Организация экономического сотрудничества и развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 09:56, доклад

Описание работы

ОЭСР возникла на базе Организации европейского экономического сотрудничества, созданной для распределения американской и канадской помощи, направляемой по плану Маршалла на послевоенное восстановление Европы. Основной целью ОЭСР, которая была создана как правопреемник ОЕЭС в 1961 г., является построение здоровой экономики в государствах-членах, совершенствование ее эффективности, взаимная притирка их рыночных систем, распространение свободы торговли и вклад в дальнейшее развитие как промышленно развитых, так и развивающихся стран. Она создана 20 государствами-учредителями. Местонахождение - Штаб-квартира организации располагается в Шато де ла Мюетт Париж (Франция).

Работа содержит 1 файл

Организация экономического сотрудничества и развития.docx

— 36.77 Кб (Скачать)

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organization for Economic Co-operation and Development - OECD) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

ОЭСР возникла на базе Организации  европейского экономического сотрудничества, созданной для распределения  американской и канадской помощи, направляемой по плану Маршалла на послевоенное восстановление Европы. Основной целью ОЭСР, которая была создана как правопреемник ОЕЭС в 1961 г., является построение здоровой экономики в государствах-членах, совершенствование ее эффективности, взаимная притирка их рыночных систем, распространение свободы торговли и вклад в дальнейшее развитие как промышленно развитых, так  и развивающихся стран. Она создана 20 государствами-учредителями. Местонахождение - Штаб-квартира организации располагается в Шато де ла Мюетт Париж (Франция). ОЭСР принимает 2 вида решений: постановления, обязательные для всех стран-членов, и так называемые джентльменские соглашения, имеющие добровольный характер, но обычно соблюдаемые. Россия сотрудничает с ОЭСР с 1994 г. после подписания Декларации о сотрудничестве и Соглашения о привилегиях и иммунитете.

В 1960-е состав и географические рамки ОЭСР расширились, и сейчас в организацию входят 34 государства, в том числе большинство государств — членов ЕС. В работе организации также принимает участие на правах отдельного члена Европейская комиссия (орган Евросоюза).

На долю государств-членов ОЭСР приходится около 60 % мирового ВВП.

Официальными языками  ОЭСР являются английский и французский.

Государства, для которых  не указана дата вступления в ОЭСР, стали её членами в 1961.

ОЭСР осуществляет обширную аналитическую работу, вырабатывает рекомендации для стран-членов и  служит платформой для организации  многосторонних переговоров по экономическим  проблемам.

Значительная доля деятельности ОЭСР связана с противодействием отмыванию денег, уходу от налогов, коррупции и взяточничеству. При участии ОЭСР были выработаны некоторые механизмы, призванные положить конец практике создания рядом государств так называемых «налоговых оазисов».

РУКОВОДИТЕЛИ ОЭСР

Ангхель Гурриа - Генеральный секретарь (фото) 
Ричард А. Боучер - Заместитель Генерального Секретаря 
Аарт Ян де Геус (Aart Jan de Geus) - Заместитель Генерального Секретаря 
Пьер Карло Падоан (Pier Carlo Padoan) - Заместитель Генерального секретаря 
Мари Амано (Mari Amano) - Заместитель Генерального секретаря

Планы расширения организации

В 1996 г. заявку на приём в члены ОЭСР подали постсоветские страны: Россия, Эстония, Латвия и Литва. ОЭСР ответила на них отказом. Позже ОЭСР было признано, что из этих стран только Эстония соответствует критериям страны с развитой рыночной экономикой, и в 2010 г. Эстонская Республика была принята в ОЭСР.

В июле 2005 генеральный секретарь ОЭСР Дональд Джонсон в интервью газете Financial Times призвал принять в организацию КНР, поскольку, по его мнению, вступление в ОЭСР крупных развивающихся стран необходимо, если организация хочет оставаться эффективной структурой, влияющей на формирование глобальной экономики: «Китай — крупнейший производитель стали в мире и оказывает серьезное влияние на другие международные рынки сырья. Эта страна может стать крупнейшей экономикой в мире». Джонсон призвал исключить политические характеристики государств из рассмотрения при решении вопросов расширения ОЭСР: «Мы являемся экономической организацией, и мы должны иметь дело с экономическими вопросами. В прошлом у нас были диктатуры в ОЭСР — Португалия и Испания, нам приходилось иметь дело с военным режимом в Греции». Китай уже получил приглашение к участию в проводимом ОЭСР исследовании его экономики, что обычно является первым шагом к вступлению в организацию.

