Организация экономического сотрудничества и развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 09:56, доклад

Описание работы

ОЭСР возникла на базе Организации европейского экономического сотрудничества, созданной для распределения американской и канадской помощи, направляемой по плану Маршалла на послевоенное восстановление Европы. Основной целью ОЭСР, которая была создана как правопреемник ОЕЭС в 1961 г., является построение здоровой экономики в государствах-членах, совершенствование ее эффективности, взаимная притирка их рыночных систем, распространение свободы торговли и вклад в дальнейшее развитие как промышленно развитых, так и развивающихся стран. Она создана 20 государствами-учредителями. Местонахождение - Штаб-квартира организации располагается в Шато де ла Мюетт Париж (Франция).

Работа содержит 1 файл

Организация экономического сотрудничества и развития.docx

— 36.77 Кб (Скачать)

Принятию решения о членстве предшествует похожее по процедуре  принятие решения о начале переговоров  о вступлении. Такие переговоры длятся от одного до двух лет и служат для  выяснения степени соответствия экономических правил, юридической  и институциональной структуры  страны-претендента стандартам, достигнутым странами ОЭСР.

Высшим органом ОЭСР является Совет, состоящий из представителей государств-членов. Он заседает обычно 1 раз в год, на уровне министров под председательством одного из них. В этих заседаниях принимают участие, как правило, министры ин. дел, финансов, торговли или экономики. На уровне постоянных представителей (в ранге послов) Совет собирается не менее двух раз в месяц под председательством генерального секретаря. Решения Совета (резолюции, рекомендации) принимаются, как правило, консенсусом.

Консе́нсус (лат. consensus — «согласие») — способ принятия решений при отсутствии принципиальных возражений у большинства заинтересованных лиц, принятие решения или текста договора на международных конференциях и в международных организациях на основе общего согласия участников без проведения формального голосования, если против него не выступает ни один из участников данного форума.

Исполнительными органами являются секретариат и комитеты

Организацией заседаний комитетов  и подготовкой аналитических  материалов занимается секретариат. В секретариат входят 11 специализированных директоратов, Центр по сотрудничеству со странами, не входящими в ОЭСР, 6 полусамостоятельных (с отдельным бюджетом и программой) организаций, из которых наиболее заметными является Международное энергетическое агентство (МЭА) и Агентство по атомной энергии.

В структуру Международного секретариата входит основанный в 1990 г. Центр по сотрудничеству с европейскими стран с переходной экономикой, которым  руководит директор в ранге помощника  генерального секретаря. Работа Секретариата осуществляется под руководством Генерального секретаря ОЭСР и его четырех заместителей. Генеральный секретарь также председательствует на заседаниях Совета, являясь важнейшим связующим звеном между национальными представительствами при ОЭСР и Секретариатом. . С 1 июня 2006 года Генеральным секретарем является Анхель Гурриа.

Свыше 150 специализированных комитетов, рабочих групп и экспертных комиссий охватывают самый широкий  спектр экономических и социальных проблем. Так, в Комитет содействия развитию входит в настоящее время 21 государство-член и Европейская комиссия; статус наблюдателей имеют Международный банк реконструкции и развития и Международный валютный фонд. Комитет является центральным органом по координации помощи, оказываемой ОЭСР развивающимся странам. В его задачи входят повышение эффективности этой помощи, содействие созданию в развивающихся государствах жизнеспособных экономических систем и включение их в мировую экономику.

Организация регулярно распространяет аналитические и  статистические материалы: основные эк. показатели, включая состояние бюджета, внешней торговли, финансов, пром-ти и энергетики мира. Выпускаются специальные монографии, журналы, серийные издания, эк. отчеты и прогнозы, технические и статистические бюллетени и др.

Работа ОЭСР финансируется  за счет взносов стран-членов. Размер ежегодного взноса государств-членов в бюджет Организации рассчитывается по определенной формуле, основанной на соответствующих экономических  показателях. Крупнейшим плательщиком являются Соединенные Штаты, обеспечивающие 25 процентов бюджета ОЭСР, на втором месте по величине взносов находится  Япония. С одобрения Совета страны-члены  имеют право на осуществление  дополнительного финансирования отдельных  программ или проектов.

Размер годового бюджета, в настоящее время равного  примерно 300 млн. долл., и план работы ОЭСР на год определяются государствами-членами  на заседаниях Совета.

В отличие от Всемирного банка и Международного валютного  фонда ОЭСР не занимается распределением денежных средств. Организация является прежде всего форумом для выработки новых идей на основе научных исследований и анализа социально-экономической политики и их обсуждения с целью содействия национальным правительствам в разработке как общей политики, согласованной в рамках ОЭСР, так и национальной политики соответствующих государств проводимой как во внутренних делах, так и на других международных форумах.

