрывом во времени.4. Необходимость изучения мотивов поведения людей. "Рынок есть взаимозаинтересованность, - говорит Фридмен. - Суть рынка в том, что люди собираются и достигают соглашения". Важны личная инициатива, активные действия людей. Изучив мотивы поведения людей, можно строить экономические прогнозы. [4, c 312]

1.4. Неолиберализм.

    Как неоклассическое направление  в экономической теории, так и  неолиберализм своими корнями  уходят в экономические воззрения А. Смита. Именно его принцип “невидимой руки”, уверенность, что реализация своекорыстного интереса человека в области экономической деятельности приведет к общественному благосостоянию и вытекающее из данной точки зрения требование невмешательства государства в экономику легли в основу концепций представителей неолиберализма. Суть теоретических положений экономического либерализма можно свести к тому, что либералы признают и подчеркивают существование очевидной связи между индивидуальной свободой, частной собственностью и уровнем экономической эффективности данного общества. Они настаивают, что никто не вправе нарушать чужую свободу, в том числе и экономическую. В основе этих представлений лежит политическая философия либерализма, кредо которой — знаменитый принцип “laissez faire” который можно трактовать как право людей делать то, что они хотят, предоставить им право быть самими собой в экономической деятельности и вероисповедании, культуре, повседневной жизни и мыслях. И индивидуализм, который стал основой европейской цивилизации, по мнению одного из видных представителей неолиберального направления Ф.Хайека, это не эгоизм и самовлюбленность, это прежде всего уважение к личности ближнего, это абсолютный приоритет права каждого человека реализовать себя в этом мире. [3, c 536]

По мнению представителей либерального направления  в политической экономии, именно свобода  в сфере экономической деятельности выступает главным и необходимым  условием быстрого экономического роста, где для сбалансированного развития общества в принципе достаточно действия механизма свободного рынка и свободной конкуренции, автоматически устанавливающих равенство между спросом и предложением. Роль же государства в экономике должна быть сведена к минимуму; главную и по сути единственную задачу государственных структур они видят в создании и поддержании условий, необходимых для благоприятного развития свободной конкуренции, под которой понимается создание равных возможностей для всех. Государственное вмешательство непосредственно в экономические процессы недопустимо; и если оно происходит, то это делается, по мнению представителей как либерального, так и неолиберального направлений, исключительно в интересах государственного аппарата. По сути, под названием неолибералов выступает не одна, а несколько  школ. К  неолиберализму  принято  относить   чикагскую,   лондонскую, фрайбургскую школы.[3, c 538]

1.5 Институциональное  направление.

   Как течение экономической мысли  (связанное с именами  Веблена,  Коммонса,Митчелла), институционализм  сравнительно  молод: его возникновение и оформление как научной школы относится к к. ХIX века. Но уже к 30-м годам нашего столетия идеи институционализма получают  широкое распространение  в среде историков, экономистов и социологов. Первый период развития институционализма получил наименование так  называемой старой негативной школы. Второй этап продолжался с 40-х по 60-е годы ХХ века; с начала 70-х годов открывается  новый – и пока последний – этап в развитии институционализма. [6, c 119]

   В институционализме выделяют три основные направления,  обозначившиеся в конце XIX  века: институционализм  социально-психологический, социально-правовой и эмпирический (конъюнктурно-статистический). Все они, несмотря на общность фундаментальных положений, значительно отличаются друг от  друга в подходах, методике анализа и  трактовке  причин  и  следствий  экономических явлений, роли и значения отдельных институтов в жизни общества. Пытаясь определить суть “институционализма” мы обнаруживаем черты, относящиеся к области методологии:                                                                                                                       1) неудовлетворенность высоким уровнем абстракции, присущим неоклассике, и в особенности статистическим характером ортодоксальной теории цены;

  2) стремление  к интеграции экономической теории  с другими  общественными науками,  или “вера в преимущество междисциплинарного  подхода”;

  3) недовольство  недостаточной эмпиричностью классической  и неоклассической теорий, призыв  к детальным количественным исследованиям. К этому следует добавить требование усилить “контроль  общества над бизнесом”,то есть благожелательное отношение к   государственному вмешательству в экономику.

   Понятие “институционализм” включает  два аспекта. Во-первых, это обычаи, традиции, нормы поведения, принятые в обществе,- “институции”. Во-вторых, это закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений, то есть “институтов”. Институты – формы и границы деятельности людей. Они представляют политические организации, формы предпринимательства, системы кредитных учреждений. Это   налоговое и финансовое законодательства, организация социального обеспечения, связанное  с  хозяйственной  практикой. Институциональный подход означает анализ не только экономических категорий и процессов в чистом виде, но и  институтов, внешнеэкономических факторов. Сторонников  институционализма, как и их предшественников  (историческую школу), отличает критичное отношение к привычным  канонам неоклассиков. Институционалисты считают, что концепции неоклассиков не только схематичны,но и оторваны от реальности. Ведь цены фактически не определяются свободной конкуренцией,а фиксируются теми, в чьих руках находится экономическая власть, то есть государством, олигополиями. На первом плане должны находиться проблемы  эволюции  экономических систем, раскрывающие механизм происходящих изменений. [6, c 122] 
 

2. Экономические теории и школы.

2.1.Меркантилизм.

