Основные этапы развития экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 02:38, курсовая работа

Описание работы

Из внутренних закономерностей производства возникает тенденция его иерархической организации. Человек нужен для такой формы хозяйства как мыслящий профессионал, способный экономить ограниченные ресурсы, находить пути их наиболее выгодного использования. Новой производительной силой выступают экономические отношения между людьми, воплощённые в разделении и кооперации труда. Но экономическое мышление индивида ограничено. Рынок служит местом, где он предъявляет спрос на необходимый, заранее известный товар. И наоборот, натуральный производитель не рассматривает рынок как самостоятельную, имеющую свои экономические законы сферу деятельности.

Содержание

Введение _______________________________________________________3-6 стр
Меркантилизм __________________________________________________ 7 стр
Физиократы ____________________________________________________ 8 стр
Классическая политическая экономия _______________________________9-11 стр
Марксизм ______________________________________________________12-14 стр
Историческая школа и Маржинализм_______________________________15-17 стр
Неоклассическая экономическая теория ____________________________ 18-20 стр
Кейнсианство___________________________________________________ 21-24 стр
Монетаризм_____________________________________________________25-27 стр
Теория экономики предложения __________________________________ 28 стр
Неолиберализм _________________________________________________ 29-30 стр
Институционализм ______________________________________________ 31-33 стр
Неоклассический синтез _________________________________________ 34 стр
Леворадикальная политическая экономия ___________________________ 35 стр
Приложение (Таблица)____________________________________________36-45 стр
Список используемой литературы___________________________________46 стр

Работа содержит 1 файл

Курсработа осн этапы развития эт.doc

— 409.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Уральский институт туризма 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

По экономической  теории 

                         Тема: Основные этапы развития

экономической теории 
 
 

                                                            Исполнитель: студент гр. 206

                                                                                          Алданов П.В.

                                   Руководитель:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург

2005

              Содержание

Введение _______________________________________________________3-6    стр

Меркантилизм __________________________________________________ 7       стр

Физиократы ____________________________________________________ 8       стр

Классическая  политическая экономия _______________________________9-11 стр

Марксизм ______________________________________________________12-14 стр

Историческая  школа и Маржинализм_______________________________15-17 стр

Неоклассическая экономическая теория ____________________________ 18-20 стр

Кейнсианство___________________________________________________ 21-24 стр

Монетаризм_____________________________________________________25-27 стр

Теория экономики предложения __________________________________  28      стр

Неолиберализм _________________________________________________ 29-30 стр

Институционализм ______________________________________________ 31-33 стр

Неоклассический синтез _________________________________________  34     стр

Леворадикальная политическая экономия ___________________________ 35      стр

Приложение (Таблица)____________________________________________36-45 стр

Список  используемой литературы___________________________________46       стр 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Развитие  общества неразрывно связано с реализацией духовных и материальных потребностей людей. Удовлетворение потребностей – главный мотив участия людей в производстве, основа развития экономики. Побуждая человека к деятельности, потребности существуют в единстве со средствами их удовлетворения, которые создаются в процессе труда. Труд представляет собой целесообразную деятельность человека, проявляющуюся прежде всего в умении создавать средства материального производства и предметы труда. Уровень их развития характеризует общественное производство. Присвоение средств производства – центральное звено в формировании собственности.

      На  основе системы многообразных потребностей возникают экономические интересы человека, которые являются важнейшим  мотивом его деятельности. Совершенствование  производства увеличивает количество потребностей, дающих, в свою очередь, толчок развитию экономики. Кроме этих объективных условий, на формирование потребностей влияют и субъективные факторы: склонности и вкусы людей, духовные интересы личности, её психологические и физиологические особенности, привычки, народные обычаи. Поэтому существуют факторы, заставляющие человека устанавливать ценность товаров или услуг.