Россия начала сотрудничать с ОЭСР еще в советские годы, когда специалисты ОЭСР консультировали  Госкомстат СССР по вопросам введения и использования системы национальных счетов. Однако по-настоящему активное и многопрофильное сотрудничество начало развиваться с 1990 года, когда был создан Центр по сотрудничеству со странами с переходной экономикой. Центр стал планировать и координировать взаимодействие различных директоратов ОЭСР с Россией. 8 июня 1994 года была подписана Декларация о сотрудничестве между ОЭСР и Российской Федерацией, определяющая основные направления такого сотрудничества и формализующая условия деятельности ОЭСР в России.

В 1996 году Председатель Правительства  Российской Федерации Виктор Черномырдин  направил Генеральному секретарю ОЭСР Дональду Джонстону письмо с просьбой рассмотреть вопрос о вступлении России в члены Организации. В ответном письме со ссылкой на мнение Совета ОЭСР было отмечено, что членство России является "общей целью" России и ОЭСР, однако необходимо пройти путь по приближению российских условий экономической деятельности и социальной сферы к нормам, принятым в странах ОЭСР.

В 1997 году был подписан Протокол о  создании специального Комитета по связям между ОЭСР и Российской Федерацией. Комитет является органом, объединяющим высокопоставленных представителей ОЭСР и государственных органов России. Он рассматривает ход российских экономических реформ, анализирует  результаты выполнения ежегодных программ работы ОЭСР в Российской Федерации  и дает рекомендации по перспективным  направлениям сотрудничества.

Переговоры  о членстве в ОЭСР

16 мая 2007 года Совет  на уровне минстров принял решение о начале переговоров с Российской Федерацией (а также с Израилем, Словенией, Чили и Эстонией) и предложил Генеральному секретарю разработать условия, параметры и процесс присоединения каждой из этих стран к ОЭСР, для последующего рассмотрения и принятия Советом. Было согласовано, что Совет может поднимать вопросы политического порядка, которые Генеральный секретарь будет доводить до соответствующих стран в контексте обсуждения процесса присоединения.

 Генеральный секретарь  встречался с Президентом Владимиром  Путиным в Хайлигендамме, в Германии во время июньской встречи G8 2007 года и передал г-ну Путину письмо о решении Министерского Совета о начале процесса присоединения России.

30 ноября 2007 года Советом ОЭСР  была принята "Дорожная Карта"  присоединения Российской Федерации  к Конвенции об учреждении  ОЭСР, которая определяет процедуру,  позволяющую странам-членам оценить готовность и возможность Российской Федерации выполнять обязательства, налагаемые членством в Организации.

В настоящее время Россия имеет  статус наблюдателя в 19 комитетах  ОЭСР.

Наблюдатель имеет в рамках данного  комитета практически равные права  с представителями стран-членов. Он может выносить вопросы на обсуждение, участвовать в заседаниях комитета и в обсуждении всех вопросов в его рамках, а также пользоваться материалами, подготовленными к заседаниям комитетов.

Официальный визит генерального секретаря OECD в Российскую Федерацию (Москва, 25-26 апреля 2011) 
26-апреля-2011 
В ходе визита, Анхел Гурриа встретился с Президентом России и членами правительства для обсуждения текущих переговорах о вступлении России в члены OECD... 
В конце апреля 2011 г. состоялся визит в Россию Генерального секретаря ОЭСР Анхела Гуррии. Данный визит стал первый с начала процесса присоединения России к Организации. Г-н Гурриа встретился с Президентом РФ Дмитрием Медведевым, Первым заместителем Председателя правительства Игорем Шуваловым, Заместителем Председателя правительства, Министром финансов Леонидом Кудриным, Министром экономического развития Эльвирой Набиуллиной, Министром природных ресурсов и экологии Юрием Трутневым, Первым заместителем Министра Иностранных дел Андреем Денисовым. 
Генеральный секретарь участвовал также в заседании Комиссии по модернизации (в рамках Сколковского проекта), встретился с аккредитованными в Москве послами стран ОЭСР, прочитал лекцию в Высшей школе экономики и дал интервью газете «Ведомости». Визит позволил ОЭСР и России оценить состояние процесса вступления и увидеть проблемы, подлежащие решению в ближайшем будущем. Он также предоставил ОЭСР ценную возможность выразить поддержку процессу модернизации российской экономики в широком смысле этого слова. 
Российское руководство подтвердило, что Министр экономического развития Э. Набиуллина возглавит российскую делегацию на юбилейном заседании Совета ОЭСР на уровне Министров в 2011 г.

