Основные функции и условия возникновения рынка. Субъекты и объекты рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

О появлении рынка можно говорить в том случае, если процесс товарного обращения и производства приобретает регулярный характер, порождает постоянные колебания спроса, предложения и цен. Наличие таких признаков, как множество продавцов и покупателей, во-вторых, колебание цен и в-третьих, ориентация на потребности потребителя-покупателя, позволяет говорить о возникновении рынка.
Так что же такое рынок? Есть множество определений рынка, некоторые из которых мы рассмотрим. Каковы же исторические условия, сделавшие рынок объективно необходимым?
Целью данной работы является рассмотрение условий возникновения рынка, его функций, охарактеризовать субъекты и объекты рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….……………………………………………………..3
3


1. Теоретические основы рынка
6
1.1. Понятие рынка……………………………………… 5
6
1.2. Условия возникновения рынка……………………. 6

1.3. Структура рынка……………………………………10
1.4. Основные черты рынка…………………………….15
1.5. Функции рынка……………………………………..17
1.6. Преимущества и недостатки рынка……………….20




2. Субъекты и объекты рынка

2.1 Субъекты и объекты рынка …………..…………...23




3. Республика Беларусь в условиях рынка
3.1 Предпринимательство (бизнес), как одна из форм
хозяйственной деятельности в условиях рынка в
Республике Беларусь……………………………….28














ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 34


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….36

Работа содержит 1 файл

Курсовая22.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

28

 

МИНИСЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ЧУО «БИП – ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ»

 

Кафедра экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему «Основные функции и условия возникновения рынка. Субъекты и объекты рынка.»

 

 

 

 

 

 

 

             

Студента 1-го курса

экономико-правового факультета

заочного отделения специальности

«Бухгалтерский учёт,                     

анализ и аудит», гр. БУ              Е.М. Кухаронок

 

 

Руководитель канд. эконом. наук,              А.А. Данилевич

доцент.             

 

 

 

 

Минск 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

              ВВЕДЕНИЕ.……………………………………………………..3                                            

3

 

 

  1.  Теоретические основы рынка

6

1.1. Понятие рынка……………………………………… 5

6

1.2. Условия возникновения рынка……………………. 6

 

1.3. Структура рынка……………………………………10

1.4. Основные черты рынка…………………………….15

1.5. Функции рынка……………………………………..17

1.6. Преимущества и недостатки рынка……………….20

 

 

 

 

2. Субъекты и объекты рынка

 

2.1  Субъекты и объекты рынка …………..…………...23

 

 

 

 

3. Республика Беларусь в условиях рынка

     3.1 Предпринимательство (бизнес), как одна из форм

           хозяйственной деятельности в условиях рынка в

           Республике Беларусь……………………………….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 34

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….36

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………..........................................38                                                                 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современной экономической литературе нередко параллельно используются два понятия «товарное хозяйство» и «рыночное хозяйство». В принципе, здесь нет особого противоречия, поскольку рынок – неотъемлемый компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, равно как без рынка нет товарного производства, т.е. в данном случае одно предполагает другое. Соответственно, возникновение рынка определяется теми же условиями, которые обеспечили формирование товарного производства.

Рынок — это объективное явление экономики. Его появление есть результат длительной экономической эволюции человеческого общества. “Сотворение” рынка произошло вследствие поиска людьми решения извечной экономической дилеммы: с одной стороны, редкие, ограниченные ресурсы, а с другой — неограниченные потребности человека в разнообразных благах. Человек любых наклонностей и способностей может что-либо эффективно производить только в какой-то определенной области. Вместе с тем его потребности исчисляются миллионами наименований потребительских благ. Рыночная организация экономики возникла благодаря процессу обмена продуктами труда людей, способных производить их в ограниченном количестве, но нуждающихся во многих потребительских благах, производимых другими людьми.

Рынок есть особая форма организации товарного хозяйства. Это объективное явление экономики, основанной на товарном производстве и товарном обмене. С рынком связан каждый субъект хозяйствования и человек, осуществляющий какие-либо покупки или продажи. Поэтому происходящие на рынке изменения интересуют и затрагивают практически всех.

При рассмотрении рынка как системы экономических отношений логично выделить объекты и субъектов рынка (экономических агентов).

Объектами рынка являются товары и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая продукция (товары и услуги), но и факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются сами деньги.

Субъектами рынка в самом общем виде являются все продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).

О появлении рынка можно говорить в том случае, если процесс товарного обращения и производства приобретает регулярный характер, порождает постоянные колебания спроса, предложения и цен. Наличие таких признаков, как множество продавцов и покупателей, во-вторых, колебание цен и в-третьих, ориентация на потребности потребителя-покупателя, позволяет говорить о возникновении рынка.

Так что же такое рынок? Есть множество определений рынка, некоторые из которых мы рассмотрим. Каковы же исторические условия, сделавшие рынок объективно необходимым?

Целью данной работы является рассмотрение условий возникновения  рынка, его функций, охарактеризовать субъекты и объекты рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Теоретические основы рынка.

 

1.1 Понятие рынка.