Понятие «меркантилизм» происходит от лат. «mercari», т.е. торговать. Вытеснение натурального хозяйства товарно-денежными отношениями  охватывает конкретный исторический отрезок  времени. Это был период меркантилизма  с присущей ему доиндустриальной экономикой.

Идеология меркантилизма такова:

а) сущность богатства выражают драгоценные  металлы;

б) труд производителен лишь в тех отраслях производства, которые работают на экспорт;

в) государство  должно поощрять экспорт, обеспечивать монополии отечественным коммерсантам и предотвращать конкуренцию;

г) рост населения необходим для поддержания  низкого уровня заработной платы  и высокого уровня нормы прибыли.

Ранний  меркантилизм относится к трети XV - середине XVI вв. Представители: Стаффорд, де Сантис, Скаруффи.

Под богатством понимается золото и серебро. Главным в этом учении является теория денежного баланса, которая обосновала политику увеличения денежного богатства чисто законодательным путем. В целях удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу. Все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранцы должны были истратить на покупку местных изделий. В связи с недостатком денег их функции сводились к средству накопления.[5, c 248]

Поздний меркантилизм относится ко 2-й половине XVI вв. Представители: Томас Ман, А. Серра, Антуан де Монкретьен.

Ими была создана теория активного торгового баланса, который обеспечивается путем вывоза готовых изделий из своей страны. Разрешался вывоз денег за границу. Главенствовал принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой.

Под богатством понимается избыток продуктов, который  на внешнем рынке превращается в  деньги. Деньги выполняют функции  средства накопления и средства обращения, т.е. поздний меркантилизм трактовал  деньги как капитал, признавал, что  деньги – это товар.

Принципы  меркантилистов: 1) регулирование внешней торговли с целью притока в страну золота и серебра; 2)поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья; 3)протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары; 4)поощрение экспорта, особенно готовой продукции; 5)рост населения для поддержания низкого уровня зарплаты.

Поздний меркантилизм был прогрессивным. Он содействовал развитию торговли, судостроению, промышленности, международному разделению труда. В России одним из ярких выразителей идей меркантилизма был выдающийся государственный деятель А.Л. Ордын-Нащекин (1605-1680). Изданный им Новоторговый устав 1667г. пронизан идеями меркантилизма, стремлением привлечь в страну и удержать драгоценные металлы, покровительством отечественной торговле и купечеству. [5, c 251]

2.2. Физиократы.

Физиокра́ты (фр. physiocrates, от др.-греч. φύσις — природа и κράτος — сила, власть, господство) — французская школа экономистов второй половины XVIII в., основанная около 1750 г. Франсуа Кёне и получившая название «физиократия» (фр. physiocratie, то есть «господство природы»), данное ей первым издателем сочинений КёнеДюпон де Немур ввиду того, что единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу. Впрочем, это название могло бы характеризовать учение физиократов и в другом отношении, так как они были сторонниками «естественного порядка» (ordre naturel) в хозяйственной жизни общества — идеи, родственной понятиям естественного права или естественного закона в рационалистическом смысле философии XVIII в. Термин "физиократы" вошел в употребление лишь в XIX в., при жизни Кёнэ и его учеников они себя называли "экономистами", а свое учение - "политической экономией".

Центральные идеи теории физиократии  таковы:

1) экономические законы носят естественный характер (то есть, понятны каждому), и отклонение от них ведет к нарушению процесса производства;

2)  источником богатства является сфера производства материальных благ - земледелие. Только земледельческий труд является производительным, так как при этом работают природа и земля, а труд в других сферах (торговля и промышленность) является непроизводительным или «бесплодным»;

3)  под чистым продуктом физиократы понимали разницу между суммой всех благ и затратами на производство продукта в сельском хозяйстве. Этот избыток (чистый продукт) - уникальный дар природы. Промышленный труд лишь изменяет его форму, не увеличивая размера чистого продукта;

4)  физиократы проанализировали вещественные составные части капитала, различая «ежегодные авансы», годичные затраты и «первичные авансы», представляющие собой фонд организации земледельческого хозяйства и затрачивающиеся сразу на много лет вперед. «Первичные авансы» (затраты на земледельческое оборудование) соответствуют основному капиталу, а «ежегодные авансы» (ежегодные затраты на сельскохозяйственное производство) - оборотному капиталу;

5) деньги не причислялись ни к одному из видов авансов. Для физиократов не существовало понятия «денежного капитала», они утверждали, что деньги сами по себе бесплодны, и признавали лишь одну функцию денег - как средства обращения. Накопление денег считали вредным, поскольку оно изымает деньги из обращения и лишает их единственной полезной функции - служить обмену товаров. [3, c 417]

2.3. Классическая школа.

Классическая  политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность распространилась на многие отрасли промышленности и сферу производства в целом.

Классическая  школа зародилась в конце XVII в. (Англия) - начале XVIII в. (Франция).

В развитии классической школы можно выделить 4 этапа:

1 этап охватывает период с конца XVII в. до начала 2-й половины XVIII в. Это этап расширения сферы рыночных отношений, опровержения идей меркантилизма.

Представители этого этапа: Уильям Петти и Пьер Буагильбер, которые выдвинули теорию трудовой стоимости. В соответствии с ней источником и мерилом  стоимости является количество затраченного труда на производство продукции. Основу богатства государства они видели не в сфере обращения, а в сфере производства.

Информация о работе Основные направления и школы экономической теории