Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 13:31, курсовая работа
Цель исследования - рассмотрение процесса возрождение и развитие маржинализма с точки зрения зарубежных экономических школ.
Задачи, решаемые в ходе работы:
- история возникновения теории маржинализма:
- австрийская экономическая школа;
- кембриджская экономическая школа;
- американская экономическая школа.
Введение……………………………………………………………………...стр. 2
Глава 1. Маржинализм и его особенности
§1. Предшественники маржинализма………………………………..стр. 4
§2. Предпосылки возникновения теории маржинализма…………...стр. 7
§3. Общая характеристика маржинализма………………….……….стр. 9
Глава 2. Развитие маржинализма с точки зрения зарубежных экономических школ
§1. Экономические взгляды представителей Австрийской школы маржинализма …………………………………………………….....стр. 16
§2. Экономические воззрения представителей Кембриджской и Американской школ маржинализма………………………………..стр. 28
§3. Вклад маржиналистов в современную экономику………….…стр. 37
Заключение………………………………………………………………….стр. 45
Список литературы…………………………………………………………стр. 46
По его словам, всякий экономический обмен благ для обменивающихся индивидов означает присоединение к их имуществу нового имущественного объекта, и поэтому обмен можно сравнить в хозяйственном смысле с продуктивностью промышленной и сельскохозяйственной деятельности. Вместе с тем обмен - это не только выгода, но и экономическая жертва, вызванная меновой операцией, отнимающей «часть экономической пользы, которую можно извлечь из существующего менового отношения»[20], что нередко делает невозможной реализацию там, где она была бы еще мыслима.
Все, кто способствует обмену, т.е. экономическим меновым операциям являются такими же производителями, как земледельцы и фабриканты, ибо цель всякого хозяйства состоит не в физическом увеличении количества благ, а в возможно более полном удовлетворении человеческих потребностей.
Наиболее полно учение австрийской школы маржинализма оказалось представленным в работах Ф. фон Визера.
Фридрих фон Визер был учеником Менгера. Развил идеи Менгера, используя принцип предельной полезности для оценки стоимости издержек производства. Так же в своих работах «О происхождении и основных законах экономической ценности» (1884), «Естественная ценность» (1899), «Теория общественного хозяйства» (1914) развивал теорию ценности. Он ввел в научный оборот такие термины, как «предельная полезность», «законы Госсена», «вменение». Визером была разработана теория альтернативных издержек, предполагающая альтернативные способы использования ресурсов. [21]
Его научные заслуги заключаются прежде всего в систематизации и обобщении этого учения. Но и ему удалось создать и нечто новое в экономической теории.
Ф. фон Визер занимался проблематикой определения общей полезности блага. Он предложил «мультипликативную» концепцию. Согласно данной концепции, общая полезность блага должна рассчитываться как произведение предельной полезности последней единицы блага и количества его единиц.
Ф. фон Визер уточнил также подход К. Менгера к анализу определения ценности средств производства. Дело в том, что последний не принимал во внимание тот факт, что одно и то же производственное благо может участвовать в изготовлении нескольких предметов потребления.
Согласно концепции Ф. фон Визера, при учете данного обстоятельство, ценность производственного блага должна определяться в виде суммы предельных полезностей всех предметов потребления, которые могут быть произведены при помощи этого производственного блага.
Предложенная Ф. вон Визером теория вменения отвечает на вопрос о том, какую долю вознаграждения должен получить каждый фактор производства. Иными словами, Ф. фон Визер - один из основателей маржиналистской теории распределения доходов.
Более конкретно, термин «вменение» означает «приписывание»: в рамках этой теории решается проблема, какой доход «приписать» каждому из факторов производства при их взаимодействии. Чтобы решить данную проблему, необходимо найти благо, в изготовлении которого участвуют одни и те же факторы производства, но в разной пропорции. Затем следует построить систему уравнений, да такую, чтобы количество уравнений было равно количеству используемых факторов. Решение такой системы позволит разрешить поставленную проблему.
Для наглядной иллюстрации приведем произвольный алгебраический пример (у Ф. фон Визера он отсутствует, поскольку представители австрийской школы отрицательно относились к использованию графических и алгебраических методов анализа).
axK + bxL + cxT = X;
ayK + byL + cyT = Y;
azK + bzL + czT = Z.
Здесь X, Y, Z - известные количества конкретных видов продуктов, K, L, T - объемы затрат соответственно капитала, труда и земли, a, b, c - известные технологические коэффициенты. Равенство количеств уравнений и неизвестных позволяет найти единственно верное решение.