В ходе развития товарного хозяйства формируется рынок, который прошел путь от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением. Искав тему курсовой, я прочитала много различных определений рынка, все очень похожи по смыслу, но разные по трактовке. Например, английский ученый экономист 19 в. У. Джевонс понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Современный американский экономист Ф. Котлер характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара, подчеркивая особую роль покупателей. Выдающийся экономист, лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов. Из всех этих оригинальных концепций рынка, я пришла к выводу: рынок – это взаимодействие между людьми, которые руководят такими процессами как производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг. В свою очередь участники рынка – это предприниматели, конечные потребители, работники, производители.

           В современной экономической литературе встречается несколько определений рынка: (См. рис.1)

- рынок - это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег;

- рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения;

          -рынок - система отношений по поводу обмена результатами производства и услугами, принимающими форму товара:

- рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения;

-рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Итак, делаем вывод, рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов дяя владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок — это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Наконец, рынок — это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

 

 

1.2 Условия возникновения рынка.

В этом подразделе я хотела бы выяснить каковы же исторические условия, сделавшие рынок объективно необходимым? (См. рис.2)

Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.

Разделение труда возникло в глубокой древности. История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них — отделение скотоводства от земледелия; вторая — выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья — возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углубляться общественное разделение труда. Еще античные авторы подчеркивали положительное значение разделения труда для роста его производительности. Примечательны высказывания Аристотеля по поводу разделения и возникающего в этой связи обмена. Поистине гениальны его высказывания о справедливом равенстве обмена. Он видел и взаимосвязь между разделением труда, обменом и деньгами.

Основоположником научной теории разделения труда считается А.Смит. В работе "Исследование о природе и причинах богатства народов" А.Смит рассмотрел все главные типы разделения труда - в пределах отдельной мануфактуры, между отраслями, между городом и деревней, между промышленностью и торговлей, между умственным и физическим трудом, между различными регионами и целыми национальными хозяйствами.

Не менее важным условием возникновения рынка является специализация. Специализация — форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации: предметную (например, автомобильные, тракторные заводы); по детальную (например, завод шарикоподшипников); технологическую — стадийную (например, прядильная фабрика).

Улучшение, совершенствование производственного профиля предметно-специализированных предприятий, развитие подстальной и технологической специализации ведут к расширению производственных связей - кооперированию. Специализация производства в ряде индустриально развитых стран в основном пошла по пути расширения подетальной и технологической специализации.

Схема специализации, т.е. набор специальностей, становится все более сложной, поскольку усложняется и углубляется сам процесс труда. В старину человечество владело несколькими специальностями, и прежде всего охотника и земледельца. Сегодняшние же перечни специальностей включают многие тысячи весьма различных профессий. Подавляющее большинство из них требуют обучения (иногда многолетнего) специальным навыкам и приемам труда. Специализация достигла ныне такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений людей в обществе.

Важной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок.

Причиной формирования рынка является и экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности. Обмен продуктами человеческого труда в первую очередь предполагает наличие частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высокого уровня частная собственность и рыночные отношении достигли при капитализме. Частная собственность получила развитие и в Республике Беларусь. Ее существование и развитие закреплены в законодательных актах.

Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги.

В дальнейшем обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные и смешанные предприятия.

Кроме того, причина становления рынка кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Различные страны, их национальные хозяйства к рыночной экономике шли разными путями. Вместе с тем существуют общие закономерности ее становления, присущие любой стране. К важнейшим из них относятся:

- наличие независимых товаропроизводителей, свобода предпринимательской деятельности и гарантии прав собственности различных экономических субъектов;

-    свободные рыночные цены, уравновешивающие спрос и предложение; конкуренция товаропроизводителей; свободный перелив капиталов между отраслями и регионами;

образование финансового рынка, включающего рынок кредитных ресурсов, рынок ценных бумаг и валютный рынок:

-    наличие рынка труда, наемной рабочей силы с развитой системой ее подготовки, переподготовки, межотраслевого и межрегионального перелива;

- открытость экономики мировым интеграционным процессам, возможность миграции рабочей силы, товаров и капиталов.

Таким образом, рынок является сложным механизмом, на котором совершаются сделки между покупателями и продавцами экономических благ. Расходы на совершение рыночных сделок называются трансакционными издержками. Это издержки на сбор и обработку информации о состоянии рынка, на поиск покупателя (продавца) и ведение с ним переговоров и заключение контракта, а также на контроль за его соблюдением. Нобелевский лауреат Рональд Коуз в своей знаменитой статье «Природа фирмы» выдвинул концепцию (ее теперь разделяют большинство экономистов), согласно которой наиболее эффективно рыночные сделки осуществляются через фирмы, а не между индивидуумами. Говоря иначе, покупая товар в магазине, покупатель экономит на трансакционных издержках. По мнению Р. Коуза, «экономия на трансакционных издержках по сравнению с индивидуумами является одной из главных причин существования фирм вообще».

 

 

1.3 Структура рынка.

 

Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся ценам. Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев. Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка. (См. рис. 3,4,7,8,9).

I.                   По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

         1) Потребительский рынок. Рынок потребительских товаров и услуг. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Здесь в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, инфляции, денежного обращения. Данный рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние нации. Здесь происходит купля-продажа предметов потребления. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на рынок товары, в качестве потребителя - домашние хозяйства. В свою очередь этот рынок подразделяется на:

-рынок продовольственных товаров (продукты питания, продовольствие);

-рынок непродовольственных товаров, предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары, лекарства, отдельные виды строительных материалов и многое другое;

-рынок услуг охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения, коммунальные услуги и на информационные услуги (справки, реклама, нотариат) и другие.