16 мая 2007 года по итогам двухдневного  заседания ОЭСР в Париже для  начала переговоров о членстве  в Организации были приглашены: Россия, Эстония, Словения, Израиль и Чили, и в 2010 г. все они (кроме России, которая была признана не соответствующей критериям организации из-за высокого уровня коррупции, отсутствия независимой судебной системы и вмешательства государства в экономику) были приняты в ОЭСР. Для переговоров о возможном расширении ОЭСР были приглашены Бразилия, Китай, Индия, Индонезия и Южно-Африканская Республика.[4]

ОЭСР публикует отчеты по 40 странам  каждые два года, и что эти отчеты включают широкий анализ состояния  экономик стран участниц. Они содержат объективные научные данные и  предложения.

Турция по итогам этих исследований признана страной с самой сильной  экономикой в ОЭСР в 2010 году, что  было озвучено Генеральным Секретарем Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) Анджел Гуррия 14 сентября 2010 года.

Цели ОЭСР:

·        достижение высокого и устойчивого экономического роста и повышение жизненного уровня стран-членов при соблюдении финансовой стабильности;

·        продвижение разумных экономических взглядов и методов в странах-членах, а также в не входящих в ОЭСР странах, идущих по пути экономического развития;

·        развитие международной торговли на многосторонней, не дискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами.

Приоритетные направления  деятельности ОЭСР

1. Старение населения. В рамках  ОЭСР проводились междисциплинарные  исследования проблем, связанных  со старением населения. Она  рекомендует скорректировать политику  в отношении людей пожилого  возраста, направив ее на смягчение  экономических и социальных ударов, разработать для этого сектора  национальные стратегии реформ  в сфере финансов, налогообложения,  рынков труда, обеспечения пенсий, социальных льгот, долговременных  систем здравоохранения.

2. Борьба с взяточничеством и  коррупцией. ОЭСР взяла на себя  лидирующую роль в предотвращении  взяточничества и коррупции в  международных масштабах, подкупа  официального иностранного государственного  лица как уголовно наказуемое  преступление, что предусматривает  соответствующие меры наказания.

3. Сотрудничество со странами, не  являющимися членами ОЭСР. Этот  взаимовыгодный процесс дает  возможность сторонам скоординировать  свою политику, содействует более  полной интеграции стран - не  членов ОЭСР в глобальную мировую  систему торговли и инвестиций.

4. Корпоративное управление. ОЭСР  разрабатывает такие главные  принципы корпоративного управления, как прозрачность, открытость и  подотчетность.

5. Образование и обучение. ОЭСР  проводит широкий анализ систем  образования и обучения в странах  ОЭСР от образования детей  младшего возраста до учебных  курсов для взрослых людей,  взаимодействие этих систем с  рынком труда, экономикой и  обществом. Особое внимание уделяется  проблеме молодежи и рынка  труда. Тематические обзоры ОЭСР  служат основой для выработки  рекомендаций по политике образования.  Кроме того, создаются базы данных  по широкому спектру вопросов, разрабатываются показатели для  сопоставления стран - членов  ОЭСР и для информирования  о принятии решений правительствами,  социальными партнерами и другими  связанными со сферой образования  органами.

6. Электронная коммерция. ОЭСР  рассматривает пути применения  электронной коммерции и возможные  варианты коррекции политики  в таких сферах, как налогообложение,  защита прав потребителей, частная  собственность и обеспечение  безопасности. Учитывается широкое  экономическое и социальное воздействие  электронной коммерции на занятость,  образование и здравоохранение.

7. Повышение уровня занятости.  ОЭСР продолжает деятельность, направленную  на развитие рынка труда за  счет повышения занятости, снижения  уровня безработицы и повышения  уровня жизни. Организация разработала Рекомендации по реализации стратегии по созданию рабочих мест в отдельных странах ОЭСР. Ведется работа по более рациональному распределению доходов, ликвидации бедности, проблемам рынка труда молодежи, образованию и проблемам городского населения, роли партнерства между предприятиями, улучшению инновационного климата и распространению технологий.

8. Макроэкономическая политика. ОЭСР  на основе постоянного анализа  дает соответствующие среднесрочные  и долгосрочные ориентиры развития  макроэкономической политики с  учетом темпа движения к перспективным  целям и международного взаимодействия  в области структурной и макроэкономической  политики.

9. Реформа регулирования - обзоры  реформ регулирования в электросетях  и телекоммуникациях, анализ деятельности  ряда секторов и планирование  введения показателей регулирования.

10. Устойчивое развитие. В основе  политики ОЭСР лежит главная  концепция, сочетающая экономический  рост и развитие с проблемами  окружающей среды и качества  жизни. В области окружающей  среды ОЭСР проводит исследования, связанные с изменениями климата,  последствиями этого явления  и сопряженными с ними направлениями.

