Олигополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 17:50, контрольная работа

Описание работы

Рыночная экономика – экономика, в которой хозяйственные решения принимаются децентрализованно: потребителями, поставщиками ресурсов и частными фирмами; основана на свободном предпринимательстве, конкуренции и частной собственности.

Содержание

Введение……………………………………….………………………………………………3
Олигополия: сущность и основные черты....………………………………………………..4
Определение цены и объема производства………………………………………………….5
Теория ломаной кривой спроса………………………………………………………………6
Сговор и соперничество в олигополии………………………………………………………7
Явный сговор: картели………………………………………………………………………...10
Эффективность олигополии…………………………………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………………………..12
Список используемой литературы……………………………………………………………13

Работа содержит 1 файл

олигополия.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

Министерство  транспорта РФ

Федеральное агентство морского и речного  транспорта

Енисейский  филиал ФГОУ ВПО

«Новосибирская  государственная академия водного  транспорта» 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                 Реферат

по  дисциплине Экономическая  теория

Тема: «Cghjc yf» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выполнил:                                                        Проверил:

           Студент                                                           Преподаватель        

           Оголева А.А.                                                   Овинников В. А.

             ЭК-07-402 
 
 
 
 
 

Красноярск 2008 

Содержание. 

Введение……………………………………….………………………………………………3

Олигополия: сущность и основные черты....………………………………………………..4

Определение цены и объема производства………………………………………………….5

Теория ломаной  кривой спроса………………………………………………………………6

Сговор и соперничество  в олигополии………………………………………………………7

Явный сговор: картели………………………………………………………………………...10

Эффективность олигополии…………………………………………………………………..11

Заключение……………………………………………………………………………………..12

Список используемой литературы……………………………………………………………13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

         Рыночная  экономика – экономика, в которой хозяйственные решения принимаются децентрализованно: потребителями, поставщиками ресурсов и частными фирмами; основана на свободном предпринимательстве, конкуренции и частной собственности. [1, стр.756]

   Конкуренция – экономическое соперничество с целью достижения поставленной цели; противоборство, соперничество между производителями товаров и услуг за право получения максимальной прибыли; существование на рынке множества производителей и покупателей и возможность свободного их выхода с рынка и выхода с него. Конкуренция представляет собой основную регулирующую силу при капитализме. Если не будет конкуренции, то экономичес-кая жизнь замрет. Именно конкуренция вынуждает фирмы применять новые профессии, технику, технологии, системы управления и т.д. [1, стр.690]

   В рыночной экономике имеют место четыре модели рынка:

  1. Чистая, или совершенная, конкуренция.
  2. Монополистическая конкуренция.
  3. Олигополия.
  4. Чистая, или естественная, монополия.

   Они отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль.

   Чистая, или совершенная, конкуренция – когда на рынке очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт (например, пшеницу или кукурузу). Новые фирмы могут легко войти в отрасль.

   Несовершенная, или монополистическая, конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят дифференцированные продукты (одежду, мебель, книги). Дифференциация является основой для создания благоприятных условий для продажи и обновления продукции. Вхождение в отрасль с монополистической конкуренцией довольно простое.

   Олигополия (несовершенная конкуренция) отличается небольшим числом продавцов, и эта «немногочисленность» означает, что решения об определении цен и объемов производства являются взаимозависимыми. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принима-емых ее конкурентами, и должна учитывать эти решения в своем собственном поведении в области ценообразования и определения объема производства. Продукты могут быть как стандартизированные (такие, как сталь или алюминий), так и дифференцированные (автомобили или компьютеры).

   Чистая, или естественная, монополия (несовершенная конкуренция) – когда на рынке одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги (например, местная электри-ческая компания).  Проникновение в отрасль новых фирм заблокировано, так как так как фирма представляет собой всю отрасль. Поскольку существует только один продукт, очевидно, очевидно, что отсутствует дифференциация продукции. Совершенная конкуренция и чистая монополия – крайние полюсы спектра рыночных структур и как крайности встречаются относительно редко. Гораздо чаще наблюдаются монополистическая конкуренция и олигополия. [1, стр.257]

   Конкуренция накладывает отпечаток на деятельность фирмы, заставляет ее несколько иначе  подходить к формированию ценовой  стратегии, и к определению объема выпуска продукции, наиболее эффективного с точки зрения прибылей и убытков.  
 
 
 
 
 
 

Олигополия: сущность и характерные  черты. 
 

   Олигополия (от греч. oligos – мало, немного, poleo - продаю) как модель рынка представляет собой небольшое число фирм- производителей данного товара, которые действуют совместно, и вход в олигополию новых фирм ограничен высокими барьерами. [1, стр.276] Монополистическая конкуренция – тип рыночной структуры, приближающийся к совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция – случай, когда «много конку-ренции и мало монополии», монополистическая власть на рынке относительно невелика. Противоположной ситуацией является олигополия, когда небольшое число крупных фирм производят основную («львиную»)долю продукции данной отрасли. Олигополия – это когда «много монополии и мало конкуренции».

   Первая характерная черта олигополии заключается в немногочисленности фирм в отрасли. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Когда относительно малое число фирм господствует на рынках товаров и услуг – эта отрасль является олигополистической. Как правило, когда мы слышим: «Большая тройка», «Большая четверка» или «Большая шестерка», очевидно, что указанная отрасль является олигополистической.