-рынок недвижимости представлен, прежде всего, в виде двух основных товаров: 

1) рынок жилья распространяет свои действия на жилые помещения;

2) особой категорией рынка недвижимости выступает земля; под землей в данном случае понимаются не только земельные участки для сельскохозяйственного производства, строительства или других нужд, но и недра земли, полезные ископаемые. Поэтому на рынке земли встречаются представители и сельского хозяйства, и строительной индустрии, и промышленности, прежде всего добывающих отраслей, и государственных структур. Большинство сделок на данном рынке связано не с куплей – продажей земли, а лишь с передачей земли на определенный срок в аренду.

 

II.                По объектам обмена: (См. рис. 6)

  1) Рынок факторов производства предполагает куплю-продажу экономических ресурсов или факторов производства, которые делятся на первичные производственные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие как земля, капитал, труд, и промежуточные, предоставляемые предприятиями другим предприятиям. Субъектами рынка факторов производства выступают производители, являющиеся покупателями факторов производства, и домохозяйства, выступающие продавцами.

   2) Рынок труда, или рабочей силы – это свободная продажа каждым трудоспособным человекам своих трудовых возможностей и свободный наем работников. Важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где формируется спрос и предложение рабочей силы.

3) Рынок реального капитала представляет собой товары и услуги производственного назначения или те товары и услуги, которые непосредственно не предназначены для удовлетворения потребностей населения, но косвенным образом (через поставляемое оборудование, машины, технологии, сырье, материалы) направленные на решение задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах. Для данного рынка характерна устойчивость производственных связей, крупномасштабность коммерческих операций и долгосрочный характер отношений между партнерами. К разновидности данного типа рынка можно отнести продукцию научного производства, которая определяет совершенствование технологий, техники, систем организации и управления хозяйственными и социально – экономическими процессами. Это тот рынок, для которого характерны самый высокоинтеллектуальный и творческий труд, сверхсовременные инвестиционные товары и материалы, а также с которым связана высокая степень риска, особенно в области фундаментальных и прикладных исследований. Объекты купли – продажи – патенты, лицензии.

4) Денежный рынок -  это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссуд финансовых учреждений. На этом рынке деньги становятся полноправным товаром, цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги.

5)   Рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляет реально существующий капитал в титулах собственности – акциях, облигациях, векселях. На рынке ценных бумаг существует две организационные формы торговли ценными бумагами: фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги (в основном акции) прежних выпусков, и внебиржевой оборот, в процессе которого происходит первичное размещение новых эмиссий (выпусков) акций и облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигации прошлых выпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного их вложения и, следовательно, структурные сдвиги в экономике.

6) Рынок информации. Товаром на подобном рынке выступает специфический продукт - информация, значение которой в производстве и общественной жизни чрезвычайно возросло за последние десятилетия. Информационный продукт, понимаемый в широком смысле слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной и иной информации.

7) Рынок инноваций -  это специфическая область купли -  продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты (рынок лицензий – здесь объектом купли – продажи служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов, использование товарных знаков).

 

III.             По экономическому назначению субъектов рыночных отношений:

1)  Рынок покупателей – предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и отдает предпочтение тому или иному товару.

2) Рынок продавцов – значительное превышение спроса над предложением. Главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание.

3)    Рынок государственных учреждений – совокупность актов купли – продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.

 

IV.             По общественному разделению труда: (См. рис. 5)

1)  Местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны;

2)  Региональный рынок

3) Национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию;

4)   Мировой рынок, охватывающий все страны мира.

 

V.               По уровню насыщения:

         1)    Равновесный рынок - спрос и предложение примерно совпадают;

2)   Дефицитный рынок - спрос превышает предложение;

3)    Избыточный рынок - предложение превышает спрос;

 

VI.             По степени зрелости:

         1)  Неразвитый рынок;

         2) Развитый рынок;

3)  Формирующийся рынок;

 

VII.          По степени ограниченности конкуренции:

1) Свободный рынок - регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей;

        2) Монополистический рынок - условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция;

3) Олигополистический рынок - это такой рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями;

 

VIII.       По соответствию действующему законодательству:

1) Легальный рынок (открытый, узаконенный);

2) Нелегальный рынок («черный» и теневой) - возникает чаще всего либо как сфера подпольной торговли товарами, свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие, порнография), либо как область торговли любыми товарами, но при нарушении указанных правил и норм торговли (в неположенном месте, при отсутствии лицензий, неуплате сборов, налогов, пошлин).

Рынок как механизм («большой» рынок) состоит из отдельных («малых») рынков — капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. «Малые» рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров и услуг).

Экономические агенты возникают на «большом» рынке как собственники экономических ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей, знаний). Через соответствующие рынки они продают фирмам свои ресурсы, получая за это доходы.

Производители используют приобретенные ресурсы для организации производства продукции, которую затем продают на рынках продукции. Здесь она приобретается потребителями за их доходы.

Любой рынок можно дробить на все более узкие. Так, если в рынках ресурсов выделить рынок труда, то он, в свою очередь, состоит из рынков по группам специализаций (машиностроители, работники транспорта, финансисты и т.д.) и по отдельным специальностям.

