Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:33, реферат
Рыночная экономика — это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого вза¬имодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель могут быть опи¬саны все экономические процессы.
Введение
1. Закон спроса. 2
2. “Парадоксы” закона спроса. 5
3. Инфляция и спрос. 6
4. Дополнительные затраты. 7
5. Временное пространство закона спроса. 7
6. Ценовая эластичность спроса. 8
7. “Величина” спроса и “сам” спрос. 10
8. Закон предложения. 11
9. Заключение. 14
Литература
Чем дальше отстоят друг от друга “старая” и “новая” кривые самого спроса, тем большие изменения произошли в “спросовом” поведении покупателей.
Главными факторами изменения самого спроса являются:
1) изменение предпочтений потребителей (мода, здоровье, и т. д.),
2) число
покупателей (их увеличение
3) изменение величины дохода покупателей.
Мы познакомились
с великим экономическим
Закон спроса — и великий регулятор рыночной экономики:
обратная зависимость величины спроса от уровня цены умеряет алчность продавца. Вот почему закон спроса следует считать и самым могучим защитником покупателя в рыночной экономике.
Мы подвергли закон спроса серьезным испытаниям, и он с честью вышел из них. Разумеется, мы рассматривали закон спроса в “чистом виде”, т. е. предполагая стабильными “прочие условия”. Но как раз в реальной рыночной экономике этой стабильности и нет. Вот почему наш анализ есть лишь начало характеристики рыночной экономики. И все-таки следует воздать должное экономистам, сумевшим открыть закон спроса в кажущемся хаосе рыночных процессов.
А теперь нам предстоит покинуть сферу спроса, оставив потребителей с их заботами, и перейти в сферу предложения, где придется убедиться, что у производителей забот не меньше.
Анализ рыночной экономики мы начали со спроса. И поступили правильно: для любого человека спрос — дело повседневное, близкое и понятное.
Но создает товары и предлагает их потребителю производитель. Совокупность товаров, выносимых им на рынок, и образует предложение, а назначаемая производителями цена есть “цена предложения”.
Предложение, как и спрос, — особая, самостоятельная сфера рыночной экономики, со своей экономической логикой поведения ее участников. Понять эту логику позволяет анализ связи рыночной цены и величины предложения.
То, что сегодня в экономической теории обозначается как “предложение”, настолько многообразно, что с трудом поддается даже самой общей классификации. В настоящее время в предложении принято выделять пять групп товаров (услуг):
1) сырье (ресурсы);
2) товары производственного назначения (оборудование и т. п.);
3) труд (наемный);
4) капитал (производительный и денежный);
5) товары потребительского назначения, в том числе:
а) изделия длительного пользования (автомобили, холодильники, телевизоры, стиральные машины, одежда, мебель);
б) изделия краткосрочного пользования (продукты питания, косметика);
в) услуга (действия, в ходе которых достигается полезный эффект, — рестораны, туризм).
Состав
предложения постоянно
Аналогично закону спроса в рыночной экономике действует и закон предложения: величина предложения (Qs) находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен (р). Закон предложения — это реакция величины предложения на динамику цены; повышение цены стимулирует рост величины предложения, а снижение, наоборот, уменьшение величины предложения. Графически закон предложения выглядит следующим образом (см. график 6.3).
График 6.3. Кривая предложения
Здесь также
следует строго различать “само
предложение” и “величину предложения”:
закон предложения
Qs = f(P).
Таким образом, закон предложения — такая модель экономики, в которой есть только одна прямая зависимость “P=>Qs ”. Изменение в величине предложения выражается в движении по точкам кривой предложения.
Неценовые факторы изменения предложения перемещают всю кривую предложения; наиболее важные из них:
1) цены на ресурсы,
2) уровень технологии производства,
3) налоги и дотации,
4) цены на взаимозаменяемые (взаимодополняемые) товары,
5) ожидания (прогноз) продавцов на динамику спроса, цен, доход овит. д.,
6) число продавцов.
Предложение,
подобно спросу, можно разграничить
на “эластичное” и “неэластичное”.
Коэффициент ценовой
К ц. эл. Предложения = | изменение величины предложения (в %) | = |
DQs(%) |
изменение цены (в %) | Dр(%) |
Отличным от эластичности спроса предстает и графическое изображение эластичности предложения (см. график 6.4)
График 6.4. Ценовая эластичность предложения
Разумеется, для продавца более привлекательна ситуация неэластичного предложения, гарантирующая стабильность производства при резком изменении цены (не случайно кривые неэластичного спроса и неэластичного предложения очень близки). Поэтому часть предпринимателей озабочена не столько производством, сколько “переводом” эластичного предложения в неэластичное состояние. Для этого имеется только один способ — искусственное ограничение объема производства, а следовательно, и величины предложения. Но это возможно при двух условиях:
а) монополии данного производителя на рынке (отсутствие конкурентов);
б) отсутствии товаров-заменителей (субститутов).Предложение — это все товары и платные у слуги, представленные к непосредственной продаже. Стоимость этих товаров и услуг характеризует стоимостной объем предложения.
Главными экономическими факторами, определяющими динамику предложения, являются следующие.
Выручка предпринимателя от реализации товарной продукции равна стоимости единицы товара, умноженной на число продаж. Но из этого следует, что высокая цена предложения не всегда выгодна и самим предпринимателям, ибо она ограничивает объем реализации предложения. Если снизить цену предложения (как правило, это делается на товары высокоэластичного спроса), то возросшее число продаж может даже увеличить объем выручки (хотя это снижает рентабельность производства в расчете на товарную единицу). Поэтому в мировой хозяйственной практике конечным результатом деятельности коммерческого предприятия считается показатель объема продажи в фактических ценах реализации, — именно он открывает годовые балансы фирм.
На величину предложения влияет и экономическая конъюнктура — ситуация, складывающаяся на рынке данного товара в определенный период. Различают четыре состояния экономической конъюнктуры — “повышательную”, “высокую”, “понижательную” и “низкую” (характеристики даны с позиции предложения). Первые два состояния — повышательная и высокая — “звездный” час для предпринимателей, ибо это “рынок продавца”. Он складывается в условиях превышения спроса над предложением, что гарантирует производителю устойчивый объем реализации его товарной продукции при высоких рыночных ценах. Но именно высокие цены стимулируют увеличение предложения, что приводит в дальнейшем к его превышению над спросом и соответственно к снижению цен.
Величина предложения зависит также от уровня конкуренции в данной отрасли. Если на рынок выносится предложение, превышающее платежеспособную емкость спроса, то производители начинают соревнование за покупателя, цены падают. Эта конкуренция производителей нам известна только по литературе. Зато при недостаточном предложении возникает хорошо известный нам на практике и долгое время бывший для нас единственно доступным вид конкуренции — конкуренция среди покупателей.
Величина и структура предложения отражают налоговую политику государства: введение, например, налога на добавленную стоимость стимулирует производство менее трудоемкой продукции, а налоговые льготы способны увеличить предложение определенных товаров.
Наконец,
отметим еще один фактор. Как известно,
связь производства и потребления
опосредована в рыночной экономике
специфической отраслью — торговлей.
Торговля также имеет специфические экономические
интересы. Поэтому на конкретной величине
предложения в каждый данный момент сказывается
и политика торговых агентов.
Заключение
Важнейшими
категориями