Основные модели смешанной экономики (американская, шведская, японская)

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Анализ экономической теории вне ее взаимосвязи с реальным экономическим развитием возможен и имеет самостоятельное значение, но представляется малопродуктивным, поскольку сводит экономическую теорию к ее собственным проблемам и не всегда указывает на ее перспективы. Между тем все основные направления и школы экономической теории сформировались в XIX веке и лишь немногие из них восприняли изменения экономического и социального развития XX века.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты смешанной экономической системы…………4
1.1 Основные черты. .………………………………………………………4
1.2 Зарождение смешанной экономики…………………………………...5
1.3 Модели смешанной экономики………………………………………..6
2. Смешанная экономика и ее модели………………………………………8
2.1 Американская модель…………………………………………………..9
2.2 Японская модель………………………………………………………..17
2.3 Шведская модель……………………………………………………….24
3. Государство в смешанной экономике…………………………………...30
Заключение…………………………………………………………………...34
Список использованной литературы…………

Работа содержит 1 файл

Эконом теория.Курсовая.2010.doc

— 262.50 Кб (Скачать)

          Подводя итог этой классификации, можно привести цитату двух известных экономистов: «Эффективному и гуманному обществу требуются две составляющие смешанной системы – рынок и государство. Для эффективного функционирования современной экономики нужны обе эти половинки – одной рукой аплодировать невозможно.»[10]

           В другой классификации можно выделить несколько моделей. Неоэтатистский вариант основан на кейнсианской концепции и подразумевает большое влияние государства на развитие экономики. Эта модель характерна для таких стран как Япония, Франция, Великобритания и Италия. Неолибералъный вариант смешанной экономики является вариантом социально-регулируемой рыночной экономики. Слишком большое вмешательство государства нежелательно, поэтому рыночный механизм не был скован столь узкими рамками. Большое внимание здесь отводилось месту работника в участии управлением предприятия, также проводилась денационализация объектов. Эта модель существовала в США и ФРГ. Модель централизованного согласия являлась как бы компромиссом между двумя другими моделями. В этом случае существовало согласие разных социальных сторон. В двухсторонней системе этими сторонами являлись работники предприятий и государство, а в трехсторонней отдельно выделялась администрация этих предприятий. Такая модель была характерна для Швеции.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Смешанная экономика и ее модели

 

 

Смешанная  экономика –  это современная  рыночная  экономика,  существующая  в реальности  в  разнообразных  формах  и  характеризующаяся  сочетанием  рыночных  элементов  и  участием  государства  в  регулировании  экономики.

              Смешанная  экономика  характеризуется  таким  хозяйственным  механизмом,  в  котором  сосуществуют,  взаимодействуют  и  влияют  друг  на  друга  конкурентно- рыночные  регуляторы  и  государственное  централизованное  регулирование  экономики.  Единство  и  взаимозависимость  двух  принципов  регулирования  экономической  жизни – рынка  с  частным интересом  социально-экономической  деятельности  государства  с  общественным  благом – образует  сердцевину  экономики  современных  развитых  стран.

              Смешанная  экономика – это  социально  ориентированная  экономика,  причем  социально  ориентировано  функционирование  и  рынка,  и  государства.

              Социальная  ориентация  рынка  как  механизма  хозяйствования  выражается  в  следующем.  Во-первых,  рынок  ориентирует  производства  на  растущие  и  меняющиеся  потребности  людей,  а  улучшение  экономических  показателей  (рост  производительности  труда,  внедрение  новой  техники  и  технологии)  является  средством  удовлетворения  потребительских  нужд  населения. В  современных  условиях  изучением  изменяющихся  потребностей  общества  занимается  менеджмент,  от  успехов  которого  во  многом  зависит  экономическое  и  финансовое  положение  фирм.

              Во-вторых,  усилению  социальной  ориентации  рыночного  хозяйства  способствует  увеличение  затрат  на  развитие  человеческого  потенциала,  которое  происходит  на  уровне  как  отдельных  фирм,  так  и  всего  общества.  Это  связано  с  развитием  отраслей  социальной  инфраструктуры,  капиталовложения  в  которые  растут  сегодня  быстрее  инвестиций  в  основной  капитал.

              В-третьих,  социальная  ориентированность  рыночного  хозяйства  проявляется и в характере  отношений  собственности.  В  условиях  многообразия  форм  собственности в развитых  странах  около  20%  населения  владеют  акциями.  Вместе с тем,  не  будучи  прямым  собственником,  население  получает  пенсии и страховые  премии  приобщаясь таким  путем к доходам  от  инвестиций  пенсионных  фондов,  страховых  компаний.  Тем  самым  создается  возможность  улучшения  условий  удовлетворения  индивидуальных  потребностей  населения.

              Смешанная  экономика  является  результатом  длительной  эволюции  рыночных  отношений.  Поэтому  соотношение  конкурентно-рыночных  регуляторов и государственного  регулирования в смешанной  экономике  зависит  от  уровня  развития  производительных  сил,  конкретных  исторических  условий,  национальных и культурных  тенденций,  от  политической  структуры  общества.  В  каждой  отдельной  стране  механизм  смешанной  экономики  определяется  зрелостью  ее  предпринимательских  структур,  степенью  “открытости”  экономики,  развитостью  процессов  интернационализации  производства.