Сотрудничество  со странами, не входящими в ОЭСР

С течением времени фокус  деятельности ОЭСР постепенно расширялся и в него стали попадать контакты со странами, не входящими в Организацию. Целью этих контактов является дальнейшее развитие экономической интеграции за счет обмена опытом между государствами-членами  ОЭСР и не входящими в нее странами.

После распада Советского блока в 1989 г. ОЭСР приступила к осуществлению  программы помощи странам Центральной  и Восточной Европы. Примерно в  то же время была запущена программа  по организации контактов с наиболее динамично развивающимися странами за пределами Европы. В Азии на регулярной основе был начат диалог с Гонконгом, Китаем, Малайзией, Сингапуром, Тайванем и Таиландом. В Латинской Америке  были установлены связи с Аргентиной, Бразилией и Чили.

В 1998 г. был создан Центр  по сотрудничеству со странами, не входящими  в ОЭСР, в ведение которого перешла  вся деятельность по отношению к  странам не входящим в Организацию. Центр осуществляет два типа программ. Один из них включает тематику из области  социально-экономической политики, как, например, торговля, инвестиции, налогообложение  и охрана окружающей среды. В рамках этих программ осуществляются контакты стран-членов ОЭСР и групп государств, не входящих в Организацию. Ко второму  типу относятся программы, направленные на сотрудничество с отдельными странами или регионами. К числу наиболее крупных программ второго типа относится  сотрудничество с Россией и Китаем.

В течение длительного  периода ОЭСР работает и поддерживает контакты с развивающимися странами через координационную группу по оказанию зарубежной помощи – Комитет  содействия развитию и Центр развития, исследовавший социальные и экономические  проблемы развивающихся стран, а  также через Клуб дю Саэль, форум, созданный для обмена идеями и консультаций между странами региона Саэль в Западной Африке и агентствами стран-членов ОЭСР, занимающимися программами оказания помощи зарубежным государствам. Сотрудничество в рамках этих органов осуществляется под наблюдением заместителя Генерального секретаря, который обеспечивает координацию их деятельности с программами, осуществляемыми Центром по сотрудничеству со странами, не входящими в ОЭСР.

ОЭСР и  проблемы глобализирующейся мировой экономики.

В современных условиях глобализации экономики значение ОЭСР как центра по обмену передовым экономическим  и социальным "ноу хау" возрастает. На процессы ускоряющиеся процессы глобализации ОЭСР отвечает следующими шагами:

·        Все большую долю в общем объеме работы ОЭСР занимают не вопросы экономического развития отдельных стран, а ''межстрановые'' проблемы; и не специализированные вопросы отдельных сфер экономики, а проблемы, находящиеся на их стыке, так называемых "междисциплинарные проблемы''

·        Все больше ОЭСР обращает свой взор на внешние для ограниченного круга стран-членов проблемы, то есть проблемы развивающихся стран, ''стран с динамично развивающейся экономикой'' (Таиланд, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Аргентина и т.д.) и стран с переходной экономикой, таких как Россия и другие страны бывшего СССР. В странах ОЭСР растет понимание того, что их собственное благополучие в возрастающей степени зависит от благополучия этих стран.

·        ОЭСР проводит специальные исследования и на их базе международные встречи по специфическим проблемам глобализации экономики и перехода развитых стран к постиндустриальному обществу. Эти исследования и обмены мнениями затем служат базой для принятия стратегических решений в экономической и социальной политике.

50-летие ОЭСР: Лучшая  политика для лучшей жизни

Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2010-2011 гг. исполняется 50 лет. Учредительная Конвенция была подписана в декабре 1960 г. и вступила в силу в сентябре 1961 г. В течение  более чем 50 лет ОЭСР занимается фактическим анализом и предоставляет  рекомендации по выработке политики с тем, чтобы помогать правительствам в повышении качества жизни их граждан. Сегодня 34 страны-члены ОЭСР охватывают собой весь мир, от Северной и Южной Америки до Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. 50-летие ОЭСР – это прекрасная возможность показать миру ту роль, которую Организация играла, играет и будет играть в достижении лучшей политики для лучшей жизни и в движении к более сильному, чистому, а также более справедливому миру. В данный период мы наблюдаем, как деятельность ОЭСР инициировала идеи, методы и политику, направленные на создание и укрепление процветания и устойчивого развития во всем мире.

В будущем ОЭСР планирует расширять  масштабы своей деятельности с целью  создания единой мировой экономики. На данный момент организация является одним из главных звеньев в  процессе глобализации и интеграции. Главными принципами, которыми всегда руководствуется ОЭСР - это прозрачность, открытость и подотчетность.


Информация о работе Организация экономического сотрудничества и развития