11. Налогообложение. ОЭСР проводит  форумы, способствующие более тесному  сотрудничеству налоговых служб.  Представители национальных налоговых  органов анализируют способы  избежания двойного налогообложения, борьбы с уклонением от уплаты налогов, минимизации вызываемого налогами искажения торговых и инвестиционных потоков. Особые меры включают Конвенцию ОЭСР по налоговой модели, руководство по калькуляции трансфертных цен внутри предприятия и сотрудничество со странами, не входящими в ОЭСР, для распространения норм и стандартов ОЭСР.

12. Торговля. ОЭСР мобилизует процесс  обсуждения и анализа проблем  торговли и связанных с ней  сфер с вовлечением различных  отраслей, существующих и возникающих  препятствий для доступа к  рынку товаров и услуг. Проведенные  недавно исследования показали  преимущества торговой либерализации.  ОЭСР активизирует интегрирование  торговой политики в области  конкуренции и окружающей среды,  уделяет внимание подготовке  стран - членов ОЭСР к будущим  многосторонним торговым переговорам.  Итогом нынешних переговоров  по выработке Руководства ОЭСР  по экспорту и кредитам стал  более четкий порядок и снижение  правительственных субсидий в  этой важной области[2, с. 90, 91].

Центры ОЭСР

Центры в странах-членах ОЭСР: Париж, Берлин, Бонн, Мехико, Токио и Вашингтон. Эти центры работают как региональные контактные точки и отвечают за все  направления деятельности ОЭСР: от продажи публикаций до требований средств  массовой информации, связи с правительствами, парламентами, деловыми и производственными  кругами, гражданским обществом. Они  содействуют распространению информации по всем видам деятельности ОЭСР и  служат для того, чтобы страны-члены  организации могли корректировать ее деятельность, учитывая приоритеты регионов.

ОЭСР выпускает регулярные аналитические  и статистические публикации по широкому спектру экономических, политических и социальных вопросов: от макроэкономики до торговли, образования, науки и  инноваций.

Сегодня, спустя немногих более 40 лет со времени основания, деятельность ОЭСР не замыкается на интересах только стран - полноправных членов организации, аналитических обзорах сфер экономики этих стран. Теперь ОЭСР делится накопленным опытом со странами с развивающейся рыночной экономикой и со странами Азии и Латинской Америке.

Главные задачи ОЭСР заключаются в анализе состояния экономик стран-членов и составлении дважды в год прогноза их развития на ближайшие полтора года, разработке рекомендаций в области регулирования хозяйства на макро- и отраслевом уровне, включая межд. торговлю, а также координации политики в области фин. помощи развивающимся государствам. Являясь органом по согласованию основных направлений экономической политики развитых стран, ОЭСР готовит материалы для крупных международных соглашений.

В настоящее время важное значение странами-членами ОЭСР придается  заключению Многостороннего соглашения об инвестициях, призванного регулировать прямые ин. капиталовложения в международном масштабе. Процесс его заключения начался в 1995 г., завершить его планировалось в апреле 1997 г. Однако до сих пор из-за возникших разногласий этот вопрос не решен. Гл. цель соглашения - либерализовать условия прямых взаимных капиталовложений в экономику государств-участников, обеспечить открытие рынков инв-ций и уравнять права национальных и иностранных вкладчиков.

Однако в более простой форме  основную функцию организации можно  определить так: ОЭСР призвана быть местом, где достаточно высокопоставленные представители государственных органов (так называемые policy-makers) могут в неофициальной обстановке, без обязывающих резолюций, и даже в качестве частных лиц обсуждать с коллегами из других стран общие экономические проблемы.

Особенность ОЭСР заключается в  том, что она является как бы своеобразным клубом по обмену опытом экономической и социальной политики. В этом и есть ее принципиальное отличие от других международных организаций. ОЭСР призвана способствовать внедрению передовых идей в основном неформальными методами, а не издавать жесткие инструкции и резолюции. Отличие также заключается и в том, что Организация не занимается выделением денежных средств в той или иной форме ни своим членам, ни сотрудничающим с ней странам.

Каких-либо количественных критериев членства не существует. Для того, чтобы принять решение о принятии новой страны в члены организации, все страны ОЭСР должны согласиться с тем, что она продемонстрировала: приверженность принципам рыночной экономики; приверженность принципам плюралистической демократии. (Плюралистическая демократия - это такая демократия, которая исходит из того, что не личность, не народ, а группа является главной движущей силой политики в современном демократическом обществе.) Такое решение принимается единогласно Советом ОЭСР.

Информация о работе Организация экономического сотрудничества и развития