              Современная  рыночная  система – это  многообразие  смешанных  форм.  Сравним, к примеру,  американскую,  японскую и шведскую  модели  смешанной  экономики.  Признаками  японской  модели  является,  во-первых,  высокий  уровень  государственного  регулирования,  во-вторых,  японцы  придают  первостепенное  значение  стимулированию  труда.  За  счет  определенного  отставания  уровня  жизни  населения  от  роста  производительности   труда  достигается  снижение  производственных  издержек и резкое  повышение  конкурентоспособности  продукции  на  мировом  рынке. Для  японской  экономики  характерно  сохранение  национальных  традиций  при  заимствовании  у  других  стран  всего  того,  что  нужно  для  развитий  страны. Такая  модель  возможно  только  при  исключительно  высоком  развитии  национального  самосознания,  готовности  людей  идти  на  определенные  материальные  жертвы  ради  процветании  страны.

              В отличие  от  японской,  американская  модель  смешанной  экономики  имеет  меньший  уровень  государственного  регулирования:  по  праву  считая  себя  страной  свободного  предпринимательства,  американцы  больше  полагаются  на  развитие  инициативы и предприимчивости  самих  бизнесменов,  предоставляя  им  максимум  гарантии  экономической  свободы.  Это  модель  основана  на  высоком  уровне эффективности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

              Своеобразием отличается шведская модель. Ее специфика – в наибольшей социальной направленности. В отличие от японской и американской моделей, где препятствий имущественному расслоению ставится, шведская модель отличается сильной социальной политикой, т.к. государство активно участвует в обеспечении экономической стабильности путем перераспределения доходов в пользу малообеспеченных слоев населения. Конечно, обеспечение высокого уровня жизни  в стране возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Главное достоинство шведской модели состоит в том, что она сочетает относительно высокие темпы экономического роста с высоким уровнем полной занятости и благосостояния населения. 

 

2.1 Американская модель

 

  Главные черты и особенности американской социально-экономической модели можно разделить на две группы: традиционные и формирующие новый облик экономики. К первой группе относят такие издавна присущие американской экономической модели черты, как:

        – всемерное поощрение обществом и государством предпринимательской активности, благоприятный предпринимательский климат, общественная установка на достижение успеха, независимо от происхождения и социального статуса человека;

        – относительно низкий, по сравнению с другими развитыми странами, уровень перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) через государственный бюджет – менее 17-18% через федеральный и около 30% через консолидированный;

        – относительно низкий удельный вес государства в произведенном ВВП: государственная собственность представлена лишь в атомной энергетике, производственной инфраструктуре (мосты, дороги, трубопроводы), образовании и здравоохранении, и в целом государственный сектор создает лишь около 12% ВВП страны;

        – более ограниченное, чем во многих других развитых странах, но весьма эффективное государственное вмешательство в экономику;

        – высокая трудовая мораль, основанная прежде всего на протестантской этике: трудолюбии и вере большинства граждан в собственные силы.

        Перечисленные характеристики – основа либеральной экономической модели Соединенных Штатов. Но в последние десятилетия важное значение приобретают семь новых экономических тенденций, связанных с развитием научно-технической революции.

        Во-первых, одной из важнейших черт современного экономического развития США является ориентация на гибкое, диверсифицированное и мелкосерийное производство, которое способно адаптироваться к быстро меняющимся потребностям экономики и населения. Это достигается за счет распространения (как в материальном производстве, так и в сфере услуг) новых поколений техники, основанных на использовании микропроцессоров, микроэлектроники, программируемой автоматизации и биоинженерии.

        Во-вторых, в структуре американской экономики постоянно повышается уровень ее наукоемкости. С одной стороны, он определяется общим увеличением затрат на научно-исследовательские и опытные конструкторские разработки (НИОКР), совершенствованием их структуры и кадрового обеспечения. С другой стороны, немалую роль играет становление и выделение группы отраслей экономики с чрезвычайно высокой зависимостью их производственных результатов от расходов на НИОКР. Общий объем затрат на НИОКР в 2007 г. превысил 280 млрд. долларов (2,65% ВВП) – рекордный уровень за всю историю страны. При этом гражданские НИОКР составили 2,2% ВВП. В целом на долю США приходится около 46% всех расходов на НИОКР в развитых странах мира.

        В-третьих, новым сдвигом в общественном производстве Соединенных Штатов стало формирование всеобъемлющей информационной инфраструктуры. Ее принципиальное значение состоит в том, что она превратилась в важнейший и необходимый элемент всей производственной инфраструктуры. Без нее эффективное функционирование экономики и общества в настоящее время невозможно.

        В основе информационной инфраструктуры лежит комплексная индустрия обработки информации на базе новейшей электронной техники и систем связи. В начале ХХI века на долю США приходилось более 40% всех работающих в мире компьютеров.