              Деятельность людей по производству  товаров и услуг осуществляется  с помощью общественно-организационного механизма, называемого экономической системой. Ограниченность экономических ресурсов не позволяет достигнуть удовлетворения потребностей всех членов общества. Однако человеческая цивилизация стремится к этому как к идеалу, вырабатывая различные средства достижения цели. Одним из них является экономическая теория.

              Первые элементы экономического  мышления учёные находят в  папирусах Древнего Египта и  древнеиндийских трактатах. Ценные  экономические заповеди содержатся  в Библии. Экономическая теория как наука начинает формироваться в трудах древнегреческих мыслителей, таких как Ксенофонт, Платон, Аристотель. Именно они назвали учение об организации домашнего хозяйства в условиях рабовладения, основанного на элементах рынка и натурального хозяйства «экономия» (от древнегреч. ойкос – дом, хозяйство; номос – правило, закон).

              Развитие человеческого общества  сопровождалось формированием экономического  мышления. Это одна из характеристик  поведения человека, выделяющих  его из мира живых существ. И для человека, и для животных всеобщим условием существования является природа: территория, воздух, вода, солнечный свет и т.д. Все живые существа находят экологическую нишу, вне которой животный или растительный вид погибает. Для человека такой «экологической нишей» стала планета Земля со всем разнообразием её природных условий. Это было обусловлено двумя причинами:               а) уникальным анатомическим, физиологическим, психологическим строением человека; б) возникновением искусственной (техногенной) среды обитания людей. Взаимодействие двух факторов породило третий, не встречающийся в природе, - особую форму взаимоотношений между людьми при помощи и на основе обмена материальными и духовными благами.

              Основной признак, по которому разграничивают человека и животное, даёт экономика. По мнению Адама Смита, человека отличают способность к труду и склонность к обмену.

              На первый взгляд, все элементы  процесса труда, которые есть  у человека, можно найти и у  животных; многие из них осмыслено преследуют свою цель, пользуются орудиями, строят дома и прокладывают дороги. Но деятельность животных направлена только на удовлетворение непосредственных потребностей особи или на воспроизводство вида. Иное дело – человек. Продукты его трудовой деятельности имеют не только личный, но и всеобщий характер. Например, зачем жителю средней полосы России тратить большие усилия на выращивание избытка овощей на своём адовом участке? Не лучше ли потратить время и средства на другие дела? Усилия, затраченные на выращивание «лишних» овощей, становятся целесообразными при условии обмена последних на иные продукты. Косвенный характер такой деятельности очевиден: производить для других, чтобы получать для себя. Путь от момента создания продукта до его потребления удлиняется. Ни одно животное не позволит себе такой нерациональной траты сил.

              Одновременно с формированием  человека шёл процесс развития  общества, в кот ором при помощи  обмена, удлинявшего путь каждого  отдельного продукта, сокращалось время получения людьми всех созданных ими продуктов.

              Возникновение косвенного способа  приобретения продуктов при помощи  обмена дало толчок развитию  материального производства. Чем  большее количество благ создавал  отдельный человек, тем богаче становилось общество. Для этого в трудовую деятельность вовлекались всё новые и новые ресурсы, интенсифицировались природные процессы. Человек больше не приспосабливался к природе, как это делает любое другое живое существо, а переделывает её с целью максимально эффективного обмена веществ, энергий и информации. Чтобы производить многочисленные предметы, обменивать их, человеку нужно развивать определённые способности и, что не мене важно, потребности в подобных предметах.

              Изменения в анатомическом, физиологическом, психическом строении человека стимулировали постоянное возникновение новых потребностей. При этом следует говорить не о безграничности человеческих потребностей, а о постоянном их возрастании как условии сохранения и развития человечества. Противоречие между ограниченностью ресурсов для производства тех или иных жизненно важных продуктов и постоянным возрастанием потребностей является движущей силой экономического развития.

              Процесс становления человека  и общества – анторопосоциогенез – охватывает, по данным антропологов, период около двух миллионов лет. За это время происходило формирование человека современного физического типа, возникли труд, элементы техники и техногенной среды, зачатки регулярного обмена, какие-то прототипы магии, религии, искусства.