Таким образом, рынок характеризуется не только количеством продавцов и видом продаваемых товаров. Разные рынки различаются способом, посредством которого товар поступает от производителя к продавцу и от продавца к покупателю, объемом единичных продаж, а также степенью легализации рыночных процессов. В рынок включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.

 

 

1.4. Основные черты рынка.

 

Перечисленные ниже основные черты рынка образуют его характеристику:

1)                Рынок предполагает свободный доступ в него и свободный выход из него, поэтому число участников рынка ничем не ограничивается;

2) Рынок  предполагает  полную  свободу  в  перемещении   материальных,финансовых и людских ресурсов;

3)  Рынок предполагает наличие товарной массы. Нельзя говорить  о  рынке, не имея товара. И напротив, чем больше товарная масса количественно и качественно по ассортименту, тем более развит и рынок;

4)  Рынок предполагает наличие развитой и  устойчивой  денежной  системы. Это бесконечная цепь товарно-денежного обращения по схеме Т-Д-Т-Д  и т.д. до бесконечности;

5)    Рынок  предполагает  самостоятельность  хозяйствующих  субъектов  и, соответственно,  свободу  договоров  и  сделок.  На  рынке  действует принцип,  концепция  «laissez  faire»,  которая   предполагает,   что отдельные люди и  предприятия  действуют  свободно,  без  какого-либо

вмешательства «третьей силы»  –  силы  принуждения.  Разумеется,  эта

самостоятельность  агентов  рынка  относительна,  ибо   их   действия предопределены правилами рыночной игры;

6)  При всей его стихийности рынок подчиняется действию законов, и прежде всего действию законов конкуренции, стоимости, спроса и предложения;

     7)   В  основе  действий  двух  основных  агентов   рынка   –   продавцов (товаропроизводителей)  и  покупателей  (потребителей)  лежит  личный экономический интерес. В  этом  и  проявляется  стимулирующий  эффект рынка;

   8)   Рынок  предполагает  полную   материальную  ответственность     своих участников за результаты своей деятельности;

          9)    Рынок  предполагает  вольные  цены  или,  как  их  называют чаще, свободные рыночные цены равновесия;

     10)  Рынок предполагает всеобщность и универсальность товарных  отношений, их проникновение во все сферы жизни;

11)   Рынок предполагает наличие развитой инфраструктуры, которая  повышает его эффективность;

12)  Рынок предполагает открытость  экономики  перед  мировым  хозяйством, положение,  при  котором  региональный  рынок  выступает,  как  часть национального рынка, а национальный - как часть мирового;

         13)    Рынок формирует такой тип человека, который в  свои  моральные  нормы включает также рыночную этику и рыночную мораль;

   14) Рынок предполагает наличие внешних факторов,  благоприятствующих  его развитию, в частности,  благосклонное отношение  общества  к  самому рынку.

Итак, как мне кажется  роль рынка в общественном производстве играет большую роль: он подает сигнал производству – что, в каком объеме, и какой структуре следует производить; уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; «убирает» неконкурентоспособных предприятий и «свертывает» устаревшее производство.

 

 

1.5 Функции рынка.

Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций. Современный высокоразвитый рынок выполнят шесть основных взаимосвязанных функций: (См. рис. 10,11)

         1. Регулирующая функция – самая важная. Предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

           Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена- это сигнал к сокращению производства, падает - сигнал к сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций.

Образно говоря, на рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой еще писал Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляется в периодических спадах, инфляции, безработице.

         2. Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно – технического прогресса и на его основе – интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики.

           3. Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.

           4. Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Также экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

5. Информационная функция дает участниками рынка через постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

          6. Последняя, оздоравливающая функция как бы «очищает» экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности. Те предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности  (доходности) своего производства, терпят поражение в конкурентной борьбе и наказываются «банкротством». И наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются. 

В литературе выделяют еще и такие функции рынка: активизация экономических интересов, повышение восприимчивости экономики к научно-техническому прогрессу, сведение производительных сил в единую систему, стимулирование эффективности экономической деятельности, зависимость производства от потребительского спроса, создание условий для эффективной кооперации труда.

        Из всего выше изложенного, я для себя сделала вывод, что для эффективного функционирования рынка необходимы такие условия – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут производителям ориентиры наиболее эффективных направлений их деятельности. (См. рис. 12)

 

1.6    Преимущества и недостатки рынка.

Рынок  как   определенный   механизм   распределения   и   использования

ограниченных ресурсов,  основанный  не  на  принуждении  и  приказах,  а  на добровольном обмене имеет целый  ряд  очевидных  преимуществ,  достоинств  и оказывает на  экономическую  жизнь  общества  положительное  влияние.  Можно отметить следующие проявления этого влияния:

           1) Рыночная  экономика  в  принципе  не  знает  таких  традиционных для командно – административной системы явлений,  как  дефицит,  товарный голод, очереди и т.д.;

          2) Эффективное распределение и использования ресурсов  для                производства необходимых обществу товаров и услуг;

         3) Возможность  успешного  функционирования  рынка  при  наличии                              весьма ограниченной информации: уровень цен и уровень  затрат  на  различные ресурсы;

        4) Высокая степень его гибкости  и  адаптации  к  изменяющимся  условиям производства;

         5) Оптимальное использование достижений науки и техники;        

         6) Стимулирует рост производства, ускоряет темпы его развития;

         7)  В рыночной экономике не существует производства ради производства,  в центре рынка  стоит  потребитель,  на  него  постоянно  ориентировано производство;

        8) Свобода выбора и действий предпринимателей и потребителей;

       9) Способность к удовлетворению  разнообразных  потребностей,  повышение качества продукции;

         10) Относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия;

          11)   В  определенной   мере    создает    саморегулирующуюся    систему хозяйствования,  в  которой  каждый  занимает  свою   нишу,   которая

эффективно функционирует без прямого вмешательства государства.