Многие теоретические аспекты, только намеченные К. Менгером, были развиты его учеником самым видным представителем австрийской школы О. фон Бем-Баверком, известным, помимо всего прочего, своей жесткой критикой теории К. Маркса.
Е.Бем-Баверк (1851-1914) - профессор Венского университета, который дал наиболее полный вариант теории предельной полезности, обогатив ее маржиналистской концепцией процента. Важнейшую роль в теоретических построениях австрийской школы играет субъективно - психологический подход. [22]
Если же К. Менгер больше интересовался определением субъективной ценности блага, то его последователь О. фон Бем-Баверк - определением «рыночной» ценности или цены. В концепции О. Бем-Баверка описывается рынок некоего блага. При этом на данном рынке действуют покупатели и продавцы, каждый из которых имеет свои субъективные ценности этого блага. Соответственно, субъективная ценность покупателя называется ценой спроса (этого покупателя), а субъективная ценность продавца - ценой предложения.
Торг на рынке начинается с минимально возможной цены спроса. Затем эта цена поднимается, и по мере ее роста с рынка уходит часть покупателей. Равновесная рыночная цена устанавливается тогда, когда число покупателей, чьи индивидуальные цены спроса выше этой цены, совпадает с числом продавцов, чьи индивидуальные цены предложения ниже этой цены.
По мнению О. фон Бем-Баверка, невозможно точно определить значение равновесной рыночной цены, можно лишь выявить границы диапазона ее колебаний. Эти границы лимитированы двумя факторами:
а) субъективной ценностью «предельной пары сверху»;
б) субъективной ценностью «предельной пары снизу».
Предельная пара сверху - это слабейший из вступивших в сделку покупателей и сильнейший из ушедших с рынка продавцов. Предельная пара снизу - это сильнейший из ушедших с рынка покупателей и слабейший из вступивших в сделку продавцов. [23]
Итак, именно их оценки и формируют границы указанного диапазона.
В отличие от К. Менгера, О. фон Бем-Баверк интересовался тем, как рассчитывать общую (а не только предельную) полезность блага. Согласно его точке зрения, общая полезность блага вычисляется как сумма его отдельных единиц. Эта концепция называется «аддитивной» (от англ. to add - добавлять, суммировать).
Возможно, наибольший вклад О. фон Бем-Баверка в экономическую науку был сделан в рамках его теории капитала и процента.
Капитал, по О. фон Бем-Баверку - это те средства, которые позволяют применять «окольные» или «многоступенчатые» методы производства. При этом чем длительнее метод производства, тем больше его производительность. Таким образом, многоступенчатость и длительность методов производства - или величина запаса капитала - отражает степень хозяйственной развитости данного общества.
С капиталом тесно связано понятие процента. О. фон Бем-Баверк одним из первых в истории экономической мысли пытался выяснить, почему ставка процента больше нуля, тем самым заложив основы неоклассической теории процента. Он указал на три причины ее положительности.
а) Люди ожидают в будущем увеличения дохода. Соответственно, они рассчитывают, что в будущем блага будут доступнее, чем в настоящем. Это означает, что предельная полезность потребления будущих благ меньше, чем предельная полезность потребления настоящих благ. Их разность как раз и служит основанием для возникновения положительной ставки процента.
Здесь можно отметить, что этот аргумент является обоснованным только в ситуации экономического роста.
б) Люди склонны недооценивать будущие потребности. Поэтому настоящие блага для них ценнее, чем будущие, и, следовательно, за отказ от настоящих благ они требуют положительной ставки процента.
Такой подход указывает на недальновидность, «близорукость» людей. Подобное поведение не вполне согласуется с принципом полной рациональности.
в) Из теории капитала О. фон Бем-Баверка известно, что окольные методы производства являются более производительными, чем «неокольные». Следовательно, сегодняшний отказ от настоящих благ означает, что их нельзя вложить в капитал и, поэтому, получить больший объем благ в будущем. [24] Отсюда опять-таки возникает основание в пользу положительности ставки процента.
Этот аргумент можно критиковать за то, что он в значительной мере дублирует первый аргумент.
Данную теорию процента развил и обобщил И. Фишер в своей работе «Теория процента» (1930). С его точки зрения, процент возникает вследствие желаний и возможностей людей изменить временную структуру своих доходов через предоставление и получение кредитов. Таким образом, ставка процента определяется взаимодействием субъективных норм временных предпочтений и (предельной) производительности капитала, т.е. процессами сбережения и инвестирования.
Логический переход австрийцев к анализу денежной формы обмена внес дополнительные противоречия. По существу, рассуждения австрийцев приводили к заключению: предельные полезности, объясняющие цены, сами зависят от последних. В большей степени это касается предельной полезности самих денег: ведь количество благ, купленных на одну денежную единицу, явно определяется их ценами. Главным недостатком теоретических построений австрийской школы при определении ценности было полное абстрагирование от производства, одного из решающих факторов образования стоимости, и от труда - основного его источника.