   Вторая  черта – производство стандартизированных или дифференцированных продуктов. Такие продукты, как сталь, цинк, медь, алюминий, свинец, цемент, технический спирт и т.д., являются стандартизированными продуктами. Другие продукты, как автомобили, множество бытовых электрических приборов, компьютеры. сигареты и т. д., являются дифференцирован-ными. В развитых странах примером олигополии может быть автомобильная, сталелитейная промышленность, табачные фирмы, производство алюминия.

   Третья  черта – наличие барьеров для вступления в отрасль. Вспомните бег с барьерами и поймете что такое барьеры в экономике, в частности, в олигополистической отрасли. Такими барьерами в олигополистической отрасли являются эффекты масштаба и низких издержек.

    1. Эффект масштаба означает, что в условиях олигополии могут выжить только крупные фирмы. Достаточно эффективное производство возможно только при небольшом числе производителей. Эффективность требует, чтобы фирма контроли-ровала большую долю совокупного рынка. Следовательно, множество фирм с небольшими масштабами (размерами) не могут выжить. Реализация эффекта масштаба предполагает, что число конкурирующих производителей одновременно сокращается вследствие банкротства или слияния. Например, в автомобильной промышленности США в 80-е гг. минимально эффективный объем выпуска составлял 300 тысяч машин в год. Поскольку многие предприятия производили не менее двух моделей одновременно, стоимость такого завода обычно превышала три миллиарда долларов. Такие крупные инвестиции доступны далеко не для всех фирм, поэтому создаются объективные предпосылки для сохранения ведущего положения автомобильных заводов-гигантов. Отметим, что если в начале ХХ века число американских автомобильных фирм приближалось к 200, то уже в конце 20-х гг. их число не превышало 50. А сейчас сузилось до « Большой тройки»: «Дженерал моторз», «Форд», «Крайслер» - на её долю приходится около 90% продаж автомобилей.
    2. Эффект низкий издержек означает, что в условиях олигополии, чтобы добиться низких издержек на единицу продукции, вновь вступающие фирмы должны быть крупными производителями. На пример, чтобы сейчас вступить в автомобильную отрасль США, потребуется вложить только в машины и оборудование миллиарды долларов.

   На  практике эффекты масштаба и издержек являются труднопреодолимыми барьерами для вступления в отрасль. Но существуют и другие барьеры для вступления в олигополистическую отрасль. Одна из них может быть связана с патентной монополией, как это происходит в наукоемких отраслях, контролируемых фирмами типа «Ксерокс», «Кодак», «IBM» и др. На протяжении всего срока действии патента фирма надёжно защищена от внутренней конкуренции.

   Среди других причин – монополия контроля над редкими источниками сырья (на пример, нефтяной картель «Семь сестер»), запредельно высокие расходы на рекламу (в производстве сигарет, прохладительных напитков или в шоу-бизнесе). Есть и некоторые другие барьеры естественно сложившиеся или искусственно созданные, которые возникают вновь и вновь.

   Четвертой чертой олигополии является эффект слияния. Поводом для слияния могут служить разные причины: объединение двух или более фирм дает возможность новой фирме добиться большего эффекта масштаба или более низких издержек производства или то и другое вместе. Кроме автомобильной промышленности можно привести примеры и других отраслей обрабатывающей промышленности США (производство домашних холодильников, пылесосов, стиральных машин, электрических лампочек, открыток, телефонных аппаратов), для которых характерна высокая степень централизации производства.

   Пятой чертой олигополии является всеобщая взаимозависимость. Это означает, что никакая фирма в олигополистической отрасли не осмелится изменить свою ценовую политику, не попытавшись рассчитать наиболее вероятные ответные действия своих конкурентов. Ситуация, с которой сталкиваются олигополистические производители, напоминают положения участников таких игр, как покер, бридж или шахматы. Трудно узнать заранее, как наилучшим образом сыграть в покер, потому что неизвестно, как другие участники игры сыграют своими картами. Игроки выбирают линию своего поведения в соответствии с действиями и ожидаемыми реакциями соперниками. Подобно тому, как шахматист должен учитывать возможные ходы противника, олигополист должен быть готов к различным (нередко альтернативным) вариантом развития ситуации на рынке в результате различного поведения конкурентов. Таким образом, олигополия представляет собой более сложную  хозяйственную ситуацию на рынке. 
 

    

Определение цены и объема производства. 

   Как олигополии определяют цены и объем производства? Если чистая конкуренция и  монополистическая конкуренция относятся к ясно очерченным рыночным моделям, то олигополия – нет. Существует как «жесткая» олигополия, при которой две или три фирмы господствуют на всем рынке, так и «расплывчатая» олигополия, при которой шесть или семь фирм делят, скажем, 70% или 80% рынка, в то время, как оставшаяся часть рынка делят «конкурентное» окружение. Существование различных видов олигополии мешает выработки простой рыночной модели, которая дает объяснение олигополистического поведения. Всеобщая взаимозависимость осложняет ситуацию, а неспособность фирмы предсказывать ответные действия ее конкурентов делает фактически невозможным определить спрос и предельный доход, с которыми сталкивается олигополист. А без таких данных фирма не может спрогнозировать даже теоретически цену и объем производства, максимизирующие ее прибыль.

Информация о работе Олигополия