Организационно-правовые формы предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении организационно-правовых форм предприятий и их особенностей.
В соответствии с поставленной целью курсовой работы рассматриваются следующие задачи:
 определение и выявление основных принципов организационно-правовых форм функционирования предприятий;
оценка эффективности организационно-правовых форм предприятий

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I Организационно-правовые формы коммерческих предприятий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Хозяйственные товарищества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.2. Хозяйственные общества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3. Производственные кооперативы (артели) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
1.4. Унитарные предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Глава II Организационно-правовые формы не коммерческих предприятий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
2.1. Общественные и религиозные организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2.2. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) . . . . . . . . . . .24
2.3. Потребительское общество. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Работа содержит 1 файл

курсовая по эк-ке организационно-правовые формы п-п.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

           В 1997 году в рекомендациях МОТ (Международной Организации Труда) было указано: «Кооператив является ассоциацией людей, которые добровольно объединились для достижения общих целей с помощью образования демократически контролируемой организацией, делающих равный класс в создании необходимого капитала и разделяющих справедливую долю риска и выгод предприятия, в деятельности которого активно участвуют все члены».

           Несколько по иному это определение дано в декларации о кооперативной идентичности Международного кооперативного альянса в 1995 году; «Кооператив – это самостоятельная организация людей добровольно объединившихся с целью удовлетворения своих общественно-экономических, социальных и культурных потребностей с помощью совместно владеемого и демократически управляемого предприятия.

       В Законе РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» так характеризуется основное значение кооперативной системы: «Потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производительной или иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов».

            В разных определениях понятия потребительского общества содержатся общие черты: добровольное, самостоятельное объединение людей, создание структуры в целях удовлетворения определенных потребностей своих членов, введение совместной деятельности управления на демократических началах и д.р.

          Кооперативы в нашей стране функционируют более 170 лет и первые известные были в Англии, которые сумели выработать правило коммерческой работы и демократического управления, направленные на защиту интересов члена кооператива.

          В большинстве стран потребительского общества (кооперативы) основаны на следующих ценностях(кооперативных, общечеловеческих):возможность, взаимная ответственность, демократия, равенство, справедливость, солидарность. Основоположники кооперации считали обязательным и соблюдение каждым членом кооперации этических принципов: честность, открытость, ответственность и забота о других. Эти ценности и принципы выработаны представителями всех национальных кооперативных организаций МКА закреплены в Декларации о кооперативной идентичности в 1995 году.

          Устав потребительского кооператива должен содержать, помимо  общепринятых сведений, условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно  или квалифицированным большинством голосов; о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.

         Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.

        Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.

        Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами.  

Заключение 

          В условиях рыночной системы хозяйствования в отличие от плановой, предприятие стремится производить те товары и оказывать те услуги, которые приносят ему наибольшую прибыль. Последнее зависит, с одной стороны, от правильности установления спроса на те товары, которые может производить предприятие, а с другой – от его производительности в целом, НТП, уровня организации производства и труда, степени конкуренции и т.д. На практике это означает, что каждое предприятие в силу объективных и субъективных причин должно искать свой путь развития, свою организацию и свои формы хозяйствования. А это во многом зависит от  организационных сторон владения и распоряжения производственными факторами. Ведь именно с последними связано присвоение результатов производства, характер которого определяется формами собственности на средства производства, т.е. возможностью распоряжаться ими по собственному усмотрению. Как показывает практика, здесь возможны следующие варианты:

  • Субъект организации одновременно является производителем и владельцем факторов производства;
  • Субъект владеет материальными условиями производства, не является производителем, но трудится как организатор производства;
  • Субъект владеет средствами производства, но передаёт другому лицу возможность быть его организатором.

         Определяющим в их экономическом поведении является степень оперирования своими возможностями, чтобы производить товары и оказывать услуги и на этой основе получать доход.

         Вышеназванные варианты и стали основой создания предприятий с различными организационно-правовыми формами функционирования.

          Вид и способ структурного построения предприятия (фирмы, компании и т.п.), предусмотренные законами и другими нормами хозяйственного права, зависящие от формы собственности, объёма и ассортимента выпускаемой продукции, формирования его капитала, характера и содержания деятельности, различающиеся по способу вхождения в различные межфирменные союзы, по методу ведения конкурентной борьбы и т.д., представляют собой организационно-правовые формы хозяйствования.

          Согласно ГК РФ (часть первая) основными организационно-правовыми формами хозяйствования юридических лиц являются: хозяйственные товарищества (полное товарищество, коммандитное товарищество), хозяйственные общества (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерные общества закрытого и открытого типов), производственные кооперативы, личные (индивидуальные) предприятия, государственные и муниципальные унитарные предприятия (основанные на праве оперативного управления и основанные на праве хозяйственного ведения); потребительский кооператив, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, ассоциации и союзы.

          Все они способствуют эффективному функционированию национальной экономики, а также решению многих социальных проблем. Вместе с тем анализ специальной зарубежной литературы по предпринимательству и организации бизнеса показывает, что каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки в зависимости от производственно-экономической специфики хозяйства, его отраслевой принадлежности, демографических условий в регионе, культурных традиций данной страны и т.д. Поэтому заранее наделить, например, индивидуальные формы собственности во всех ситуациях безоговорочными преимуществами перед коллективными или государственными было бы некорректно, и наоборот. Всё зависит от конкретной социально-экономической и производственно-хозяйственной ситуации в отрасли, регионе, стране.

          К сожалению, нельзя предложить какую-либо математическую модель оценки эффективности использования любой собственности или их совокупности, так как процессы хозяйствования при той или иной собственности не поддаются строгому описанию из-за сложности содержания и количественной неопределённости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

Рисунок 1. Организационно-правовые формы предприятий (юридических лиц) 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

  1. Булатов А.С. Экономика: Учебник. - 3-е изд., М.: Юристъ, 2002.
  2. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия: Учебник для вузов – 4-е изд., М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  3. Грузинова В.П. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, Юнити, 2003.
  4. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – 3-е изд., М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2002.
  5. Семёнов В.М. Экономика предприятия: Учебник. - 2-е изд., М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.
  6. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 2-е изд., М.: Финансы и статистика, 2000.
  7. Волков О.И. Экономика предприятия: Учебник для вузов- М.: ИНФРА-М,1997г.
  8. Софронов М.А. Экономика предприятия: Учебник- М.: Юристъ,2002
  9. Карлик А.Е., Шухгальтер М.Л. Экономика предприятия: Учебник - М.: ИНФРА-М,2001
  10. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика,1998.

Информация о работе Организационно-правовые формы предприятия