        В-четвертых, роль и масштабы сферы услуг США не имеют аналогов в других развитых странах. Достаточно отметить, что в начале 2000-х годов здесь было сосредоточено около 80% занятых (причем, более 85% всех кадров высшей квалификации) и около 40% основных производственных фондов. Всего же «услуги» создавали около 80% ВВП.

        Значение этой сферы, однако, не исчерпывается ее растущей долей в производстве ВВП и концентрацией здесь ресурсов и капитала. Многие отрасли услуг приобрели ключевое значение для функционирования экономики в долговременном плане, став «локомотивами» научно-технического и социально-экономического развития страны. Речь идет в первую очередь о развитии науки и научного обслуживания, образования, здравоохранения, разнообразия профессиональных услуг, связи, информационного обслуживания и т.д.

        Именно эти отрасли, наряду с их значением для научно-технического потенциала, вносят главный вклад в развитие человеческого фактора, который приобрел особое значение в современной высокоразвитой экономической системе. И это еще одна принципиальная особенность сформировавшейся в США модели экономики.

        В-пятых, серьезные перемены происходят в отношениях собственности. Ключевой чертой доминирующего в США частного сектора хозяйства является эволюция структуры производственного капитала. В начале ХХI века около 90% всех доходов создавалось в корпоративном секторе хозяйства, доля которого в создании ВВП по сравнению с 1970 г. возросла на 20 процентных пунктов. Таким образом, корпоративная частная собственность стала преобладающей по сравнению со всеми другими формами частной собственности (партнерства, индивидуальная частная собственность). Эксперты оценивают ее как наиболее эффективную с точки зрения привлечения дополнительных капиталовложений, возможностей использования новейших управленческих методов, повышения производительности труда и совершенствования трудовых отношений. Получили распространение и заняли свою нишу на рынке и новые формы частной собственности: компании, принадлежащие производителям-инвесторам (более 80% акционерного капитала корпоративного сектора страны), работникам (8%) и потребителям, которые вместе с бесприбыльными организациями составляют 12% акционерного капитала.

        В-шестых, изменения затронули механизм функционирования различных рынков. Характерной чертой американской экономической модели, влияющей на функционирование рынка труда и трудовые отношения, является тенденция снижения степени охвата работников профсоюзами. Поскольку влияние профсоюзов на процесс заключения коллективных договоров, занятость и уровень заработной платы уменьшается, рынок становится более мобильным.

        Серьезные изменения затронули не только функционирование товарных рынков, но и динамику экономического цикла. Распространение информационных технологий революционизировало, например, всю систему управления материальными запасами. Это позволяет избегать их перенакопления, уменьшая, таким образом, материальную основу «избыточного» производственного капитала в целом. В результате в механизме экономического цикла США произошли изменения, которые, несомненно, характеризуют принципиальные сдвиги во всей системе воспроизводства. За послевоенный период спады стали гораздо менее болезненными для американской экономики. Так, из-за четырнадцати циклических спадов потери ВВП в 1900-1953 годах были в среднем втрое больше, чем от восьми последующих кризисов 1954-2004 годов. Периоды подъемов в рамках одного цикла увеличились почти вдвое – с 2,5 лет в 1900-1953 годах до 5 лет в последующем. Одновременно период падения производства сократился с 17 до 11 месяцев.

        Механизм цикла изменился не только из-за внедрения информационных технологий и влияния научно-технического прогресса в целом. Не менее важным фактором стало государственное регулирование экономики, в частности, стабилизирующая роль фискальной и денежно-кредитной политики. Ее регуляторы (учетная ставка Федеральной резервной системы /ФРС/, нормы обязательного резервирования коммерческих банков, операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами), а также манипулирование величиной налоговых поступлений в бюджет позволяют в нужное время или заметно снижать «перегрев» экономики, или, напротив, стимулировать ее рост. Поэтому, в-седьмых, характерная черта государственного регулирования экономики начала ХХI века – все большая ориентация бюджета на решение социально-экономических задач.

           Констатируя весьма высокую эффективность современного государственного регулирования в Соединенных Штатах, необходимо отметить его качественно новую черту – стремление найти оптимальную пропорцию между рынком и государственным вмешательством, невзирая на различия идеологических и политических взглядов той или иной американской администрации. Несмотря на продолжающиеся политические дискуссии, которые подчеркивают различия между либеральными и консервативными ценностями, в реальной жизни наблюдается явное сближение социально-экономической политики администраций, сформированных и демократической, и республиканской партиями США. Республиканцы отказались от многих казавшихся прежде незыблемыми постулатов, ориентированных на резкое уменьшение роли государства в экономике и социальной сфере, а демократы взяли на вооружение немало из концептуального арсенала своих оппонентов. Это показывают как социально-экономические платформы обеих главных партий США на выборах 2000 и 2004 годов, так и практическая деятельность последних демократических и республиканских администраций.

Информация о работе Основные модели смешанной экономики (американская, шведская, японская)