Из всего вышеперечисленного, делаем вывод, что для любой рыночной системы обязательно наличие таких условий, как: право на частную собственность, свобода заключения сделок, потребления конкуренции, образования цен и свободный выбор профессии, места работы и занятий.

Основой этой системы является рынок, который за длительный период убедительно доказал свои преимущества в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Не стоит идеализировать рынок, поскольку ему присущи и недостатки. Можно указать на следующие проявления отрицательного влияния  рыночного  механизма на экономическую и социальную жизнь общества:

1)                 Рынок порождает факторы, которые  нарушают  свободу предпринимателя. Такими  факторами  являются  различные  формы  монополизма,   которые деформируют правила игры на свободном, классическом рынке;

2)                 Отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного  и общественного назначения;

3)                 Рынок не способен решить целый  ряд  социальных  проблем:  содержание пенсионеров, больных, инвалидов, сирот и т.п.;

4)                 Отсутствие механизма защиты окружающей среды;

5)                 Неспособность сохранения не воспроизводимых ресурсов;

6)                   Отсутствие  соблюдения  социально-экономических  прав  человека,   в частности права на доход и права на труд для тех, кто может  и  хочет работать;

7)                 Рынок безразличен к производству так называемых общественных  благ  и услуг (национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и т.п.);

8)                 Рынок не только обогащает, но и неизбежно разоряет часть  предприятий и часть населения;

9)                 Неспособность содействовать  развитию  фундаментальных  и  прикладных исследований в науке.

10)            Неспособность  структурных   изменений   производства,   организации денежного  обращения,  решения  региональных   и межгосударственных проблем;

11)            Нестабильность  развития  и  подверженность  спадам  производства  и инфляционным процессам;

12)            Рынку чужды нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма  и т.д. Разные народы сложили  немало  пословиц  и  поговорок  по  этому поводу: «рынку нет дела до  человека  без  кошелька»;  «рынок  –  это специально отведенное место, где люди могут обманывать друг друга»  и т.д.

Также можно сделать вывод, что эти черты рыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической политики. Здесь особенно важны меры государственного регулирования хозяйства путем перераспределения средств в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками, а также меры социальной политики.

2.      Субъекты и объекты рынка.

 

При рассмотрении рынка как системы экономических отношений логично выделить объекты и субъектов рынка (экономических агентов). Объектами рынка являются товары и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая продукция (товары и услуги), но и факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются сами деньги.

Субъектами рынка в самом общем виде являются все продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство). (См.рис.13)

Взаимодействие всех субъектов наглядно реализуется в модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов.

Домашние хозяйства (в составе одного или нескольких лиц), с одной стороны, являются покупателями товаров и услуг, с другой – имеют в своем распоряжении факторы производства (труд, землю, которую они могут продать или сдать в аренду). Они могут владеть акциями, благодаря чему они становятся и владельцами средств производства (капитала). Кроме того, домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг, предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для удовлетворения личных потребностей (прежде всего путем потребления товаров и услуг).

Фирмы, имея в своем распоряжении денежный капитал, приобретают у домохозяйств необходимые им факторы производства на рынке ресурсов и используют их для производства товаров и услуг. Их основная цель – получение прибыли (максимального дохода). Произведенные ими товары и услуги фирмы продают домохозяйствам на рынке товаров и услуг, используя полученные доходы для расширения производственной деятельности.

Государство – еще один участник модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов. Оно предоставляет домохозяйствам и фирмам свои услуги через систему национальной обороны страны, систему образования и медицинского обслуживания и т. д. Для обеспечения производства этих услуг государство с домохозяйств и фирм собирает денежные средства в виде налогов. У них же государство покупает необходимые для своей деловой активности ресурсы, товары и услуги.

Кроме предоставления услуг, государство осуществляет различные денежные выплаты фирмам и домохозяйствам. Главным образом речь идет о трансфертных платежах. Важная часть трансфертных платежей – это государственные денежные выплаты на социальные нужды – пенсии, пособия и другие виды помощи нетрудоспособным, безработным и другим малообеспеченным слоям населения. Второе направление трансфертных платежей – это дотации и субсидии (денежные выплаты, предоставляемые государством фирмам для поощрения производства некоторых товаров и услуг). Субсидии и дотации могут предоставляться как производителям товаров и услуг, так и их потребителям, включая домохозяйства.

Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов наглядно иллюстрирует взаимосвязь всех участников рыночной деятельности. Они заинтересованы друг в друге, благополучие одного участника рынка зависит от благополучия других. Даже один и тот же субъект рынка может быть и в составе домашнего хозяйства, и государственного учреждения, и участником бизнеса. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.