              Антропологи по- разному называют  формирующегося человека, ориентируясь  прежде всего на анатомические  особенности. Напротив, мы пробуем  выделить то, что свойственно  человеку как субъекту процесса  труда, лежащего в основе зарождающейся экономической деятельности. Нас будут интересовать не орудия  труда, а особенности экономического поведения формирующегося человека. Его цель – максимизация продуктов, необходимых для удовлетворения растущих потребностей. Но каждому человеку нужны различные блага. Существует ли способ сведения их во едино, максимизации всей совокупности необходимых человечеству благ?

              На поставленный вопрос нельзя  ответить посредством количественной  оценки, например путём сравнения тысячи тонн (это лучше) и тонны какого-либо продукта (это хуже). Тысяча тонн удобрений, завезённая на участок, может стать источником загрязнения участка. Для того чтобы человек действовал экономически целесообразно, в его сознании с самого начала должен включиться механизм оценки производимых благ.

              Возвышение потребностей предполагает  экономическое развитие общества. Прогресс связан с развитием  материального производства, освоением  новых ресурсов и сил природы.  В своей основе – это локальный процесс, так как природные ресурсы расположены неравномерно. Появляется неравенство между различными хозяйственными общинами. Наиболее бедные из них мало что могут предложить в обмен. Возникает тенденция обособленного развития: та или иная община, стремясь всё делать сама, превращается в замкнутый социально экономический организм, где люди связаны друг с другом не столько обменом, сколько разделением и кооперацией труда в процессе производства, продукты которого делятся между членами общины. Такая форма организации производства и обмена называется натуральным хозяйством.

              Сдерживая обмен, натуральное  хозяйство устанавливает границы  экономического развития. Однако  у него есть и огромное историческое  достоинство. На принципах натурального  хозяйства в период первичного освоения человеком громадных пространств для нужд земледелия сформировались народы и страны (Древний Египет, Шумер, Древний Китай). Это дало возможность представлять население как экономическое целое.

              Развитие натуральной формы хозяйства до размеров целой страны предполагает не только единство, но и определённую организацию населения. Этнографы и историки пришли к выводу, что соответствующая социальная организация имеет форму пирамиды, на вершине которой  находятся господствующие слои и классы. Между различными слоями населения возникают разделение и кооперация труда для достижения важных хозяйственных целей, например для создания ирригационных сооружений.

              Из внутренних закономерностей  производства возникает тенденция его иерархической организации.  Человек нужен для такой формы хозяйства как мыслящий профессионал, способный экономить ограниченные ресурсы, находить пути их наиболее выгодного использования. Новой производительной силой выступают экономические отношения между людьми, воплощённые в разделении и кооперации труда. Но экономическое мышление индивида ограничено. Рынок служит местом, где он предъявляет спрос на необходимый, заранее известный товар.  И наоборот, натуральный производитель не рассматривает рынок как самостоятельную, имеющую свои экономические законы сферу деятельности.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Меркантилизм

              Времена менялись, а вместе с  ними не только менялся смысл  слов, но и появлялись новые  термины. Развитие общественного  разделения труда и обмена привели к преодолению натуральной замкнутости и формированию экономики как единого целого в масштабе того или иного государства. Возникает потребность в знаниях о народном хозяйстве всей страны. В 1615 г. французский экономист Антуан де Монкретьен (1575-1621) публикует «Трактат политической экономии», в котором предлагает проводить экономическую политику всемирного поощрения торговли, доказывает, что последняя является главной целью производства. Работа А. Монкетьена дала название нарождавшейся тогда науке, которая сохранилась и по сей день. Слово «политическая» в названии науки также имеет древнегреческие корни. Оно происходит от термина «полис» (город, государство) и заключает в себе более широкий смысл – искусство управления государственным, общественным хозяйством. Экономисты размышляли над текущими хозяйственными проблемами и предлагали решения, призванные увеличить доход государства и монарха.

Информация о работе Основные этапы развития экономической теории