Итак, австрийская школа не смогла создать абстрактную модель ценообразования, которая адекватно отражала бы реальные условия развитого товарного хозяйства. Вместе с тем нельзя не отметить, что проблемы взаимодействия спроса и предложения в процессе ценообразования, взаимосвязи потребительской стоимости (полезности) и стоимости. Соотношения платежеспособного спроса и цен, которые были поставлены австрийцами, прочно вошли в сферу экономических исследований. Игнорируя при разработке теории предельной полезности анализ процесса производства и труда, представители австрийской школы вынуждены были все-таки исследовать издержки производства, которые учитываются каждым предпринимателем в реальной жизни. [25]:
Если ранее австрийцы определяли цену блага (товара) через субъективные (плюс объективные, по Бем-Баверку) оценки его полезности, то теперь для этой весьма непростой операции потребовалось применение абстракции второго порядка - предельная полезность предельного потребительского блага.
На самом деле в создании предметов потребления участвуют совокупность производительных благ. Австрийцы оказались перед необходимостью разрешить довольно трудный вопрос: какая часть ценности предметов потребления должна быть отнесена (или вменена) на счет того или иного производительного блага? По этому вопросу не сложилось единого мнения: представителями австрийской школы были созданы различные варианты теории вменения. На этой основе и решалась проблема распределения (вменения) - стоимости созданного продукта между трудом и капиталом. При этом была использована концепция Ж.-Б.Сэя о трех факторах производства (земля, труд и капитал) в сочетании с теорией предельной полезности. Австрийцы пришли к выводу, что ресурсы участвуют в создании стоимости, а каждому производительному благу (фактору) вменяется свой специфический доход. Таким образом, они обошли вопрос об отношениях эксплуатации и присвоении прибавочной стоимости. Однако необходимо было дать ответ на вопрос о природе прибыли.
Согласно логике Бем-Баверка, труд является «благом будущего», так как он создает продукт по истечении определенного времени. Следовательно, рабочий предстает владельцем «будущего блага», а предприниматель, нанявший рабочего, дает ему «настоящее благо» в форме заработной платы. Таков процесс обмена благами между рабочим и предпринимателем. Блага, созданные трудом настоящим, по стоимости превысят размер выплаченного вознаграждения за труд. Это превышение составит процент или прибыль. Добровольный характер обмена отражает равноценность и справедливость отношений работодателя и рабочего. Впрочем, Бем-Баверк не смог дать четкого ответа на вопрос, кто должен определять разницу в стоимости настоящих благ и благ будущих. Необходимо было найти сколь-нибудь объективный фактор - оценку, поскольку для этой роли не годились субъективные оценки ни рабочего, ни предпринимателя. Поэтому Бем-Баверк включает в концепцию процента идею о косвенных методах ведения производства, подразумевая под ними удлинение периода производства (производственного цикла) на основе использования капиталоемких процессов. Данное удлинение обосновано известным количеством звеньев производства промежуточного характера, что имеет место до момента создания блага. Если, например, Робинзон Крузо, рассуждает Бем-Баверк, использует часть времени на изготовление орудий труда в ущерб сбору необходимых продуктов питания, то его запас потребительских благ уменьшится. Однако в будущем орудия труда позволят Робинзону значительно увеличить запас благ по сравнению с настоящим. Перенеся пример Робинзона на современное общество, Бем-Баверк выдвинул положение, что источником процента (прибыли) является удлинение периодов производства отдельных благ в результате развития косвенных методов производства. [26] Здесь ученый подошел к реальным вопросам процесса роста капиталоемкости и специализации. Но это не проясняло в целом проблему природы прибыли, а скорее затуманивало ее, ведь в экономической жизни именно сокращение производственного цикла, а не удлинение, служит положительным показателем динамики производства. Однако сама постановка вопроса о роли фактора времени в развитии экономики явилась достижением австрийской школы, которое получило развитие в теории А.Маршалла. Помимо этого, идеи Бем-Баверк дали толчок к разработке различных вариантов теории ожиданий и лаговых концепций. Идеи австрийской школы получили широкое распространение. Но их очевидное расхождение с действительностью, явные логические противоречия теории предельной полезности предопределили рост влияния английской и американской школ маржинализма. Следует отметить, что, несмотря на это, в настоящее время существуют достаточно последовательные сторонники и австрийской школы.
Информация о работе Основные идеи и принципы теоретической системы маржинализма