Все участники рыночных отношений являются реальными собственниками и имеют свои экономические интересы, которые могут совпадать или противоречить интересам других субъектов. Домашние хозяйства стараются максимально удовлетворить свои желания и потребности; фирмы – получить максимальную прибыль, государство – достигнуть максимального благосостояния общества. Каждый из них занимает определенное место в системе общественного разделения труда и, чтобы реализовать свои экономические интересы, должен предложить то, что необходимо другим субъектам – носителям рыночных отношений.

Анализируя взаимодействие основных субъектов (экономических агентов), следует иметь, что их отношения не всегда имеют чисто рыночный характер. В самом общем виде экономические агенты – это субъекты экономических отношений, принимающие непосредственное участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. (См. рис.14).

Потребности экономических субъектов (агентов) в обществе могут удовлетворяться различными способами. Для этого используются три основных способа экономической координации, которые основаны на трех эволюционно сложившихся механизмах обмена. Такими обменными механизмами являются:

- формы обмена на рынках (покупка продуктов на местном рынке);

-властно-принудительный обмен (поставка продукции согласно плановым заданиям в командной экономике);

- формы взаимного, социально установленного обмена (подарки, обменные отношения в семьях и т. п.).

В зависимости от того, какой механизм обмена используется хозяйствующими субъектами для удовлетворения своих потребностей, различают рыночные и нерыночные продукты (блага).

Рыночные продукты (блага) – блага, которые производятся и распределяются в обществе с помощью рыночного механизма.

Нерыночные продукты (блага) – блага, торговля которыми невозможна, так как не существует рынков для их сбыта; продукты, торговать которыми неэффективно за пределами ограниченной зоны, так как их объем или вес делают очень дорогой их транспортировку и торговлю за границами этой зоны.

Рыночные блага предусматривают существование рыночного механизма обмена, нерыночные блага, в свою очередь, являются объектами властно-принудительного и взаимного, социально установленного обменов.

В процессе хозяйственной деятельности экономические агенты могут вступать в отношения производства, распределения, обмена и потребления как рыночных, так и нерыночных благ. Поэтому тех экономических субъектов, которые удовлетворяют свои потребности посредством рыночного обмена и рыночных благ, называют рыночными агентами.

Соответственно, к нерыночным агентам относятся экономические субъекты, удовлетворяющие свои потребности с помощью властно-принудительного и взаимного, социально установленного обменов и, следовательно, нерыночных благ.

В чистом виде рыночным экономическим агентом являются фирмы, хотя и они пытаются прикрывать свои корыстные мотивы и интересы разговорами о миссии и т. п. На практике и домохозяйства, и государства также являются активными участниками рынка, выступают покупателями и продавцами, но их цели, как было сказано выше, носят специфический характер.

В наибольшей степени под понятие «нерыночные экономические агенты» подходят разнообразные некоммерческие организации. В промышленно развитых странах некоммерческий сектор является полноправным участником модели «государства благоденствия». Государство и бизнес не всегда оказываются в состоянии адекватно реагировать на изменения в обществе, и этот пробел восполняется развитием частных некоммерческих организаций, которые нередко оказываются более эффективными по сравнению с государственным аппаратом в оказании различных социальных услуг.

С учетом опыта промышленно развитых стран к нерыночным экономическим агентам можно отнести разнообразные внебюджетные фонды, ассоциации, взаимные общества, кооперативы и иные неприбыльные негосударственные организации, которые обычно обозначаются термином «социальная экономика».

В настоящее время именно от государства в значительной мере зависит эффективность деятельности белорусских предприятий, а прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке, т.е. создание правовой основы, обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, защита конкуренции, разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Предпринимательство (бизнес), как одна из форм хозяйственной деятельности в условиях рынка, его форма собственности, программа развития и государственной поддержки в Республике Беларусь.

Мировой опыт показывает, что предпринимательство – это один из важнейших факторов формирования и развития рыночной экономики. В развитых странах малый бизнес вовлёк в свою деятельность 50 – 60% работоспособного населения и сформировал 70 – 80% новых рабочих мест, на его долю приходится от20 до 60% валового национального продукта.

Предпринимательство является составным и основным компонентом рыночной экономики. Без рыночной экономики нет предпринимательства, равно как без предпринимательства нет и самой рыночной экономики. Такая же форма взаимодействия имеет место и при рассмотрении взаимосвязей между предпринимательством и конкуренцией. Предпринимательство является одной из важнейших предпосылок формирования конкурентной среды, развития инициативы населения, социальной стабилизации в обществе.

По определению многих авторов, предпринимательство – это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий в результате  денежный доход и личное удовлетворение достигнутым [11, c.12].

Устойчивое развитие предпринимательства является необходимым условием эффективного функционирования экономики страны, во многом определяющее темпы экономического роста, состояние занятости населения.

Закон РБ “О предприятиях в РБ” проводит классификацию создаваемых в Беларуси предприятий по формам собственности [2]:

основанные на государственной собственности;

основанные на коллективной собственности;

основанные на частной собственности;

основанные на совместной собственности;

основанные на смешанных формах собственности.

В соответствии с Законом РБ “О предприятиях в РБ” органы Республики Беларусь, уполномоченные управлять государственным имуществом могут создавать государственные предприятия. Госпредприятия могут находиться как в республиканской, так и в коммунальной собственности [2].

Особенностью предприятий общественных объединений является то, что они осуществляют свою хозяйственную деятельность только для достижения уставных целей самого общественного объединения.

Большое распространение в Беларуси получили унитарные предприятия, т.е. коммерческие организации не наделённые правом собственности на закреплённое за ними собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым. В форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные (республиканские и коммунальные) унитарные предприятия либо частные унитарные предприятия. Имущество частного унитарного предприятия находится в частной собственности физического или юридического лица, или членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

Хозяйственное товарищество представляет собой объединение лиц (как юридических, так, и индивидуальных предпринимателей) для достижения общей коммерческой цели, причём, как правило, личное участие каждого из них в деятельности товарищества обязательно. Хозяйственные товарищества в РБ могут создаваться в форме полного товарищества и коммандитного товарищества [2].

Полным признаётся товарищество, участники которого (полные товарищи), в соответствии с заключённым между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и солидарно друг с другом несут субсидиарную ответственность своим личным имуществом по обязательствам товарищества.

В отличие от полного коммандитным признаётся товарищество, в котором наряду с полными товарищами, имеется один или несколько участников (вкладчиков, коммандистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесённых ими вкладов, и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности (как в ООО).

Обществом с ограниченной ответственностью признаётся учреждённое двумя и более лицами общество, уставный фонд которого разделён на доли определённых уставными документами размеров. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах переданных ими вкладов. В обществе с дополнительной ответственностью в отличие от ООО участники солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим личным имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества.

Акционерным обществом является общество, уставный фонд которого разделён на определённое число акций равной номинальной стоимости. Существует два вида акционерных обществ. Акционерным обществом открытого типа  является общество, акции которого распространяются путём открытой подписки на них и имеют свободное хождение. В отличие от ОАО в акционерном обществе закрытого типа акции перераспределяются с согласия других акционеров и /или ограниченному кругу лиц. Акции такого общества не могут свободно обращаться на рынке ценных бумаг [2].

В республике могут образовываться производственные кооперативы (артели) – коммерческие организации, участники которых обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в деятельности кооператива и несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в равных долях, если иное не определено в уставе.

До недавнего времени в Беларуси большое распространение имели арендные коллективные предприятия. Однако новый Гражданский Кодекс обязал учредителей таких предприятий преобразовать их в иные формы либо ликвидировать.

Сельскохозяйственные предприятия Беларуси осуществляют свою деятельность в форме совхозов, колхозов и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В процессе формирования уставного фонда перечисленных форм предприятий одним из учредителей может выступать иностранный субъект. В данном случае будет образовано совместное предприятие, если уставный фонд будет частично образован за счёт иностранного капитала, либо иностранное предприятие, если его уставный фонд на все 100% будет состоять из иностранного капитала.

Вопрос эффективной государственной политики в области поддержки малого бизнеса, особенно для постсоциалистических стран, по-прежнему очень актуален.

Для выработки государственной политики в области развития и поддержки предпринимательства и решения насущных проблем данного сектора экономики Указом Президента от 19 июля 1996 г. № 260 было создано Министерство (Департамент) предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь, а затем и территориальные комитеты. Свою работу они определяли согласно законов “О предпринимательстве в Республике Беларусь”, “О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь”, а также соответствующих указов Президента нашей страны [5, с.29].

Закон РБ «О государственной поддержке малого предпринимательства РБ» от 16.10.1996 определяет общие положения в области государственной поддержки малого предпринимательства в РБ, направленной на создание новых рабочих мест посредством активизации производственно-хозяйственной деятельности населения, устанавливает формы и методы государственного регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства [3].

В целях развития в республике института малого предпринимательства государство осуществляет поддержку данного вида, инициативной деятельности граждан в соответствии с государственной программой поддержки малого предпринимательства, а также на основании отраслевых региональных программ, разрабатываемых соответственно Правительством и центральными органами управления, местными исполнительно-распорядительными органами. Целью Программ государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь является обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства, в том числе научно-инновационного, в производственной, научно-технической и других сферах экономики Республики Беларусь на основе эффективных институционных преобразований, совершенствования и развития инфраструктуры, финансового, информационного и научно-методического обеспечения и подготовки кадров предпринимательского сектора [5, c.30].

Практически все программы государственной поддержки малого предпринимательства в республике в качестве приоритетов называют экспортно-ориентированные и импортозамещающие производства.

До 1996 года государственная поддержка предпринимательства осуществлялась через Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства (БФФПП), основанный в 1992 году, в соответствии с постановлением правительства. Будучи государственно-общественной организацией, БФФПП финансировался как за счет поступлений из госбюджета, так и за счет средств различных зарубежных и международных организаций (TACIS, IFC, Transform и др.), причем поступления из госбюджета составляли в разные годы от 30 до 65% доходной части бюджета БФФПП. Выделяемые из бюджета средства вместе с другими привлеченными источниками позволили оказать кредитную поддержку 235 предприятиям [5, c.30].

Существуют международные совместные программы поддержки малого предпринимательства. Одной из таких программ является программа ООН/ПРООН и Правительства РБ «Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства»:

Проектами, составляющими эту программу являются:

- проект «развитие микрокредитования»;

- конкурс проектов создания национальной сети инкубаторов малого предпринимательства;

- проект поддержки частного предпринимательства в Беларуси, который финансируется Британским Фондом Ноу Хау.

Основной целью программы Малых Проектов ТАСИС по приграничному сотрудничеству является содействие развитию связей между регионами, городами, местными органами власти в соответствующих пограничных зонах, а также повышение роли регионов.

Таким образом, предпринимательство – это один из важнейших факторов формирования и развития рыночной экономики. Предпринимательство может иметь государственную, коллективную, частную, совместную и смешанную формы собственности. В целях развития в республике института малого предпринимательства государство осуществляет поддержку данного вида в соответствии с государственной программой поддержки малого предпринимательства, а также на основании отраслевых региональных программ.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги необходимо отметить, что возникновение и становление  рынка – это следствие очень длительного исторического развития.

Рыночный механизм –  это  сложный  и  постоянно  развивающийся  механизм, представляющий саморегулирующую и само  развивающуюся  систему.  В  условиях рынка множество потребителей самостоятельно решают,  что,  когда  и  сколько покупать. В свою очередь, все  производители  также  самостоятельно  решают, какую  продукцию,  когда   и   сколько   производить.   И   потребитель,   и производители руководствуются лишь собственными  интересами.  Но,  преследуя свои частные интересы, они тем самым  объективно  удовлетворяют  потребности всего общества.

Любой рынок независимо  от  его  конкретного  вида,  базируется  на  трех основных элементах:

1) Цена;

2) Спрос и предложение;

3) Конкуренция.

В состав рынка  входят  домашние  хозяйства,  фирмы  и  государство.  Все субъекты рыночного механизма могут  поочередно  или  одновременно  выступать как в роли покупателя, так и в роли продавца.

Рыночный механизм призван найти ответы на три главных вопроса:

Что производить?

Как производить?

Для кого производить?

Для решения этих вопросов  рынок  выполняет  ряд  функций.  Выполняя  эти функций, рынок оказывает громадное влияние на все стороны общества,  включая каждого отдельно взятого человека.

Для нормального функционирования рынка формируется его  инфраструктура  система институтов, призванных содействовать рыночным отношениям.

Практика хозяйствования во  всех  странах  мира  убедительно  подтвердила преимущества  рыночной  системы   хозяйствования,   перед   административной системой, однако не стоит идеализировать  рынок,  поскольку  ему  присущи  и недостатки  или  пороки  рыночного   механизма,   для   устранения   которых необходимо активное вмешательство государства.

Мировой опыт показал, что нет,  и  не  может  быть  эффективной  рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.

Таким  образом,   эффективность   национальной   экономики   предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗАВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1        Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7.12.1998г. №218-З // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. -1999. -№7-9. -Ст.101

2        Закон Республики Беларусь “О предприятиях в Республике Беларусь” от 14.12.1990г. №462-XII с изменениями и дополнениями. // Ведомости Верховного совета Республики Беларусь. -1991г. -№3. -Ст.13

3        Указ президента Республики Беларусь “О государственной поддержке малого предпринимательства” от 19.07.1996г. №262. // Сборник указов Президента. -1996г. -№21. -Ст.514

4        Брюммер К. Система поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в Германии. // Проблемы теории и практики управления. -2002г. №2. -С.58-63

5        Колесникова И. Государственная поддержка малого бизнеса в Беларуси: целесообразность, направленность, основные формы.// Управление капиталом. - 1998. - №8 - С.28 -30.

6        Макеев Д. Малый бизнес в Великобритании. // Современная Европа. -2003г. -№2. -С.72-79

7        Малый бизнес в Казахстане - использование опыта США. // США, Канада: экономика, политика, культура. -1999г. -№3-4. -С.147-158

8        Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. 0М.: ИНФРА-М, 1999г. -343с.

9        Экономика предприятия. / Под ред. О.И. Волкова. -М.: ИНФРА-М, 1997г. -416с.

10   Юсупова Н. Государственная поддержка малого бизнеса в США. // Менеджмент в России и за рубежом. -1999г. -№5. -С.115-121

11   Догиль Л.Ф., Семёнов Б.Д.. Предпринимательство и малый бизнес. -Мн.: Вышейшая школа, 1997г. -375с.

12   Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://socrat.info/

13   Лутохина Э.А. Общая экономическая теория. Минск(2004год).

14   Экономическая теория. Учебник. Под ред. Базылева Н.И. Гурко С.П.

15   Захорошко С.С. Экономическая теория.

16   www.wikipedia.org

17   Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Том1,2. Макконнел Л.

    Брю С. 1992г.

18   Статьи из финансово-экономических журналов и газет, а также источники  литературы следующих авторов: Белоусовой Н.Н., Фишера С., Дорбуша Р., Шмалензи Р. И др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Понятия рынка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2 Условия возникновения и развития рыночных отношений


28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3 Группы рынков



28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4 Составляющие рынка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5 Выделение рынков общественному разделению труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6 Различие рынков по объектам обмена


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7 Виды рынка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 8 Товарный рынок


53

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 9 Условия эффективного функционирования товарного рынка


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

                                                Рис. 10 Функции рынка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

                                                           Рис. 11 Функции рынка


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 12 Условия нормального функционирования рынка


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 13 Основные субъекты рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 14 Экономические субъекты рынка

 


 

Информация о работе Основные функции и условия возникновения рынка. Субъекты и объекты рынка